Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №6 (663) → Петропавловская и Камчатская епархия

Петропавловская и Камчатская епархия

№6 (663) / 6 февраля ‘12

Епархия

Епископ Петропавловский и Камчатский Артемий

Дата рождения: 5 сентября 1962 г.
Дата хиротонии: 10 апреля 2011 г.
Дата пострига: 31 марта 1996 г.
День ангела: 6 июня.

  • Родился в г. Днепродзержинске.
  • В 1984 г. окончил Санкт-Петербургский военно-транспортный университет и направлен в г. Алма-Ату. В 1992 г. уволен в запас в звании капитана по сокращению штатов.
  • В 1992–1995 гг. трудился на строительстве храма в честь Рождества Христова г. Алма-Аты. В 1995 г. стал послушником Свято-Николо-Шартомского мужского монастыря с. Введенье Шуйского района Ивановской области.
  • 17 декабря 1995 г. в Преображенском кафедральном соборе г. Иваново архиепископом Ивановским и Кинешемским Амвросием рукоположен во диакона.
  • 11 февраля 1996 г. в Благовещенском храме г. Кинешмы архиепископом Амвросием рукоположен во иерея.
  • 31 марта 1996 г. в Казанском храме Свято-Николо-Шартомского мужского монастыря с. Введенье архиепископом Амвросием пострижен в монашество с наречением имени Артемий в честь праведного Артемия Веркольского (пам. 23 мая /6 июня).
  • 4 ноября 1996 г. командирован в Новосибирскую епархию для активизации миссионерского служения и укрепления монашества в сибирском регионе.
  • 20 марта 1997 г. назначен инспектором по храмовому строительству Новосибирской епархии. 17 июля 1997 г. утвержден наместником новообразованного Михаило-Архангельского мужского монастыря в с. Малоирменка Ордынского района Новосибирской области (в 1998 г. монастырь переведен в с. Козиха Ордынского района Новосибирской области).
  • 19 февраля 2004 г. назначен председателем архитектурного отдела Новосибирской епархии.
  • В 2004 г. окончил Московскую Духовную семинарию (заочно). В 2008 г. окончил Московскую Духовную академию (заочно).
  • Нес послушания помощника управляющего епархией по общим вопросам; руководителя епархиального отдела по архитектуре, строительству и земельным вопросам; наместника мужского монастыря во имя Архистратига Михаила с. Козиха Ордынского района Новосибирской области.
  • Решением Священного Синода от 22 марта 2011 года (журнал № 15) избран епископом Петропавловским и Камчатским.
  • 3 апреля 2011 года возведен в сан архимандрита.
  • 8 апреля 2011 года в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове Святейший Патриарх Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Артемия (Снигура) во епископа Петропавловского и Камчатского.
  • 10 апреля 2011 года, в Неделю 5-ю Великого поста, день памяти преподобной Марии Египетской, за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Артемия (Снигура) во епископа Петропавловского и Камчатского.

Образование:

  • 1984 г. – Санкт-Петербургский военно-транспортный университет;
  • 2004 г. – Московская Духовная семинария (заочно);
  • 2008 г. – Московская Духовная академия (заочно).
  • Автор научных трудов, публикаций.

Церковная награда:

  • орден Прп. Сергия Радонежского.

Краткая справка

Адрес: 683000, Петропавловск-Камчатский, ул. Владивостокская, д. 18.
Телефон: (4152) 41-05-97, 41-06-77.
Факс: 41-05-97.
E-mail: pke@list.ru.
Дата создания: 01/13.12.1840 г. (по др. сведениям: 15/27.12.1840 г.).

Выделена из Иркутской епархии. Первоначально кафедра в Новоархангельске на Ситхе (Аляска). В дальнейшем, по усмотрению Правящего Архиерея, кафедра переносится в различные пункты в зависимости от надобности; в 1852-1853 гг. – в Аянске; с 1853 г. – в Якутске (в связи с присоединением к епархии 26.07/07.08.1852 г. Якутской области); с 21.12.1858/02.01.1859 г. – в Благовещенске-на-Амуре.

Впоследствии Камчатская епархия подверглась административному разделению на две самостоятельные епархии: Благовещенскую, с кафедрой в г. Благовещенске (Амурская область), и Владивостокскую, с кафедрой во Владивостоке (Приморская область с Камчаткой).

После недолгого (1899–1916 гг.) перерыва 22.08/04.09.1916 г. кафедра возобновляется в Петропавловске-на-Камчатке как Владивостокское викариатство.

Вновь образована как самостоятельная решением Священного Синода от 23.02.1993 г.

Монастыри

  • Всех Святых, скит близ Паратунки (мужской);
  • Казанской Иконы Божией Матери в Мутном (женский);
  • Пантелеимона Целителя в Петропавловске-Камчатском (мужской).

Учебные заведения

  • Филиал московского Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в Петропавловске-Камчатском (с 1999 г.).
  • 12 воскресных школ.

Православные объединения и организации

  • Подростковый православный центр «Одигитрия», г. Петропавловск-Камчатский;
  • Благотворительный центр «Нечаянная Радость»;
  • Музей истории Православия на Камчатке, при музее действует издательство «Скрижали Камчатки»;
  • Центр апологетических исследований.

Церковные СМИ (газеты)

  • «Православная Камчатка»;
  • «Благодатный свет», приход в честь Нерукотворного Образа Спасителя (Быстринский р-н);
  • «Источник»

Социальная работа

Действуют епархиальный Отдел по благотворительности, Общество православных врачей. В Петропавловске-Камчатском организовано православное сестричество. Образованы фонд помощи больным с онкологическими заболеваниями и реабилитационный центр помощи пострадавшим от деятельности сект и наркомании. Ведется работа в краевых детских домах. Собираются финансовые средства для больных детей, нуждающихся в госпитализации в клиники Москвы.

Работа с молодежью

Действует епархиальный Отдел по работе с молодежью. Образованы православный молодежный клуб «Русские витязи» и клуб «Дружина», на базе которых ведется воспитательная и катехизаторская работа с молодежью.

Работа с силовыми структурами

Действует епархиальный Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами.

На территории епархии находятся 2 исправительно-трудовых учреждения. Священники регулярно проводят с заключенными беседы.


Кафедральный собор Святой Живоначальной Троицы

19 сентября 2010 года кафедральный собор Святой Живоначальной Троицы освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

В течение десяти лет жители города наблюдали, как постепенно возводится собор, аналогов которому в России нет. Храм был возведен по проекту, выполненному в древнерусском стиле украинским архитектором Олегом Лукомским.

Строительство храма велось изначально на добровольные пожертвования прихожан, с 2000 года регулярно проводились марафоны «Дорога к храму» по сбору средств на строительство.

Первое богослужение в соборе Святой Живоначальной Троицы состоялось 21 сентября 2010 года, в праздник Рождества Богородицы.


Социально-педагогический центр «Одигитрия»

«Одигитрия» – по-гречески «Путеводительница». Так называется одна из известнейших икон Божией Матери: Богородица, указующая путь в Царство Небесное. В Петропавловске-Камчатском уже около 10 лет существует одноименный социально-педагогический центр по работе с детьми и подростками по месту жительства – «Одигитрия». Сотрудники центра работают в первую очередь с трудными подростками, с многодетными и социально неблагополучными семьями. Внешкольная работа ведется в трех направлениях: духовно-нравственном, художественно-эстетическом и эколого-краеведческом. Дети из малообеспеченных семей имеют возможность побывать в заповедных местах Камчатки.

Духовно окормляет центр «Одигитрия» наместник мужского Свято-Пантелеимонова монастыря иеромонах Антоний (Жуков).


Православие в Камчатском крае

Начало христианизации Камчатки относится к первым годам XVIII столетия. После присоединения полуострова к Российскому государству здесь началась деятельность православных духовных миссий. Есть документальные сведения об отправке в 1705 году в эти края группы миссионеров во главе с архимандритом Мартинианом. Ее работа принесла скромные результаты, но заставила задуматься о сложностях проповеди Православия, связанных с языковым барьером и особенностями обычаев и традиционного уклада жизни местного населения.

Известны имена первого священника – Иосифа Лазарева и монаха – Игнатия (Козыревского), подвизавшихся в начале XVIII века на Камчатке. Первая церковь была выстроена здесь в 1713 году на реке Ключевке Иваном Енисейским, который в то время управлял краем.

Представление о процессе христианизации Камчатки дает донесение знаменитого русского мореплавателя В. Беринга в Адмиралтейств-коллегию от 5 апреля 1730 года. В нем говорилось о наличии на полуострове одной церкви, одного священника и о начале строительства монастыря.

Важный этап истории православной проповеди на Камчатке – деятельность третьей духовной миссии (1745–1761) во главе с архимандритом Иоасафом (Хотунцевским). Ее штат состоял из одиннадцати человек. Эта миссия имела специальное задание Святейшего Синода – открывать школы для представителей местных народов. К 1745 году были открыты школы в Большерецком, Верхнекамчатском, Нижнекамчатском острогах.

Всего духовной миссией во главе с архимандритом Иоасафом было организовано 14 учебных заведений для детей камчадалов.

Для распространения христианства среди кочевых народов было важно обучить их русскому языку. Для этого глава миссии предлагал организовывать передвижные школы и школы-общежития.

За время работы группы отца Иоасафа существенно увеличилось число храмов – они появились практически во всех крупных острогах. Крещение приняло абсолютное большинство камчадалов.

Вскоре правительство перестало субсидировать школы и присылать учителей. Число учебных заведений начало сокращаться. К 1783 году на Камчатке не было ни одной школы.

Настоящим апостолом Камчатки и «русской Америки» стал архиепископ Иннокентий (Вениаминов). Будущий святитель родился в 1797 году в селе Анга Верхнеленского уезда Иркутской губернии. В 1818 году окончил Иркутскую Духовную семинарию. В 1821 году был рукоположен во священника. В 1823 г. выехал с семьей на Аляску. Собственноручно выстроил в Уналашке церковь и школу, десять лет вел миссионерскую работу среди алеутов. С 1834 году переехал на остров Ситху и обращал в Православие индейцев и эскимосов. В 1839 году был возведен в сан протоиерея.

В 1840 году принял монашеский постриг с именем Иннокентий. В том же году был возведен в сан архимандрита, а затем хиротонисан во епископа новосозданной Камчатской, Алеутской и Курильской епархии.

В 1842–1843 годах епископ Камчатский, Алеутский и Курильский Иннокентий совершил объезд камчатских приходов и осмотр церквей по маршруту: Петропавловский порт – Мильково – Ключи – Нижне-Камчатск – Большерецк – Тигиль – Лесной острог – Дранкинский острог – Олюторка – Гижига – Охотск.

В 1845 году Преосвященный Иннокентий вновь посетил Камчатку с целью перевода в Новоархангельск, к месту нахождения его кафедры, Камчатского Духовного училища, чтобы, объединив его с духовным училищем в столице русской Америки, создать там духовную семинарию.

В 1850 году епископ Иннокентий совершил поездку по Камчатке; здесь он узнал о том, что возведен в сан архиепископа. В состав Камчатской епархии тогда же был введен Удский край, в 1852 году к ней были присоединены и якутские приходы. В том же году для удобства управления гигантской епархией Владыка Иннокентий переселился в порт Аян. В 1853 году архиепископ Иннокентий перевел кафедру в Якутск и переехал туда на постоянное местожительство.

В 1854 году Россию, проигравшую Крымскую войну, всколыхнула весть о героической обороне Петропавловского порта. В 1855 году архиепископ Иннокентий в течение недолгого времени пребывал в плену у англо-французской эскадры (порт Аян).

В 1858 году Высочайшим императорским указом в ознаменование победы над англо-французским десантом был учрежден ежегодный Крестный ход в Петропавловске. В 1858 году согласно Айгунскому договору с Китаем к России был присоединен огромный Приамурский край. В переговорах, возглавлявшихся с российской стороны генерал-губернатором Сибири Н. Н. Муравьевым-Амурским, принимал участие и архиепископ Иннокентий.

В том же году был основан город Благовещенск. В 1860 году по Пекинскому договору к России отошла территория «между рекой Уссури и морем» – Приморский край, который был включен в Камчатскую епархию. Тогда же был основан город Владивосток. Первую церковь в нем освятил Владыка Иннокентий. В 1862 году кафедра Камчатской епархии была переведена в Благовещенск.

В 1867 году Соединенным Штатам Америки была продана Аляска (русская Америка). Этот акт существенно повлиял на территориально-географическое положение епархии.

В 1868 году архиепископ Иннокентий был назначен митрополитом Московским и Коломенским. На Камчатскую кафедру был возведен епископ Вениамин (Благонравов, † 1892).

В 1977 году митрополит Московский и Коломенский Иннокентий был канонизован Русской и Американской Православными Церквами.

ХХ век внес смятение и разруху в церковную жизнь Камчатского края. Камчатка была объявлена первым антирелигиозным оплотом страны советов. Уже к 1923 году было уничтожено более пятидесяти храмов.

Началом церковного возрождения здесь следует считать 1984 год, когда в Петропавловске-Камчатском особым постановлением Совета по делам религий при Совете министров СССР была зарегистрирована первая православная община.


Три креста митрополита Нестора

Николай Александрович Анисимов родился в городе Вятка в 1885 г. В 1906г. закончил Казанскую Духовную семинарию. 17.04.1907 г. постригся в монахи с именем Нестор, 06.05.1907 г., возводится в сан иеродиакона, а 09.05 – в сан иеромонаха.

1907 г.– по благословению отца Иоанна Кронштадтского, иеромонах Нестор выезжает на Камчатку.

Осень 1907 г.– приезд в с. Гижигу, начало проповеднической и миссионерской деятельности.

Пять лет молодой священник путешествует по Камчатке, крестит коряков, ительменов, эвенов, воздвигает новые и ремонтирует обветшалые храмы, знакомится с обычаями, бытом и нравами кочевников и оседлых камчадалов, изучает языки аборигенного населения. С одной стороны, иеромонах потрясен жуткой нищетой, антисанитарией в жилищах и повальными болезнями, поражен невниманием и равнодушием к тяжкому положению коренных жителей со стороны властей. А с другой, духовный пастырь удивляется образу жизни северян, который помогает им выжить в невероятно суровых условиях. И аборигены с первых встреч отметили доброту батюшки Нестора, готовность его пожертвовать последним куском хлеба. Сблизили священника с коренным населением его познания в медицине и гигиене. Когда шаманы оказывались бессильными, на помощь приходил Майнгу-попе («Большой батюшка»), как называли его кочевники, и оказывал помощь. В его багаже всегда были десятки килограммов ртутной мази, мыла, медикаментов. В самом начале своей миссионерской деятельности Нестор пережил страшное наводнение в Гижиге. Тогда вода смыла все: жилища, одежду, продовольствие, корм для собак. В отчаянии священник обращается к епископу Владивостокскому Евсевию и к своему духовнику протоиерею Иоанну Кронштадтскому. Они оказали помощь, но иеромонах Нестор понимает, что без серьезной регулярной социальной и экономической помощи со стороны государства, Церкви и общества Камчатке не выжить. Для оказания взаимной помощи он решает объединить разрозненные силы камчатского духовенства. Затем планирует создать православное Камчатское братство во всероссийском масштабе.

1910 г.– для создания Камчатского братства Нестору разрешают поездку в Санкт-Петербург. В результате энергичной общественной деятельности в столице (выступления в печати и с публичными лекциями) и личных встреч с А. И. Гучковым – председателем Государственной Думы и П. А. Столыпиным – председателем правительства привлекает внимание императора Николая II, Русской Православной Церкви, многих прогрессивных деятелей культуры и просвещения к бедственному положению населения Камчатской области, в первую очередь коренного. С участием Царской Семьи и Святейшего Синода создает Камчатское православное братство в честь Нерукотворенного Образа Всемилостивого Спаса с филиалами в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Вятке, Киеве, Владивостоке, Перми и других городах.

В 1912 году энергичными усилиями Нестора проведен I Камчатский миссионерский съезд, в итоге которого была создана единая Камчатская духовная миссия для координации деятельности, обмена опытом и взаимной помощи – предвестница Петропавловской и Камчатской епархии. Миссию по единодушному решению съезда возглавил о. Нестор.

1914–1916 гг.– глава Камчатской духовной миссии как русский патриот принимает участие в Первой мировой войне – организует санитарный отряд, проявляет мужество и отвагу, награжден боевыми орденами.

В 1916 году Святейший Синод Русской Православной Церкви учреждает Петропавловскую и Камчатскую епархию. В 31 год архимандрит Нестор хиротонисан во епископа.

1919 г.– последний год пребывания Владыки на Камчатке. Отслужив во всех церквах и населенных пунктах восточного побережья службы и совершив необходимые требы, епископ Нестор возвращается в Петропавловск, но высадиться в порту не смог из-за вспыхнувшего большевистского восстания. Эмигрирует в Японию, затем в Китай.

1921 г.– основывает в Харбине (Китай) Камчатское подворье, а затем Дом милосердия и трудолюбия.

1945 г.– архиепископ Нестор проявляет инициативу о возвращении епархий Зарубежной Русской Православной Церкви в Китае под покровительство Московского Патриархата. Это предложение поддержано несколькими епархиями. Священный Синод принимает решение о принятии их в состав Русской Православной Церкви.

1946 г.– возведение в сан митрополита Харбинского и Маньчжурского с назначением Экзархом Русской Православной Церкви по Восточной Азии.

1948–1956 гг.– арест и заключение в лагерях Мордовской АССР.

1956–1958 гг.– исполняет обязанности митрополита Новосибирского и Барнаульского.

1958–1962 гг.– служит в должности митрополита Кировоградского и Николаевского.

1962 г. (06.11) – Великий подвижник слова Христова митрополит Нестор почил. Он с честью и славой пронес свои три креста – миссионерский, святительский, иноческий.

В 1990 г. митрополит Нестор (Анисимов) реабилитирован.


Web-сайт Петропавловской и Камчатской епархии: www.pravkamchatka.ru

 
Мысли о прекрасном

Золотая нить судьбы

Василий Нестеренко

Мы продолжаем цикл бесед «Мысли о прекрасном». В мастерской у народного художника Российской Федерации Василия Нестеренко замечательная гостья, художница Анна Георгиевна Лебедева, заведующая кафедрой церковного шитья Свято-Тихоновского гуманитарного университета

 
Исследуйте писания

Христианин не должен дать повода укорить его ищущим этого повода

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

Мы продолжаем беседы по I Посланию апостола Петра, и обращаемся дальше, фактически ко всей второй половине 2 главы этого соборного Послания.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс