Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №15 (672) → Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий: «Совершенствование человека должно быть промыслительным»

Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий: «Совершенствование человека должно быть промыслительным»

№15 (672) / 9 апреля ‘12

Беседовал Сергей ЮргинАрхипастырь

– В эфире телеканала «Союз» программа «Архипастырь». Наш гость – Высокопреосвященнейший митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий. В студию поступает много вопросов и на богословские темы, и на житейские. Поэтому хотелось бы ответить сначала на вопросы телезрителей, которые поступили заранее.

Первый вопрос – от Бориса Иванова: «Как именно Крестная смерть Спасителя дает нам возможность ко спасению?»

Духовный рост обязательно нужно видеть

– Так было задумано в планах Божиих, чтобы именно крестная смерть Спасителя послужила спасением человечества от греха, проклятия и смерти. Почему? Крестная смерть была самой позорной, и Господь Себя так уничижил, что принял самую позорную смерть. Он не совершал никаких грехов, был очень законопослушным – и Пилат, и Ирод Его оправдали, не было к Нему никаких претензий. Но зависть, злоба человеческая сделали свое дело. Что присуще и нашему времени, к сожалению. Мы христиане, и должны были бы все это уже давно пройти, но мы не слушаем Бога, мы все равно позволяем себе иметь собственное мнение.

Так и произошло со Христом Спасителем. Что произошло? Очень просто. Ждали Мессию – время было очень напряженное: политическая нестабильность, гнет Римской империи, не могли поставить своего царя. Поэтому Мессия ожидался не как духовный избавитель, а как человек, который избавит израильский народ от угнетенного состояния и даст ему светлое политическое будущее. В этом и была ошибка первосвященника, мытарей и фарисеев, которые олицетворяли закон Иудейского государства – они не рассмотрели абсолютно, что Господь пришел как Мессия духовный. А Ирод вообще ожидал Его как царя земного, который сместит его с царства. Вот и произошла такая трагедия, потому что не было понимания той задачи, с которой Христос пришел, – пришел Он изменить человечество, изменить душу, сердце, мысли человека.

Он принес новый Закон, совершенно противоположный Закону Ветхого Завета, и указал нам путь к совершенствованию. Насколько это было глубоко? Один пример – Господь сказал, что даже мысль уже греховна, всякий согрешает, потому что вначале зарождается мысль, проходит через сердце, потом поступает в ум, затем в действие воплощается. Ветхий Завет такого не знал. Господь принял смерть как Праведник. Почему Его смерть не удержала, почему Он Воскрес? Не потому, что Он был Богочеловек, но потому, что Он был истинный Человек, Который прожил жизнь праведно, и смерть не могла удержать Праведника в своих узах. Поэтому Он Воскрес из мертвых, и поэтому наше спасение произошло через Крестные страдания Христа. И мы уже на протяжении двух тысяч лет чтим Крест, крестное знамение и изображение Честного Животворящего Креста как самую величайшую святыню, которая освящает жизнь каждого человека.

– Наталья из Тюменской области спрашивает: «Нужно ли и возможно ли человеку чувствовать свой духовный рост, или же видение этих изменений будет считаться прелестью?».

– Свой духовный рост обязательно нужно видеть, и нужно его все время проверять. А как? На Исповеди, в беседе со священником, с духовным каким-нибудь человеком, который вам скажет, что нужно исполнять. Критика если будет в ваш адрес, вы должны ее воспринять, ведь если вы не будете воспринимать критику, это знак того, что вы живете в прелести, ваш духовный рост не просходит.

Духовная сфера очень и очень сложна, и очень важно для человека, чтобы совершенствование было благим, промыслительным. Иначе можно уйти совершенно в другую сторону, и приступит не ангел света, а ангел сатанин и будет руководить вашей жизнью; это состояние очень страшное. Так что вы всегда должны контролировать свой духовный рост, но не кичиться этим – правильно воспитанный духовно человек никогда не будет превозноситься над другим человеком: постоянное смирение человека, чувство своего недостоинства, желание сделать больше в духовном – это залог успеха.

Болезнь как следствие греха

– Слушаем вопрос из Самары.

– Мы с мужем венчаны, но долго у нас не было детей, и он со мной развелся. У меня такой вопрос: можно ли его как-то вымолить из страсти прелюбодеяния, и нужно ли это делать?

– Что я могу ответить? Очень важно, чтобы каждый, кто вступает в брак, понимал, что чувства, которые объединили, нужно возгревать друг в друге. Но если в семье нарушено понимание и вы не сумели своего мужа удержать, это очень печально. Но вы должны помнить, что Церковь – не приворотное зелье. Если он инициатор вашего развода, вы можете молиться, если вы его любите, можете оставаться в состоянии брачном, если он не требует церковного развода, и пускай вас это утешает.

– Татьяна Васильевна спрашивает: «В Евангелии от Матфея говорится: «Истинно говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то чего бы ни просили, будет им от Отца Моего Небесного». Как понять эти слова: когда дастся – в земной жизни или в Царствии Небесном?».

– Понимайте эти слова буквально. Но если вы будете просить что-то греховного или того, что будет мешать вашему духовному росту, Господь как Всевидящий, Который стоит над временем, не даст вам этого – Он не вложит отраву в ваши руки. Так что прежде чем просить Господа об исполнении чего-то, вы должны хорошо очень подумать: угодно ли это будет Богу, полезно ли это будет вам, не причинит ли это вреда другим людям. Если это так, просите с дерзновением, и Господь вам подаст не в будущем, а в этом веке, потому что вы будете просить о земном. А чтобы стать гражданином Царствия Небесного и наследовать жизнь вечную, вам нужно вести праведную жизнь – к этому все мы призваны, и тогда Господь вас благословит.

– «Болезнь заставляет человека страдать, порой очень тяжело. Можно ли считать, что болезнь – это благо для человека, а не наказание, что страдания не напрасны? И прощаются ли в страданиях грехи больного человека?», – спрашивает Александр.

– Нужно понимать, что болезнь возникает как следствие нарушений каких-то норм нашей жизни. Или мы грешим, а духовная сфера отвечает за состояние здоровья, ведь здоровый дух обеспечивает здоровое физическое состояние человека. Возможно, человек что-то неправильное по жизни делал, чем-то злоупотреблял – возьмите вопросы питания, мы все в этом повинны, мы едим и пьем Бог знает что, а потом оказывается, что мы больны. Кто в этом виноват? Господь нам не посылал эту болезнь, мы ее приобрели, и, естественно, нужно именно так смотреть на эту болезнь.

Вот святые отцы очень часто болели просто-напросто потому, что Господь искушал их, но они были стойкие и святые люди. Мы-то с вами слабенькие, и Господь не будет искушать нас такими способами. Но когда они болели, то говорили, что болезнь – прекрасное время для размышления, когда подумать можно о прожитой жизни, о будущей жизни, сделать какие-то выводы, может быть, изменить свою жизнь. И в этом случае болезнь благо.

Если болезнь приводит вас к покаянному состоянию и желанию исправить жизнь, то Господь посылает исцеление. Господь исцеляет даже смертельные недуги, когда медицина бессильна, и это чудо, которое никто не может объяснить. А объясняется очень просто: человек кается за свою жизнь, и в этом отношении болезнь ему во благо. А если он лежит и проклинает ближних, Бога, отрицается от Него и своей болезнью всем досаждает – болезнь никогда не облегчит душевного состояния человека.

Есть вера – нет страха

– Артур из Санкт-Петербурга спрашивает: «Существует ли разница между дьяволом и антихристом?».

– Дьявол – это духовное существо, это ангел, но не добрый, а злой. Люцифер был первый ангел у Бога, возглавлял иерархию ангельскую, а потом возгордился. И он вел войну не с Богом, а с ангелами; ангелы между собой разобрались, и Архангел Михаил сверг Люцифера, и за ним отпала часть ангелов. Вот это, собственно, и есть сатана со своими ангелами. А антихрист будет человек, родится естественным путем, но будет противник Богу и противник Христу. Он будет, наверное, прекрасно образован, освоит всякие магические учения, будет творить чудеса, накормит все человечество. И будет требовать одного: чтобы мы с вами отреклись от Христа, от веры и поклонились ему.

Вот все сейчас боятся печати антихристовой, считают, что это будет связано с какими-то электронными носителями, которые будут вживляться в кожу. Я так скажу: не бойтесь ничего, пускай вам и вживляют что-то, потому что вы антихристу как статистическая единица абсолютно не нужны. Вы ему нужны своим психологическим настроением. Если вы христианин, то это вшитое в вас считывающее устройство, когда вы придете, например, в магазин, покажет, что ваше психологическое состояние противно существующему порядку вещей. И вас отключат от этой системы, вам нечего будет есть, и вас вызовут на беседу: или же это техника дала сбой, или же вы сами такой человек? Если вы не отречетесь и скажете, что «я – христианин, я верую, что Господь пришел две тысячи лет назад, или три тысячи» (никто ведь не знает, когда это произойдет, все в руках Божиих), тогда, быть может, вас исключат из общества и сбудутся те великие пророчества, что никто вас не накормит и ничего вы не купите, и ничего вы не сможете сделать. Поэтому храните веру в Бога Живого, Который промышляет о всех нас, и не бойтесь никакого антихриста, ни его знаков.

– Следующий вопрос: «Была на Исповеди и покаялась в соучастии в аборте, священник не дал епитимью, но в то же время сказал, что с таким грехом в церковную ограду не входят. Что теперь делать?».

– Из вопроса неясно, после Исповеди священник разрешил вам причащаться или нет? Но если он не дал вам епитимью и в то же время сказал, что вы не можете ходить в церковь, то он не прав. Потому что, пока человек жив, он имеет возможность каяться, как бы ни был тяжек грех. Соучастник в аборте – это не обязательно женщина, которая этот аборт сделала, это может быть врач, муж, подруга, которая посоветовала сделать аборт, – хорошо, что вы, как соучастница, чувствуете такую ответственность. Идите к другому батюшке, который поймет вас, – здесь излишняя строгость неуместна, ведь вы хотите покаяться и больше не делать этого греха. Господь должен видеть это покаяние, а священник, который является свидетелем, должен свидетельствовать, что вы истинно каетесь. Если он не дал вам епитимьи, то он считает, что ваше покаяние, ваш плач душевный достаточны, и огорчаться здесь не нужно. Конечно, это отдается на суд священника, но вам нужно хотя бы небольшую, но понести епитимью.

Должны быть пределы

– Юлия из Краснодарского края спрашивает: «Можно ли занять должность судьи православному человеку, который выносит решения, руководствуясь, в том числе, своими внутренними убеждениями, или лучше воздержаться от этого назначения?».

– Вы должны понимать, что судья – представитель закона, и невозможно судить, нарушая закон. И если вы христианка, то все должны делать, основываясь на Евангелии. Вы, приступив к судопроизводству, видите, в каком состоянии человек: раскаянности, нераскаянности, отчаяния или равнодушия, и вы должны, руководствуясь и согласно своим религиозным убеждениям, избрать меру наказания.

– Валентина из Нижнего Тагила задает вопрос: «Не будет ли грехом, если родители отказываются кормить или материально помогать взрослому ребенку, когда он не хочет работать и ведет разгульный образ жизни?».

– Грехом этот отказ никак не может быть, он может быть добрым делом. Даже когда дети маленькие и еще не имеют возможности зарабатывать на хлеб насущный, даже тогда Церковь вас предупреждает: не балуйте! Очевидно, в этом случае, человека уже избаловали... а его ответственность перед родителями в том, что он вас должен кормить, он вас должен баловать, а не вы его. Вы должны положить какие-то пределы, тем более если он не работает, пьет и занимается разными безобразиями. Давая ему деньги, вы поощряете грех, и в этом случае вы должны эту практику прекратить совершенно сознательно.


Свои вопросы в программу вы можете задать так:

  • заранее позвонить на телеканал «Союз» по телефону (343) 278-60-11 (в рабочие дни и рабочее время) и оставить свой вопрос;
  • позвонить в прямой эфир передачи непосредственно во время программы (343) 278-60-14 (только во время прямого эфира);
  • отправить свой вопрос по электронной почте на адрес baibakov@etel.ru;
  • отправить свой вопрос обычным письмом на адрес редакции: 620014, Екатеринбург-14, а/я 184.

Смотрите программу «Архипастырь» на православном телеканале «Союз»: четверг 05.00, суббота 10.00. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

Слушайте программу «Архипастырь» в эфире православного радиоканала «Воскресение»: вторник 14.30, 20.30, среда 02.30

 
Архипастырь

Пасхальное послание митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла

 
Беседы с батюшкой

Священник Кирилл Шевцов: Социальное служение – миссия Церкви

Беседовал Александр Сергиенко

Беседа с клириком храма Живоначальной Троицы в Останкине священником Кириллом Шевцовым в эфире телеканала «Союз» – Тема нашей беседы – социальное служение Церкви. По силам всем– Социальное служение – это миссия Церкви. Святейший Патриарх говорит, что одна из главных задач Церкви – работать и с молодежью, и с пожилыми людьми, работать со всеми группами населения, прихожанами храмов.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс