Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №42 (699) → Л.П.Решетников: Национальная идея – вера в Бога

Л.П.Решетников: Национальная идея – вера в Бога

№42 (699) / 5 ноября ‘12

Гражданская позиция

Директор Российского института стратегических исследований, кандидат исторических наук Леонид Петрович Решетников, участник Форума общественности Среднего Урала.

Национальная идея русского народа и тех народов, которые входят в ареал русского народа, – мусульман, буддистов, это идея религиозная. И пока мы к пониманию этого не придем, не будет ни России, ни русского народа.

Слишком много заблуждений…

– С чем Вы приехали в Екатеринбург?

– Екатеринбург – важный центр Урала и вообще России. У Российского института стратегических исследований есть свой информационно-аналитический центр в Екатеринбурге. Я по работе здесь нередко бываю. А сейчас приехал на форум, который вместе с администрацией области проводит Екатеринбургская митрополия, – «Единство – оружие нашей победы».

Многие говорят: нет понимания, что национальную идею рождает нация. Она рождается в толще народа, и когда она появляется, то появляются и люди – эксперты, политики, философы, ученые, которые обобщают родившуюся в сознании нации идею, приводят ее в состояние доктрины, стратегической концепции. И потом вождь – руководитель, президент, царь – эту идею оглашает. Вот, якобы, так рождаются национальные идеи.

Может, собраться и разработать что-то (например, программу коммунистической партии Советского Союза) таким образом и реально, но национальную идею так не разработать.

Нас в последнее время все время подталкивают к такой искусственной толерантности – мол, надо говорить только о том, что объединяет. На мой взгляд, время сейчас раздельное, надо четко и ясно определить позиции, а уж потом думать об объединении. Самим определиться, ведь у нас много заблуждений, в том числе и у православных. Доходит до православного сталинизма, православного социализма, православного коммунизма. Один батюшка сочинил даже слоган, выражающий, по его мнению, национальную идею, – «Александр Невский, Сталин, Достоевский». Это попытка совместить мучителей с мучениками, дьявола с Божественным. То есть даже наши православные люди не понимают, что это практически отречение от Христа. Но, к сожалению, такое происходит, поэтому нам, православным, надо четко и ясно сказать: мы с Иисусом Христом! Господь сказал: «Я есмь истина». А раз мы носители этой истины, то мы не можем выстраиваться в один ряд с теми, кто эту истину или не знает, или полностью отрицает.

Знаете, часто говорят: давайте все объединимся, вот мы тут собрались – социал-демократы, коммунисты, националисты, вон даже православные есть, даже монархисты православные, но вы пока посидите тихо, ребята, вы только сейчас не говорите про Православие, ну ради объединения, потом, потом как-нибудь скажете.

Мы, православные, не можем это делать, мы должны везде и всюду исповедовать Христа, нести ту истину, которой, как мы считаем, владеем.

А сейчас такое объединение, даже этот форум, на мой взгляд, должен называться «Единство во Христе – русское оружие победы». Другого единства, которое приносило бы победу нашему народу, нет. Вот в программе форума написано: посвящено 1150-летию Российской государственности, 400-летию прекращения Смуты и воцарение династии Романовых, и 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года. Все они были одержаны благодаря единству во Христе. «Не нам, не нам, а имени Твоему» – так Александр I отчеканил на памятной медали, так написано на памятнике русским солдатам в Софии в честь победы над турками в 1878 году. Великие слова: «Не нам, не нам, а имени Твоему», – а мы строим огромные памятники человекам. Нам, православным, самим надо четко и ясно определиться, потому что если уже наши отдельные батюшки говорят так, ну, господа, мы куда придем? Разве Александр Невский сопоставим со Сталиным?

У нас еще беда в чем, в том числе и у православных? У всего народа секуляризированый ум – светский ум. Говорят: Александр Невский – наш герой. Но большинство не понимает, что Александр Невский, прежде всего, боролся за веру Христову, что у него, глубоко верующего человека, выбора не было: допустишь орден – потеряешь веру. Вера своего народа – вот высочайшая ценность. Не простая независимость, или, как сейчас говорят, Великая Россия, и каждый вкладывает в это понятие свое. Кто-то десятки, сотни заводов, танков, ракет, кто-то – Россия, как подножие Престола Божия, как говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский. Это же разные вещи.

Вот Сталину действительно было все равно – вера или не вера, дух – не дух, важно, что он строит империю, и человеческая жизнь не имела значения.

Достоевский. Как его можно поставить рядом со Сталиным? Федор Михайлович в дневнике написал, почти точно цитирую: «Русский не православный – дрянненький человечишко». Так и есть.

Весь наш народ трудно назвать русским, потому что в своем большинстве это не православный народ. Что мы сейчас творим? Детские дома переполнены, аборт за абортом, пьянство, убиваем, давим – дрянненькие человечишки, как сказал Достоевский, а он не просто писатель, он все-таки был пророк.

Или, посмотрите, такая логика: «Сталин хотел возрождения исторической России, в сущности, это царь, красный царь, у нас была империя» – это говорят люди, которые в то же время почитают Святого Страстотерпца Царя Николая, не понимая, что Господь дал нам Царя Святого и антипода – слугу дьявола. Некоторые ухитряются креститься перед иконой Царя-мученика и восхищаться Сталиным, то есть совмещают Божественное с дьявольским, не задумываясь, что в результате реформ при Николае II Россия к 1913 году достигла высоких показателей, очень высоких. Все западные эксперты считали, что в середине ХХ века Россия станет первым государством Европы, если она так будет идти.

Просто поражаешься исследователям, которые пытаются сопоставлять аграрную реформу 1906 года, которая была рассчитана на двадцать пять лет, и до Первой мировой войны прошел только ее начальный этап, с коллективизацией. Это даже стыдно сопоставлять – аграрная реформа не только не потребовала человеческих жертв, она привела к тому, что люди стали жить лучше. А сталинская коллективизация потребовала просто отстрела целого крестьянского сословия, которое называли кулаками. У меня как исследователя рука не поднимается сопоставлять.

Я не так давно выступал на одном интернет-ТВ с лекцией на тему, ее надо как можно чаще, эту тему, освещать везде: история Российской империи – самая оболганная история в мире. Пока не восстановим правду, мы не сформируем наш патриотизм.

Мне один азербайджанский исследователь сказал: «Леонид Петрович, неужели Вы не понимаете, что на одной Великой Отечественной войне, какой бы она героической ни была, нельзя строить национальную идею, патриотическое воспитание народа, вы ее замызгаете, затрете, и все умрет. Нельзя. Россия не родилась ни в 1991 году, ни в 1917 году». А у нас та история оболгана.

Трудно быть альтернативой

Все ищут национальную идею. А она лежит в храме. Наша национальная идея была религиозной идеей. Мы, русский народ, получили от Господа миссию нести свет Божественный в мир, быть альтернативой другому миру, не христианскому уже, секуляризированному, светскому, прагматичному протестантскому миру.

Если подумать, и любой серьезный ученый согласится, до Петра I Русь вообще была государство-Церковь, через черточку. Государство было в Церкви, Церковь была в государстве, все было взаимосвязано. Когда Александр Невский принимает схиму, нынешние люди просто не понимают, что это такое. А тогда это естественный выбор – князь, умирая, постригается в монашество: он действовал по поручению Бога, все сделал в этой жизни и теперь полностью уходит на служение Господу.

Да, с Петра I внесли элемент протестантизма, западноевропейского представления о величии государства, Церковь отдельно – вспомогательный инструмент, а мы вот строим Великую Россию. Но все равно, идея Святой Руси – наша идеальная цель. Таковой она оставалась вплоть до 1917 года.

Да, образованное общество отходило от веры, от Бога, это и послужило основной причиной революции, но все равно миссия Святой Руси – представлять альтернативу цивилизации, нынешней. Почему нас и не любят.

Был такой американский политолог С.Хантингтон, он умер в 2008 году. Он в 1979 году сказал: «Марксисты и либералы – одного корня. Мы, конечно, спорили по идеологическим вопросам, но у нас предмет спора был один и тот же – равенство, братство, свобода. Но, не дай Бог, в России придут к власти традиционалисты, тогда никакой разговор невозможен». Конечно, невозможен, мы в другой плоскости, в духовной.

Когда мы говорим в Екатеринбурге и вообще в России о Царе-мученике и его убийстве, почему-то такая злоба в отношении нашего последнего Царя. Злоба, клевета, постоянная попытка очернить. Сколько лет прошло, а все продолжается такое агрессивное отношение. Мы не задумываемся, что Николай II был самый последовательный, я бы сказал, самый выдающийся выразитель нашей национальной цивилизационной идеи. В XIX веке она то затухала при Александре II, то приподнималась при Александре III, но классический выразитель служения Христу до свидетельства о Христе до смерти – вот она, наша национальная идея – Николай II.

Страшное противление вызывает сама мысль, что возможна другая жизнь, другое отношение к жизни, другое отношение к Родине, к политике.

Я, когда только пришел в Церковь, так Господь устроил, буквально через несколько месяцев, где-то в мае 1991 года, попал чудесным образом вместе с супругой в княжеский Покровский монастырь на окраине Софии в Болгарии. Нас приняла игумения Серафима, в миру светлейшая княжна Ольга Андреевна Ливина. Это прибалтийская ветвь Рюриковичей, а по маме это Орловы, Давыдовы и Васильчиковы. Статная, красивая женщина лет семидесяти трех. Она говорила на таком русском языке, что я через две минуты решил молчать, потому что мне было страшно неудобно, так как я употреблял слова, которые, видно, вызывали у нее удивление.

На мой вопрос: «Матушка, как сделать, чтобы ты постоянно находился в диалоге с Богом?». Она говорит: «Леонид Петрович, вы научитесь каждый день начинать с Церкви. То есть не ходить в церковь, а с веры, каждый день, каждое утро. Заставляйте себя думать, молиться, и вы увидите, как потихоньку войдете в духовный мир. Вы из него будете выпадать, в силу своих страстей, ошибок, но будете всегда возвращаться».

А у нас что получается часто, особенно у политиков, государственных деятелей? По воскресеньям православные, все остальные дни – как все.

Нам не хватает состояния русского человека, который ежеминутно находился в Боге, и Россию он любил в Боге, и был патриотом в Боге, а не просто он любил Россию – березки, речки, холмики, мощные предприятия, Т-34.

Национальная идея религиозна, духовна, другой нет, и другой не придумаешь. И когда говорят, что «как же быть, она не получается», это неправда – она есть, в этой национальной идее живет часть нашего общества, я имею в виду русских православных людей. Что же вы нападаете на Церковь? Она к чему призывает? Она воспитывает православного патриота Родины. Церковь ничего, кроме одного, – люби Господа Бога нашего Иисуса Христа и свое Отчество, не говорит на политические темы. Как на Литургии – за народ, за Отечество, за власть, за армию, больше ни к чему она не призывает. А нападки страшные на Церковь.

– Потому что она призывает не грешить.

– Нет, это-то прощают, пусть призывает не грешить, все равно народ будет грешить.

Страшные нападки вызывает то, что Церковь всегда патриотична, никогда не выступала против своего Отечества, это и беспокоит врага, отсюда все нападки. Наше общество должно прийти к тому, что национальная идея – в храме, зайдите в храм и ее возьмите, придите к Богу и ее возьмите. Тысячу лет она была стержнем нашего государства, смыслом жизни, отказ от национальной, религиозной идеи привел к страшным потрясениям, к Великой Отечественной войне. Как сказал наш Патриарх: «Надо на войну смотреть как на наказание за богоотступничество, за предательство веры».

– Получается, уроков не выучили, выводов не сделали...

– Уроки не выучили, к сожалению. Это трудно, потому что все-таки семьдесят с лишним лет были уроки лжерелигии, ереси. Это первое. Второе – наши люди, отказавшись от веры, очень трудно учат уроки, ведь исчезает критерий истины, через который ты смотришь на все. Если же ты приходишь в храм, становишься верующим, молишься Господу, ты получаешь этот критерий, Господь его дает, так все понятно.

– На медали, где надпись «Не нам, не нам, а имени Твоему», изображено еще Всевидящее око.

– Да.

– Я имею в виду, что люди под этим оком ходили, они знали, что есть Всевидящее око, а перестали туда смотреть, и собственные глазки замутились.

– И ничего не видим, ничего не понимаем. Сегодня у меня спрашивают: «Разве можно строить на основе Православия национальную идею, а как же мусульмане, иудеи, буддисты?». И они на основе своей веры тоже будут строить, встраиваться в нашу национальную идею. Встраиваться, да.

Вот есть специально придуманная формулировка, что наша страна многоконфессиональная. Во-первых, все страны в мире многоконфессиональные, точнее, в каждой стране есть две-три конфессии. К нам слово «многоконфессиональная» не подходит, по-русски «много» – это десять, двадцать, тридцать. Человек не очень образованный подумает, что у нас тридцать, пятьдесят, сто религий, а тут почему-то Православие выделяют. По всем документам, принятым нашим государством, в стране четыре ведущих конфессии – Православие, ислам, буддизм и иудаизм. Под слово «много» четыре, кто знает русский язык, не подходит.

Потом, говорят, мы – многонациональная страна. Тоже превратное впечатление. Да, у нас много национальностей, но 80% – это русские. Никто не говорит, что остальные народы должны иметь подчиненное положение, но есть ведущая сила во всем. Так устроил Господь, это не мы себя назначили, Он назначил нас. 80% нации – ответственность на нас лежит, мы должны стать государствообразующей силой, если, конечно, вернемся к своим истокам и станем на путь Православной веры.

Как только мы ослабеваем, как мы веру покинули, из Храма ушли, вакуум создался, это пространство занимают салафиты, ваххабиты, сектанты – да кого только нет! Потому что ослабевает ведущая сила.

Мне многие представители северокавказских народов, только вот недавно общались, прямо говорят: «Давайте, русские, возвращайтесь к своим корням, и мы идем за вами, но вы ведите». А мы же никуда не ведем. Сейчас наш народ в таком состоянии, что он никуда не ведет. Когда он вел, и вел к светлому, то и другие шли, и мусульмане шли, не отказываясь от своей веры, и буддисты.

Сейчас, потеряв свою духовную силу, мы, конечно, не являемся примером. Я одного генерал-полковника (он – боевой офицер, раненный в Чечне, был в свое время советником Кадырова-старшего, верующий, церковный человек, ему уже под шестьдесят) спросил: «Как вы пришли к вере?». А он мне говорит: «Мы взяли одного боевика в первую чеченскую войну, молодой парень, связали его по рукам и ногам, а он все кричит: «Аллах акбар» и прокусывает мне берцы зубами с этим вот воплем. И я стою с прокусанной ногой и думаю: «А мы что закричим, когда пойдем в атаку? Где наша сила, в чем наша сила?». Вот так он пришел к вере, через понимание, что идешь на смерть, – а с чем ты идешь?

Я знаю ребят, которые в Афганистане заглянули смерти в лицо. Сейчас они церковные люди, помогают монастырям и церквам, кто-то священником стал. Если появится понимание у наших людей, что наша сила не в комфорте, а «наша сила в правде», как сказал Александр Невский, вот тогда мы пойдем по пути возрождения нашей национальной идеи, которая есть. Она дана Богом.

Византия передала нам этот факел, мы его подхватили. А если мы окончательно его выпустим из рук, есть кому подхватить этот факел? Нет, никто не может. Только русский народ и Россия могут удержать факел Православной веры, который мы получили из Константинополя.

заблуждений…

– С чем Вы приехали в Екатеринбург?
– Екатеринбург – важный центр Урала и вообще России. У Российского института стратегических исследований есть свой информационно-аналитический центр в Екатеринбурге. Я по работе здесь нередко бываю. А сейчас приехал на форум, который вместе с администрацией области проводит Екатеринбургская митрополия, – «Единство – оружие нашей победы».
Многие говорят: нет понимания, что национальную идею рождает нация. Она рождается в толще народа, и когда она появляется, то появляются и люди – эксперты, политики, философы, ученые, которые обобщают родившуюся в сознании нации идею, приводят ее в состояние доктрины, стратегической концепции. И потом вождь – руководитель, президент, царь – эту идею оглашает. Вот, якобы, так рождаются национальные идеи.
Может, собраться и разработать что-то (например, программу коммунистической партии Советского Союза) таким образом и реально, но национальную идею так не разработать.
Нас в последнее время все время подталкивают к такой искусственной толерантности – мол, надо говорить только о том, что объединяет. На мой взгляд, время сейчас раздельное, надо четко и ясно определить позиции, а уж потом думать об объединении. Самим определиться, ведь у нас много заблуждений, в том числе и у православных. Доходит до православного сталинизма, православного социализма, православного коммунизма. Один батюшка сочинил даже слоган, выражающий, по его мнению, национальную идею, – «Александр Невский, Сталин, Достоевский». Это попытка совместить мучителей с мучениками, дьявола с Божественным. То есть даже наши православные люди не понимают, что это практически отречение от Христа. Но, к сожалению, такое происходит, поэтому нам, православным, надо четко и ясно сказать: мы с Иисусом Христом! Господь сказал: «Я есмь истина». А раз мы носители этой истины, то мы не можем выстраиваться в один ряд с теми, кто эту истину или не знает, или полностью отрицает.
Знаете, часто говорят: давайте все объединимся, вот мы тут собрались – социал-демократы, коммунисты, националисты, вон даже православные есть, даже монархисты православные, но вы пока посидите тихо, ребята, вы только сейчас не говорите про Православие, ну ради объединения, потом, потом как-нибудь скажете.
Мы, православные, не можем это делать, мы должны везде и всюду исповедовать Христа, нести ту истину, которой, как мы считаем, владеем.
А сейчас такое объединение, даже этот форум, на мой взгляд, должен называться «Единство во Христе – русское оружие победы». Другого единства, которое приносило бы победу нашему народу, нет. Вот в программе форума написано: посвящено 1150-летию Российской государственности, 400-летию прекращения Смуты и воцарение династии Романовых, и 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года. Все они были одержаны благодаря единству во Христе. «Не нам, не нам, а имени Твоему» – так Александр I отчеканил на памятной медали, так написано на памятнике русским солдатам в Софии в честь победы над турками в 1878 году. Великие слова: «Не нам, не нам, а имени Твоему», – а мы строим огромные памятники человекам. Нам, православным, самим надо четко и ясно определиться, потому что если уже наши отдельные батюшки говорят так, ну, господа, мы куда придем? Разве Александр Невский сопоставим со Сталиным?
У нас еще беда в чем, в том числе и у православных? У всего народа секуляризированый ум – светский ум. Говорят: Александр Невский – наш герой. Но большинство не понимает, что Александр Невский, прежде всего, боролся за веру Христову, что у него, глубоко верующего человека, выбора не было: допустишь орден – потеряешь веру. Вера своего народа – вот высочайшая ценность. Не простая независимость, или, как сейчас говорят, Великая Россия, и каждый вкладывает в это понятие свое. Кто-то десятки, сотни заводов, танков, ракет, кто-то – Россия, как подножие Престола Божия, как говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский. Это же разные вещи.
Вот Сталину действительно было все равно – вера или не вера, дух – не дух, важно, что он строит империю, и человеческая жизнь не имела значения.
Достоевский. Как его можно поставить рядом со Сталиным? Федор Михайлович в дневнике написал, почти точно цитирую: «Русский не православный – дрянненький человечишко». Так и есть.
Весь наш народ трудно назвать русским, потому что в своем большинстве это не православный народ. Что мы сейчас творим? Детские дома переполнены, аборт за абортом, пьянство, убиваем, давим – дрянненькие человечишки, как сказал Достоевский, а он не просто писатель, он все-таки был пророк.
Или, посмотрите, такая логика: «Сталин хотел возрождения исторической России, в сущности, это царь, красный царь, у нас была империя» – это говорят люди, которые в то же время почитают Святого Страстотерпца Царя Николая, не понимая, что Господь дал нам Царя Святого и антипода – слугу дьявола. Некоторые ухитряются креститься перед иконой Царя-мученика и восхищаться Сталиным, то есть совмещают Божественное с дьявольским, не задумываясь, что в результате реформ при Николае II Россия к 1913 году достигла высоких показателей, очень высоких. Все западные эксперты считали, что в середине ХХ века Россия станет первым государством Европы, если она так будет идти.
Просто поражаешься исследователям, которые пытаются сопоставлять аграрную реформу 1906 года, которая была рассчитана на двадцать пять лет, и до Первой мировой войны прошел только ее начальный этап, с коллективизацией. Это даже стыдно сопоставлять – аграрная реформа не только не потребовала человеческих жертв, она привела к тому, что люди стали жить лучше. А сталинская коллективизация потребовала просто отстрела целого крестьянского сословия, которое называли кулаками. У меня как исследователя рука не поднимается сопоставлять.
Я не так давно выступал на одном интернет-ТВ с лекцией на тему, ее надо как можно чаще, эту тему, освещать везде: история Российской империи – самая оболганная история в мире. Пока не восстановим правду, мы не сформируем наш патриотизм.
Мне один азербайджанский исследователь сказал: «Леонид Петрович, неужели Вы не понимаете, что на одной Великой Отечественной войне, какой бы она героической ни была, нельзя строить национальную идею, патриотическое воспитание народа, вы ее замызгаете, затрете, и все умрет. Нельзя. Россия не родилась ни в 1991 году, ни в 1917 году». А у нас та история оболгана.

Трудно быть
альтернативой

Все ищут национальную идею. А она лежит в храме. Наша национальная идея была религиозной идеей. Мы, русский народ, получили от Господа миссию нести свет Божественный в мир, быть альтернативой другому миру, не христианскому уже, секуляризированному, светскому, прагматичному протестантскому миру.
Если подумать, и любой серьезный ученый согласится, до Петра I Русь вообще была государство-Церковь, через черточку. Государство было в Церкви, Церковь была в государстве, все было взаимосвязано. Когда Александр Невский принимает схиму, нынешние люди просто не понимают, что это такое. А тогда это естественный выбор – князь, умирая, постригается в монашество: он действовал по поручению Бога, все сделал в этой жизни и теперь полностью уходит на служение Господу.
Да, с Петра I внесли элемент протестантизма, западноевропейского представления о величии государства, Церковь отдельно – вспомогательный инструмент, а мы вот строим Великую Россию. Но все равно, идея Святой Руси – наша идеальная цель. Таковой она оставалась вплоть до 1917 года.
Да, образованное общество отходило от веры, от Бога, это и послужило основной причиной революции, но все равно миссия Святой Руси – представлять альтернативу цивилизации, нынешней. Почему нас и не любят.
Был такой американский политолог С.Хантингтон, он умер в 2008 году. Он в 1979 году сказал: «Марксисты и либералы – одного корня. Мы, конечно, спорили по идеологическим вопросам, но у нас предмет спора был один и тот же – равенство, братство, свобода. Но, не дай Бог, в России придут к власти традиционалисты, тогда никакой разговор невозможен». Конечно, невозможен, мы в другой плоскости, в духовной.
Когда мы говорим в Екатеринбурге и вообще в России о Царе-мученике и его убийстве, почему-то такая злоба в отношении нашего последнего Царя. Злоба, клевета, постоянная попытка очернить. Сколько лет прошло, а все продолжается такое агрессивное отношение. Мы не задумываемся, что Николай II был самый последовательный, я бы сказал, самый выдающийся выразитель нашей национальной цивилизационной идеи. В XIX веке она то затухала при Александре II, то приподнималась при Александре III, но классический выразитель служения Христу до свидетельства о Христе до смерти – вот она, наша национальная идея – Николай II.
Страшное противление вызывает сама мысль, что возможна другая жизнь, другое отношение к жизни, другое отношение к Родине, к политике.
Я, когда только пришел в Церковь, так Господь устроил, буквально через несколько месяцев, где-то в мае 1991 года, попал чудесным образом вместе с супругой в княжеский Покровский монастырь на окраине Софии в Болгарии. Нас приняла игумения Серафима, в миру светлейшая княжна Ольга Андреевна Ливина. Это прибалтийская ветвь Рюриковичей, а по маме это Орловы, Давыдовы и Васильчиковы. Статная, красивая женщина лет семидесяти трех. Она говорила на таком русском языке, что я через две минуты решил молчать, потому что мне было страшно неудобно, так как я употреблял слова, которые, видно, вызывали у нее удивление.
На мой вопрос: «Матушка, как сделать, чтобы ты постоянно находился в диалоге с Богом?». Она говорит: «Леонид Петрович, вы научитесь каждый день начинать с Церкви. То есть не ходить в церковь, а с веры, каждый день, каждое утро. Заставляйте себя думать, молиться, и вы увидите, как потихоньку войдете в духовный мир. Вы из него будете выпадать, в силу своих страстей, ошибок, но будете всегда возвращаться».
А у нас что получается часто, особенно у политиков, государственных деятелей? По воскресеньям православные, все остальные дни – как все.
Нам не хватает состояния русского человека, который ежеминутно находился в Боге, и Россию он любил в Боге, и был патриотом в Боге, а не просто он любил Россию – березки, речки, холмики, мощные предприятия, Т-34.
Национальная идея религиозна, духовна, другой нет, и другой не придумаешь. И когда говорят, что «как же быть, она не получается», это неправда – она есть, в этой национальной идее живет часть нашего общества, я имею в виду русских православных людей. Что же вы нападаете на Церковь? Она к чему призывает? Она воспитывает православного патриота Родины. Церковь ничего, кроме одного, – люби Господа Бога нашего Иисуса Христа и свое Отчество, не говорит на политические темы. Как на Литургии – за народ, за Отечество, за власть, за армию, больше ни к чему она не призывает. А нападки страшные на Церковь.
– Потому что она призывает не грешить.
– Нет, это-то прощают, пусть призывает не грешить, все равно народ будет грешить.
Страшные нападки вызывает то, что Церковь всегда патриотична, никогда не выступала против своего Отечества, это и беспокоит врага, отсюда все нападки. Наше общество должно прийти к тому, что национальная идея – в храме, зайдите в храм и ее возьмите, придите к Богу и ее возьмите. Тысячу лет она была стержнем нашего государства, смыслом жизни, отказ от национальной, религиозной идеи привел к страшным потрясениям, к Великой Отечественной войне. Как сказал наш Патриарх: «Надо на войну смотреть как на наказание за богоотступничество, за предательство веры».
– Получается, уроков не выучили, выводов не сделали...
– Уроки не выучили, к сожалению. Это трудно, потому что все-таки семьдесят с лишним лет были уроки лжерелигии, ереси. Это первое. Второе – наши люди, отказавшись от веры, очень трудно учат уроки, ведь исчезает критерий истины, через который ты смотришь на все. Если же ты приходишь в храм, становишься верующим, молишься Господу, ты получаешь этот критерий, Господь его дает, так все понятно.
– На медали, где надпись «Не нам, не нам, а имени Твоему», изображено еще Всевидящее око.
– Да.
– Я имею в виду, что люди под этим оком ходили, они знали, что есть Всевидящее око, а перестали туда смотреть, и собственные глазки замутились.
– И ничего не видим, ничего не понимаем. Сегодня у меня спрашивают: «Разве можно строить на основе Православия национальную идею, а как же мусульмане, иудеи, буддисты?». И они на основе своей веры тоже будут строить, встраиваться в нашу национальную идею. Встраиваться, да.
Вот есть специально придуманная формулировка, что наша страна многоконфессиональная. Во-первых, все страны в мире многоконфессиональные, точнее, в каждой стране есть две-три конфессии. К нам слово «многоконфессиональная» не подходит, по-русски «много» – это десять, двадцать, тридцать. Человек не очень образованный подумает, что у нас тридцать, пятьдесят, сто религий, а тут почему-то Православие выделяют. По всем документам, принятым нашим государством, в стране четыре ведущих конфессии – Православие, ислам, буддизм и иудаизм. Под слово «много» четыре, кто знает русский язык, не подходит.
Потом, говорят, мы – многонациональная страна. Тоже превратное впечатление. Да, у нас много национальностей, но 80% – это русские. Никто не говорит, что остальные народы должны иметь подчиненное положение, но есть ведущая сила во всем. Так устроил Господь, это не мы себя назначили, Он назначил нас. 80% нации – ответственность на нас лежит, мы должны стать государствообразующей силой, если, конечно, вернемся к своим истокам и станем на путь Православной веры.
Как только мы ослабеваем, как мы веру покинули, из Храма ушли, вакуум создался, это пространство занимают салафиты, ваххабиты, сектанты – да кого только нет! Потому что ослабевает ведущая сила.
Мне многие представители северокавказских народов, только вот недавно общались, прямо говорят: «Давайте, русские, возвращайтесь к своим корням, и мы идем за вами, но вы ведите». А мы же никуда не ведем. Сейчас наш народ в таком состоянии, что он никуда не ведет. Когда он вел, и вел к светлому, то и другие шли, и мусульмане шли, не отказываясь от своей веры, и буддисты.
Сейчас, потеряв свою духовную силу, мы, конечно, не являемся примером. Я одного генерал-полковника (он – боевой офицер, раненный в Чечне, был в свое время советником Кадырова-старшего, верующий, церковный человек, ему уже под шестьдесят) спросил: «Как вы пришли к вере?». А он мне говорит: «Мы взяли одного боевика в первую чеченскую войну, молодой парень, связали его по рукам и ногам, а он все кричит: «Аллах акбар» и прокусывает мне берцы зубами с этим вот воплем. И я стою с прокусанной ногой и думаю: «А мы что закричим, когда пойдем в атаку? Где наша сила, в чем наша сила?». Вот так он пришел к вере, через понимание, что идешь на смерть, – а с чем ты идешь?
Я знаю ребят, которые в Афганистане заглянули смерти в лицо. Сейчас они церковные люди, помогают монастырям и церквам, кто-то священником стал. Если появится понимание у наших людей, что наша сила не в комфорте, а «наша сила в правде», как сказал Александр Невский, вот тогда мы пойдем по пути возрождения нашей национальной идеи, которая есть. Она дана Богом.
Византия передала нам этот факел, мы его подхватили. А если мы окончательно его выпустим из рук, есть кому подхватить этот факел? Нет, никто не может. Только русский народ и Россия могут удержать факел Православной веры, который мы получили из Константинополя.

Слишком много
заблуждений…

– С чем Вы приехали в Екатеринбург?
– Екатеринбург – важный центр Урала и вообще России. У Российского института стратегических исследований есть свой информационно-аналитический центр в Екатеринбурге. Я по работе здесь нередко бываю. А сейчас приехал на форум, который вместе с администрацией области проводит Екатеринбургская митрополия, – «Единство – оружие нашей победы».
Многие говорят: нет понимания, что национальную идею рождает нация. Она рождается в толще народа, и когда она появляется, то появляются и люди – эксперты, политики, философы, ученые, которые обобщают родившуюся в сознании нации идею, приводят ее в состояние доктрины, стратегической концепции. И потом вождь – руководитель, президент, царь – эту идею оглашает. Вот, якобы, так рождаются национальные идеи.
Может, собраться и разработать что-то (например, программу коммунистической партии Советского Союза) таким образом и реально, но национальную идею так не разработать.
Нас в последнее время все время подталкивают к такой искусственной толерантности – мол, надо говорить только о том, что объединяет. На мой взгляд, время сейчас раздельное, надо четко и ясно определить позиции, а уж потом думать об объединении. Самим определиться, ведь у нас много заблуждений, в том числе и у православных. Доходит до православного сталинизма, православного социализма, православного коммунизма. Один батюшка сочинил даже слоган, выражающий, по его мнению, национальную идею, – «Александр Невский, Сталин, Достоевский». Это попытка совместить мучителей с мучениками, дьявола с Божественным. То есть даже наши православные люди не понимают, что это практически отречение от Христа. Но, к сожалению, такое происходит, поэтому нам, православным, надо четко и ясно сказать: мы с Иисусом Христом! Господь сказал: «Я есмь истина». А раз мы носители этой истины, то мы не можем выстраиваться в один ряд с теми, кто эту истину или не знает, или полностью отрицает.
Знаете, часто говорят: давайте все объединимся, вот мы тут собрались – социал-демократы, коммунисты, националисты, вон даже православные есть, даже монархисты православные, но вы пока посидите тихо, ребята, вы только сейчас не говорите про Православие, ну ради объединения, потом, потом как-нибудь скажете.
Мы, православные, не можем это делать, мы должны везде и всюду исповедовать Христа, нести ту истину, которой, как мы считаем, владеем.
А сейчас такое объединение, даже этот форум, на мой взгляд, должен называться «Единство во Христе – русское оружие победы». Другого единства, которое приносило бы победу нашему народу, нет. Вот в программе форума написано: посвящено 1150-летию Российской государственности, 400-летию прекращения Смуты и воцарение династии Романовых, и 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года. Все они были одержаны благодаря единству во Христе. «Не нам, не нам, а имени Твоему» – так Александр I отчеканил на памятной медали, так написано на памятнике русским солдатам в Софии в честь победы над турками в 1878 году. Великие слова: «Не нам, не нам, а имени Твоему», – а мы строим огромные памятники человекам. Нам, православным, самим надо четко и ясно определиться, потому что если уже наши отдельные батюшки говорят так, ну, господа, мы куда придем? Разве Александр Невский сопоставим со Сталиным?
У нас еще беда в чем, в том числе и у православных? У всего народа секуляризированый ум – светский ум. Говорят: Александр Невский – наш герой. Но большинство не понимает, что Александр Невский, прежде всего, боролся за веру Христову, что у него, глубоко верующего человека, выбора не было: допустишь орден – потеряешь веру. Вера своего народа – вот высочайшая ценность. Не простая независимость, или, как сейчас говорят, Великая Россия, и каждый вкладывает в это понятие свое. Кто-то десятки, сотни заводов, танков, ракет, кто-то – Россия, как подножие Престола Божия, как говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский. Это же разные вещи.
Вот Сталину действительно было все равно – вера или не вера, дух – не дух, важно, что он строит империю, и человеческая жизнь не имела значения.
Достоевский. Как его можно поставить рядом со Сталиным? Федор Михайлович в дневнике написал, почти точно цитирую: «Русский не православный – дрянненький человечишко». Так и есть.
Весь наш народ трудно назвать русским, потому что в своем большинстве это не православный народ. Что мы сейчас творим? Детские дома переполнены, аборт за абортом, пьянство, убиваем, давим – дрянненькие человечишки, как сказал Достоевский, а он не просто писатель, он все-таки был пророк.
Или, посмотрите, такая логика: «Сталин хотел возрождения исторической России, в сущности, это царь, красный царь, у нас была империя» – это говорят люди, которые в то же время почитают Святого Страстотерпца Царя Николая, не понимая, что Господь дал нам Царя Святого и антипода – слугу дьявола. Некоторые ухитряются креститься перед иконой Царя-мученика и восхищаться Сталиным, то есть совмещают Божественное с дьявольским, не задумываясь, что в результате реформ при Николае II Россия к 1913 году достигла высоких показателей, очень высоких. Все западные эксперты считали, что в середине ХХ века Россия станет первым государством Европы, если она так будет идти.
Просто поражаешься исследователям, которые пытаются сопоставлять аграрную реформу 1906 года, которая была рассчитана на двадцать пять лет, и до Первой мировой войны прошел только ее начальный этап, с коллективизацией. Это даже стыдно сопоставлять – аграрная реформа не только не потребовала человеческих жертв, она привела к тому, что люди стали жить лучше. А сталинская коллективизация потребовала просто отстрела целого крестьянского сословия, которое называли кулаками. У меня как исследователя рука не поднимается сопоставлять.
Я не так давно выступал на одном интернет-ТВ с лекцией на тему, ее надо как можно чаще, эту тему, освещать везде: история Российской империи – самая оболганная история в мире. Пока не восстановим правду, мы не сформируем наш патриотизм.
Мне один азербайджанский исследователь сказал: «Леонид Петрович, неужели Вы не понимаете, что на одной Великой Отечественной войне, какой бы она героической ни была, нельзя строить национальную идею, патриотическое воспитание народа, вы ее замызгаете, затрете, и все умрет. Нельзя. Россия не родилась ни в 1991 году, ни в 1917 году». А у нас та история оболгана.

Трудно быть
альтернативой

Все ищут национальную идею. А она лежит в храме. Наша национальная идея была религиозной идеей. Мы, русский народ, получили от Господа миссию нести свет Божественный в мир, быть альтернативой другому миру, не христианскому уже, секуляризированному, светскому, прагматичному протестантскому миру.
Если подумать, и любой серьезный ученый согласится, до Петра I Русь вообще была государство-Церковь, через черточку. Государство было в Церкви, Церковь была в государстве, все было взаимосвязано. Когда Александр Невский принимает схиму, нынешние люди просто не понимают, что это такое. А тогда это естественный выбор – князь, умирая, постригается в монашество: он действовал по поручению Бога, все сделал в этой жизни и теперь полностью уходит на служение Господу.
Да, с Петра I внесли элемент протестантизма, западноевропейского представления о величии государства, Церковь отдельно – вспомогательный инструмент, а мы вот строим Великую Россию. Но все равно, идея Святой Руси – наша идеальная цель. Таковой она оставалась вплоть до 1917 года.
Да, образованное общество отходило от веры, от Бога, это и послужило основной причиной революции, но все равно миссия Святой Руси – представлять альтернативу цивилизации, нынешней. Почему нас и не любят.
Был такой американский политолог С.Хантингтон, он умер в 2008 году. Он в 1979 году сказал: «Марксисты и либералы – одного корня. Мы, конечно, спорили по идеологическим вопросам, но у нас предмет спора был один и тот же – равенство, братство, свобода. Но, не дай Бог, в России придут к власти традиционалисты, тогда никакой разговор невозможен». Конечно, невозможен, мы в другой плоскости, в духовной.
Когда мы говорим в Екатеринбурге и вообще в России о Царе-мученике и его убийстве, почему-то такая злоба в отношении нашего последнего Царя. Злоба, клевета, постоянная попытка очернить. Сколько лет прошло, а все продолжается такое агрессивное отношение. Мы не задумываемся, что Николай II был самый последовательный, я бы сказал, самый выдающийся выразитель нашей национальной цивилизационной идеи. В XIX веке она то затухала при Александре II, то приподнималась при Александре III, но классический выразитель служения Христу до свидетельства о Христе до смерти – вот она, наша национальная идея – Николай II.
Страшное противление вызывает сама мысль, что возможна другая жизнь, другое отношение к жизни, другое отношение к Родине, к политике.
Я, когда только пришел в Церковь, так Господь устроил, буквально через несколько месяцев, где-то в мае 1991 года, попал чудесным образом вместе с супругой в княжеский Покровский монастырь на окраине Софии в Болгарии. Нас приняла игумения Серафима, в миру светлейшая княжна Ольга Андреевна Ливина. Это прибалтийская ветвь Рюриковичей, а по маме это Орловы, Давыдовы и Васильчиковы. Статная, красивая женщина лет семидесяти трех. Она говорила на таком русском языке, что я через две минуты решил молчать, потому что мне было страшно неудобно, так как я употреблял слова, которые, видно, вызывали у нее удивление.
На мой вопрос: «Матушка, как сделать, чтобы ты постоянно находился в диалоге с Богом?». Она говорит: «Леонид Петрович, вы научитесь каждый день начинать с Церкви. То есть не ходить в церковь, а с веры, каждый день, каждое утро. Заставляйте себя думать, молиться, и вы увидите, как потихоньку войдете в духовный мир. Вы из него будете выпадать, в силу своих страстей, ошибок, но будете всегда возвращаться».
А у нас что получается часто, особенно у политиков, государственных деятелей? По воскресеньям православные, все остальные дни – как все.
Нам не хватает состояния русского человека, который ежеминутно находился в Боге, и Россию он любил в Боге, и был патриотом в Боге, а не просто он любил Россию – березки, речки, холмики, мощные предприятия, Т-34.
Национальная идея религиозна, духовна, другой нет, и другой не придумаешь. И когда говорят, что «как же быть, она не получается», это неправда – она есть, в этой национальной идее живет часть нашего общества, я имею в виду русских православных людей. Что же вы нападаете на Церковь? Она к чему призывает? Она воспитывает православного патриота Родины. Церковь ничего, кроме одного, – люби Господа Бога нашего Иисуса Христа и свое Отчество, не говорит на политические темы. Как на Литургии – за народ, за Отечество, за власть, за армию, больше ни к чему она не призывает. А нападки страшные на Церковь.
– Потому что она призывает не грешить.
– Нет, это-то прощают, пусть призывает не грешить, все равно народ будет грешить.
Страшные нападки вызывает то, что Церковь всегда патриотична, никогда не выступала против своего Отечества, это и беспокоит врага, отсюда все нападки. Наше общество должно прийти к тому, что национальная идея – в храме, зайдите в храм и ее возьмите, придите к Богу и ее возьмите. Тысячу лет она была стержнем нашего государства, смыслом жизни, отказ от национальной, религиозной идеи привел к страшным потрясениям, к Великой Отечественной войне. Как сказал наш Патриарх: «Надо на войну смотреть как на наказание за богоотступничество, за предательство веры».
– Получается, уроков не выучили, выводов не сделали...
– Уроки не выучили, к сожалению. Это трудно, потому что все-таки семьдесят с лишним лет были уроки лжерелигии, ереси. Это первое. Второе – наши люди, отказавшись от веры, очень трудно учат уроки, ведь исчезает критерий истины, через который ты смотришь на все. Если же ты приходишь в храм, становишься верующим, молишься Господу, ты получаешь этот критерий, Господь его дает, так все понятно.
– На медали, где надпись «Не нам, не нам, а имени Твоему», изображено еще Всевидящее око.
– Да.
– Я имею в виду, что люди под этим оком ходили, они знали, что есть Всевидящее око, а перестали туда смотреть, и собственные глазки замутились.
– И ничего не видим, ничего не понимаем. Сегодня у меня спрашивают: «Разве можно строить на основе Православия национальную идею, а как же мусульмане, иудеи, буддисты?». И они на основе своей веры тоже будут строить, встраиваться в нашу национальную идею. Встраиваться, да.
Вот есть специально придуманная формулировка, что наша страна многоконфессиональная. Во-первых, все страны в мире многоконфессиональные, точнее, в каждой стране есть две-три конфессии. К нам слово «многоконфессиональная» не подходит, по-русски «много» – это десять, двадцать, тридцать. Человек не очень образованный подумает, что у нас тридцать, пятьдесят, сто религий, а тут почему-то Православие выделяют. По всем документам, принятым нашим государством, в стране четыре ведущих конфессии – Православие, ислам, буддизм и иудаизм. Под слово «много» четыре, кто знает русский язык, не подходит.
Потом, говорят, мы – многонациональная страна. Тоже превратное впечатление. Да, у нас много национальностей, но 80% – это русские. Никто не говорит, что остальные народы должны иметь подчиненное положение, но есть ведущая сила во всем. Так устроил Господь, это не мы себя назначили, Он назначил нас. 80% нации – ответственность на нас лежит, мы должны стать государствообразующей силой, если, конечно, вернемся к своим истокам и станем на путь Православной веры.
Как только мы ослабеваем, как мы веру покинули, из Храма ушли, вакуум создался, это пространство занимают салафиты, ваххабиты, сектанты – да кого только нет! Потому что ослабевает ведущая сила.
Мне многие представители северокавказских народов, только вот недавно общались, прямо говорят: «Давайте, русские, возвращайтесь к своим корням, и мы идем за вами, но вы ведите». А мы же никуда не ведем. Сейчас наш народ в таком состоянии, что он никуда не ведет. Когда он вел, и вел к светлому, то и другие шли, и мусульмане шли, не отказываясь от своей веры, и буддисты.
Сейчас, потеряв свою духовную силу, мы, конечно, не являемся примером. Я одного генерал-полковника (он – боевой офицер, раненный в Чечне, был в свое время советником Кадырова-старшего, верующий, церковный человек, ему уже под шестьдесят) спросил: «Как вы пришли к вере?». А он мне говорит: «Мы взяли одного боевика в первую чеченскую войну, молодой парень, связали его по рукам и ногам, а он все кричит: «Аллах акбар» и прокусывает мне берцы зубами с этим вот воплем. И я стою с прокусанной ногой и думаю: «А мы что закричим, когда пойдем в атаку? Где наша сила, в чем наша сила?». Вот так он пришел к вере, через понимание, что идешь на смерть, – а с чем ты идешь?
Я знаю ребят, которые в Афганистане заглянули смерти в лицо. Сейчас они церковные люди, помогают монастырям и церквам, кто-то священником стал. Если появится понимание у наших людей, что наша сила не в комфорте, а «наша сила в правде», как сказал Александр Невский, вот тогда мы пойдем по пути возрождения нашей национальной идеи, которая есть. Она дана Богом.
Византия передала нам этот факел, мы его подхватили. А если мы окончательно его выпустим из рук, есть кому подхватить этот факел? Нет, никто не может. Только русский народ и Россия могут удержать факел Православной веры, который мы получили из Константинополя.

 

В других номерах:

№47 (704) / 10 декабря ‘12

Гражданская позиция

Сердечное делание

Ольга Баталова

№45 (702) / 26 ноября ‘12

Гражданская позиция

Единство – оружие нашей победы

№44 (701) / 19 ноября ‘12

Гражданская позиция

Единство – оружие нашей победы

 
Церковь и общество

Сразу после форума

По окончании форума представители СМИ задали вопросы его участникам, среди которых были митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, председатель Духовного управления мусульман Урала муфтий Сибагатулла Сайдулин и Роман Анатольевич Силантьев, российский религиовед, кандидат исторических наук.

 
Событие

В праздник «Спорительнице хлебов» о сеятелях истины

Среднеуральский женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» отметил престольный праздник. Праздничное богослужение возглавил митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс