Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Окончание. Начало в №34 (739)
На вопросы отвечает архиепископ Верейский Евгений, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Московской Духовной академии и семинарии.
– Владыка, звонок – Сургут на связи.
– У нас в храме раньше был настоятель, он очень строго соблюдал правила. Допустим, пост – мы должны поститься, без платка в храм нельзя, обязательно в юбке приходить. А сейчас священники приходят помоложе и попроще относятся к этому… Как к этому относиться?
– Что я могу сказать? Пост – это очень серьезная сторона жизни каждого православного. Но его строгость зависит от очень многих факторов, нельзя формально подходить к этому вопросу. В богослужебных указаниях есть даже очень краткие указания в календаре – определено, допустим, что разрешается вкушать в те или иные дни. Но вкушение пищи – не самый главный вопрос, здесь нужно учитывать состояние здоровья, возраст, род деятельности человека. Если очень строгий пост приведет к тому, что человек потеряет здоровье или попадет в больницу, значит, цель поста не достигнута, значит, вы находитесь на неправильном пути. Поэтому каждый священник может какие-то внешние требования высказывать, один так, другой так, но чтобы получить рекомендации, нужно на Исповеди или в частной беседе объяснить священнику ваш род деятельности, насколько вы можете строго соблюдать пост, и он даст вам конкретные рекомендации. В одежды есть традиция определенная.
– Владыка, вопрос из Магнитогорска.
– Существует ли институт военных священников? Если существует, то какое получить образование, чтобы стать именно военным священником?
– Есть договоренность с министерством обороны о введении в действующих частях военного духовенства. Для этого в любом случае должна быть общая богословская подготовка, конкретной подготовкой занимается Свято-Тихоновский университет. Принятие сана потребует от вас богословских знаний, что требуется любому священнику. А непосредственно военная подготовка – это уже некая специализация.
К тому же договоренность такова, что допускают в воинские части тех священнослужителей, которые в свое время служили в армии не просто срочную службу, а, как минимум, в офицерском звании. Пока такие условия и требования.
– Продолжим разговор о духовном образовании – хотел спросить, насколько котируются дипломы духовной семинарии, академии в светских организациях?
– Здесь есть некий парадокс – официально наши дипломы не признаются государством.
– Почему?
– Поскольку мы не прошли аккредитацию. Закон о свободе совести предыдущий, который был при Президенте Ельцине, предписал получать лицензию, как и все учебные заведения в нашем государстве, но эта лицензия не давала права выхода на аккредитацию, и мы ее получали. Требования тогда были нежесткие – нужно было только получить заключения пожнадзора, санэпидемстанции, и вы получали лицензию. То есть просто государство контролировало, в каких условиях учатся студенты. В какой-то степени, мне показалось, министерство образования оказалось в растерянности, когда им предписали лицензировать наши учебные заведения. Но в силу того, что религиозные организации по закону отделены от государства, министерство образования категорически выступало против того, чтобы мы выходили на аккредитацию, объясняя это тем, что наш юридический статус – религиозная организация, учебное заведение. Даже прежний закон об образовании не говорил о нас как о религиозной организации, о нас говорил только закон о свободе совести.
И вот пока не были приняты поправки в закон, что религиозные организации могут выходить на аккредитацию, мы не могли пробить эту брешь. Эти поправки были приняты несколько лет назад, и мы получили лицензию, которая дает право выхода на аккредитацию. Если все нормально пойдет, то в следующем учебном году, 2013 – 2014, мы и Санкт-Петербургская академия можем выходить на аккредитацию.
– Насколько я знаю, прецедент уже есть?
– Смоленская семинария. Они программу подготовили несколько раньше и поэтому аккредитацию получили.
– Спасибо, Владыка, у нас новый звонок. Снова Магнитогорск на связи.
– Раба Божия Надежда. Евангелия были созданы на греческом языке, Господь наш говорил на еврейском языке. Святой Дух первое, что дал апостолам, – это языки разные, чтобы люди понимали. Кирилл и Мефодий перевели всю службу на славянский язык, они пришли к южным славянам. Почему мы должны истуканами стоять, извините за выражение, а греки, южные славяне понимают? Мне кажется, главное не красота, о которой говорят, а понимание? Спасибо.
– Я так понял, что вы ратуете за то, чтобы перевести всю службу на русский язык?
– Да.
– Знаете, если сейчас провести опрос общественного мнения, то вы будете не в большинстве. Я вам больше скажу, если даже перевести на русский язык, все не поймете – там заложен глубочайший смысл: факторы исторические, догматические, учение Церкви и многое еще. Сам по себе перевод не даст того понимания, о котором вы говорите. Я, как и очень многие, считаю нецелесообразным переводить на русский язык богослужение. Некоторые моменты намного благозвучнее звучат на церковно-славянском языке, чем на русском. Я вспоминаю слова академика Лихачева (он человек светский, да, но специалист в своей области), так вот, он как-то сказал про реформу русского языка: «Сложно научиться кататься на велосипеде, но один раз научился – и всю жизнь катаешься». Да, нужен определенный труд, чтобы изучить, понять и так далее, и труд немалый. Тем более если вопрос касается понимания нашего богослужения – стоит потрудиться.
Продолжение. Начало в №28, 30, 33, 34 10-летию освящения Храма-Памятника на Крови посвящается16 июля 2013 года исполнилось 10 лет со дня освящения Храма-памятника на Крови в честь Всех Святых, в Земле Российской Просиявших. Этот величественный собор, построенный на месте мученической кончины Царской Семьи, стал главным храмом для многих наших современников.
В духовной семинарии столицы Урала прошли вступительные испытания на пастырско-богословское и певческо-регентское отделения. Первое испытание для всех абитуриентов – психологическое тестирование, призванное определить психо-эмоциональное состояние поступающего, его способности к обучению и личностному развитию.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.