Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №22 (679) → Митрополит Рязанский и Михайловский Павел: «Господь Сам знает, когда кого посетить»

Митрополит Рязанский и Михайловский Павел: «Господь Сам знает, когда кого посетить»

№22 (679) / 4 июня ‘12

Беседовал Евгений ЗызинАрхипастырь

Мысли святителя Игнатия актуальны всегда

– По традиции, начинаем с вопроса ведущего. Владыка, в нынешнем году исполняется 205 лет со дня рождения и 145 лет кончины одного из выдающихся иерархов Русской Православной Церкви святителя Игнатия (Брянчанинова); 13 мая совершается его память. Святитель считается наставником монахов, – насколько важны его труды для современного монашества?

– Это один из выдающихся иерархов, и он совершенно неслучайно причислен к лику святых: он все свои знания и умения посвятил служению Богу, Церкви и людям. Один из его трудов так и называется «Приношение современному монашеству». Почти полтора века прошло с того момента, как были изданы его труды, и надо сказать, они совершенно не утратили свого значения даже сегодня, в XXI веке.

Многие люди уже в молодом возрасте, заканчивая школу, думают о карьере, о своем будущем, о своей семье. Точно так же и святитель Игнатий (Брянчанинов) об этом размышлял, но, в отличие от своих современников, он имел намерение уже в самом раннем возрасте посвятить себя служению Богу: хотя все его преподаватели видели его будущую карьеру военного, несмотря на это, он все-таки хотел уйти в церковное служение. Но император ему не разрешил этого сделать, зная его как прекрасного, толкового инженера. Но Господь так устроил, что после прохождения года военной службы он заболел, и так серьезно, что его комиссовали, как сегодня принято говорить, или отправили в отставку.

И вот тогда началось его служение на церковной стезе. А влияние, конечно, на него оказывали подвижники благочестия. Как могло произойти: отцы первых веков христианства (ведь тогда не была таких средств коммуникаций, какие мы сегодня имеем, они жили кто где – кто-то в египетской пустыне, кто-то в Александрии, кто-то жил в каких-то других землях, не имея никакого совершенно общения друг с другом), размышляя о Боге, о Церкви, писали об одном и том же, не имея внешней поддержки друг друга. И святитель Игнатий говорит, что он увидел в этом Промысел Божий – единство в мыслях, в высказываниях, в жизни святых отцов на него произвело неизгладимое впечатление.

Такое единство – это действие благодати Святого Духа. Подвижники, где бы они ни жили, достигают такого уровня духовного совершенства, что говорят о Божественном одним и тем же языком.

Он проходил пастырское, иноческое служение в разных монастырях, имел огромный опыт подвижничества. В то время была возможность встречаться и жить рядом с подвижниками благочестия, которые тоже наполняли его сознание, его ум. Ушел на покой по состоянию здоровья, прослуживши в сане епископа всего четыре года. Все то, что он накопил в своем сознании за всю жизнь, он изложил в своих трудах; еще при его жизни были опубликованы его проповеди, его труды о монашестве, уже после смерти вышел в свет сборник, называемый «Отечник», – в нем собраны мысли святых отцов. И до сегодняшнего дня, я думаю, они очень актуальны. Он почитается особенно в среде монашествующих, потому что написал книги, посвященные монашеской, аскетической жизни. Так что, я думаю, на многие-многие столетия вперед его мысли будут актуальны и важны для каждого, кто пожелает посвятить себя служению Богу.

Верующий человек на самоубийство не пойдет

– Переходим к ответам на вопросы наших зрителей. Алексей, 36 лет, считает, что было бы правильным считать алкоголиков, наркоманов, лихачей самоубийцами, и хочет узнать Ваше мнение по этому поводу.

– Я бы этот список, может быть, продолжил, внес бы еще многих других людей. Ну, допустим, которые много едят, едят животную пищу, много спят, мало или плохо работают и так далее. Действительно тот, кто много курит и пьет, принимает наркотики, подвергает себя особому риску. Такому же риску и, может быть, даже скорой смерти подвергают себя, кто чрезмерно ест жирную пищу, – отсюда различные сердечно-сосудистые заболевания. Много людей пренебрегают техникой безопасности на каких-то производственных работах. Но есть маленькое отличие, которое все сразу же изменяет, и, можно сказать, ставит на свое место.

Дело в том, что самоубийца – это человек, который преднамеренно прерывает свою земную жизнь. Он, может, был благочестивым, но вера была чисто формальная. Да, он знал, что Бог есть, а столкнулся с какими-то трудностями и наложил на себя руки. Может быть, тяжело болен человек – потерпи еще немножко, тебе готовится венец страдальца за Христа. Господь испытывает ведь каждого человека. Но обратите внимание: кто искренне верит в Бога, тот никогда этого не сделает, понимая, что это тяжелейший грех и исправить будущую загробную жизнь в этом случае не представляется возможным.

А что касается перечисленных вами страстей человеческих, здесь есть другая сторона. Как правило, сегодня страдают этими заболеваниями люди, которые не получили ни в семье, ни в детском саду даже азов христианского вероучения. Каждый человек стремится к благу – получить блаженство, найти какое-то духовное вдохновение, радость: он таким создан, стремиться к первоисточнику блага, а это Господь. Но им никто не подсказал, что истинное блаженство можно получить только в церкви, только исполняя заповеди, только живя по Евангелию, а вдруг кто-то подсказал: «да ты сейчас выпей – и получишь блаженство».

Вы что думаете, алкоголик или наркоман ради самоубийства это делает? Нет, он тоже стремится к блаженству, но путь его лежит в погибель. Но это не самоубийцы, они не преследуют цель покончить с жизнью, хотя в корне лежит то же пренебрежение к заповедям. Совершенно неслучайно у нас очень часто используется такое выражение: «Береги свое здоровье, как дражайший Божий дар» (а это Божий дар). И Господь, направляя апостолов на проповедь, им говорит: «Будьте мудры как змеи и просты как голуби». Это очень интересное выражение. А почему? Да потому что змея никогда первая не нападает, она никогда не подставляет свою жизнь – она очень осторожна, не рискует своей жизнью. И Господь пожелал этого и апостолам: не рискуйте своей жизнью там, где в этом нет необходимости. Кто будет беречь свою жизнь как дражайший Божий дар, никогда не будет алкоголиком, наркоманом, никогда не станет самоубийцей.

Лучшее приношение – молитва

– Татьяна, 51 год; ей подарил крестик, как она считает, дурной человек, она хочет подарок вернуть – правильно ли это?

– Если вас смущает, что недоброго поведения этот человек, то все-таки возвращать не следует, чтобы еще больше не усложнить ваши взаимоотношения. Есть хороший вариант: пойдите к священнику, попросите освятить крестик и покропить его святой водой. Батюшка это сделает, если крест неосвященный, а если освященный – священник просто покропит его святой водой. И это дурное, как вы говорите, никак не перейдет, тем более через крест, особенно если батюшка освятит крест.

– Ирина, 48 лет: «Если на кладбище не носить искусственных цветов, то как украшать могилы, ведь не у всех есть возможность ухаживать за живыми цветами?»

– К сожалению, у нас нет еще правильного и должного отношения к кладбищам. То, что у нас сегодня сложилось, связано с тем, что, в основном, в предыдущие десятилетия хоронили людей за пределами населенных пунктов. Так складывалось, что там бродили животные, может быть, даже дикие, которые раскапывали свежие могилы. И поэтому ставили огромные колья вокруг, ограду, чтобы как-то сохранить захоронение. А сегодня нет такой необходимости. Мне приходилось бывать во многих странах на кладбищах – хочу сказать, что иногда полезно посещать кладбища. На некоторые кладбища ходят люди как на экскурсию, я бы даже сказал, посещение кладбищ духовно необходимо – оно заставляет людей подумать о смысле жизни, о скоротечности времени, о том, что мы не вечно будем жить на этой земле. Иногда полезно почитать надписи надгробий, они тоже вдохновляют и дают человеку возможность задуматься. Конечно, посещение кладбищ в США, в Канаде, в европейских странах у меня всегда вызывало чувство умиротворения. Забываются какие-то стремления светские, какие-то проблемы отходят на второй план.

А что касается украшения гробниц, у нас в Рязани есть хороший пример – Скорбященское кладбище, где немало воинских захоронений. Оно очень хорошо ухожено: там установлены небольшие надгробья, разбиты газоны с травой. А посмотришь на старые кладбища – там эти огромные ограды, штыки из прутьев жуткое у меня вызывают впечатление.

Мне думается, и самим родственникам надо подумать: если вы хотите «застолбить место» для своих близких, кто-то уже для себя готовит – это неплохо. Но, может быть, сделать какие-то небольшие оградки, которые бы означали, что это ваша земля. Нет необходимости приносить искусственные цветы, лучше принести живые цветочки, посеять какую-то траву, будет вполне достаточно. Не следует стараться украшать могилу: для того, кто там лежит, наши украшения не принесут никакой пользы – когда человек умирает, все, что он взял с собой, это добрые дела.

И хорошая мысль – не приносить искусственных цветов. Это связано с бизнесом, просто те люди, которые изготавливают эти цветы или какие-то другие украшения, себя рекламируют, говорят, что «это надо, это полезно», и так зарабатывают только для себя, а для покойника этого не надо. Лучшее приношение для покойников – это наша молитва, молитва в храме, милостыня.

Будет смирение – все придет

– Мария, 75 лет: «Дочь много лет в браке, хочет с мужем венчаться, нужно ли освящать кольца, которые они носят, и может ли их дочь быть свидетелем на Венчании?».

– Что касается колец, придите к священнику и скажите: вы хотели бы, чтобы кольца, которые вы носите много лет, остались бы вашими венчальными кольцами. Священник их освятит и даст их во время совершения таинства. А что касается свидетеля на этом таинстве, то зачем присутствие свидетелей? В этом случае оно просто отпадает, нет в этом необходимости. Свидетели зачем нужны? У нас до революции (особенно распространено это было в сельской местности) само Венчание разделялось на две части. Первая часть – обручение, а вторая Венчание. Обручение, как правило, совершалось задолго до Венчания, это делалось, чтобы священник мог оповестить всех жителей деревни, что такие-то вступают в брак. И этот период времени от обручения до Венчания нужен был, чтобы люди друг о друге узнавали: тогда молва ходила очень быстро, и в этот период выясняли, не имеет ли кто из вступающих в брак обещаний на стороне. Сегодня нет у нас возможности разделить эти две составляющих таинства Брака, и поэтому сегодня даже в загс предлагают привести свидетелей, чтобы перед регистрацией брака государственным чиновникам сказать: «Да, мы свидетельствуем, что эта не замужем, а этот не женат». А здесь муж и жена живут уже много лет – им просто не нужен свидетель.

– Клавдия, 78 лет: «Я больна и одинока, меня навещает баптистка, можно ли с ней общаться и принимать помощь?».

– Общаться и принимать помощь можно от любых людей, которые хотят вам помочь. Единственное, что здесь может возникать – протестанты никогда так просто не оказывают помощь, это редкое явление, к сожалению. Мы призываем верующих людей оказывать помощь без оглядки на личное какое-то мнение или выгоду, а протестанты, как правило, всегда вместе с помощью навязывают идеологию. Они обязательно вам будут говорить о Боге и обязательно вас будут постепенно вовлекать в свою секту. Вот в чем может быть опасность. Поэтому принимать доброе дело можно, но постарайтесь сделать так, чтобы о Церкви, о Боге с протестантом не разговаривать, иначе вы попадете в лапы этих «миссионеров».

– Наталья, 65 лет, молится, постится, причащается; вначале бывает душевный подъем, а потом спад – отчего это происходит и как быть?

– Тут сразу нельзя назвать конкретную причину. Мне приходится с людьми общаться, и некоторые, идя на службу или готовясь исповедаться и причаститься, себя настраивают на то, что сейчас с ними что-то произойдет, и они выйдут из храма обоготворенными, одухотворенными. Не следует это делать, надо помнить всегда, что если Господь захочет посетить человека, души, сердца коснуться, Он это сделает, когда увидит, что мы к этому готовы. К сожалению, некоторые люди сами настраивают себя на это, предвосхищая действие Бога.

Может быть, человек один раз вкусил такое чувство радости от того, что он очистил свою душу, причастился, соединился со Христом в таинстве Причащения. И Господь коснулся его сердца, человек почувствовал радость, какое-то отдохновение. Это хорошо. Но это чувство, к сожалению, не может быть постоянно, потому что я только повернулся направо или налево, только вышел из храма, я уже кого-то осудил, с кем-то переговорил. И тот дар, который я получил в этом величайшем таинстве, просто растерял.

Господь может посетить, а может и не посещать, в зависимости от усердия, с каким мы подходим к Причастию. Господь Сам знает, когда кого посетить. А то, что мы говорим «иногда бывает духовный подъем, а потом спад» – да просто следить надо за собой; чтобы не возникало чувства отчаяния, что не получилось духовной радости, надо продолжать ходить в церковь, исповедоваться – продолжать трудиться. Будет смирение, будет терпение, и Господь сделает так, что вы будете находиться на достойном уровне.

Раз вы об этом задумались, это хорошо. Поэтому продолжайте трудиться, а когда Господь увидит, что вы действительно созрели, чтобы Господь прикоснулся к вашему сердцу, Он прикоснется.

– Благодарю Вас, Владыка, что ответили на вопросы наших зрителей.


Смотрите на телеканале «Союз» программу «Беседы с Владыкой Павлом» (Рязань): пятница 11.00, воскресенье 23.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 
Церковный календарь

Кто услышит – отворит

Протоиерей Евгений Попиченко

14 июня – день памяти Иустина Философа Родился святой в 105 году в самарийском городе Сихеме. Родители его были эллинами. Он усердно искал мудрости у философов – сначала у стоиков, затем перипатетиков, пифагорейцев, платоников. Хотя философия Платона его и не удовлетворила, на ней он задержался больше всего, не имея ничего другого, что его могло бы привлечь. Но Божиим Промыслом явился ему некий честной старец, пошатнувший в нем всю платоновскую философию

 
Церковный календарь

Если душа не чувствует покаяния, осознания греха нет

Протоиерей Евгений Попиченко

17 июня – день памяти святителя Митрофана, первого патриарха ЦареградскогоЕго отец Дометий, брат римского императора Проба, будучи христианином, во время гонений на христиан удалился из Рима и прибыл в Византию. Епископ Византийский Тит рукоположил его во пресвитера; по смерти Тита Дометий стал епископом Византийским. После смерти Дометия епископскую кафедру занял его старший сын Проб, а по кончине сего последнего на кафедру был возведен Митрофан.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс