Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №43 (652) → Тихая гавань среди мятежного мира

Тихая гавань среди мятежного мира

№43 (652) / 14 ноября ‘11

Елена РысеваПо святым местам

Екатеринбург, 14 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».

Его вела вера…

Кругом лес. Тихо. Старый дачный поселок Вырица, когда-то называвшийся Княжеская Долина. Проселочная дорожка ведет к реке Оредеж – ее воспевали многие поэты и писатели, восхищаясь неземной красоты закатами, плавучими островами кувшинок и переливающимися парчой водорослями. Владимир Набоков, глядя на эту реку, написал: «А ведь реки, как души, все разные…» Тихая Вырица – как тихая гавань среди мятежного мира, тут нашла свой приют и покой душа необыкновенного старца ХХ века святого преподобного Серафима Вырицкого.

Современный поселок Вырица, расположенный в 60 километрах от Санкт-Петербурга, сформировался на рубеже XIX-XX веков. К этому времени наиболее известные места летнего отдыха петербуржцев – Царское Село и Павловск – были полностью застроены дачами. Благодаря железнодорожному сообщению с северной столицей, стало возможным устроить новые дачные поселения здесь.

Поселок быстро застраивался и заселялся, и вскоре люди подумали о том, что нужен храм Божий. Торжественная закладка церкви в честь Казанской Иконы Божией Матери состоялась в июле 1913 года – в год 300-летия царствования Дома Романовых.

То, что поселок до сих пор остается дачным, заметно и сегодня. Об этом говорит и необычный большой деревянный, но очень уютный и по-домашнему теплый храм. Его остекленные приделы напоминают дачную веранду. Иной ритм жизни, иные люди. Вот женщины и мужчины разных возрастов приезжают на службу в храм на своих стареньких велосипедах. Видно, что все они знают друг друга, и это чувство близости, родства проявляется во всем.

В 1930 году после закрытия Александро-Невской Лавры в Вырицу переехал духовник Лавры – 64-летний старец иеросхимонах Серафим.

Небольшой экскурс в историю проводит для нас священник Константин Лебедев, клирик храма Казанской Иконы Божией Матери поселка Вырицы: «Иеросхимонах Серафим (Муравьев) до революции был весьма преуспевающим купцом – родом его занятий была мехоторговля. И когда в нашей стране произошли события, которые разрушили старый русский мир, многие покинули Родину. Однако были люди, которые, лишившись всего, находили в Церкви опору, черпали жизненные силы. Хотя неправильно было бы думать, что для таких людей приход в Церковь был уходом от реальности. Причины, побудившие Василия Муравьева принять монашество в Александро-Невской Лавре, тогда, после революции, были гораздо глубже. Его вела вера, в которой он был воспитан с детства, любовь к Православию, к богослужению, так что монашество стало логичным этапом его жизненного пути».

Стремление к монашеской жизни преподобный хранил в своем сердце с ранних лет. Однако в четырнадцатилетнем возрасте он получает от одного из старцев Александро-Невской Лавры пророческое наставление: до поры оставаться в миру, создать семью, воспитать детей, а затем, по обоюдному согласию с супругой, принять монашество. Наставление старца было исполнено.

Итак, иеросхимонах Серафим (Муравьев) несет в Александро-Невской Лавре послушание духовника. Духовник – это священник, который исповедует. Исповедует стоя. А народ Божий приходит к нему во множестве, и стоять приходится подолгу. Уже пожилым человеком будущий преподобный иеросхимонах Серафим Вырицкий получает болезнь ног: он практически не мог стоять и с трудом передвигался.

Известен случай, когда старец непрерывно принимал исповедников на протяжении двух суток. Главный храм Лавры в ту тяжелую пору за недостатком дров почти не отапливался, и на стенах часто выступал иней. Часами стоя на холодном каменном полу, затрачивая неимоверные физические и духовные силы, отец Серафим подорвал свое здоровье.

Отец Константин продолжает свой рассказ: «И вот митрополит Серафим (Чичагов) рекомендует ему поселиться здесь, в Вырице. Вырицкий климат, как считал будущий священномученик, был бы полезен для здоровья старца. Батюшка поселяется недалеко от Казанского храма, и его духовные чада, да и не только, – все, кто знали его по Петербургу, приезжают сюда. Вырица была тогда более провинциальным местом, нежели сегодня, поскольку не было такого развитого транспортного сообщения: не ходили электрички, машины были далеко не у всех. Сюда всего один или два раза в день приезжал поезд, но люди тем не менее находили дорогу и приезжали к старцу».

Шел 1933 год – тяжелейшее время для всей страны. За исповедание имени Христова можно было поплатиться работой, положением в обществе, имуществом и, наконец, самой жизнью – своей или близких. Колокольный звон запрещен; с куполов сбрасывали кресты; тысячами разоряли обители и храмы; в лагерях и тюрьмах томились десятки тысяч священнослужителей, и в это страшное время Господь воздвиг в Вырице храм нерукотворный – чистое сердце отца Серафима.

«От таких светильников веры, как преподобный Серафим Вырицкий, – отмечает батюшка Константин, – люди, приходившие к ним, слышали ласковое слово, получали утешение, поддержку, иногда какой-то добрый совет, и это помогало людям, может быть, недавним христианам – оставаться таковыми, удержаться именно на этом нравственном уровне».

Здесь, в Вырице, на одре тяжелой болезни в течение почти 20 лет он нес подвиг старческого служения, принимая в отдельные дни несколько сотен посетителей. Обеспокоенные родные пытались оградить батюшку от излишних встреч, опасаясь за его и без того слабое здоровье, но в ответ подвижник твердо сказал: «Пока моя рука поднимается для благословения, буду принимать людей!».

Старец никого не отвергал и не отталкивал, жалея этих людей и понимая: «Приходящего ко Мне не изгоню вон». Это его доброе отношение стало лучшей проповедью христианства, которая только могла быть в то время.

В храме сохранилось несколько икон, которые принадлежали преподобному Серафиму Вырицкому. Справа от Царских врат – Казанская икона Божией Матери. Вот что рассказывает об этой святыне священник храма: «Это келейный образ старца. Когда он десятилетним отроком уходил на заработки в Петербург (его семья рано лишилась отца, и он как старший в семье остался единственным кормильцем), мать благословила его этим образом, и он находился до самой кончины старца в его келье, а потом был передан в Казанский храм.

Образ Святой Троицы, новозаветное изображение Троицы, который находится в нашей храме, был когда-то в келье преподобного.

Образ преподобного Серафима Саровского тоже принадлежал старцу Серафиму – это образ его Небесного покровителя. Иеросхимонах Серафим Вырицкий в монашеском постриге носил имя Варнава, а в схимническом постриге получил имя Серафим – в честь преподобного Серафима Саровского: преподобный Серафим – русский святой, старец, молитвенник, почитаемый всем православным русским народом, прославленный в начале XX века, тогда имел большую популярность».

Главная святыня храма – мощи преподобного Серафима Вырицкого, которые покоятся под спудом в часовне у северной его стороны. Здесь же, в часовне, рядом с могилой Вырицкого старца находится могила схимонахини Серафимы, келейницы преподобного и супруги до принятия им монашеского пострига. Как часто сегодня в нашей жизни мы ищем образцы любви и верности, а они вот, рядом, эти истории реальной жизни, произошедшие совсем недавно, не во времена Древней Руси!

Люди приезжают сюда помолиться, излить свою душу. Священник Константин Лебедев часто напоминает прихожанам и паломникам, что батюшка Серафим еще при жизни говорил: «Когда я умру, приходите ко мне на могилу как к живому, и как живому расскажите мне, и я как живой буду молиться за вас». Те доброта, открытость, участие и расположение к человеку, которые преподобный Серафим являл приходящим к нему при жизни, продолжают притягивать людей и поныне.

Святыни вырицкого храма

На рубеже веков, в самом конце XIX столетия, в Европе и Америке крайне распространена была идея создания «городов-садов будущего». В эпоху индустриализации и промышленного бума во многих развитых странах общество стремилось создать города, где человек при максимальном городском комфорте жил бы в единении с природой. Строители городов Старого и Нового света (Лондон, Берлин, Вашингтон, Сан-Франциско) положили эту идею в основу градостроительной политики. Европейская идея «идеального города», «города-сада» понравилась и отечественным архитекторам.

Такой «идеальный город» решено было создать в тридцати верстах от Царского Села при открытой в 1906 году железнодорожной станции «Вырица».

Одной из первых встает необходимость построить храм. Рассказывает настоятель храма Петра и Павла поселка Вырицы протоиерей Владимир Вафин: «Местное коренное население – здесь жили финны – очень хотело, чтобы здесь поставили кирху. Но все-таки большинством голосов было принято решение о строительстве православного храма».

В 1906 году состоялась закладка храма, и по завершении с Божией помощью всех работ в июне 1908 года храм торжественно освятили в честь Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла. Образами столпов Церкви Христовой богат этот храм. «Дал еси утверждение Церкви Твоей, Господи, Петрову твердость и Павлов разум», – говорится в стихире праздника святых апостолов. «Петрова твердость» – это мужество в исповедании веры и в страданиях. Само имя «Петр», нареченное Господом, означает «камень» – Петр твердо исповедал своего Учителя Сыном Божиим. На камне этого исповедания, этой правой, Православной веры в Господа, Христос создал Церковь Свою. «Павлов разум» – та необыкновенная мудрость, которая вот уже две тысячи лет привлекает к Богу сердца людей.

Особо почитаемый образ в храме – Казанская икона Божией Матери. Украшенная словно жемчужною ризой, Матерь Божия являет Собою образ чистоты, красоты и совершенства.

Главная святыня Петро-Павловского храма – ковчег-мощевик. В нем 14 частиц святых мощей угодников Божиих. Происхождение его очень любопытно. В 1876 г. кардинал Остии епископ Константин, викарий папы Римского, решает создать этот ковчег. Сюда входят частицы мощей святых первоверховных апостолов Петра и Павла, святителя Николая и другие святыни. Мощевик путешествует из храма в храм, и в конце концов во время военных действий попадает на фронт. И уже в качестве трофея наши солдаты его приносят митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Григорию.

У святых святы и душа, и тело, поскольку непрестанными евангельскими подвигами они постепенно исполняются Духа Святого, так что святые тела их становятся храмами его. Повествуя о чудотворной силе святых мощей, преподобный Ефрем Сирин говорит о святых мучениках: «Они и по смерти действуют как живые: исцеляют больных, изгоняют бесов и силой Господней отражают всякое их злое нападение. Ведь в святых мощах всегда присутствует чудотворная благодать Святого Духа».

Долгие годы люди молились перед трофейным ковчежцем с мощами святых угодников Божиих. Но в 2003 году злоумышленники украли святыню из храма и, по словам батюшки, приход буквально осиротел. Четыре месяца подряд прихожане на коленях читали акафист святым апостолам Петру и Павлу – просили Господа вернуть дорогую святыню обратно. И Господь сотворил чудо: ковчежец вернулся в храм.

Отец настоятель Вырицкого Петро-Павловского храма продолжает свой рассказ: «Эта молитва привлекла в храм и другие частицы святых мощей. Самым чудесным образом Господь посылает в храм все новые и новые святыни. Одной из этих святынь, особо нами почитаемых, стала частица мощей преподобномученицы Марии Гатчинской.

Святая угодница Божия еще совсем юной тяжело заболела, слегла на одр болезни. В скором времени приняла монашество. Двигаться практически не имела возможности, но главное – она стала молиться о спасении своей души, молиться за весь мир. И Господь свою угодницу, терпеливо носящую скорби, на нее возложенные, отметил дарами прозорливости и чудотворения. К преподобномученице Марии Гатчинской притекал за духовным советом и поддержкой священномученик Вениамин, митрополит Петроградский. Многие люди к ней приходили – получали и исцеления по ее молитвам, и утешение в скорбях, и нужные советы.

В революционные годы власти арестовали преподобномученицу. Ее нужно было перевести в тюрьму, а она была недвижимой. Тогда ее просто по ступеням дома волокли... по всем ступеням... Прикосновение к ее телу и так было для нее крайне болезненным... Ее все же погрузили в грузовик и увезли в Петербург. Там поместили в тюремную больницу, где она преставилась – предала свой дух Господу».

Страшные времена приближались. Вслед за тысячами храмов России закрылись и две церкви в Вырице. Решением совета было превратить дом Божий в место развлечений – клуб. Но Вырица – место особое, люди, которые здесь жили, этот клуб практически не посещали, и он сам собою упразднился. Здесь устроили военкомат – вскоре началась война. Тогда немцы привели сюда наших пленных солдат и устроили в храме конюшню: пленные должны были ухаживать за лошадями.

Все священники, некогда служившие здесь, закончили свою жизнь в советских лагерях и ссылках – ни один не выжил. Дом молитвы стал жилищем лошадей, благолепие и кадильное благоухание, подобающие храму, сменились грязью и смрадом конюшни.

Свои же, русские, видя высокую колокольню храма, которая использовалась как наблюдательный пункт, решили храм снести с лица земли. Его бомбили, взрывом снесло колокольню, сбило световой купол, вышибло алтарную стену… Когда здание пришло в негодность, бывшие прихожане этого храма дерзнули в то тяжелое время обратиться в немецкую комендатуру с просьбой о возвращении храма верующим. И просьба, как ни странно, была удовлетворена.

В 1943 году стараниями Псковской Духовной миссии храм был вновь освящен, возобновились службы, а настоятелем был назначен протоиерей Борис Заклинский, прослуживший на этом приходе до 1961 года. Смиренный батюшка, прошедший через лагеря и ссылку, в годы новых хрущевских гонений на Православную Церковь сумел поднять из руин оскверненный и разрушенный храм. Делая гвозди из оставшейся после войны колючей проводки, отец Борис своими руками восстанавливал звонницу и снесенную взрывом стену алтаря. В возрождении принимали участие и жители Вырицы, принося в храм чудом сохраненные иконы.

Большинство икон в этом храме пожертвованы ктитором Спасо-Преображенского собора протоиереем Борисом Глебовым. Но есть уникальные образа, у которых очень интересная судьба. Вот икона преподобного Серафима Саровского. После закрытия храма благочестивый житель Вырицы этот образ унес домой. После его смерти образ, к сожалению, стал мостиком через канаву. Каким чудом он был обнаружен – неизвестно, но нашлись верующие люди, которые принесли его опять в Петро-Павловский храм. По милости Божией за долгие годы лежания в сырой земле образ практически не пострадал, а изображение самого преподобного целиком сохранилось – реставрировался на этой уникальной иконе только фон.

Однажды греческого старца с Афона спросили, почему он не принимает хиротонию во епископа. На это старец ответил: «Это не трудно. Я бы стал им, если бы хотел. Труднее стать человеком Божиим». Пока Петро-Павловский храм восстанавливался, рядом с ними возвели временный деревянный храм. В нем есть престол, освященный во имя Святого Праведного Иоанна Кронштадтского, и в нем сейчас служат дети. На стенах много икон со святыми детьми, изображение Господа, благословляющего детей. И каждый раз на Литургии Господь незримо присутствует среди Своих юных чад и каждого благословляет стать человеком Божиим.

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 

В других номерах:

№34 (451) / 1 сентября ‘07

По святым местам

Прекрасная италия

№33 (450) / 22 августа ‘07

По святым местам

Прекрасная Италия

 
Подвижники

До кончины отца Иоанна никто не догадывался, какой венец приготовил ему Господь

Тамара Бортникова, краевед

Екатеринбург, 14 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Священномученик Иоанн Плотников (Иоанн Старопышминский) служил диаконом в храме в честь Сретения Господня

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс