Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №29 (734) → Иерей Андрей Васильев: «Истина сделает вас свободными»

Иерей Андрей Васильев: «Истина сделает вас свободными»

№29 (734) / 5 августа ‘13

Беседы с батюшкой

В этой теме:

Беседы с батюшкой
Бодрствовать над собою. Протоиерей Артемий Владимиров
Беседовал Сергей ЮргинБеседы с батюшкой
Cвященник Кирилл Кузовников: Мы ответственны за получаемые дары
Беседовал Лев Бохолдин

– Как и всегда, хочется начать со слов благодарности всем, кто продолжает присылать замечательные вопросы, являя интерес к темам, которые мы обсуждаем в рамках наших с вами кратких встреч. Сегодня поговорим о том, что такое свобода.

Многие люди считают: чтобы обрести настоящую свободу, необходимо обзавестись большим количеством денег, и предпринимают для этого всевозможные усилия. Но, как показывает практика, деньги – не эквивалент свободы, не постоянное явление. Совсем недавно мы пережили глубочайший экономический кризис, когда многие лишились больших состояний и огромного количества денег, некоторые люди буквально обнищали, лишившись радостного благополучия.

Некоторые считают, что свобода – это когда ты можешь передвигаться без всяких границ и оказаться в любой части мира, но для этого опять-таки необходимы средства. И многие люди, пытаясь приобрести эту самую свободу, ощущают пустоту: постоянное передвижение или рассматривание мира, его красот, не способствует самореализации, а человек имеет потребность чего-либо достигать в своей жизни, реализовывать внутренние способности.

Некоторые считают, что свободу может принести власть и, стремясь к достижению властного Олимпа, они порой вынуждены переступать через собственные внутренние моральные правила – власти в современном мире невозможно порой достичь честным путем.

Как видим, человек, живущий в сообществе себе подобных, все-таки всегда ограничен всевозможными рамками. Так что утверждать категорически, что в нашем с вами человеческом бытии возможно достичь свободы, не вполне объективно.

Священное Писание предлагает нам другое видение свободы. Первые страницы Библии, повествующие о творении человека, говорят, что Бог сотворил нас по образу Своему и подобию. Одно из свойств Божиих – свобода. Действительно, Господь как Творец всего видимого и невидимого свободен. Его нельзя, грубо говоря, заставить делать что-либо, этим же качеством Он наделил и человека. Читая Евангелие, мы с вами иногда сталкиваемся с весьма парадоксальным явлением, когда Господь не мог сотворить многих чудес по неверию людей. Из этих повествований можно сделать вывод, что иногда человеческая свобода, дарованная Богом, способна ограничить Божественное всемогущество, когда человек, закрывая свое сердце на ключ неверия, не пускает туда Самого Бога. И Господь, как истинная Любовь, никогда не становится взломщиком человеческого сердца, давая человеку возможность реализовать свою свободу даже в своем собственном неверии.

Идя далее по первым страницам Книги Бытие, мы с вами доходим до самого трагического события всей человеческой истории – грехопадения. И вот с этого момента все те дары, которыми наделил Господь человека, получают искаженный вид.

Сейчас мы очень часто слышим о свободе, о любви, однако все люди вкладывают в это понятие совершенно не библейский смысл: нам с вами пытаются навязать мысль, что свобода – вседозволенность, человек должен осуществить все свои потаенные желания, вне зависимости от их качества. Поэтому мы в современной культуре встречаемся со всевозможными проявлениями безобразия, безвкусицы и откровенного уродства, и все это называется свободой.

Наверное, не стоит говорить и том, что понятие любви трактуется совершенно искаженно. Библия предлагает нам видение свободы как, прежде всего, освобождение от рабства греху, рабства дьяволу – после грехопадения человек попал под власть злого и нечистого духа, и до Пришествия в мир Христа Спасителя человеческая воля и свобода были весьма и весьма ограничены этим злым духом. Не случайно на страницах Евангелия мы с вами очень часто встречаемся с повествованиями, в которых рассказывается об одержимости людей. В современном мире, после Пришествия в мир Христа Спасителя, когда действует благодать Духа Святого и существует Святая Церковь, мы с подобными явлениями встречаемся весьма редко.

Достаточно вспомнить Евангельское повествование о бесноватом, в которого вошел целый легион злых духов. Человек тот обладал колоссальной физической силой, разбивал цепи, которыми связывали его добрые люди, желая уберечь от гибели. Он страдал, не мог жить в человеческом сообществе, он был мучим бесами.

Своим Пришествием Господь ограничил власть дьявола, дав возможность через Церковь, в церковных таинствах, человеку совершенствоваться и освобождаться от рабства греху. В таинстве Крещения человеческое сердце навсегда запечатывается для входа туда злого и нечистого духа, и поэтому лукавый не может насиловать человеческую личность, которая включена в Тело Церкви.

Замечательная беседа произошла некогда у Христа с книжниками и фарисеями, Он призвал их веровать в истину, которая должна сделать их свободными, на что они ответили, что они не рабы. И Господь далее раскрыл состояние, к которому должен стремиться человек, а именно – освобождению от рабства греху. Человек, который служит греху, служит и дьяволу. И когда человек покоряет себя страстям, то его невозможно назвать свободным, даже когда он видимым образом, физически ни от кого не зависит.

Есть жизнеописания святых, которые находились в физическом рабстве, по тем или иным причинам попав в руки людей, делалвших их рабами, но через совершенствование, через исполнение Евангельских заповедей эти люди достигали подлинной внутренней свободы. Находясь в состоянии физического подчинения другому человеку, они внутренне были свободны потому, что сумели очистить свою душу и свое сердце от всякой нечистоты, всякой страсти и всякого греха.

Полная версия программы


Смотрите программу «Откровение» (Эстония) на телеканале «Союз»: четверг 09.30, пятница 17.15. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 
Уроки Православия

О рассудительности в отношении духовного чтения

Ольга Баталова

Во всем важна мераКаким должен быть день православного человека? Чем он может быть наполнен: какими делами, словами и поступками? От этого зависит наше продвижение по пути спасения. Недавно мне на глаза (и как своевременно!) попалась книга

 
Паломничество

К батюшке Серафиму

Александра Климанова. Ермишь – Дивеево – Рязань

В 90-е годы ХХ столетия трижды ездила с паломнической группой в Дивеево, к мощам Серафима Саровского, и всякий раз не могла насладиться благодатью Божией, изобилующей в этом месте – Четвертом Уделе Пресвятой Богородицы. На душе были такая тишина, блаженство

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс