Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №27 (684) → Протоиерей Димитрий Смирнов: Только в Церкви можно ощутить присутствие Христово

Протоиерей Димитрий Смирнов: Только в Церкви можно ощутить присутствие Христово

№27 (684) / 9 июля ‘12

Беседовал протоиерей Александр БерезовскийБеседы с батюшкой

В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». У нас в гостях протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями


За деревьями важно видеть лес

– Батюшка, первый вопрос: «Почему человеку важно быть членом Церкви, почему нельзя строить свои отношения с Богом напрямую?».

– Во-первых, смотря какому человеку, на Земле есть миллиарды людей, которые слыхом не слыхивали об этом. Но, по замыслу Божию, Церковь есть создание внутри человеческого рода нового народа, который будет строиться не по принципу крови (родственники, семья, клан, национальности и так далее), а по принципу духовному. Новый Человек, новый Адам – Господь Иисус Христос, Который является Сыном Божиим, и все остальные жители Земли приглашаются к тому, чтобы, как дикие ветви, отпавшие от Бога, привиться к этой истинной Лозе и составить новый народ, жизнь которого будет протекать, можно сказать, по правилам, которые дал Иисус Христос. Это не просто правила, это законы духовной жизни, связанные и с жизнью Духа Святого, и с приобщением к нему человека, и с жизнью человека в вечности. Сначала человек начинает веровать в то, что Иисус Христос воистину Сын Божий. А потом, узнав, в чем состоит эта вера, он свою жизнь выправляет, так что внутри человечества появляется такая закваска христианская; поэтому, не войдя туда, не «переквасишь» свою жизнь.

– За две тысячи лет Церковь обросла очень многими обрядовыми правилами и условностями, и многие люди не понимают и не принимают этих, как им кажется, внешних нанесений. Говорят: « Евангелие я принимаю, с Евангелием согласен, это – Слово Божие». Но Церковь ведь не только Евангелие проповедует, но еще много чего, а некоторых правил люди не принимают.

– Ну, например, что не принимают?

– Например, что обязательно нужно ходить регулярно в церковь.

– Что значит – «нужно», все равно все ходят когда захотят. Конечно, есть древние правила, которые как-то дисциплинируют человека, но прихожане-то бывают разные. У меня был такой Юрий Владимирович, который всегда на Страстной седмице причащался один раз в году, и, я считаю, это был христианнейший человек, просто он чаще не мог в силу многих причин. Другой причащается несколько раз в неделю, – если бы он был хотя бы вполовину как мой Юрий Владимирович, я считаю, что это было бы прекрасно.

Есть некоторые правила, как, например, молитвенное правило, которое мы сейчас все читаем. Но оно возникло только в XVIII веке, по меркам Церкви – совсем недавно, и такого молитвенного правила в других Церквах не существует. Это просто наш русский обычай. Хороший обычай? Хороший; но не в этом есть смысл христианства: есть вещи фундаментальные, а есть второстепенные. Принимать – не принимать – это в некотором смысле не наше дело.

Но тут есть опасность. Можно принимать все правила вторичные, а за ними забыть главное. Такого тоже очень много. Лишь бы только человек не отделялся от Церкви и понимал, что такое Церковь.

– Что значит «не отделяться от Церкви»? Если человек все-таки собственное правило молитвенное исполняет, а не общецерковное, принятое, если человек причащается раз–два в год, по разным обстоятельствам, если он уважает заповеди Божии и старается по ним жить, но при этом общецерковные какие-то моменты игнорирует и говорит, что их не принимает, он остается в Церкви при этом или нет?

– А в этом есть тайна, только Господь знает. Человек может и причащаться, и Писание хорошо знать, а жить жизнью нечистой, какой же это христианин?

– То есть Церковь дает некие рекомендации, или все-таки есть вещи, обязательные к исполнению?

– Обязательные вещи – это вера согласно Символу веры. Обязательно с известной степенью регулярности причащаться Святых Христовых Таин – как правило, не реже, чем раз в месяц. Но некоторые люди живут от храма так далеко, что если раз в году удалось причаститься, то это уже счастье. Христианин – это тот человек, который в жизни своей водим не страстями, а благодатью Святого Духа, он подчиняется ему в своей жизни – воле Божией.

Во времена антихриста ничего тайного не будет

– Батюшка, у нас вопрос, давайте ответим.

– Существует мнение, что, принимая электронную карту, человек автоматически попадает в систему, когда независимо от своей воли принимает печать антихриста.

– Это не совсем так. Понятное дело, что когда антихрист придет, во-первых, мы будем об этом знать, у него уже не будет нужды ничего тайком делать. 1 июня наш Президент подписал указ, то, против чего десять лет уже люди православные выступали – это ювенальная юстиция, все в соответствии с документами ООН, ЮНИСЕФ, Совета Европы, все, что подготовлено в аппарате Матвиенко, – все подписано. Я прочел и очень опечален – это тоже шаг на пути к антихристу, но что-то не слыхать, что кто-то этим очень обеспокоен. Пока еще нет никаких выступлений против этого, все это делается тайком. А во времена антихриста ничего тайком не будет – будут такие законы и такой порядок, что он будет единый правитель всей Земли или, может быть, всего христианского мира, точно не очень понятно, как это будет. И сейчас у нас в стране уже разговоры ведутся о законодательных ограничениях, чтобы определенные суммы люди платили исключительно с помощью банковских карт, но никак не наличными деньгами. Это же тоже шаг к антихристу: когда деньги будут только безналичными, ясно, что все будут и в финансовом отношении под колпаком у государства. Понимаете, какое дело? Эти все электронные вещи, конечно, обязательно будут антихристом использоваться, как все компьютерные технологии. Но заострять внимание только на этом смешно, это все равно что бороться против, допустим, самокатов, а исключать мопеды, велосипеды с мотором, мотоциклы и так далее.

Автоматически тут ничего не будет, просто все будет поставлено так, что люди будут очень многими законами понуждаемы и будет система компромиссов. Взять теперешнюю ситуацию в Сирии. Человеку или группе людей, которые правят миром, угодно, чтобы во всей Северной Африке, на Ближнем Востоке изменились все правительства и все элиты. И мы видим, что все правительства – и Франции, и Германии, и Италии – за ввод войск в Сирию. Кроме России. Значит, они уже давно все одна команда.

Мне кажется, если хотим как-то тормозить пришествие антихриста, и чтобы не было очень торжественной встречи его, мы должны выступать не против всяких электронных устройств, а должны протестовать против того, чтобы наше законодательство стало идентично европейскому – в Европе действуют совершенно античеловеческие законы, вот что представляет собой угрозу сатанинскую.

– Батюшка, в интернете сейчас есть база данных, где можно почти все узнать о человеке. Многие удивляются, откуда эта личная информация попадает в интернет.

– Это совершенно не принципиально, люди боятся каких-то вещей формальных.

– А может быть, запускается микропроблема, чтобы людей отвлечь от серьезных проблем, дезинформировать общество?

– Я не думаю, что их кто-то специально запускает. Но мы уже начали говорить о том, что есть внешние вещи, второстепенные. К примеру, форма поста. Существуют монашеский Устав и возможности человека, и они разнятся. Беда в том, что человек за маленькими предписаниями может забыть, в чем состоит христианство.

Здесь происходит та же вещь: за боязнью принять какой-либо документ, устроенный на цифровых технологиях, скрывается непонимание, что он и так уже в погибели – о каком спасении может идти речь, если человек думает: «Да, если я в пятницу пощусь, в воскресенье причащаюсь, Евангелие вечерами читаю, летом в монастырь езжу, то все в порядке»? А жизнь не христианская, и дух не христианский, дела не христианские, в голове ничего нет христианского; есть только формальное исполнение очень правильных и хороших обычаев.

Дорогие братья и сестры, я вас умоляю больше не спрашивать меня ни про какие электронные вещи: устаешь говорить об одном и том же десять лет. Если кому охота, найдите выступление отца Иоанна (Крестьянкина), которое я на протяжении десятилетий объяснял. С тем, что он сказал по этому поводу уже очень давно, я полностью согласен. Считаю его одним из просвещеннейших и духовнейших святых старцев нашего времени.

Молитва должна идти от сердца

– Вопрос из Московской области.

– Я купила кассету с молитвами вечерними и утренними и правилами ко святому Причастию. Можно ли готовиться к Причастию только по кассете, не читая, или этого нельзя делать?

– Скажите, а как вы думаете, зачем это продается? И, второе, – зачем вы купили. Зачем вы еще меня спрашиваете?

– Я думаю, что это будет правильно.

– Не знаю. Это зависит от того, как Господь примет вашу молитву, а не от того, написана ли молитва от руки, напечатана, или поется хором в церкви, или кто-то читает. Это зависит от того, как ваше сердце будет в этом участвовать. Что тут скажешь? Давайте хоть чуть-чуть сами рассуждать.

– Многие и хотят, и боятся рассуждать, батюшка: как бы я не ушел со своими рассуждениями в сторону, в какую-то ересь не впал. И бегут за советом.

– А все равно впадают в ересь. Потому что читают те соблазнительные брошюрки, в которых напридумано не знаю что, даже каких-то новых святых выдумывают.

– Все же церковная молитва – это что-то потрясающее, когда в ней участвуешь.

– Да, сказал же Господь: «Где двое или трое соберутся во имя Мое, там и Я среди них». Только в Церкви можно ощутить присутствие Христово, это же очень важно для христианского развития человека. И даже люди, которые мало что понимают, стремятся в церковь, чтобы это ощутить. Смотришь, пожилые женщины стоят три часа, да еще и на колени встают. Бывает, что им до остановки-то дойти тяжело, а на службе – стоят. Что же держит этого пожилого человека, как не благодать Святого Духа?

– Я такую девяностолетнюю бабушку наблюдал в храме. Стоит рядом со стульчиком, но стоит. Я к ней подошел и спросил, как ей удалось так долго простоять. А она ответила, что даже и не заметила, как быстро служба прошла.

– Да, когда человек занят молитвой, тогда время-то исчезает практически. Бывает, многочасовая служба проходит, просто не успеваешь как-то остановиться, не то чтобы какое-то утомление. Где ты был – на Небе или на земле, не знаешь.

– Мне кажется всегда, что Литургия короткая, а она служится больше часа.

– А ты помнишь, когда в детстве стоял на Литургии, то казалось долго... Я хорошо помню, какой долгой казалась мне служба в студенческие годы, хотя священник очень быстро служил, но так отчетливо, было понятно каждое слово.

Споры лучше отложить до Страшного Суда

– Батюшка, вот такой вопрос нам прислали: «Нередко священники, выступающие в передачах, высказывают разные мнения по одним и тем же вопросам. Получается, что кто-то прав, а кто-то обманывает людей. Как нам, прихожанам, понять?».

– Почему обманывает? Может быть, человек искренне заблуждается. И апостол Павел так заповедовал: «Пусть будут между вами разномыслия, чтобы выявились искуснейшие». И потом, скоро конец света и Страшный Суд, и там посмотрим, кто прав, кто виноват. Что, так любопытство раздирает, или нечего нам больше делать, что ли?

– Один священник говорит: «Ни в коем случае», другой говорит: «Да пожалуйста», и прихожанин остается между двумя этими мнениями. Кому отдать предпочтение? Потому что священник для прихожанина – это авторитет.

– В Церкви это бывало и в древние времена, когда мнения двух святых разделялись, один святой говорил так, а другой святой говорит иначе. Потому что надо включать голову и сердце, ну, и неплохо бы еще и совесть. И тогда все встанет на свои места. Как фарисеи рассуждали: «А из Галилеи может ли быть что доброе?». И все. И отметают Кого? Господа Иисуса Христа. Причем чисто по формальному признаку не хотят его признавать. Слепые прозревают, хромые ходят, мертвые воскресают, – нет, все равно: «Из Галилеи? Нет, там не может быть ничего доброго».

Или как сейчас на Западе: «раз вы не поддерживаете гомосексуалистов, значит, у вас нет демократии», у них такой критерий. А у нас придумали другое: «Если у тебе есть социальная электронная карта, значит, ты уже продался антихристу». А кто антихрист-то? Пока он еще не пришел.

– Но его дух уже здесь пребывает.

– А дух с первых дней был. Разве Христа распял не дух антихриста? Разве не дух антихриста владел людьми, когда они невинного Человека распяли? Но они прекрасно знали, что Он – не Человек, что Он – Мессия. Они сознательно распяли Мессию. Почему? А был тот порядок вещей, который бы их устраивал; Христос, как они думали, затевает что-то революционное.

– Замахнулся на их благополучие или на их веру.

– Я не думаю, что все это выглядело так уж пошло; у нас часто во всем подозревают денежную корысть, а она многообразна и не всегда проявляется в денежных знаках.

– На их веру замахнулся. Они все-таки как-то ее сформулировали и ей служили, а это серьезная вещь – то, во что человек верит и чему служит.

– Конечно. Поэтому Господь и сказал, что «придет время, когда всякий убивающий вас будет думать, что он творит службу Богу». Поэтому даже в православной среде очень опасно говорить то, что ты думаешь. Потому что придет время, когда тебя православные люди с удовольствием прибьют ко кресту и будут думать, что они избавили мир от страшного еретика. Поэтому все споры лучше отложить до Страшного Суда.

– Чем больше споров, тем больше ненависти.

– Конечно. Поэтому апостол сказал: «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях». Разномыслие должно быть, споров не должно быть. Ты вот так веруешь? И веруй до Страшного Суда. Ты так веруешь? И ты так веруй до Страшного Суда. Когда святитель Григорий Богослов пришел в Константинополь, весь Константинополь был объят арианской ересью, он был один православный. Но он сумел своей проповедью обратить большинство горожан к Православию. А те, которые были против, конечно, хотели его убить. А в город, куда он был назначен епископом, вообще его не пустили православные, просто не пустили, хотя он был поставлен епископом в этот город. А про II Вселенский Собор святитель Григорий сказал, что он похож больше на собрание разбойников. Это я, что ли, придумал? Это его подлинные слова. Почему? А такие споры, когда уже до ненависти доходит, когда каждый доказывает свою правоту. И это был IV век, а нынче ХХI. Что, с этого момента люди стали культурнее, воспитаннее, образованнее, духовнее? Да все то же самое. Человек прочел две брошюры и уже другого готов вообще танком переехать вдоль и поперек. Почему? Потому что ему кажется, что он прав, а тот не прав...


Смотрите программу «Беседы с батюшкой» на православном телеканале «Союз»: воскресенье, понедельник, вторник, среда – 13.00 (в записи), 22.00 (прямой эфир). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому). Телефон прямого эфира: (495) 781-49-54

 
Архипастырь

Архиепископ Егорьевский Марк: «Нет ничего важнее заботы о человеческих душах»

Беседовал Сергей Юргин

17 мая 2012 года вся Полнота Русской Церкви отмечает торжество Православия и единения. Пять лет назад в праздник Вознесения Господня в кафедральном Храме Христа Спасителя был подписан Акт о каноническом общении между Московским Патриархатом и Русской Православной Церковью за границей.

 
Патриотизм

Россия! Встань и возвышайся!

Петр Мультатули

(Продолжение. Начало в № 26) Может ли Россия снова стать империей?На наш взгляд, ответ на этот вопрос очевиден: Россия может быть только империей, иначе она погибнет как цивилизация. Однако здесь надо четко определиться, что само понятие «империя» имеет для нас прежде всего духовный смысл.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс