Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Беседа с кандидатом богословия игуменом Дамианом (Залетовым) в эфире телеканала «Союз»
В эфире православного телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой», в студии Александр Сергиенко. У нас в гостях кандидат богословия игумен Дамиан (Залетов).
– Наша беседа – о грехе осуждения. Не бывает ли порой так, что мы начинаем случайно осуждать?
К недостаткам – с состраданием
– Действительно, сейчас наше сознание, к сожалению, принимает грех за норму, начинает им жить. Может быть, самые яркие примеры мы видим в политической деятельности: нечистоплотные порой пиаркампании, технологии выявления недостатков политических оппонентов и их обсуждение, смакование, я бы сказал. Затем это переходит на область личной жизни «публичных людей», а потом постепенно и в нашу жизнь. И мы уже даже не пытаемся объективно подходить к проблемам других людей, а переходим к самому примитивному осуждению. Начиная с бабушек у подъезда, которые перемоют косточки всем и вся входящим и выходящим, заканчивая тем, что люди берутся свободно осуждать Бога, Церковь, власть, осуждать членов своей семьи, родственников. И самое страшное, что это вошло в обиход, – мы считаем, что так и должно быть. А вот Священное Писание, мировоззрение христианское, христианское учение о нашей жизни учит, что надо жить по-другому.
Как понять другого человека, как отнестись к каким-то негативным явлениям? По мысли святых отцов, одно дело – сказать человеку, что он грешник, а другое – сказать, что он согрешил, например, сказать «ты – вор». Это большая разница. Во втором случае мы уже производим суд над человеком, клеймим его, вешаем ярлык. Другое дело, когда мы просто констатируем имеющийся у него недостаток. И это первое, на что нужно обратить внимание. Ведь человек может в чем-то ошибиться, может быть, человек оступился, и это единичный случай, он в нем покаялся и хочет исправиться. Мы же клеймим и произносим суд. Но ведь суд-то может быть произнесен только Богом.
Далее. А имеем ли мы право вообще говорить человеку: «Ты согрешаешь»? Кто это может говорить? Например, посторонним людям говорить больному человеку о болезни некорректно, это могут делать только люди, имеющие на это право, – близкие имеют личное право, врачи, например, имеют профессиональное право говорить о болезни, компетентные судебные органы говорят о каких-то недостатках, и так далее. Это внешнее право, но даже и его мало, и даже те, кто его имеют, должны иметь определенное внутреннее, личное, духовное право.
Я поясню, что имею в виду. Об этом хорошо сказано в Евангелии. Сам Господь наш Иисус Христос сказал: «Врачу, исцелися сам» – человек, который берет на себя смелость поправить другого, должен сам быть на соответствующем уровне, понимать эту проблему и, если даже вынужденно что-то произносит, то, по крайней мере, сопереживать, сострадать. Вот ключевой момент: если человек сострадает другому, то он не осудит. Хорошо у Нектария Оптинского сказано: «Пожалей, и не осудишь». И хотя ты и должен будешь произносить какие-то слова, указывающие на недостатки ближних, но это будет уже совсем другой подход, который внутренне тебе не повредит. Ведь мы должны понимать, что осуждение прежде всего вредит самому человеку: он ставит себя в дурацкое положение, потому что пытается стать на место Бога.
Это можно пояснить таким примером. Представим себе разных больных: у одного нет глаза, у другого руки, у третьего ноги, и каждый из них будет других осуждать и кричать: «Ты инвалид». Объективно – да, это правда, но как ты можешь кого-то осуждать и над кем-то насмехаться, если ты сам такой же? Уважая людей, мы должны подходить с состраданием даже к их недостаткам.
Сначала посмотри на себя
– Есть звонок из Москвы.
– У меня много грехов, но основной грех в том, что я внутренне осуждаю наших служителей Церкви за их сверхдорогие наряды. Когда вокруг столько бедствующих людей, тяжело смотреть на эту роскошь. Как в себе это все побороть?
– Как побороть? С состраданием, с пониманием. Если мы объективно чувствуем чей-то недостаток, постараемся осознать, что это чья-то болезнь. Если ты сам болеешь (а мы все больны в духовном смысле), то у нас не должно проявляться никакой агрессии, жесткой позиции и негатива. То есть негреховный подход таков: вы увидели чью-то болезнь – и вспомнили о своей, увидели чужие недоставки – вспоминайте о своих. Человеку, который будет занят исправлением себя, будет некогда пытаться исправлять весь мир.
Церковная жизнь и церковный обиход устроены Господом, и ни в Ветхом, ни в Новом Завете не отрицалось, что Господу должно быть принесено самое достойное. Если вы говорите о нарядах, то нужно понимать, что имеется здесь в виду. Никто же не ходит в миру с золотой тросточкой, с серебряным портсигаром и бриллиантовыми запонками. А если вы говорите о церковных вещах, то это объективно вещи, посвященные Богу, они – показатель нашего человеческого отношения к славе Божией.
Думаю, что и бедным, и богатым, и людям со средним достатком всегда приятно прийти в церковь, отключиться от обыденности, серости, войти в светлую радостную среду. Потому что наша церковная красота – это отображение райской радости, которая будет дана по трудам человека. Я думаю, что вам следует изучить законы Священного Писания, литургики, тем самым не настраивая себя в таком неправильном мировоззренческом ключе.
– Следующий звонок – из Архангельска.
– У меня в жизни не бывает такого момента, чтобы я кого-нибудь не осудил, мысли такие приходят постоянно. Расскажите, как в нашем мире избежать осуждения власти, близких? Или молитвой Иисусовой как-то прогонять мысли, ограждать себя от людей в коллективе, чтобы никого не осуждать?
– Я думаю, что проблема, о которой мы говорим, от времени не зависит: человек всегда один и тот же, и проблемы одни и те же. Откуда берется осуждение? Каждой добродетели противостоит свой грех, как это хорошо прописано у святых отцов. Есть проблемы, и тот, кто работает над собой, их чувствует, и это замечательно, это первый шаг. Второе. Зачем же вновь изобретать колесо? Давайте возьмем в руки святоотеческую литературу, там все прописано.
Что у нас в голове? Если только мир этот и его кутерьма, то мы в него и погружаемся, в нем только рыщем и копаемся, потому что другого у нас нет. А если мы возьмем в руки Священное Писание, труды святых отцов, вот у нас в голове хорошие мысли и появляются. Есть о чем подумать, есть возможность от одних мыслей уйти в другие, хорошие. Значит, надо их посеять в своем разуме. Поэтому возьмем Святое Писание, святых отцов и будем их ежедневно читать, чтобы у нас была альтернатива для начала. Может быть, потом это станет основой, а все остальное будет пролетать мимо нас. А сейчас мимо нас пролетает молитва, и все остальное как-то не зацепляется.
А вот давайте так подумаем: «Кто-то про кого-то что-то говорил, а я и не понял, что кого-то там осуждали. Осуждение пропустил, в болтовне не участвовал, вот какой я стал». Правильно, таким можно стать, если у нас будет внимательная церковная жизнь. Но это придет не сразу, а постепенно. Хорошо сказано у Иоанна Лествичника, что все страсти, как и все добродетели, имеют свои причины и следствия, как он говорит, «родителей и детей». Поэтому очень хорошо разобраться в этом опыте. И одна из причин, я уже сказал, отсутствие в нас религиозной жизни. Мало мы работаем над собой, мало мы знаем о себе. Потому что, если бы мы копнули себя, то мы увидели бы, сколько у нас там шевелится вопросов – столько работы над собой, что и 24 часов в сутки не хватит. Просто некогда будет заниматься другими людьми. Понимаете, какой крест несут люди, которые профессионально вынуждены заниматься другими? Профессионально – это термин светский, но я имею в виду вот что: родители должны заниматься своими детьми, врачи должны понимать суть болезни, учителя – своих учеников, священнослужители – паству. Это такие служения, которые принуждают еще и другими людьми заниматься. Это большая ответственность.
– Есть еще звонок – ответим на вопрос из Москвы.
– Батюшка, надо ли на каждом исповедовании признавать и исповедовать грех осуждения, или, как сказал мною очень уважаемый богослов Осипов, не надо это говорить, пока вы не исправились до конца? Каково Ваше мнение?
– Мне кажется, здесь должна быть золотая середина. Само исповедование на Исповеди должно быть весомым делом, и это касается любого греха. Чтобы человек не считал, что просто произнесение слова на Исповеди уже гарантия отпущения греха. Важно, как это говорится: если с сокрушенным сердцем, то вы скажете об этом обязательно. Тем более если грех этот у вас есть, если есть призыв к работе. Здесь есть объективная логика: не «когда-то он исправится, тогда я скажу» – он должен уже сегодня начать исправляться. И, соответственно, если вы согрешили и у вас болит душа, вы страдаете и прилагаете все усилия преодолеть грех, – то почему об этом не сказать? Это будет не просто пустая фраза для самооправдания. Не имеет смысла ни одна Исповедь, если она строится по принципу: да, был грех, и вот я о нем сказал. И все, и ничего не шевельнулось. Я думаю, что Алексей Ильич тут имел в виду, что именно не должно быть такой Исповеди никогда, любая Исповедь предполагает работу, процесс. А дальше тоже очень тонкий момент: наверное, бывает грех, который невозможно исправить тут же, за раз, но процесс идет, и он может с каждым разом становиться все серьезнее и глубже. Есть такие тонкие вещи: сначала нужно стараться на деле какой-то грех не совершать, потом – уже в слове, потом к этому подключать и область мыслительную. Может быть и такой постепенный процесс исправления.
Поэтому вы говорите, но только говорите всегда с настоящим сокрушением и с желанием исправиться. И после Исповеди помните это.
Испытание веры
– На связи Рыбинск; пожалуйста, задавайте свой вопрос.
– Меня в жизни предал близкий человек, простить-то я его простила, но все время осуждаю за то, что он со мной так поступил. Мне тяжело, ему тяжело, подскажите, как справиться с этим?
– Любой грех приносит муки и страдания, даже если поначалу он кажется приятным и как будто бы удовлетворяет нас в чем-то. То же осуждение – мы как бы пар выпускаем, выражаем свои интеллектуальные, духовные, душевные эмоции, что-то произносим, и нам кажется, что это полезно, что мы правильно мыслим и поправили того, кто думает неправильно; а потом мы можем подумать, как этим мы хотим помочь ближнему и указать ему на его недостатки. А ведь мы сами не знаем еще ничего и собой не можем управлять. То есть мы не видим в своем глазу бревна, но сучок из глаза другого готовы уже вынимать.
Надо различать человеческое, несовершенное, а часто и греховное, и христианское. Видите, это не абстрактная вещь, подобные ситуации – испытание нашей веры. Чего в действительности в нас присутствует больше: греховного или духовного? Мы ищем человеческой справедливости, правды по отношению к себе: «У меня должно быть все хорошо, я хочу, чтобы все было правильно, я ищу справедливости», по-человечески это правильно звучит, просто называется, если обобщить, – эгоизм.
Посмотрим на Крест Христов: а как Он поступал? Как я поступаю, на кого я должна ориентироваться? На себя саму или на Крест Христов? Может быть, мне дано через это приобщиться к Христу? Не тогда, когда «мне все удобно, меня все любят и у меня все хорошо» – где же тут спасение? Вот вы, голубушка, почувствовали, что спасение осуществляется. «Я буду со Христом страдать, я рада, что могу потерпеть, может быть, и несправедливость. Бог Судья всем, спаси Господи, все по-своему несчастны, больны, и не мне лечить. Но я-то получила пользу, потому что я буду сострадать Господу». Вот мы говорим: «нести крест» – вот вы и несете, вот вам и положили этот крест. Просто вы поняли, что, оказывается, это очень тяжелый предмет, а нам хочется чего-нибудь полегче.
Мне же кажется, что христианка или христианин должны возрадоваться, что наконец-то хоть в чем-то они могут проявить себя по-христиански. И неважно, где справедливость человеческая. Так что вы ничем не измените эту ситуацию по-человечески, а вы можете, говоря современным языком, получить дивиденды духовные. Они к вам прямо в руки идут – через терпение, смирение. «Печаль о Боге производит неизменное спасение, мирская печаль производит погибель», – вот как об этом апостол Павел сказал.
– Следующий звонок – из Ростова.
– У меня дочь очень тяжело заболела, практически лишилась рассудка, и врачи говорят, что нет надежды на излечение. Как жить дальше?
– А жить дальше, дорогая, по-христиански. Я добавлю еще одну цитату: «Претерпевший до конца, тот спасен будет». «Претерпевший» и «до конца» – это две очень важные составляющие к спасению. У одних оказывается, что терпеть надо, а не хочется. А у вас появилась вторая составляющая: оказывается, до конца терпеть надо, а не так, что потерпим день-два, и хватит. Поэтому вы, неся крест, не забывайте, что вы не одна его несете, а вместе с Господом, и Церковь помогает его нести, будьте только ближе к ней. И, кроме того, мы ведь говорим сейчас не о чужих людях. Ведь это ваша дочь, и в том, что она такая, есть, наверное, и доля вашей вины? Ведь если мы будем унывать, считать себя ни в чем не виноватыми, это будет непродуктивный подход. А если мы будем признавать, как в вашей ситуации, что и мы к этому тоже имеем отношение, тут уже возникает продуктивное отношение: «Ну тогда, естественно, я буду терпеть; что посеяла, то и пожну. И за терпение и смирение Господь не взыщет с меня по полной».
Учитесь мыслить по-христиански
– Следующий вопрос задают из Ростовской области.
– Объясните, зачем же люди ходят в церковь, если они там не молятся, а смотрят, в какой одежде батюшка?
– Спасибо большое, что вы вернулись к этому вопросу с такой болью, я чувствую по голосу. Часто люди осуждают, оправдывая этим себя. Мы порой слышим: «Ну, что мы будем ходить в эту церковь, там такие расплохие священники». Знаете, наверное, немало недостатков у любого врача, педагога, пожарного, милиционера… Давайте сейчас от всего этого откажемся, не будем ни к кому обращаться и просто ввергнемся в хаос и саморазрушение.
Часто, обвиняя Церковь, люди ищут оправдание своему религиозному бездействию, религиозному формализму. Подумайте сами: «если я хочу спасти свою душу и я люблю Господа и стремлюсь к Нему, разве я буду отказываться добровольно от совершенно замечательных вещей – от рая, от вечного блаженства, потому что мне в Церкви кто-то или что-то не понравились»? Вот проверка веры – она есть или ее нет?
Во-вторых, нельзя обобщать. Не сложилось у тебя по-человечески где-то, не надо хлопать дверью и уходить. Ты найди сначала свои проблемы и попытайся их решить. Если люди ищут самооправдания своим страстям, с таким отношением нигде не найдешь себе места успокоения и места спасения.
– Слушаем звонок из Краснодара.
– Батюшка, как научиться объективно относиться к себе? Мое самоосуждение переходит в самоедство, что приводит к заниженной самооценке.
– Причина самоедства, как вы хорошо сказали, в прикрытой тонкой гордости. Человек, начиная в себе разбираться, необъективно видит всю реальность, начинает все усложнять.
Мы должны видеть свои недостатки, скорбеть и плакать о них, но никогда не терять веру во Христа и уверенность в спасении. В самоедстве проявляется эгоизм, только уже в другой составляющей: или я хороший и все могу, или я ничего не могу, потому что я самый плохой. «Я» тут не должно присутствовать – мы стоим с Господом и на Него уповаем. Ваше состояние – это потеря веры в этом вопросе.
– В нашей жизни грех осуждения становится как бы общественным явлением. Возникает вопрос – то негативное, что происходит вокруг, формирует в нас грех осуждения, или уже сформированный грех осуждения создает весь этот негатив? Как разорвать этот порочный круг?
– Конечно, первородный грех присутствует с рождения. И мы уже подливаем к разным цветочкам свои удобрения, сами взращиваем их. Но лучше-то рубить все грехи в корне. Не пытаться меньше познавать, меньше выяснять, меньше думать – так не получится, так нельзя. А надо саму форму мышления менять, вот в чем проблема – у нас очень часто отсутствует мировоззрение христианское, библейское. Главное – переключить наше внимание на исправление нашего мировоззрения. Читайте Священное Писание, учитесь мыслить по-другому. Как хорошо сказано у пророков, есть путь жизни и смерти. Если мы идем по пути смерти, как ни пытайся мелочи исправлять, это не исправляет сути. Надо выбрать путь жизни, и тогда все другое само по себе отпадает, когда мы начинаем мыслить по Писанию, по святоотеческим рассуждениям. И, мне кажется, это коренной шаг – менять мышление, открыть свои духовные глаза.
Как ты смотришь на мир: как христианин или как простой человек со всеми страстями и пороками? Поэтому важно приобретать осознанную веру. К этому всегда Господь нас призывал, и к этому призывает нас Церковь, которая работает над тем, чтобы люди вникали в суть вопросов, понимали проблематику всю, имели возможность по-другому все видеть. И давайте будем вместе бороться с собственной духовной черствостью.
В эфире телеканала «Союз» программа «Архипастырь». Ведущий – Андрей Полушин. Наш гость – епископ Балтийский Серафим. – Здравствуйте, Ваше Преосвященство.
– Уважаемые телезрители, мы продолжаем цикл передач «Мысли о прекрасном». Передачу ведет народный художник Российской Федерации Василий Нестеренко. Мы традиционно встречаемся с музыкантами, художниками, деятелями культуры. Сегодня наш гость – руководитель иконописной мастерской Валентин Иванович Берсенев.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.