Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №46 (703) → Пройти через соблазны и искушения

Пройти через соблазны и искушения

№46 (703) / 3 декабря ‘12

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, ЕкатеринбургИсследуйте писания

О возрастании в Истине

Скажем несколько слов о Втором и Третьем соборных посланиях апостола Иоанна Богослова. Они очень небольшие, в каждом из них по одной главе. Тем не менее, там есть моменты, вызывающие вопросы.

Во Втором Послании больше всего вопросов возникает по поводу самого начала:

Старец – избранной госпоже и детям ее, которых я люблю по истине, и не только я, но и все, познавшие истину, ради истины, которая пребывает в нас и будет с нами вовек.

Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви.

Старец – это сам апостол Иоанн Богослов, а кто же эта госпожа и дети ее, которых любит этот старец? По общепринятому толкованию, речь идет не о конкретной женщине, а о Церкви Христовой. Естественно, она – госпожа, невеста Агнца, как мы увидим это в Книге Откровения Иоанна Богослова, жена, облеченная в солнце, в красоту, светящаяся светом Божественным.

В Евангелии много таких мест, где люди собираются на брачный пир. Сын Божий вступает в брачный союз с Церковью своей, то есть с каждым человеком, вошедшим в Церковь. Апостол обращается к Церкви уважительно, называет ее госпожой и не просто видит людей, а видит их как некое единство, и отнюдь не абстрактное (до сих пор, если какая-нибудь епархия оказывается без епископа по причине его смерти, кафедру называют вдовствующей).

Эти образы очень содержательны. И в богослужении, и в каноническом праве постоянно присутствует образ супружеских брачных отношений. Этот образ и использует апостол Иоанн Богослов.

Можно понимать под госпожой, к которой обращается апостол, какую-то конкретную поместную Церковь – здесь не обозначается, какую именно. А можно понимать, что апостол Иоанн обращается к Церкви вообще. Потому что в сознании апостола и каждая поместная Церковь, возглавляемая епископом, и вся Церковь в полноте, Вселенская Церковь – тоже есть Церковь, единое существо, единая госпожа, ищущая и ожидающая брака со своим возлюбленным Женихом. Так что это Послание не сугубо частное, но адресовано Церкви и носит церковный характер.

Еще один момент, на который хотелось бы в этом Послании обратить внимание:

Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист. Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду. Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца, и Сына.

В Первом Послании апостола Иоанна мы видели предупреждение: в мир приходит много лжеапостолов, лже-проповедников. Они приходят в мир, придут, уже есть. И во времена апостола Иоанна Богослова было ясно, что их будет больше, но он продолжает…

Пусть они приходят, пусть они есть. Да, это вещь печальная и неизбежная, но наблюдайте не за ними, а за собой, чтобы вам не потерять то, что вы имеете, – сокровище, которое дано было вам в таинстве Крещения, в таинстве Миропомазания, не отдать обольстителям своей награды и не потерять свою душу, не прельститься и не потерять своей связи с Богом, как Ева…

Бог, который мог запретить змию попасть в рай, – не запретил. Обольститель приходит проверить человека, насколько он в Боге, насколько он верен Ему, насколько терпелив, насколько доверяет Богу, насколько любит Его. Приход обольстителя есть, с одной стороны, попущение Божие; с другой стороны, обольщение необходимо, чтобы человек, пройдя искушение, утвердил себя в верности Богу. «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит», – сказал Христос. Соблазнам должно прийти, ибо как может не прошедший через искушения человек явить свою любовь к Богу, показать, что он действительно верит в Него, если никогда в жизни не был в обстоятельствах, которые разрушали бы веру, отторгали от Бога?

Ситуация ныне – точно как была в раю; так будет до тех пор, пока не кончится этот мир. Всякий человек, приступивший и уверовавший в Бога, так или иначе проводится через ряд испытаний. Одно из этих испытаний – встреча с какой-то лестью, прелестью, обольщением. У каждого свои слабые места, но, попадая в атмосферу обольщения, человек может явить твердость своего духа в следовании за Богом. Не то чтобы Бог его искушает, нет. Эти обольщения приходят, потому что этого хочет чья-то злая воля, а Бог даровал человеку свободу. Мы не можем искоренить всех обольстителей в этом мире, это в принципе невозможно (и не является нашей задачей), но важно самим не попасть под обольщение, сохранить веру во Христа среди обольщающих и отвлекающих от этой веры обстоятельств.

Следующий момент из Второго Послания апостола Иоанна Богослова – это свидетельство, что «всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога». Здесь речь идет не о знании или понимании догматики. Речь о Духе Святом, о Евангельской правде, о Кресте. Когда апостол говорит о преступающих Учение Христово, речь идет о необходимости и обязательности Причащения Тела и Крови Христовых, о стяжании Святого Духа, о верности Ему, Богу, о стоянии в любви: о вещах, которые понятны любому человеку независимо от национальной принадлежности, уровня образования, светского или богословского. Любой человек способен вместить в себя Евангелие и, вместив, сохранять верность ему до конца своей жизни.

Это не значит, что догматика не нужна или не имеет смысла. Просто здесь апостол Иоанн Богослов говорит о других вещах: не о верности положениям догматического богословия, а о верности Евангельскому Духу, основным положениям Евангельского свидетельства, что в первые века христианства и называлось Учением Иисуса Христа, – это Крещение, Причастие, любовь к Богу, к ближним, верность Церкви и единству, которое обретается в Церкви.

В заключение – несколько слов о Третьем Послании апостола Иоанна Богослова. Как бы продолжая последние слова Второго Послания, он говорит: «Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине». Предполагается, опять-таки, не то, что человек все знает о Боге или прочитал все книги о Нем. В Истине – это значит во Христе, ведь Христос есть Истина. В Истине – это значит, в Духе Святом, потому что Дух Святой, как пишет Иоанн Богослов, есть Дух истины. Ходить в истине – значит ходить в любви: только любовь – истина. Когда человек ходит во Христе, в Духе Святом, когда в нем живет Бог, когда он стяжает благодать Святого Духа, когда он возрастает в любви к Богу и к людям, когда хранит верность Богу в Духе Святом во всех обстоятельствах своей жизни – это и значит, что он ходит в Истине.

Естественно, для наставника это предмет радости. Именно об этом и должно радоваться, а об отсутствии этого скорбеть. Если люди, которым мы свидетельствуем о Боге, возрастают во всем том, что было сказано, это приносит нам радость. А если они не возрастают – это горе для человека, и только этим критерием руководствуется наставник во Христе. Не то, скорбит ли сейчас человек или нет, есть ли у него преуспеяния мирские или нет, есть у него деньги или нет – не это важно. Важно, как он ходит перед Богом и как он сердце свое утверждает во Христе и в благодати Святого Духа. Это и есть то, о чем печется подлинный апостол и служитель Христов.


Смотрите программу «Исследуйте писания» на телеканале «Союз»: понедельник–вторник 03.00, 10.00, 23.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№12 (669) / 19 марта ‘12

Исследуйте писания

Потоп, как прообраз Крещения

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

№22 (727) / 10 июня ‘13

Исследуйте писания

Терпением спасайте души ваши

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

 
Гражданская позиция

Сердечное делание

Ольга Баталова

Интервью с директором Российского института стратегических исследований, кандидатом исторических наук Л.П. Решетниковым – Люди по-разному приходят к вере. А как было у Вас? – Я родился в 1947 году в Советском Союзе. В нашей семье, как и во многих других в те годы, никогда не говорили о Церкви, о вере и Боге. Вообще.

 
Читаем Ветхий Завет

Ветхозаветные праздники

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

Прообразование в древних обрядах У израильского народа было три важнейших праздника, когда весь народ (точнее, все мужское население Израиля) должен был явиться, как сказано в Библии, пред Лицо Господа, то есть в храм. Пока храма не было, – в скинию

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс