Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №28 (733) → Над крещеным грех не властвует…

Над крещеным грех не властвует…

№28 (733) / 22 июля ‘13

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, ЕкатеринбургИсследуйте писания

О возмущении

Конечно, после Крещения жизнь без греха возможна; все зависит от степени отрешенности от греха, который вы любите. Корень любви ко греху в нас самих, поэтому надо в самом себе увидеть корень страсти – ложной любви к чему-то помимо Бога, и вырвать ее из собственного сердца. Это и есть путь покаяния, путь духовного делания, для этого нужны и молитва, и пост, и Исповедь, и добрые дела, и все прочее, о чем много написано у святых отцов.

Таким образом, жизнь христианина действительно становится осуществлением, или, как говорят богословы, актуализацией Крещения.

Дух, от которого родился человек в Крещении, хочет действительно преобразить его жизнь и побуждает человека жить по закону Евангельскому. Мы, конечно, к этому не готовы; тогда благодать Божия разными премудрыми способами ставит нас в обстоятельства, когда мы мало-помалу осознав пустоту мирской жизни, свою собственную греховность, побуждаем себя к исполнению заповедей и сделали все то, что свершиться в нас должно было бы еще до Крещения. Именно постепенное познание своих грехов, постепенное приучение себя к добродетели и есть актуализация или осуществление в жизни человека благодати крещенской.

Таким образом, после Крещения в человеке действительно начинается новая жизнь, но увидеть ее в себе сам человек и другие люди могут только в ту степень, в какую они отреклись от греха – умерли для мирской жизни, для закона мира сего, то есть сораспялись Христу.

Далее апостол Павел развивает эту мысль, кристаллизуя ее в совершенно аскетических формах, ярких размышлениях, известных всякому христианину, который хотя бы пытался читать святых отцов.

«Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?

Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя.

Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности.

Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые».

Рабство греху… Мы о нем уже немало говорили в наших беседах, и каждый знает, что любая страсть, любая ложь, любое лукавство и уж, конечно, протестное состояние против Бога и есть рабство греху.

Вот, кстати, по поводу протестного состояния против Бога. Речь не об атеистах, а о том, что часто среди христиан можно встретить людей, которые и в храм ходят, и веруют, и что-то читают, но на деле у них часто возникает внутренний протест, возмущение против того, что говорят священник или епископ в проповеди, что написано в Священном Писании, сказано тем или иным богословом или даже святым отцом. Когда им приводят слова, например, Иоанна Златоуста или Василия Великого, они возмущаются и говорят: «Да как жить в таких условиях? Невозможно так жить! Это все неправильно». Или когда священник в проповеди говорит, как надо исполнять заповеди Христовы, непременно скажут: «Да откуда он знает? Он сам ничего не сделал, а нас учит». Конечно, можно и священника обвинить, что он что-то не делает (или нам кажется, что не делает). Важно не это, а рождающийся протест. Нам говорят правильные слова, а у нас они вызывают возмущение. Само слово «возмущение» происходит от слова «муть» – поднимается какая-то муть со дна души, это не мирное состояние, оно не Христово. И главное, эта муть возмущения поднимается в нас практически бессознательно, мы понимаем, что возмущены, что мы в гневе, что мы осуждаем, – а не можем проследить, как в нас зародилась эта страсть возмущаться. Потому что на самом деле это тоже рабство греху: нас потянули за ниточку, а мы, как куклы у кукловода, тут же сделали движение, которого от нас и ждали. Раз мы не можем сдержать проявление нашей страсти, наших гневных, раздражительных и еще каких-то ревностных чувств, это говорит о том, что на самом деле мы рабы греха, мы не владеем собой. А если мы не владеем собой, значит, не можем заставить себя сделать так, как велит Христос в Евангелии, значит, мы рабы греха. Это же очевидно.

Никто не может оправдаться, сказать: «У меня такой темперамент, меня довели». Но если нас «доводят», если мы не владеем своим темпераментом, значит, мы не хозяева себе. А кто наш хозяин, если мы делаем то, чего делать не хотим? Вот так и проявляется рабство греху. У него еще и глубже есть проявления, гораздо более тонкие: и самонадеянность, и желание во всем полагаться на себя. Это то же рабство греху.

Если человек не взыскал Бога и не исповедует Его Хозяином своей жизни и не ждет всегда от Него помощи, благословения, благодати, – значит, человек раб греху, он не сам по себе живет, пусть ему так кажется. И Крещение как раз и дает свободу от греха, если, как мы говорили, есть решимость к нему не возвращаться, если человек готов подчинить себя закону праведности. Вот это подчинение закону праведности апостол Павел и обозначает как рабство праведности. Да, человек крещеный, уверовавший во Христа, должен стать рабом праведности. И здесь разрушаются всякие попытки самообольщения или обольщения со стороны внешних, которые говорят, что у вышедшего от купели человека только свобода, он сын Божий и друг Божий, и все должно быть легко, просто и радостно. Нет, человек должен усилием своей воли сделать себя рабом праведности – заставить самого себя жить по закону той жизни, которая в нем теперь живет. Как и говорит Христос: «нуждницы», то есть употребляющие усилия, нудящие себя к исполнению иного закона жизни достигают Царства Божия. Конечно, на самом деле все сложнее и глубже, но апостол Павел отмечает, что это он специально говорит по рассуждению человеческому, чтобы было понятнее.


Смотрите программу «Исследуйте писания» на телеканале «Союз»: понедельник–вторник 19.00, 23.00. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№12 (669) / 19 марта ‘12

Исследуйте писания

Потоп, как прообраз Крещения

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

№22 (727) / 10 июня ‘13

Исследуйте писания

Терпением спасайте души ваши

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

 
Читаем Ветхий Завет

Когда слабеют объединяющие народ связи…

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

О разделенииИтак, мы остановились на том, что образовались два царства – Иудейское и Израильское. Это было Божие наказание за нечестие Соломона.

 
Русская литература

Новозаветная концепция в творчестве И.С. Тургенева: роман «Рудин»

А.А. Новикова-Строганова, доктор филологических наук, профессор, г. Орел

«Рудин» (1855) – первое произведение романного творчества И.С. Тургенева (1818 – 1883) в ряду его замечательных романов: «Дворянское гнездо» (1858)

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс