Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №2 (707) → Цель жизни христианина – стяжание Духа Святого

Цель жизни христианина – стяжание Духа Святого

№2 (707) / 8 января ‘13

Протоиерей Евгений ПопиченкоЦерковный календарь

В этой теме:

Церковный календарь
Душа человека – поле битвы Добра и Зла
Протоиерей Евгений Попиченко

15 января – празднование преставления и второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского, чудотворца

Это один из самых любимых русских святых. Он приобрел любовь не знатным положением и даже не величайшим успехом миссионерских подвигов, хотя это один из великих миссионеров – его миссия продолжается до сих пор, его молитвенное предстательство за землю Русскую хранит наш народ. Cтарец Серафим cтяжал всенародное почитание и любовь своим величайшим смирением, которым он уподобился своему Господу и Богу, Спасителю. Родился святой в Курской губернии в 1759 году в семье купца, который в подрастающем юноше видел своего преемника, а Прохор Мошнин, как звали в миру преподобного Серафима, тяготел сердцем к Богу. Совершив паломничество в Киево-Печерскую обитель, он благословился у тамошнего старца и духовника, и тот указал ему место его подвигов – Саровскую обитель. От всей горячей души и глубокой веры принял преподобный благословение, и началась его невидимая духовная брань с духами злобы поднебесными, которую всякий инок проводит молитвой, постом, терпением и смирением.

Через какое-то время Прохор принимает иночество с именем Серафим, затем диаконский сан, в котором чудесным образом сподобляется видения Господа, Которого видел входящим в церковь и шествующим через весь храм, затем вошедшим в икону – образ Спасителя. Серафим испытал такое потрясение, что его были вынуждены завести в алтарь, и в таком состоянии он провел несколько часов. Дав пережить величайшую радость от встречи с Собой, Господь от нас ожидает взаимного движения и ревностных подвигов. С чего бы человеку, который и так отрекся от мира и проводит скромное подвижническое жительство в строгом монастыре, воспринимать на себя дополнительный подвиг? Но преподобный на тысячу дней и ночей, то есть почти на три года берет на себя такой подвиг – стоя на камне и в стужу, и в зной, в дождь и в град, непрестанно призывает благодать Божию в молитве: «Боже, милостив буди мне, грешнику».

Все было в жизни преподобного – и скорби, и ненависть человеческая, и смертельные болезни, от которых избавляла его десница Божия явлением Пресвятой Богородицы, неоднократно посещавшей святого. 12 раз являлась ему Божия Матерь и говорила: «Сей от рода нашего». Затвор, уединение, пустынь, затем одно из самых тяжелых испытаний для сердца, любящего тишину молитвенного уединения, – старческое служение народу.

Народ-то у нас падок до старцев – все хочется найти человека, который расписал бы всю будущность. Старец-то расскажет, но готовы ли мы выполнять волю Божию, которую Господь открывает через Своего возлюбленного ученика? Величайшее испытание тщеславием, признанием и похвалой этого мира можно преодолеть, приобретя величайшую Божественную добродетель смирения и любовь. Именно любовью согревал преподобный Серафим сердца приходящих к нему, обращаясь к любому со словами: «Радость моя, Христос Воскресе!». Попробуйте приветствовать друг друга такими словами, но они застрянут у нас в горле, будут фальшивыми, искусственными, потому что радости Пасхи на сердце, как правило, мы не имеем.

Почему последний этап жизни преподобного, старческое служение, назван одним из самых тяжелых? Наш народ с маниакальной настойчивостью ищет для себя руководителя из старцев, абсолютно не понимая, что это за взаимоотношения, насколько серьезны и ответственны они должны быть. Если уж приходского батюшку без усов и бороды люди готовы сделать своим духовным наставником и прямо требуют от него: «Скажи мне волю Божию – жениться или не жениться? Продавать или не продавать?», что говорить про пожилых батюшек, у которых есть большая седая борода? Они уже априори записаны в пророки и вещатели судеб Божиих. Если у человека всероссийское почитание, «к нему не зарастет народная тропа»...

Наш народ-то грамотный, он и сам все знает. В медицине постоянно с этим сталкиваются. Приходит человек: «помогите доктор, то и то болит». Доктор пытается, в меру своего опыта и образования, человеку помочь и наталкивается на стену сопротивления («дорого, побочный эффект, это не от того»). Человек сам прекрасно знает, как себя лечить, врач только должен дать санкцию – рецепт, а рецепт человек еще посмотрит в аптеке: это возьмет, это не возьмет, два из семи компонентов купит и будет ими лечиться. То же происходит и в духовной сфере – человек приходит с какими-то своими установками («хочу сделать так-то и так-то»), а старец-то волю Божию возвещает, а воля Божия очень часто с самовольным «хочу» не согласуется, а смирения и послушания нет.

Вот и происходит тяжба: старец говорит – «делай», а он говорит – «а можно так, а можно этак». Ну и что делать? Приходится старцу смиряться; хотя он знает, что ничего хорошего от этого не будет, но говорит: «Делай как хочешь». Человек уходит довольный.

Преподобный Серафим открыл нам с вами, дорогие мои, цель христианской жизни. Мы все его слова знаем, но часто, воспроизводя их как механическую формулу, не отдаем себе отчета, что это такое.

Своему «служке» Мотовилову (это Мотовилов так себя называл – «служка Серафимов») преподобный открыл, что цель христианской жизни – стяжание благодати Духа Святаго Божиего. Стяжание – значит приобретение. Вот и подумаем, через что оно происходит и происходит ли в нашей жизни вообще – приобретаем ли мы благодать Духа Святого Божия? Дай Бог, чтобы каждый из нас понимал, зачем он живет, стремился к Богу и прилагал конкретные усилия для приобретения благодати Святого Духа Божия. Радости всем и мира о Духе Святом.


Смотрите программу «Церковный календарь» на православном телеканале «Союз»: ежедневно 06.45, 08.45, 16.45, 21.15. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
Церковный календарь

Душа человека – поле битвы Добра и Зла

Протоиерей Евгений Попиченко

14 января – праздник Обрезания Господа Иисуса Христа На восьмой день по Рождестве Христовом Божественный Младенец был принесен в храм и обрезан согласно Закону, существовавшему в Израиле еще с эпохи Авраама. При этом Ему нарекли имя Иисус, как и благовестил Архангел Гавриил

 
Дивен Бог во святых Своих

«В мире скорбны будете, но дерзайте...»

Андрей Печерин, научный сотрудник кафедры церковно-исторических и гуманитарных дисциплин ЕПДС

11 февраля – Собор Екатеринбургских святыхВсего в Екатеринбургской епархии пострадали более пятидесяти священнослужителей. Обо всех расскажет проект телеканала «Союз». 30 июля 1918 года в село Пышминский завод ворвалась группа красноармейцев, 22 человека из конной разведки Жабенева и отряда матроса Хохрякова

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс