Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №43 (652) → До кончины отца Иоанна никто не догадывался, какой венец приготовил ему Господь

До кончины отца Иоанна никто не догадывался, какой венец приготовил ему Господь

№43 (652) / 14 ноября ‘11

Тамара Бортникова, краевед Подвижники

Екатеринбург, 14 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».

Священномученик Иоанн Плотников (Иоанн Старопышминский) служил диаконом в храме в честь Сретения Господня в Пышминском заводе Екатеринбургского уезда


Родился Иоанн Стефанович Плотников в апреле 1864 года в селе Катайско-Троицком Камышловского уезда (ныне город Катайск Курганской области).

Его отец Стефан, священнический сын, обучался в Пермской Духовной семинарии, был рукоположен во священники к Катайско-Троицкой церкви после женитьбы на девице Марии, с которой у них было шестеро детей: Екатерина, Александр, Елисавета, Николай, Вера и младший Иоанн.

Предки Плотниковых пришли в Катайский острог еще в ХVII веке. Кандидат исторических наук А.Г.Мосин, исследовавший истории фамилий жителей Камышловского уезда, пишет: «Не исключено, что все представители духовенства принадлежали к одному роду Плотниковых – возможно, из прихода Катайского острога».

Младшему сыну Иоанну было 11 лет, когда отец умер, оставив матушку с шестью детьми.

Жизненный путь Иоанна Плотникова может показаться простым, ничем сверхординарным не отмеченным: ни заметных со стороны событий, ни ярких подвигов, ни высоких наград. И все-таки от начала до конца это был путь сопротивления обстоятельствам, путь преодоления препятствий, путь в гору. Или, скажем, шествие горе.

Учиться Иоанн начал в Катайском приходском училище, а затем прошел курс в Далматовском Духовном училище за казенный счет: денег в семье на него не было – в это же время его старший брат Николай учился здесь на содержании отца. Годы учебы были удивительными: Промысл Божий свел Иоанна в училище с будущими священномучениками Алексием Будриным и Иоанном Шишевым.

Далее предполагалась Пермская Духовная семинария, но денег у семьи катастрофически не хватало, и уже из первого класса он вынужден уволиться и вернуться домой. 17-летнему парню пришлось идти на заработки.

Вернулся Иоанн из Перми в дом, расположенный прямо в ограде Свято-Троицкого храма, где продолжала жить Мария Петровна, хотя дом был уже выкуплен церковью за 1500 рублей.

К Катайско-Троицкому приходу относилась ближайшая деревня Савина, куда и определился на гражданскую службу Иоанн. Полтора года он отработал в Савиновском уездном полицейском управлении и… попросился в отставку. Хотя карьера его развивалась по тем временам стремительно: регистратор, столоначальник, управляющий приходо-расходной частью, секретарь полицейского управления.

Но появилась в родном храме маломальская вакансия, и 20-летний потомственный служитель Церкви возвращается к любимому делу. 11 октября 1885 года он определен на должность псаломщика и 31 марта 1887 года посвящен в стихарь. Почти 22 года Иоанн исполнял это хлопотное служение. Только 9 мая 1907 года псаломщик Иоанн Плотников был рукоположен во диакона в Крестовой церкви при Архиерейском доме епископом Екатеринбургским и Ирбитским Владимиром (Соколовским).

В течение десяти лет он был под духовным руководством настоятеля Алексия Введенского, также впоследствии убитого красными в 1918 году.

Занимая в храме даже самые невысокие должности, отец Иоанн вовсе не был серым недалеким человеком. К примеру, он серьезно увлекался исследованиями климата. С 1896 года и до трагической кончины состоял членом-корреспондентом УОЛЕ – Уральского общества любителей естествознания, которое ходатайствовало о своем активном помощнике перед Екатеринбургской Духовной консисторией, и ее указом Иоанну Плотникову была объявлена Архипастырская признательность за «весьма аккуратные и хорошие климатические наблюдения».

Из села Ильинского Камышловского уезда, из семьи диакона Пророко-Илиинской церкви Александра Павловича Попова Иоанн взял себе в жены 20-летнюю Анастасию.

Старшая дочь отца Иоанна Екатерина родилась 15 ноября 1894 г. В мятежный 1905-й год отец увез ее в Екатеринбургское женское епархиальное училище. Десятилетняя девочка пережила там настоящее потрясение. После выхода царского Манифеста 17 октября 1905 года Екатеринбург бурлил, захлестнув и стены тихого, благочестивого учебного заведения. Инспектор классов М.Ашихмин так описывал происходившее: « Посторонние и неизвестные детям лица забегали в классы, становились на учительскую кафедру и громко заявляли: «Господа, свобода! Бросайте книги! Идите все за нами!» Классные воспитательницы говорили, что воспитанницы не могут идти, они испуганы». Ученицы закрытого учебного заведения не привыкли к посторонним, тем более, что те вели себя, с их точки зрения, не вполне адекватно: кричали, резко приказывали детям одеваться, подбегали к задним партам и даже тащили некоторых девочек за рукава к выходу. «Я неоднократно просил оставить всех маленьких, плачущих и не желающих идти, но поборники свободы гнали на праздник свободы всех без разбору…», – вспоминал инспектор.

Шесть лет Катя получала не только широкие знания, но и благородное воспитание: возникновение женских епархиальных училищ в ХIХ веке было вызвано необходимостью, чтобы сыновья клириков брали невест из собственной сословной среды, а значит, утверждает доцент Э.Е.Чумакова, эти «женщины должны способствовать росту авторитета духовенства среди прихожан, быть, как их мужья и отцы, примером для подражания». Видя и понимая это, отец Иоанн стремился дать своим детям подобное образование и воспитание – истинная любовь к детям рождает и ответственность за них перед Богом.

И вот в Екатеринбургском Духовном училище уже учится второй его ребенок – сын Константин. В 1911 году, когда со званием домашней учительницы окончила курс Екатерина, Константин был переведен в 4-й класс. В этом же году, но с переэкзаменовкой по арифметике, переходит в 4-й класс Мария. Позднее поступят в духовные училища младшие Елисавета, Николай, Стефан. Только о родившейся в 1906 году Елене ничего не известно, потому что ко времени ее учебы началась революция.

В 1908 году отец Иоанн решается на переезд. Везти такую семью за полторы сотни верст на лошади – нелегкое испытание. Железнодорожная станция в Катайске появилась только в 1913 году. Да и вакансии для диакона на месте не было, она появилась в Пышминском заводе – всего в 20 верстах от Екатеринбурга.

7 сентября 1908 года он приступил в Сретенской церкви к службе диаконом на псаломщической вакансии. Прибыли вдевятером, а жить семье негде. И вот уже в ноябре консистория заслушала рапорт благочинного протоиерея Кесаря Пономарева о прошении причта и старосты Сретенской церкви выдавать новому диакону квартирное пособие шесть рублей в месяц, так как он беден и имеет большое семейство, а у церкви на это средства есть. Разрешили: по пяти рублей.

Всю жизнь перебивался батюшка с хлеба на воду. Будучи псаломщиком в Катайске, получал жалованья 47 рублей в год. На новом месте стало у него 82 рубля 8 копеек. А в конце ХIХ века сапоги стоили 6 руб. 65 коп., две пары ботинок 6 руб. 50 коп., две юбки 3 руб. 25 коп., мужской костюм 7 руб. 40 коп. – сколько же надо было этих сапог, ботинок и юбок на девять-то человек!

Между тем, обучение не было бесплатным. За пансионерок духовного звания полагалось платить 100 рублей в год. За особую плату (35 рублей в год) можно было обучаться игре на рояле. А отец Иоанн желал, чтобы они учились музыке. И вот вольно-невольно накапливаются долги. Диакон Пышминского завода в 1910 году задолжал за содержание в общежитии дочери Марии 89 руб. 44 коп., за обучение музыке дочери Екатерины 17 руб. 50 коп., и т.д. Детей одного за другим принимают на епархиальное содержание, они становятся стипендиатами благотворителей училища.

В начале июля 1918 года жители Пышминского завода свергли установившуюся было советскую власть, а ее руководителей арестовали. Однако 30 июля ворвались красные. Вот дословные воспоминания одного из участников налета, Семирикова, из конной разведки отряда Хохрякова: «Спустя одну ночь мы совместно с разведкой Жебенева направились в Пышминский завод для освобождения двух заключенных коммунистов у белых, где пришлось сделать зверский налет на волость Пышминского завода – в количестве 22 человека конных разведчиков красных партизан, причем нами было убито во время налета на волость один поп, штаба капитан белых и несколько чехов. Дверь заключенных пришлось разбивать кувалдой и с трудом выручать их из заключения». Войдя в поселок, налетчики похвалялись: «Мы там на горе вашего попа застрелили».

В этот день отец Иоанн возвращался с покоса, с утра с настоятелем отцом Иоанном Пьянковым они совершили отпевание – обычный богослужебный и трудовой день, но завершившийся так трагически.

В лесу на горе и встретили его всадники. А перед въездом в поселок они налетели на дозор, выставлявшийся жителями для охраны. В «Метрической книге» отец Иоанн Пьянков, отпевавший их, записал: «Димитрий Стефанов Паздников (47 лет), Гавриил Федоров Чесноков (43 года), Александр Сильверстов Устюжанин (38 лет), Сретенской церкви диакон Иоанн Стефанов Плотников (54 года) – убиты красноармейцами».

Сейчас на склоне той горы стоит Поклонный крест, к нему постоянный поток паломников. Внизу часовня над святым источником. На вершине строится храм.

Об истории храма в честь Сретения Господня в 2010 году вышла книга. В ней есть стихотворение «Памяти диакона Иоанна»:

Навстречу рассвету, развеяв туман,
Восстал из небытия Сретенский храм.
Отринувший злого безбожья дурман,
Он будет служить для спасения нам.

Отец Николай службу Божию правит,
С Наталией, матушкой – хор.
На место твое никого он не ставит:
Диакона нет до сих пор.

А вместо тебя есть большая икона:
Святой Иоанн во весь рост.
Безмолвно стоишь, свой орарь не снимая,
Такой у тебя теперь пост.

А ночью привычное дело ты знаешь:
Когда все уйдут по домам,
Легко из высокой иконы ступаешь,
С кадилом обходишь весь храм.

Сколько святых новомучеников над нами! Разве без них совершилось бы чудо такого стремительного возрождения храмов, веры Православной...

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
У книжной полки

И жизни учитель, и догматов наставник

Светлана Ладина

Екатеринбург, 14 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Архимандрит Епифаний (Феодоропулос). Заветы Жизни «Будем просить Бога о том, чтобы нам всегда помнить то добро, которое делают нам люди, и то зло, которое делаем им мы. И всегда забывать о том добре, которое мы делаем для других

 
По святым местам

Тихая гавань среди мятежного мира

Елена Рысева

Екатеринбург, 14 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Его вела вера… Кругом лес. Тихо. Старый дачный поселок Вырица, когда-то называвшийся Княжеская Долина. Проселочная дорожка ведет к реке Оредеж – ее воспевали многие поэты и писатели, восхищаясь неземной красоты закатами

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475