Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №15 (672) → Залоги Царствия Небесного

Залоги Царствия Небесного

№15 (672) / 9 апреля ‘12

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, ЕкатеринбургИсследуйте писания

МЫ ПРОДОЛЖАЕМ внимательно читать Соборное Послание апостола Петра, и снова вместе с апостолом обращаемся к теме страданий христианина. К его, пожалуй, самым пронзительным словам, звучащим в окончании четвертой главы.

«Возлюбленные! – начинает апостол Петр, – огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явлении славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется. Только бы не пострадал кто из вас как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь. Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится? Итак, страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро».

Это последнее свидетельство Послания апостола Петра об отношении христианина к страданиям.

Разумеется, нам и тяжело, и неприятно думать о скорбях, гонениях, страданиях, об их неизбежности, пусть и спасительной для нас.

Послание апостола Петра было адресовано не вообще к людям и не вообще к христианам, оно имело конкретного адресата – малоазийских христиан.

И важнейшей целью Послания было, в том числе, и утешение христиан Малой Азии, принимающих страдания за Спасителя. Вскоре мы обратимся ко Второму Посланию апостола Петра, где он между прочих обращений и самого себя причисляет к страждущим, свидетельствуя, что он извещен о готовящейся его кончине.

КОГДА приходит эпоха скорбей, время бедствий, страданий, к ним относишься совершенно иначе. Иная реальность вызывает иное отношение к ней. Удивительные подвижники христианской жизни, писатели-аскеты говорят, что желать, вожделевать себе скорбей за Христа есть удел совершенных христиан – людей, которые уже прошли весь путь восхождения к Богу и стоят на высочайшей ступени близости к Спасителю. У них сама мысль о необходимости пострадать за Христа, лишениях ради Христа вызывает подлинное, неподдельное, ненадуманное восхищение. Их душа ликует, как ликует жених, к которому едет невеста. Для всех прочих слышать о наступающих завтра или через десять лет бедах и скорбях тяжело. Болезненно реагирует человек на подобные пророчества, если он не объят любовью Божией. И поэтому эти слова апостола Петра нам слышать тяжело. Но совсем другое дело, когда эти страдания с нами уже происходят, как с теми малоазийскими христианами, которым это Послание адресовано.

Когда человек начинает сам переживать страдания (неважно, великие или простые бытийные скорби), тогда эти слова апостола Петра становятся значимы. Тогда мы действительно хотим понять, почему с нами происходят бедствия, в чем причина наших страданий: Бог ли на нас рассердился? Или христианство не дает то, чего мы от него ждали? Может быть, моя неправильная жизнь тому виной? Вообще, почему такие вещи неприятные, неожиданные и не имеющие под собой какого-то серьезного основания, со мной происходят? Человек хочет найти ответ: «почему?», и тогда он обращается к Священному Писанию.

Для претерпевающего скорби человека важно разглядеть любящего Бога и понять, как в сердце своем совместить радость от любви Божией и горечь от происходящих бедствий – как нам понять это противоречие? Ведь Он действительно нас любит больше, чем кто-либо, больше, чем способны любить люди. Но вот мы доверяемся Его любви со всей доступной нам искренностью и полнотой – и вдруг вместо любви встречаем скорби и страдания. Конечно, человеку важно понять, почему это происходит, почему так совершенно неожиданно поворачивается жизнь.

НО КОГДА с человеком случаются эти скорби, тогда, собственно, и начинает оживать в нем христианская жизнь. Тогда в нем и пробуждается Крещение. Таинство, совершившееся с ним когда-то, лишь теперь начинает в нем действовать. Крещение, собственно, и есть умирание, смерть для этой жизни, разделение со Христом Его крестной скорби, сораспятие с Ним. А распятие не бывает безболезненным. И претерпевание скорбей есть исполнение того самого дела, из-за которого человек пришел ко Христу. Ведь каждый слышал слова Евангельские: «Кто хочет быть Моим учеником, возьми крест свой и следуй за Мной». Каждый человек, слышавший эти слова, только в скорбях понимает: он и стал христианином, чтобы терпеливо переносить эти скорби – только тогда в нем и рождается, и возрастает христианин: только когда я переношу скорби, мир освящается и очищается, и на мир изливается энергия Святого Духа через то, что я во Христе и терплю скорби за Христа.

(Окончание в № 17)


Смотрите программу «Исследуйте писания» на телеканале «Союз»: понедельник–вторник 03.00, 10.00, 23.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№12 (669) / 19 марта ‘12

Исследуйте писания

Потоп, как прообраз Крещения

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

№22 (727) / 10 июня ‘13

Исследуйте писания

Терпением спасайте души ваши

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

 
Церковный календарь

Прекраснее души нет ничего во Вселенной

Протоиерей Евгений Попиченко

25 апреля – день памяти преподобного Исаака Сирина Происходил подвижник из Сирии, но провел свою жизнь в Италии, близ города Сполето. Здесь он сначала устроил для себя малую келью, но вскоре собралось к нему много учеников, желавших под его руководством спасаться в иноческой жизни.

 
Читаем Ветхий Завет

Мир без Бога – Вавилонская башня

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

В ветхой истории описано знаменательное событие, имеющее универсальный и глобальный смысл. Его значение во многом определяет последнюю судьбу мира.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс