Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №27 (684) → Южно-Сахалинская и Курильская епархия

Южно-Сахалинская и Курильская епархия

№27 (684) / 9 июля ‘12

Епархия

Епископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон

Дата рождения: 8 апреля 1959 г.
Дата хиротонии: 23 января 2011 г.
Дата пострига: 10 апреля 2003 г.
День ангела: 26 августа.

  • Родился в городе Воронеже в семье рабочих. Крещен в младенчестве.
  • В 1978 г. окончил Воронежский монтажный техникум (специальность техник-электрик), в 1983 г. Воронежский политехнический институт (специальность инженер-электрик).
  • 10 апреля 2003 г. епископом Южно-Сахалинским и Курильским Даниилом пострижен в монашество с наречением имени Тихон в честь святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца.
  • 13 апреля 2003 г. рукоположен епископом Даниилом во иеродиакона, 20 апреля 2003 г. – во иеромонаха.
  • В апреле–июле 2003 г. – штатный священник Воскресенского кафедрального собора г. Южно-Сахалинска.
  • В июле–декабре 2003 г. – и.о. настоятеля прихода Свт. Иннокентия, Митрополита Московского, г. Южно-Сахалинска.
  • 19 августа 2003 г. удостоен права ношения наперсного креста.
  • С 29 декабря 2003 г. – секретарь Южно-Сахалинской и Курильской епархии.
  • 7 июля 2004 г. возведен в сан игумена.
  • 5 сентября 2005 г. удостоен возложения палицы и креста с украшениями.
  • 21 сентября 2010 года возведен в сан архимандрита.
  • С 10 октября 2010 года – настоятель Воскресенского кафедрального собора г. Южно-Сахалинска.
  • Решением Священного Синода от 24 декабря 2010 года (журнал № 120) избран епископом Южно-Сахалинским и Курильским.
  • 22 января 2011 года, в день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца, в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Тихона (Доровских) во епископа Южно-Сахалинского и Курильского.
  • 23 января 2011 года, в Неделю 35-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении, за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Тихона (Доровских) во епископа Южно-Сахалинского и Курильского.

Образование:

  • 1983 г. – Воронежский политехнический институт;
  • Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (ПСТГУ).

Краткая справка

Дата создания епархии: 23 февраля 1993 г.

В 1989 году в областном центре, по благословению епископа Благовещенского и Тындинского Гавриила, был создан первый православный приход в память святой блаженной Ксении Петербургской. В 1991 году открылись два прихода в г. Холмске и один в Охе. Они входили в состав Дальневосточной епархии.

23 февраля 1993 года, определением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и решением Священного Синода, была образована Сахалинская епархия Русской Православной Церкви, которую возглавил Преосвященный Аркадий (Афонин), епископ Южно-Сахалинский и Курильский.

В 1995 году в Южно-Сахалинске был открыт кафедральный собор Воскресения Христова. Это же время ознаменовалось возведением храмов в Александровске, Невельске и Южно-Курильске. В Корсакове был открыт первый на острове мужской монастырь в честь Покрова Божией Матери.

В области действует 45 православных приходов. Благочиния: Центральное, Корсаковское, Холмское, Долинское, Александровск-Сахалинское, Углегорское, Северное, Курильское.

Адрес Епархиального управления: 693000, г.Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 158
Телефон: (4242) 42-28-23
Факс: (4242) 42-35-00
E-mail: eparhia_sakh@mail.ru


Святитель Иннокентий – величайший миссионер

Когда 1 января 1840 г. была учреждена новая епархия, названная Камчатской, Курильской и Алеутской, первым ее епископом стал святитель Иннокентий.

Иннокентий (Вениаминов) принял благодать апостольской преемственности в Казанском соборе Санкт-Петербурга, хиротония состоялась 15 декабря 1840 г. В 1843, 1846 и 1850 годах епископ предпринял серию специальных пастырских миссионерских поездок по огромной вновь образованной епархии, которую составляли часть Якутии, побережье Охотского моря, Камчатка, Чукотка, Аляска, Курильские, Командорские и Алеутские острова. Как отмечает историк, «во время этих путешествий он не раз подвергался опасностям и лишениям. Однажды корабль, на котором находился Владыка Иннокентий, едва избежал гибели на скалах у одного из Курильских островов». Другой церковный историк писал о святителе Иннокентии (Вениаминове) следующее: «Аляска и Алеуты, Камчатка и Курилы, Восточная Сибирь от Лены до Берингова моря и российский Дальний Восток севернее Амура и Восточнее Уссури до Японского моря – вот арена трудов без сомнения величайшего миссионера, которого когда-либо произвела Русская Православная Церковь».

Духовный пастырь вверенного его попечению христианского населения, святитель Иннокентий одновременно обладал государственным складом ума и видел перспективы развития этого обширного края. Он был не просто свидетелем экономического и хозяйственного освоения и развития российского Дальнего Востока и Аляски, «...но и был энергичным сторонником проводимых... мероприятий. Уже в то время он пользовался огромным авторитетом, который заслужил своими трудами, являясь епископом Камчатским, Курильским и Алеутским, отдав к тому времени свыше 30 лет распространению Православия на Дальнем Востоке и в Русской Америке».

В 1858 и в 1861–1863 гг. Преосвященный Иннокентий совершил большое путешествие с посещением, в т.ч. и Сахалина. В исторической науке имеются свидетельства посещения епископом в 1861 г. воинского гарнизона в Дуэ, Курильских островов.

Заслуги святителя Иннокентия были замечены в столице и в 1868 г. он был призван занять престол Московских митрополитов. Как основатель Православного миссионерского общества, святитель руководил последним в течение девяти лет. Умер он в 1879 г. По просьбе Американской Автокефальной Церкви Священный Синод Русской Православной Церкви 6 октября 1977 г. причислил святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, к лику святых, как апостола Сибири и Америки.


Из истории епархии

Согласно современному административно-территориальному делению, остров Сахалин и Курильская гряда составляют единую область. В этих же пределах обозначена Южно-Сахалинская и Курильская епархия Русской Православной Церкви. Проникновение христианства на эти земли связано с экономической колонизацией и освоением русскими людьми Дальнего Востока. Пастырская опека Сибири вплоть до Тихого океана в те времена принадлежала Тобольским митрополитам, а с 1727 по 1840 гг. епископам Иркутским; наиболее известным из них был святитель Софроний, ставленники которого и стали первыми миссионерами.

В конце XVII века происходят первые случаи Крещения аборигенов, проживающих на Курильских и Алеутских остовах и на Аляске. В 1705 г. на Камчатку был направлен официальный миссионер архимандрит Мартиан. Приходские священники, служившие на Камчатке, посещали и Курильские острова. В 30-х годах XVIII века зафиксировано довольно широкое распространение христианства среди местных жителей Камчатки и соседних с ней северных островов Большой Курильской гряды, чему в немалой степени способствовала продуманная политика, проводимая государственной администрацией. Правительство запрещало насильственное Крещение язычников, но создавало благоприятные экономические условия для неофитов. Так, новокрещеных на 10 лет освобождали от уплаты налогов. Местные племена – айны, с принятием Православия и находясь в тесных экономических отношениях с казаками, перенимают русские имена и фамилии, некоторые из них усваивают русский язык, нередки становятся смешанные браки. Не исключены были случаи рукоположения в священнический сан представителей местных народов. Глава миссии Камчатский архимандрит в 1749 г. устраивает на одном из островов школу «...для обучения Курильских отроков». Тогда же на острове Шумшу была построена небольшая церковь во имя Святителя Николая Чудотворца как покровителя всех мореходов, путешественников и купцов. С 1830 г. православное население Курил было отнесено к ближайшему русскому приходу на американском континенте в Ахте.

Айны, проживавшие на южной части Курильских островов, которых русские называли «мохнатые курильцы», в это время находились в зависимости от японцев. В одном из распоряжений говорилось: «...камчатской проповеднической свите от просвещения мохнатых курильцев, обитавших на 19 острову, не зависящих от России, но более союзных с Японией, удержаться, чтоб не поссорить обе державы».

Появление русских, а вместе с этим знакомство местных жителей с Православием было связано с экспедициями. В одних случаях экспедиции эти санкционировались правительством и состояли в основном из военных, в других – финансировались купцами и промышленниками, преследовавшими коммерческие цели.

Что касается присутствия русского православного населения на самом Сахалине, то здесь необходимо отметить особенности политической истории во взаимоотношениях России и Японии. Так, первое поселение, а, точнее, военный пост, получивший название Муравьевский, появился на берегу залива Анива 21 сентября 1853 г. Событие это сопровождалось молитвой. Руководивший в то время освоением края Геннадий Иванович Невельской был искренне верующим человеком.

1 января 1840 г. была учреждена новая епархия, названная Камчатской, Курильской и Алеутской, первым ее епископом стал святитель Иннокентий (Вениаминов). Вместе с Владыкой Иннокентием на миссионерском поприще трудился и его сын – священник Гавриил Вениаминов. Вместе в женой Екатериной Ивановной он прибыл в августе 1853 г. в экспедицию Г.И. Невельского. Исследователь отмечает: «Отец Гавриил стал одним из первых православных священников, начавших свою деятельность на территории Приамурья и Сахалина, то есть на тех землях, которые в результате усилий Г.И. Невельского и его сподвижников удалось закрепить в составе России в 50-е годы XIX века».

С именем еще одного святого, канонизированного в Русской Православной Церкви, связан один из эпизодов церковной жизни Сахалина. Длительное время русское православное население острова оставалось без постоянного священника. Известен исторический факт освящения первой православной часовни, построенной моряками, 17 июня 1861 г. Священником, совершившим богослужение в тот день, был иеромонах Николай с парохода «Америка», доставившего запасы продовольствия. Спустя годы этот иеромонах, в миру носивший имя Ивана Дмитриевича Касаткина, станет известным основателем православной миссии в Японии, организатором церковной жизни в Стране Восходящего Солнца, ученым и богословом. Канонизируют его как святого равноапостольного просветителя Японии в Москве в 1970 г.

Сахалин в полной мере испытал на себе все особенности этого положения, что, естественно, отразилось на людских судьбах.


Кафедральный собор Воскресения Христова

Место под строительство собора в честь Евангельского события – Воскресения Христова – освятил митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев), посетивший острова в августе 1990 года. Из-за нехватки финансовых средств, к строительству смогли приступить только в 1992 году. Освящение вновь построенного храма состоялось 7 января 1995 года на праздник Рождества Христова. Вырос собор на пересечении улицы Комсомольской и Коммунистического проспекта. 10 декабря 1997 года участок аллеи между улицей Комсомольской и центральной аллеей южного входа в городской парк получил наименование «Бульвар Святителя Иннокентия» – в связи с празднованием 300-летия открытия Курильских островов русскими людьми.

С возведением собора возродилось храмостроительство на сахалинской земле. Старые фотографии сахалинских церквей второй половины XIX – начала XX веков напоминают, что когда-то Православие играло заметную роль в жизни острова. Период японской оккупации и пожары не сохранили эти храмы до наших дней.

Духовный центр Православия на Сахалине, кафедральный собор стал и украшением областного центра. Храм выполнен в древнерусском стиле. На территории храма возвели звонницу, которую украсил колокол весом в тонну, изготовленный по специальному заказу епархии на колокололитейном заводе в Воронеже. На колоколе – изображение свт. Иннокентия, митрополита Московского, просветителя Дальнего Востока и Америки.

В октябре 1997 года в нижнем помещении собора начались работы по устройству храма Воскресения Словущего. 4 апреля 1998 года, в день Похвалы Пресвятой Богородицы нижний храм был освящен в часть Обновления Храма Воскресения Христова в Иерусалиме в 355 году после обретения святой равноапостольной царицей Еленой Честного Креста Господня. Основным спонсором строительства кафедрального собора стало АО «Газпром», значительную помощь оказал мэр г. Южно-Сахалинска И.П. Фархутдинов, ставший позже губернатором области. Посильную лепту внесли и жители города своими пожертвованиями.


Web-сайт Южно-Сахалинской и Курильской епархии: http://pravosakh.ru

 
Пути Господни

Спасенный храм

Наталья Николаева

Старинное село Савино Пышминского района, что в 175 км к востоку от Екатеринбурга, включено в паломнические маршруты по святым местам Урала. В центре села на возвышении расположилась ухоженная каменная церковь во имя Святой Великомученицы Параскевы Пятницы, освященная в 1867 году в честь явления ее чудотворной иконы на берегу старого русла реки Пышмы.

 
Исследуйте писания

Кто пребывает в Нем, тот поступает как Он

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

О Богопознании и соблюдении заповедей Божиих Иоанн Богослов обнаруживает еще один хрупкий мостик взаимосвязи: чтобы знать Бога, надо исполнять заповеди. Исполнение заповедей есть выражение любви и Бога к нам, и нашей – к Богу.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс