Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №5 (662) → Митрополит Тульский и Белевский Алексий: «Именно в благодати Святой Троицы происходит становление человеческой личности»

Митрополит Тульский и Белевский Алексий: «Именно в благодати Святой Троицы происходит становление человеческой личности»

№5 (662) / 30 января ‘12

Архипастырь

– В эфире очередной выпуск программы «Архипастырь», в студии Александр Сергиенко. Наш гость – митрополит Тульский и Белевский Алексий. Сегодня мы поговорим о духовно-нравственном воспитании. И мой первый вопрос – с чего началось возрождение духовных школ в Тульской епархии?

– Видимо, Господу было угодно, чтобы сок нетленной благодати Святой Живоначальной Троицы, в Христовом Богочеловечестве Духом Святым нам преподаваемый, был опять востребован нашим человеческим духом. И вот тогда появилась реальная возможность раскрыть всю полноту благодати Божественной, обращенной к человеку, которая могла бы в соработничестве дать конкретный плод в повседневной человеческой жизни. И явилось то, что мы сейчас с вами видим, в чем непосредственно участвуем. И, надеюсь, все мы искренне, глубоко радуемся, видя, что и Господь с нами, и мы друг с другом, и вместе с Ним.

– Все мы знаем о большом вкладе в это дело Вашего предшественника в епархии Владыки Серапиона. Расскажите подробнее о возрождении духовных школ: что запомнилось, что стоит отметить.

– Владыка Серапион вырос в послевоенное уже время. Духовные церковные традиции он воспринимал, находясь непосредственно в среде живых исповедников веры, не имея на тот момент возможности получить доступ к богословской мысли, святоотеческой в том числе. Но он как бы не чувствовал этого недостатка, он оказался рядом с замечательным светильником православного христианского благочестия ХХ века митрополитом Никодимом (Ротовым), который тогда еще был архимандритом и только приступил к исполнению своих обязанностей в Московской Патриархии как управляющий делами. Они сблизились именно по характеру, по внутреннему ощущению мира, но Владыка Никодим имел более глубокие богословские знания и развил в нем внутреннее желание поиска. И настоял, чтобы тот поступил в духовную семинарию, а затем уже в академию и аспирантуру. Так что Владыка Серапион на своем личном опыте понял, насколько важно сочетать личный духовный, молитвенный подвиг с духовной практикой усвоения таинств церковных. Владыка Серапион замечательно занимался, блистательно защитил свою работу по христологии по кафедре догматического богословия. Всю свою жизнь он пытался молодежи передать именно два этих начала, подчеркивая неразрывность молитвенного подвига и глубокого восприятия духовной традиции святоотеческого богословия. А чтобы до молодежи донести святой огонь знаний, озаботился тем, чтобы в Тульской епархии, которую он тогда возглавлял, возродить духовные школы. Сначала это были традиционные трехгодичные пастырские курсы, потом уже он мечтал, чтобы была Тульская духовная семинария. Правда, осуществления этой мечты ему уже не удалось увидеть. Но Владыка Кирилл, который преемствовал ему на Тульской кафедре (теперь митрополит Екатеринбургский), начал все замыслы Владыки Серапиона воплощать в реальную жизнь. И сегодня мы имеем возрожденные духовные школы, они уже десять лет в полном объеме осуществляют свое служение. И, конечно, мы видим свою задачу в сохранении этой традиции. Передать, прежде всего, этот навык любви к богослужению, к молитве, к правильному восприятию полноты церковных таинств, Православного вероучения. Много сегодня архиереев, которые воспитаны на заветах Владыки Серапиона, и они все ему благодарны: есть внутреннее чувство, есть необходимая основа.

– Известно, что Владыка Серапион не терпел неправильной русской речи.

– О да! Ему ведь посчастливилось долгое время быть свидетелем жизни блаженной памяти Святейшего Патриарха Алексия I, он был его келейником и как губка впитывал всю ту культуру, которую нес в себе блаженной памяти Первосвятитель Алексий. Он был очень строг ко всему, что ему досталось, что собирал по крупицам. И очень волновался, чтобы те, кому он это передавал, правильно все усвоили. И в интонации, и в произнесении возгласов, и в том, чтобы не было никакого мусора в словах. И прилагал к этому иной раз не только нравственное побуждение, но иногда даже и физическое.

Я сам лично не мог произносить возглас так, как он, по-своему делал, и мне казалось, что я его хорошо произношу, – он заставил меня переучиваться. Мы занимались буквально часами: как, где нужно правильно сделать логическую интонационную остановку. У меня не получалось. Он просто кулаком в спину меня подталкивал и говорил: «Чтобы это правильно раскрыть, вот так нужно сделать». Может быть, сурово, но очень добрая наука была. И до сего дня, я думаю, все те, кто прошел его школу, глубоко, искренне и сердечно благодарны ему.

– Строгий педагог; о нем вспоминают как о добром человеке, который всегда уделял внимание вопрошающим.

– Вы знаете, подлинная, жертвенная любовь не может быть теплохладной, она должна быть ответственной. Но эта строгость изнутри светится как дар: прими, прими всю полноту, я ничего себе не оставляю, все, что есть, дарю. И поэтому мы не обижались. Конечно, бурчали про себя, роптали. А вот время прошло, и теперь думаешь: «Вот сейчас бы все это вернуть, я бы не просто ждал, чтобы Владыка как-то с укором на меня посмотрел и сказал бы, а уже тем более приложил бы ко мне руку, – сам бы в ножки поклонился и просил бы: а еще можно?».

Традиция – лампада неугасимая

– Как развиваются духовные школы?

– Духовная школа сегодня развивается успешно. Возьмем нашу Тульскую Духовную семинарию. Мы рады, что имеем возможность в круг нашей образовательной программы включать не только окончивших наши духовные школы, Московскую Духовную семинарию или академию, но и привлекать научный потенциал гуманитарных вузов нашей области. У нас очень хорошее сотрудничество в этом отношении и с тульскими государственным и педагогическим университетами, с гуманитарным факультетом. Профессора и доценты, которые трудятся там, с удовольствием работают и у нас, читают свои курсы, и студенты обмениваются на различных встречах, «круглых столах» своими мыслями – это дает очень положительный плод. Но самое главное, мы храним трепетно дух московских духовных школ как лампаду неугасимую – через преемственность традиций, через Первосвятителей Святейшего Патриарха Алексия, Святейшего Патриарха Пимена, потом через Святейшего Патриарха Алексия II и уже нынче через Святейшего Патриарха Кирилла. Для нас очень дороги жизнь и научная мысль Троице-Сергиевой Лавры, когда и и семинария, и академия воспринимаются как келья преподобного аввы Сергия Великого, ведь когда-то Тульская Духовная школа была в составе Коломенской семинарии под водительством блаженной памяти святителя Филарета, митрополита Московского. Мы сегодня стараемся эту традицию сохранять и поддерживать. И, по-моему, получается. Конечно, хотелось бы, чтобы студенты полностью курс проходили непосредственно в атмосфере жизни очного отделения школы, но практически это не получается (к третьему классу студенты уже создают семьи, и епархиальная жизнь требует участия священника), так что уже с третьего класса рукополагаем, переводим на заочное отделение. А батюшка приезжает со своей семьей на приход, но у него всегда есть возможность к нам приходить и постоянно общаться и с самой студенческой молодежью, и со всеми преподавателями – это хорошо, это помогает священнику на приходе держать соответствующий тонус, соответствующую ноту правильную в своем служении, чтобы быть понятным людям и сомневающимся, и приглядывающимся, и тем, у кого уже есть свой опыт, но он не всегда, может быть, с церковной точки зрения, правильно сложился. И когда они оказываются на таком поле, то эта связь очень важна. Поэтому школа духовная сегодня в полной мере соответствует тем целям и задачам, которые в повседневной жизни приходится решать Церкви.

– Как обстоит дело с духовно-нравственным воспитанием, особенно молодежи (я имею в виду мирян)?

– Уже очень хорошо, что сегодня практически в каждом приходе работают воскресные школы, многие приходы имеют свои библиотеки. И люди имеют возможность общаться, читать духовную литературу. Есть помощники у благочинных и настоятелей более мощных приходов, которые занимаются и просветительской, и образовательной, и миссионерской деятельностью; широко сейчас развивается молодежное движение, четыре летних лагеря для детей и юношества в нашей епархии есть – есть надежда, что люди на свои вопросы могут найти адекватные, с православной точки зрения, взвешенные ответы. Самое-то главное – все привести в то русло, то начало, из которого все исходит, – к благодатности церковных таинств: именно в благодати Святой Живоначальной Троицы происходит становление человеческой личности по образу Святой Живоначальной Троицы. Нужно, чтобы все участвовало в правильном церковном становлении: и ум, и сердце, и воля. Слава Богу, потихонечку все это получается.

Мера ответственности у каждого своя

– Владыка, некоторые священники отмечают, что молодые люди, уже совершеннолетние, уходят из Церкви и возвращаются где-то к 30 годам. Откуда этот кризис? Замечали ли Вы эту проблему?

– Это всем понятно. Именно в это время молодой человек начинает всю свою энергию реализовывать. И очень часто получается так, что многому в своей жизни мы научаемся больше от противного, на ошибках. Есть такие периоды, когда нужно дать возможность самоопределиться. «Ну, я попробую сам это как-то пройти», – говорят молодые. Да пожалуйста. А потом, когда они набираются ума-разума, они накладывают соответствующие пластыри. Но есть и те, их не так, конечно, много, которые все-таки чувствуют призвание и идут напрямую. Тут, конечно, должна быть другая метода, но и то, и другое имеет место.

– А студенты духовных школ не испытывают подобных борений?

– Все испытывают, и даже порой так, что мало не покажется. Пусть немного, но бывает, что и у духовенства семьи разваливаются. Это все есть, это жизнь.

– Владыка, эти проблемы появляются в каком-то определенном возрасте или из-за каких-то обстоятельств?

– Я думаю, что есть и возрастная кривая, есть и обстоятельства. Надо понимать, что мера ответственности раскрыться может у ребенка по-своему, у отрока по-своему, у юноши по-своему, у мужчины по-своему. И момент зрелости у каждого свой.

– Если человек самостоятельно не может справиться, поддержка со стороны Церкви, священников необходима или будет мешать?

– Я думаю, что она должна быть именно изнутри востребована. Все внутренние болезни пробуждают весь механизм, в нас от Бога вложенный. Господь ведь не просто так стоит, Он ждет и знает, что будет это развитие. И в той мере, насколько человек готов пригласить Его, в той мере Он и откликнется. А проявление этого отклика может быть или только внутренним голосом, или, если человек умеет и любит молиться, через молитву. Конечно, самое основное – молитва и вопрошание, ответственное хождение перед Лицом Божиим. А тогда обязательно Господь откроет: или человека покажет, или книгу, или обстоятельства создаст какие-то, или к священнику приведет.

– Если человек не воспринимает подобные знаки, не обращает на них внимания, что это значит?

– Это большая беда для тех, кто может оценить и видеть, что человек мучается. Но кто так почувствует, у кого откроется это чувство, то здесь именно только такой жертвенной деликатностью можно помочь человеку немножко отрезвиться, осознать свою ситуацию. Помните же Евангельскую притчу о двух братьях: старшем и блудном сыне? Здесь, к сожалению, это как бы парадигма того, о чем мы с вами говорим, об этом пути к Богу от противного, – не прямого, но, может быть, еще более худшего: когда ты думаешь, что ты находишься на прямом пути, как старший брат, а на самом деле ты совсем на стороне далече, еще дальше, нежели блудный сын.

– Может ли помочь в духовно-нравственном становлении всех людей развитие духовных школ?

– Бесспорно: мы же ведь все – взаимосообщающиеся сосуды. И когда духовные школы развиваются и священник имеет возможность не только хранить свет веры и благочестия у себя внутри, но способен правильно выразить его вовне, то тогда он помогает другим людям. Им легче подойти, легче воспринять, легче общаться, легче с его простой или более ответственной помощью принять этот его опыт как свой и помочь себе в своей жизни.

– Естественно, духовенство растет вместе с народом, с людьми. На Ваш взгляд, сейчас присутствует потребность у людей в священстве?

– У кого-то есть, у кого-то нет, у кого-то даже скрежет зубовный, что «кругом одни попы» (и это нормально. Просто на них не надо гневаться, яриться и раздражаться). Во всяком случае, те, кто чувствует помощь, могут уже не так бояться: а как же я подойду, я ведь ничего не знаю, может быть, сам себя перетерплю. А все-таки есть надежда, что можно подойти, и люди преодолевают этот страх, – приходят и получают серьезную жизненную поддержку.

– Владыка, в завершение беседы благословите наших телезрителей.

– Милость Божия и благословение Бога нашего, во Святой Троице славимого и поклоняемого, Отца и Сына и Святого Духа Всесвятого да пребывает со всеми нами.


Свои вопросы в программу вы можете задать так:

  • заранее позвонить на телеканал «Союз» по телефону (343) 278-60-11 (в рабочие дни и рабочее время) и оставить свой вопрос;
  • позвонить в прямой эфир передачи непосредственно во время программы (343) 278-60-14 (только во время прямого эфира);
  • отправить свой вопрос по электронной почте на адрес baibakov@etel.ru;
  • отправить свой вопрос обычным письмом на адрес редакции: 620014, Екатеринбург-14, а/я 184.

Смотрите программу «Архипастырь» на православном телеканале «Союз»: четверг 05.00, суббота 10.00, воскресенье 19.00. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

Слушайте программу «Архипастырь» в эфире православного радиоканала «Воскресение»: вторник 14.30, 20.30, среда 02.30

 
Пост

Готовимся к Великому посту

Великий пост – важнейший и самый древний из многодневных постов. Он напоминает нам о сорокадневном посте Спасителя в пустыне; он же вводит нас в Страстную седмицу и затем к радостям Праздника праздников – Светлого Христова Воскресения.

 
Беседы с батюшкой

Протоиерей Андрей Лазарев: Наркомания – порождение безнравственности

Беседа с клириком Преображенского собора города Кимры Тверской епархии протоиереем Андреем Лазаревым в эфире телеканала «Союз» – В эфире православного телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой».

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс