Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №6 (663) → Золотая нить судьбы

Золотая нить судьбы

№6 (663) / 6 февраля ‘12

Василий НестеренкоМысли о прекрасном

Мы продолжаем цикл бесед «Мысли о прекрасном». В мастерской у народного художника Российской Федерации Василия Нестеренко замечательная гостья, художница Анна Георгиевна Лебедева, заведующая кафедрой церковного шитья Свято-Тихоновского гуманитарного университета.


– Золотошвей у меня в гостях еще не было, и, думаю, впереди очень интересная беседа, поскольку я в полном восторге от того, что Вы делаете. Вообще, я считаю, мы, художники, должны периодически общаться с людьми, которые занимаются сопредельными дисциплинами: с музыкантами, литераторами. Вы занимаетесь очень интересной работой, которая сродни живописи. Расскажите о золотошвейном искусстве, как Вы к нему пришли?

– Считается, что это декоративно-прикладное искусство. Как пришла? Мне всегда каким-то образом хотелось служить Церкви. А что еще женщина может сделать для Церкви? Мне кажется, что это – самое лучшее.

– Да, ведь шили и вышивали жемчугом, золотом царицы, княжны, знать – и в монастырях, и дома, даже в сказках именитые женщины занимались рукоделием, это считалось хорошей традицией.

– Это традиционное искусство – украшение храмов Православной Церкви.

– На меня неизгладимое впечатление произвел знаменитый саккос Патриарха Алексия II, который я недавно видел в Большом Манеже на православной выставке. Вы принимали участие в его создании – расскажите, как это было.

– Моя заслуга здесь невелика. Да, это совершенно уникальная вещь. Нам казалось, что никогда не справимся. Это было в 1998 году, я только окончила Православный институт, где сейчас преподаю. И меня пригласили как мастера в Сретенский монастырь, по благословлению архимандрита Тихона. Это была уникальная идея – изготовить саккос к 2000-летию Рождества Христова и преподнести Святейшему полностью вышитое вручную облачение.

– Скажите, когда он в нем служил первый раз и где?

– Служил в Храме Христа Спасителя на Рождество, в ночь с 6 на 7 января 2000 года.

– Сколько человек участвовало в работе?

– Был очень хороший коллектив, около двадцати человек, вышивали два года. Это была очень кропотливая работа, ведь все задумки надо было совместить, чтобы все было сделано в одном стиле. Прориси и подбор ниток делал один человек.

– А кто делал рисунки?

– Иконописцы Сретенского монастыря, там была целая команда. А мы продолжали работу по уже готовым эскизам.

– Это ведь был не просто саккос...

– Это было полное архиерейское облачение, со всеми деталями.

– А митра?

– Митра была уже готова. Конечно, было очень интересно работать, да еще с очень хорошими материалами. Специально заказывалась ткань в Италии, если мне не изменяет память, подбирались самые лучшие нитки шелковые, специально они красились. К шелковым ниткам добавлялась настоящая золотая нить, плюс жемчуг, плюс ювелирная работа, например, золотые пуговицы.

– А еще были такие облачения, или уже только отдельные вещи?

– Архиерейского облачения такого масштаба больше не было. Студенты нашей кафедры изготовляли архиерейское облачение Московскому Владыке Арсению, но не настолько полное, просто с вышитым оплечьем.

– Одна из Ваших значимых работ – митра для Иерусалимского Патриарха Феофила. Иерусалим – особое место и это особенный Патриарх, поскольку это святые места, и я знаю, что Владыка Феофил служит в этой митре и молится за Вас.

– Собственно говоря, эта митра и была преподнесена ему с просьбой о молитвах.

– Конечно, высшая радость для художника, когда приходишь в храм и видишь свою роспись или вышитое тобой облачение на архиерее, особенно на Патриархе. И больше ничего не надо.

– Да, служение уже совершилось.

– Для нас это – путь спасения.

– Да, например, вот эти литургические комплекты – покровец и воздух участвовать в Литургии будут, и когда стоишь за богослужением, за Литургией, и видишь, как священник совершает таинство, и участвует именно тот комплект, который ты делала своими руками, можно себе представить, что за чувства возникают в сердце.

– А как учат этому искусству? Я понимаю, что научить-то можно любого, но это же церковное искусство, здесь есть свои каноны, своя цензура. Самое главное, здесь должна быть самоцензура.

– Именно самоцензура. Просто со стороны прийти, посмотреть и решить, что «я буду заниматься этим», не получится. Потому что это, еще раз повторюсь, и служение, и искусство.

Рассказывает Анна Георгиевна Лебедева: «Почти с самого начала обучения студенты трудятся над своими курсовыми работами. На третьем курсе, например, это образы святых в стиле древнерусской вышивки. Студенты сами делают прориси, а потом шелковыми или металлическими, золотыми или серебряными нитками вышивают образ. Например, как выполняется покровец с образом Святой Троицы на Чашу? Сначала делается средник к покровцу. Создание вышивки начинается с запялки – в пяльцы запяливается одновременно холст, это льняная ткань, и какая-то основная ткань, в данном случае шелковая. В пяльцах эти ткани очень сильно натягиваются, потом на ткань переводится через копирку прорись, потом шелковыми нитками определенного цвета вышивается контур, а металлическими нитками по настилу – льняной ткани – накладываются стежки. Так делается заливка для одежды. Сами лики, руки и волосы святых вышиваются, как правило, шелковыми нитками.

Или изготовление митры, головного убора для священнослужителей, начинается с изготовления деревянной болванки по размеру головы. Дальше на эту болванку мы наклеиваем несколько слоев марли при помощи мучного клея, и потом на готовую болванку пришиваем вышитые детали митры.

Работая каждый день по нескольку часов, за месяц мастерица может выполнить только одну иконочку на кайме большой иконы. Шитье вручную – очень кропотливая работа, требующая большой усидчивости, большого терпения и хорошего здоровья. Работы наших студентов можно увидеть в храме Святителя Николая в Кузнецах».

– Скажите, что Вам как художнику близко, какая эпоха?

– Ближе всего середина византийской эпохи, чудесные плащаницы византийские. У меня давняя мечта сшить подобную плащаницу.

– У Вас же есть плащаница?

– У меня Успенская плащаница, а Спасской плащаницы пока нет.

– Вы часто делаете рисунки для своих вещей или пользуетесь уже существующими?

– По счастью, мне очень повезло, у меня муж иконописец, поэтому я использую его эскизы.

– А сами рисуете?

– Орнаментальные фрагменты рисую я, а все, что касается образов, доверяю специалистам. Могла бы, наверное, сделать сама – между прочим, вышивальщицам нужно знать иконописный рисунок, чтобы хотя бы повторить все то же в нитке, нарисовать глаз святого в нитке. Это, наверное, еще сложнее.

– По-моему, настоящий художник все должен уметь делать... Я знаю, что Вы делали не только церковные вещи.

– Был один такой неправильный случай.

– Зато какой! Расскажите о нем.

– В 2001–2002 году я работала над небольшой вышитой картиной для интерьера самолета, который строился для тогдашнего Президента России Владимира Владимировича Путина. Очень интересная работа: на серебряный шелк по заданному рисунку накладывались сотканные под золото нитки, получилось очень интересно. Была выработана своя техника, и результат понравился всем.

– В чем Вы видите задачу художника в широком смысле: швеи, иконописца? Музыка церковная и церковная живопись – это две ипостаси, помогающие во время службы почувствовать на Земле Небесный Иерусалим. И если фальшивит музыка церковная, хор фальшивит, ты неизбежно вместо того, чтобы думать о горнем, начинаешь о другом думать. Такое же состояние, если сделаны росписи не очень хорошо, как это часто бывает, или вышито так, что смотреть не хочется. Сделать качественно работу – это же такая колоссальная ответственность!

– Без сомнения, ответственность. Когда думаешь об этом, это и страшно, но в то же время – это что-то очень высокое.

– Хочется пожелать Вам успехов в этой совершенно удивительной работе. Ну, а в конце я традиционно спрашиваю о чудесах в Вашей жизни. Может быть, у Вас было одно чудо, а может, их много каждый день случается?

– Самое главное чудо для меня – рождение сына.

– Замечательно; сколько ему лет?

– Два года, то есть неизвестно еще, будет ли он художником или еще кем-то, у него все-все впереди.

– Самое главное, он будет хорошим человеком, это я знаю.


Смотрите на телеканале «Союз» программу «Мысли о прекрасном». Понедельник 00.00, 10.30, вторник 04.00. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№21 (726) / 3 июня ‘13

Мысли о прекрасном

Писатель Татьяна Миронова: Русский язык – это русский народ

Беседовал Олег Молчанов, заслуженный художник России

№7 (664) / 13 февраля ‘12

Мысли о прекрасном

Хранители вечности

Василий Нестеренко

№3 (660) / 16 января ‘12

Мысли о прекрасном

Не просто профессия…

Василий Нестеренко

 
Новомученики

Небесные венцы братьев Борчаниновых

Тамара Бортникова, член Уральского церковно-исторического общества, краевед, член Союза журналистов России

Когда архимандрит Ефрем, игумен Ватопедского монастыря, впервые ступил на екатеринбургскую землю, то произнес: «Как здесь много угодников Божиих, которых мы еще не знаем!

 
Епархия

Петропавловская и Камчатская епархия

Епископ Петропавловский и Камчатский АртемийДата рождения: 5 сентября 1962 г. Дата хиротонии: 10 апреля 2011 г. Дата пострига: 31 марта 1996 г. День ангела: 6 июня.Родился в г. Днепродзержинске. В 1984 г. окончил Санкт-Петербургский военно-транспортный университет и направлен в г. Алма-Ату.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс