Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №40 (697) → День народного единства. История праздника.

День народного единства. История праздника.

№40 (697) / 22 октября ‘12

Праздник

«Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе вы забудете, откуда вы пришли и куда нужно вам идти».

Л.Н. Андреев


Праздник был установлен в честь исторических событий, произошедших на Руси четыре века назад, в 1612 г. Этот день в России исстари отмечался как день освобождения Москвы силами народного ополчения от польских интервентов и «внутренних врагов» и назывался Днем воинской славы России.

История уводит нас к событиям смутного времени 1598 – 1613 годов. Началом этой смуты стал правительственный кризис, возникший со смертью царя Бориса Годунова (1598–1605 гг. царствование). В правящей среде возникла борьба между княжеской знатью и чиновным боярством. Самозванщина посеяла смуту в войсках и народных массах страны и началась «борьба всех со всеми», при том окраины России оказались отрезанными, а потому предоставленными сами себе. «Верхи», боярство стало зачинщиком этой Смуты, к ней присоединилось дворянство и, уже по цепочке, земство и чернь. У всех были свои неопровержимые правды и цели. Вспомним, что 1609–1618 годы – это польско-литовско-шведская интервенция. После свержения в июле 1610 года царя Василия Шуйского в России образовалось правительство, называемое «Семибоярщина». В его состав входили семь членов боярской Думы – а именно, князья Шереметев, Романов, Мстиславский, Лыков, Трубецкой, Воротынский и Голицын. Когда поляки подошли к Москве, Семибоярщина заключила с ними договор, по которому русские должны были признать своим царем сына польского короля Сигизмунда III – Владислава. В ночь на 21 сентября 1610 года Семибоярщина тайно провела в Москву польские войска, что стало актом национальной измены. Всех, кто впоследствии перешел на службу к полякам и всех членов Семибоярщины стали звать «тушинскими изменниками». Клич к спасению Руси бросил Кузьма Минин – нижегородский посадский человек (простой торговец мясом, «говядарь»). Во все русские города были посланы «грамоты» с призывом встать на защиту своего Отечества. Возглавил народное войско воевода из стародубских князей, потомок Всеволода Юрьевича, боярин и военный деятель Дмитрий Пожарский. В то время, когда поляки засели в Москве, под Москвой стояли казаки, присягнувшие полякам, а шведы захватили Тихвин, Минин и Пожарский проявили не только боевые, но и дипломатические таланты.

«Прежде чем выступить на Москву Минин и Пожарский зашли в Суздале в Спасо-Евфимиевский монастырь, чтобы, по обычаю всех русских людей, готовящихся на великое и святое дело, помолиться и утвердиться у гробов своих родителей». 22 октября (4 ноября н. ст.) 1612 года русские под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского вошли в Никольские ворота, овладев московским Китай-городом (один из старейших исторических районов Москвы). Они торжественно внесли в него икону Казанской Божией Матери и дали обет, в соответствии русским традициям прошлого времени, в ознаменование этого исторического события построить здесь церковь... На Красной площади в Москве снова стоит Казанский собор. В «Никоновой летописи» о московском Казанском соборе фигурирует дата «1625 год», которая приводится в связи с «украшением князем Дмитрием Пожарским, по обету, чудотворного Казанского образа Божией Матери». Это известие (указание на «украшение иконы») и трактует обустройство самого Казанского собора или, возможно, предшествовавшего ему храму. Так, согласно сведениям о проводимых крестных ходах в праздники Казанской иконе Божией Матери, в 1633 г. процессия впервые направилась в специально устроенный для святыни отдельно стоящий храм – некую церковь «Пречистыя Богородицы Казанския, что в Китай-городе у стены, меж Ильинских и Никольских ворот». Эта церковь просуществовала очень недолго, погибнув в огне московского пожара 1634 года, и, наверное, она-то и отождествлялась позднейшими «изследователями» с собором на Красной площади. Эти годы, 1625, 1630-й и 1633-й – этапы истории Казанского собора...

В память об этих важных событиях ежегодно 4 ноября чествуют Казанскую икону Божией Матери.

После освобождения Москвы все члены Семибоярщины были арестованы как предатели. А скромный человек чести и честности, Пожарский, не просивший милостей у польского короля и не примкнувший к «тушинским ворам», поселился не в Кремле, а в Воздвиженском монастыре и «усердно продолжал вместе с Мининым и земскими людьми заниматься делом дальнейшего успокоения государства». Ведь нашему государству предстояла напряженная борьба за утверждение своего дальнейшего национального существования и развития. Так в конце XV столетия на сцену Европы выступила новая крупная политическая сила – Московское государство, и день 4 ноября (н. ст.) на Руси стали праздновать как День воинской славы России.

Четыреста лет назад кончилось в России Смутное время, лихолетье, и страна не распалась.

По сведениям летописцев, «Пожарский принадлежал к «захудалым» княжеским родам, не игравшим важной роли в государственных делах в предшествовавшие времена. Он не выдавался никакими особенными способностями». Когда его попросили возглавить ополчение, Пожарский сказал: «Рад за Православную веру страдать до смерти, а вы из посадских людей изберите такого человека, который бы мог со мной быть у великого дела, ведал бы казну на жалование ратным людям. У вас есть в городе человек бывалый: Кузьма Минин-Сухорук, ему такое дело за обычай». В грамоте «о всеобщем ополчении городов на защиту Отечества…» он скромно подписался только десятым, отдав право первых подписей более знатным людям. Но именно такие люди, для которых скромность, честность и честь стоят на первом месте, создали четыре века назад на Руси новую государственную власть, защитницу своих интересов и представительницу национальной независимости. Как говаривал Вольтер: «Кто хорошо служит своей родине, тот не нуждается в предках». Тогда, ровно четыреста лет назад, российское общество не распалось, и именно это было главным! Сегодня в ознаменование этого исторического момента в России отмечается 4 ноября – День народного единства и воинской славы России.


«Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя... Но, клянусь честью, что, ни за что на свете я не хотел бы, переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой ее Бог дал».

Александр Пушкин

 
История

Божий царь

Н.В.Татаринова, экскурсовод Духовно-просветительского центра «Патриаршее подворье»

«Император Павел Петрович как любил Церковь святую, как чтил уставы ее и сколько сделал для блага ее, не многие из царей русских подобно ему послужили Церкви Божией…». Преподобный Серафим Саровский Библиотека «Державная» имени Святого Государя Императора Николая II Патриаршего подворья при Храме-на-Крови представляет книгу Елены Карасевой «Божий царь Павел I Петрович Романов» (Санкт-Петербург, 2010 г.).

 
Традиции

Димитриевская родительская суббота

Владимир Иванов, «Глагол»

На Куликовом поле 8 сентября 1380 года погибло более ста тысяч русских воинов. Это очень много потерянных человеческих жизней, тем более для того времени. Именно для поминовения этих солдат, в число которых вошли мужчины от мала до велика, от боярина до монаха, – князь Димитрий Иоаннович Донской и установил особый день

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс