Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №25 (730) → Христос делает смерть источником жизни

Христос делает смерть источником жизни

№25 (730) / 1 июля ‘13

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, ЕкатеринбургИсследуйте писания

О Крещении

Продолжаем наши беседы по Посланию апостола Павла к Римлянам. В прошлый раз мы говорили о значении таинства Крещения как возрождения к жизни. Под возрождением обычно понимают оживление мертвого или того, что казалось мертвым – так зимой природа умирает, но солнышко пригрело, и она возрождается.

В Крещении происходит другое. Вспомним, что говорит Христос в беседе с Никодимом. Акцент сделан на том, что человек должен переродиться, родиться заново от другого источника: тот источник, из которого мы получили физическое, человеческое бытие, ведет нас к смерти, к тлению и отчуждению от Бога, а надо через Крещение родиться во Христе, родиться от Духа Святого, родиться в Духе – получить возможность привиться ко Христу. И Крещение дает эту возможность. Апостол Павел в самом начале VI главы Послания к Римлянам говорит об этом. Каждый из крещеных людей этот отрывок апостольский слышал: всякий раз во время Крещения именно он и читается.

«Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак. Мы умерли для греха: как же нам жить в нем? Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?

Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.

Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха.

Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем».

Что же такое Крещение? Крещение – это смерть. Потому что купель, в которую погружается человек во время Крещения, – это гроб; человек умирает, его жизнь заканчивается: чтобы родиться заново, прежнее должно умереть. Это первый фундаментальный момент, который надо осознать, когда мы собираемся креститься или пытаемся осмыслить собственное Крещение: чтобы родиться заново, нужно умереть. Другого способа не существует. И купель – это именно гроб, в который погружается человек.

И неслучайно Православная Церковь всегда настаивала: это, если угодно, символическое действие должно очень точно исполняться – чтобы человек действительно погружался в воду (не просто его облили, покропили водой – он должен с головой уйти под воду, как целиком человека кладут в гроб, заколачивая сверху крышкой): его нет, он умер для этого мира (тем более, что под водой человек жить не может, он не рыба). Но он не просто ложится в гроб, он ложится в гроб со Христом, претерпевает смерть вместе с Ним.

Когда человек погружается в купель – это его Голгофа, он вместе со Христом претерпевает распятие. Поэтому Крещение и называется Крещением.

Чтобы люди поняли сердцем, что же на самом деле означает таинство Крещения, Церковь вновь и вновь свидетельствует это чтением данного отрывка апостольского и многих молитв, которыми сопровождается таинство.

Если бы людям сказали: «Хотите распяться со Христом? Несите молоток, гвозди, мы вас сейчас прибьем к Кресту, на котором был распят Христос», наверное, согласились бы только те, кто уверовал в вечную жизнь, кто возлюбил Христа настолько, что готов умереть вместе с Ним. Крещение – это распятие со Христом, схождение в гроб вместе со Христом.

Крещение – это наша Великая Суббота, а не просто семейное событие. Разбирая книги Священного Писания Ветхого Завета, мы говорим, что как раз Крещение и является исполнением Заповеди Божией о субботе. Суббота есть упразднение от всех дел – суббота должна быть всецело отдана только Богу целиком, ни на малейшую суету, даже на приготовление пищи не должен был человек отвлекать свое внимание, только в Боге должны были быть его сердце, его воля, его ум, его тело. И именно в субботу Сын Божий, Бог, ставший Человеком, почил в самом прямом смысле этого слова. Он действительно почил, действительно уснул и был положен в гроб. И каждый христианин, почитая субботу, подходя к Крещению, ложится со Христом вместе в гроб. Это означает, что он упраздняется от всех иных дел, кроме тех, как быть с Богом. Это и есть подлинное субботство. И всякий христианин исполняет субботу в день своего Крещения. Ни телом, ни душой, ни мыслью человек не должен, входя в купель, думать ни о мире, ни о том, что там оставлено, ни о том, что там есть у него заботы.

Конечно, возникает вопрос: что же теперь, совсем ничего не делать? В рамках одной беседы на него не ответишь. Сейчас же вкратце заметим, что вышедший из купели человек, даже если он возвращается к прежним своим обязанностям и служениям, должен вернуться к не прежней суете, а, по слову апостола Павла, «едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» – во имя Божие, по воле Божией, с силой и благодатью Святого Духа: ничего в жизни не делайте во имя свое, по воле своей, по похотям своим, по воле плоти своей, по суете и по закону мира сего.

Таким образом, важно подчеркнуть: субботствование, когда человек разделяет со Христом положение во гроб, есть умирание для суеты и греха. Он действительно должен умереть для них. Как мы увидим еще не раз, именно это труднее всего, ведь мир корнями своими произрастает из нашего сердца, из наших привычек – мы же потомки Адама и всеми своими корнями, всеми клеточками своими привязаны к нему. Но все надо оторвать и в подлинном смысле слова умереть.


Смотрите программу «Исследуйте писания» на телеканале «Союз»: понедельник–вторник 19.00, 23.00. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№12 (669) / 19 марта ‘12

Исследуйте писания

Потоп, как прообраз Крещения

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

№22 (727) / 10 июня ‘13

Исследуйте писания

Терпением спасайте души ваши

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

 
Читаем Ветхий Завет

Строительство храма

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

Соломон, как прообраз ХристовСовсем не случайно в Деяниях святых апостолов первомученик архидиакон Стефан подчеркивает именно относительную значимость храма. Когда его призывают на суд первосвященника

 
Русская литература

«Согласие в мыслях и стремлениях». Н.С. Лесков о браке и семье

А.А. Новикова-Строганова, доктор филологических наук, профессор, г. Орел

Николай Семенович Лесков (1831 – 1895) – выдающийся мастер художественного слова – оставил нам в наследие непреходящие идеи о человеке и мире.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс