Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №13 (718) → Спасение – одно на всех

Спасение – одно на всех

№13 (718) / 1 апреля ‘13

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, ЕкатеринбургИсследуйте писания

Об оправдании верой

Мы приступаем к самому значительному разделу Апостольского корпуса – посланиям апостола Павла. Это самый известный, самый глубокий по содержанию раздел Апостольского корпуса. Многие святые отцы, богословы, проповедники обращались к трудам апостола Павла именно потому что в них содержатся важнейшие положения, касающиеся бытия Церкви, того, что богословы называют экклезиологией, – об оправдании верой, об усыновлении каждого человека, уверовавшего Богу, о церковной структуре – о том, что составляет суть и повседневную реальность духовной церковной жизни. Не мудрено, что люди обращаются к ним вновь и вновь.

Чтобы как-то сориентировать верующего человека в безбрежном море литературы, посвященной посланиям апостола Павла, я порекомендую толкования святителя Феофана Затворника, который объял своим духовным взором, своим опытом все послания апостола. Его толкования доступны всякому, кто захочет к ним обратиться. Там содержатся и исторические свидетельства, и некоторые научные данные, полученные во времена Феофана Затворника, и очень глубокий анализ всей святоотеческой традиции, и собственные очень глубокие, проникновенные рассуждения о свидетельствуемом апостолом Павлом в его посланиях.

Теперь обратимся к Посланию, которое в Синодальном издании стоит первым. Это Послание к Римлянам. Обстоятельства его написания ничего особенного не представляют. Именно Феофан Затворник склоняется к тому, что Послание это возникло некоторым образом случайно (если есть место случайности в мире, управляемом Промыслом Божиим). Как пишет святитель Феофан, некто из окружения апостола Павла собрался в Рим, и, воспользовавшись этим случаем, апостол Павел пишет это Послание по Промыслу Божию, духом очень стремясь туда прийти – ему известно, что в Риме есть уже христианская община (письмо обращено не к язычникам или иудеям, а к уже уверовавшим, собранным в Церковь христианам, о которых известно даже в таких отдаленных местах, как Македония и даже Малая Азия). То есть община, видимо, создана достаточно давно, но не трудами какого-то конкретно апостола, – уж тем более не апостола Павла, у которого был принцип – никогда не строить на чужом основании, никогда не продолжать труда там, где основание положил кто-то прежде него. Возможно, он потому так спешит, торопится в Рим, что знает: в этом великом городе, главном городе Римской империи, цитадели и язычества, и власти, городе чрезвычайно развращенном, есть великое множество людей, склоняющихся к вере в Бога и нравственной жизни. Он знает об этом и всем сердцем стремится донести до них весть о Христе, чтобы как можно раньше услышали они апостольское свидетельство. Итак, апостол Павел торопится. Из этого мы, зная принципы апостола Павла, можем заключить, что никто из апостолов еще в Риме не был, но община уже есть.

Как она могла образоваться, очень подробно пишет святитель Феофан Затворник. Люди, пришедшие в день Пятидесятницы в Иерусалим, были собраны со всей империи – со всего света, можно сказать; по понятиям того времени, за границами Римской империи простиралась варварская тьма. Иудеи, пришедшие в Иерусалим, обращенные к Богу, принявшие обряд обрезания язычники, были участниками событий того дня Пятидесятницы, многие из них крестились. И эти крещеные в первые дни после Пятидесятницы иудеи или, что более вероятно, некоторые из тех, кого Священное Писание называет прозелитами, вернулись в места своего жительства, в том числе и в Рим, и там, естественно, сеяли семена этой проповеди и образовали общины уверовавших во Христа людей. Там могла установиться своя иерархия, но, так или иначе, жизнь этой римской общины была известна и апостолу Павлу, и очень многим христианам за пределами Апеннинского полуострова. К римской общине христиан и адресует где-то около 58–59 года свое Послание апостол Павел.

Тема Послания апостола Павла к Римлянам носит общий характер, это свидетельство, что человек спасается верой. Некоторое внимание апостол Павел уделяет вопросу общения уверовавших язычников и уверовавших иудеев. Обличая и тех, и других, вдохновляя и тех, и других, он делает вывод, что и тем, и другим нужна вера во Христа, что ни те, ни другие без веры во Христа спастись не могут, что отныне спасение одно-единственное и общее для всех. Собственно, в этом и суть Послания, поскольку апостол Павел, по Промыслу и по воле Божией, является апостолом язычников. Он так или иначе касается вопроса взаимоотношения внутри Церкви язычества и иудейства и в других своих посланиях.


Смотрите программу «Исследуйте писания» на телеканале «Союз»: понедельник–вторник 19.00, 23.00. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№12 (669) / 19 марта ‘12

Исследуйте писания

Потоп, как прообраз Крещения

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

№22 (727) / 10 июня ‘13

Исследуйте писания

Терпением спасайте души ваши

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

 
Читаем Ветхий Завет

Главная жертва, которую принимает Бог от человека, есть послушание Ему

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

Об испытании царствованиемМы принимаем обеты, и получается только одна неправда – ни нам, ни окружающим это не приносит никакой пользы.

 
У книжной полки

Подвиг старчества

Андрей Печерин

«Любовь покрывает все... Жизнь и поучения иеросхимонаха Михаила (Питкевича), старца Валаамского и Псково-Печерского» Иеросхимонах Михаил был одним из наиболее богомудрых и смиренных старцев ХХ века. Почти вся его монашеская жизнь прошла в стенах Валаамской обители – сначала на островном Старом Валааме

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс