Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбург, 8 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».
Беседа с протоиереем Димитрием Смирновым, председателем Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, в эфире телеканала «Союз»
Любить Бога и людей нужно учиться
– Здравствуйте, уважаемые телезрители. Мы вновь с отцом Димитрием Смирновым, председателем Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, в студии телеканала «Союз» готовы отвечать на ваши вопросы.
Батюшка, совсем недавно мы совершали празднование великому святому – Иоанну Богослову. Его называют апостолом любви, потому что он в своем Евангелии и посланиях нам открыл, что Бог есть любовь. Все люди желают любви, здоровья, счастья. Но христианское понимание любви, описанное апостолом Павлом, трудно постижимо человеком. Как достигнуть вершины настоящей любви – этой христианской добродетели, какие пути к ней ведут, что мешает нам на этом пути?
– Человек трехсоставен – тело, душа и дух. Человек призван любить Бога и другого человека всей душою, всем существом, всем телом, всей крепостью своей, потому-то он должен человека любить христианской любовью. К сожалению, многим людям жизнь христианская неизвестна. Отцы древности говорили, что человек, в зависимости от того, что в нем превалирует, либо душевный, либо телесный, либо духовный. Любовь телесная доступна всем, даже насекомым. Любовь душевная почти неизвестна животным, кроме высокоорганизованных, и очень многим людям, которые признают, что они не знают, что такое любовь. А уж о любви духовной, христианской многие даже понаслышке не знали и не знают. В этом вся сложность.
Путь к совершенной любви идет через веру, которая побуждает человека осмыслить эту задачу. Потому что, по слову Писания, любовь есть совокупность всех совершенств. Если сравнить спасение души и построение духовной жизни человека со строительством дома, мы понимаем, что сначала надо выкопать котлован, затем заложить фундамент, потом возвести стены, перекрытия, чердачные помещения и закрыть все крышей. Так вот, любовь – это крыша, которая венчает все строение. Если крышу не сделать, весь дом придет в разрушение.
Для любви нужно очень много качеств. Разве любовь возможна без терпения и смирения, разве любовь возможна, если есть измена и ревность, чревоугодие или сребролюбие? Человек из-за каких-то мелочей будет скандалы устраивать. Чтобы достичь любви, нужно достичь и щедрости, и молитвы, и смирения, и терпения, то есть нужно учиться любить. И для этого обучения любви тоже требуется очень длительный период. Даже детей нужно начинать воспитывать, не разрешать им мучить насекомых и домашних животных, все время внушать мысль, что обижать кого-то нехорошо. Очень нехорошо мальчику обижать девочку, товарищей, что-то отнимать, – лучше отдавать.
Всякий ребенок, дитя грешных людей, имеет все страсти, пороки. И родители должны – с терпением, любовью, тактом заглядывая вперед, – постепенно трудиться над душой ребенка до тех пор, пока он не поймет: гораздо большая радость выслушать человека, постараться ему помочь, чем отмахнуться; гораздо лучше человеку что-то дать, чем с порога отказать. Это и есть проявление любви. Это должно быть постоянным, ежедневным упражнением до тех пор, пока человек не достигнет мастерства в любви. Потому что любовь – это не чувство, а добродетель.
– Батюшка, а чувства способствуют появлению этой добродетели или мешают?
– Если в человеке воспитано чувство любви, то у него возникает чувство сострадания к другому, это замечательно. Но нигде не сказано, что показать любовь человеку надо только тогда, когда возникнет чувство. Мы ничего не знаем о чувствах, которые испытывал милосердный самарянин, когда помог человеку, на которого напали разбойники. Господь ждет от нас не чувств, а действия, и только действие говорит, что есть любовь: человек может делать что-то только по любви. Невозможно, ненавидя спорт, чего-то достичь в нем, невозможно стать футболистом, если ты ненавидишь футбол.
– Часто говорят: окажи любовь, яви милость.
– Да, яви. А как явить? Не словами, а действием. Чувство влюбленности может выражаться следующим образом: особое выражение глаз, лица, особая располагающая к себе улыбка, букет цветов, коробка конфет, флакон духов. Это как бы ритуальный знак, но за этим, кроме тысячи рублей, ничего не стоит. И измерять любовь в таких мелких единицах, как тысяча, несерьезно. Если любовь измерять в деньгах (что тоже очень грубо, но возможно), то только в процентах: каково твое состояние и какой процент от него будет отдан. Если человек получает четыре тысячи рублей, а покупает своей возлюбленной букет цветов за тысячу, то это говорит о его сильных чувствах. Но сохранятся ли эти чувства, когда будут висеть пеленки троих детей поперек комнаты, а средние при этом будут ходить на головах, а старший две двойки получил?
Любовь – это готовность к жертве. Все гениальные люди говорили, что талант – это десятая часть, остальное все труд. Так же и любовь. Чувства – важная вещь, начальный этап, потом чувства не исчезают, они углубляются, и уже нет нужды выражать их в каких-то подарках. Речь идет о более серьезных вещах: готов ли человек послужить другому человеку? Мы ведь призваны всех любить, и даже врагов. Например, сотрудник ДПС, на что он заточен? На то, чтобы взять штраф или послужить автомобилистам, чтобы те могли быстрее доехать до дома? Одна форма, один устав, но разные задачи.
Или отношение к детям. Одно дело – просто получить в браке удовольствие, а другое дело – душу свою положить, чтобы воспитать людей, достойных Церкви, народа, государства, высокого служения. Для этого потребуется гораздо больше любви. Любовь – фундаментальный принцип христианства.
Не забывайте о небесных сводах
– Есть первый звонок – давайте послушаем нашего собеседника.
– Иисуса Христа распяли, кто-то верит в Него, кто-то не верит. Но почему же тогда летоисчисление идет от Рождества Христова?
– Европейский мир – по преимуществу христианский, и поэтому возникла такая традиция. Но мир мусульманский имеет другой календарь, мир китайский имеет свой календарь, у мира иудейского другой календарь. Русские люди – представители христианской цивилизации. Настолько это близко нам, что многие, даже некрещеные, говорят про себя, что они православные. Этим они заявляют, что принадлежат христианской культуре. И один из признаков этой культуры – отсчет новой эры от Рождества Христова.
Мы часто говорим «спасибо», но не задумываемся, что это же молитва о спасении того человека, которого мы благодарим. Очень часто в обыденной жизни исчезает первоначальный смысл многих простых вещей. И, в частности, любовью зачастую называется то, что не только не является любовью, а даже совсем наоборот.
– Вопрос Надежды из Нижнего Новгорода: «У меня в Варшаве был друг-католик, который умер. Можно ли его поминать в православном храме? И как?».
– В то время, когда в храме идет молитва о здравии или об упокоении, мы можем поминать любого человека сами – на проскомидии, конечно, нет. Можно помолиться и о католике, и о протестанте, и о старообрядце.
– Но некоторые люди смущаются, как же можно поминать под сводами православного храма иноверцев?
– Но над сводами нашего храма еще Небесные своды есть, а там есть духовная сфера. Апостол Павел говорит: «Восхищен был до третьего Неба...», а сколько там вообще есть сфер, мы не знаем. Так что это вопрос не принципиальный.
– Ирина из Москвы спрашивает: «Если один из родителей не дает благословения на брак, как поступать?».
– Это зависит, в частности, от того, какого возраста жених и невеста. Если им по 18 лет, то можно подождать, если по сорок, то можно и без этого благословения. Потом, очень важно, какие аргументы у недавшего благословение. Тут какого-то общего правила быть не может.
– Батюшка, посоветуйте, как стяжать мирен дух именно когда только начинается раздражение или хочется сказать недобрые слова другому человеку.
– Очень просто. Надо сразу обратиться с молитвой к Богу, чтобы Он отнял гнев от души, и помолиться о человеке, который вызвал такие чувства. И тогда чувство изменится, и Господь даст благодать преодолеть ситуацию. А если ты гневаешься, раздражаешься, значит, твоя правда здесь, на земле, кончилась.
Помни о смерти и вовек не согрешишь
– Послушаем еще один звонок.
– Батюшка, меня в последнее время часто посещают мысли о смерти. Я понимаю, что, скорее всего, это дар Божий, но это причиняет большие страдания. Как к этому относиться, как укрепить веру? Для меня это очень страшно.
– Я не совсем понимаю, в чем тут неудобство. Я вообще о смерти думаю каждый день, тоже боюсь умирать, и мне совсем не хочется этого. Я помню, когда мне было 30 лет, я совсем смерти не боялся – наверное, был полный дурак. Зачем же прятать голову в песок и думать, что этого никогда не будет, или стараться этого не замечать? Смерть – не менее важное событие в нашей жизни, чем рождение, поэтому нужно к ней как-то готовиться, размышлять, думать, что будет после нас. Я всем, например, советую продумать свое завещание, чтобы после нас никаких вопросов не вставало. Если вы находитесь с кем-то во вражде, в ссоре, лучше бы, конечно, заранее примириться. Потому что на самом деле умереть можно в любой момент, и этот переход к вечности – очень важный аспект нашей жизни. Но неправильно думать все время только об этом. Так вообще не получится духовной жизни. Древние отцы говорили: «помни о смерти и вовек не согрешишь», – мне кажется, это даже полезно, но думать об этом надо трезво, без лишних эмоций, очень серьезно.
– Спасибо, батюшка; есть вопрос от телезрителя.
– В Евангелии от Матфея есть такие слова в шестой главе: «Ты же, когда молишься, пойти в комнату твою, и затвори дверь твою, и помолись Отцу твоему тайно, и Он даст тебе явно. И не подражай тем лицемерам, которые молятся на улицах и в синагогах». Как это сочетается с молитвой в храме?
– Очень хорошо сочетается. Если вы такой внимательный человек, то заметьте, что речь идет не о храме, не о синагоге, не о молитве на улице, речь идет о домашней молитве. Кроме этого, человек должен обязательно молиться в храме. Мы молимся в храме, чтобы совершить Евхаристию, а это можно сделать только в храме, когда мы все вместе, вместе с нашими священниками, когда вся Церковь явлена здесь. Это общее дело, которое тоже заповедовано нам Христом, ибо Он сказал: «Сие творите в Мое воспоминание», вот мы и воспоминаем каждый день на Божественной службе в храме, а домашней молитве при закрытых дверях это никак не мешает. Храм – это дом молитвы, это слова Того же Христа, Которого вы цитировали, нельзя же из Евангелия одно взять, а другое опустить. И этот выбор по-гречески называется ересь.
– Батюшка, еще один телефонный звонок, послушаем вопрос.
– У многих людей проблемы со спиртным, они прибегают к кодированию и прочим методикам. Как Церковь смотрит на такие методы лечения?
– У Церкви нет и не может быть никаких мнений по поводу тех вопросов, которыми она не занимается. Церковь занимается спасением души, поэтому у Церкви нет вопросов, можно ли ставить зубные имплантанты, можно ли болящего человека кодировать. Наша задача – чтобы человек бросил пить, нам это очень радостно. А достигается это путем прямого гипноза или кодирования, или с помощью медицинских препаратов – Бог в помощь. Потому что пьяница Царства Божия не наследует. Поэтому, когда стоит выбор, человеку оставаться жить и умирать пьяницей или все-таки постараться, закодировавшись, от этого греха отстать, так лучше выбрать последнее. Вот и все.
– Батюшка, а разве такой метод лечения не влияет на душу?
– Обязательно влияет, а алкоголь разве не влияет? Алкоголизм – это психическое заболевание, и если человека не лечить, он придет в полное беснование, заболеет белой горячкой и обязательно покончит с собой. И поэтому Церковь в дела науки не вмешивается, но когда речь идет о знахарях, колдунах, мы относимся к этому отрицательно. Потому что, с одной стороны, этот бизнес – грабеж, а с другой стороны – он приводит к повреждению психики человека. И Церковь предостерегает своих чад, чтобы они не обращались к таким людям. Я понимаю, что наши призывы мало кем воспринимаются, но, по крайней мере, сказать об этом надо. У нас даже специальные церковные каноны есть на этот счет, чтобы не ходить ни к знахарю, ни к звездочету.
– Батюшка, сейчас многие прибегают еще и к восточной медицине.
– Такого понятия, как восточная медицина, нет; есть различные медицинские технологии, которые возникли в Китае, в Тибете, в Индии. В Китае, это, например, иглоукалывание, вполне работающий метод. Те, кто на себе его пробовали, нахваливают этот метод. Но всякая мистика по поводу энергии из космоса – это просто ахинея, мягко говоря. А так, в основном, травы, порошки, предметы природы используются, и в этом нет ничего дурного. Есть языческая мистика и в йоге, и в индуизме, и мы, конечно, ее никак не можем принимать.
– Батюшка, послушаем вопрос из Санкт-Петербурга.
– Скажите, пожалуйста, есть ли у Бога чувство юмора? И Божественное ли это проявление – чувство юмора у человека? Или это бесовское проявление?
– Совсем недавно нам такой вопрос задавали, такое ощущение создается, что книга какая-то по рукам ходит. У меня была очень хорошая знакомая, которая уже отошла ко Господу, и она, описывая мне какую-то ситуацию, которая с ней произошла, говорила: «С каким юмором Господь со мной поступил». А она сама обладала хорошим чувством юмора, видимо, поэтому Господь к ней подобрал пластырь или лекарство, окрашенное в юмористическую форму. Дело в том, что Бог бесконечно выше нас, и хотя мы наделяем Его какими-то человеческими проявлениями – Бог прогневался, Бог возревновал, даже в Священном Писании есть такие слова, – но понятно, что они условны. Бог – это бесконечное совершенное Существо, и все человеческое Богу чуждо, потому что у нас все окрашено грехом. Но то, что юмор – это свойство человеческого ума, несомненно. Как раз отсутствие чувства юмора чаще всего свидетельствует о некотором недостатке умственных возможностей человека.
– Батюшка, нередко люди говорят, что юмор помогает выживать и преодолевать трудности.
– Это так. Весь советский период – это просто царство анекдотов, и народ наш так к этому привык, что полюбил Михаила Михайловича Жванецкого, например. Потому что нашу такую ужасающую, серую жизнь без юмора просто невозможно было пережить. И даже роман Булгакова «Мастер и Маргарита» – это же цепь совершенно гротесковых ситуаций, которые показывают весь абсурд советской жизни. Это же какой-то абсурд в кубе, и даже сам дьявол раздражается от этого абсурда. Юмор давал возможность все это пережить. К сожалению, за этот юмор многие пострадали весьма серьезно.
Выбор за вами!
– Есть звонок из Ижевска.
– На телеканале ТНТ есть передача, в которой экстрасенсы разговаривают с душами умерших людей. Хотелось бы узнать мнение батюшек по этому поводу, насколько это правдоподобно?
– Это полный обман. Если они и разговаривают, то только с бесами, которые выдают себя за эти души. Я в это не могу поверить. А то, что бесы таким образом через спиритические сеансы, через медиумов и таких экстрасенсов разговаривают с людьми и внушают им свою волю, это научный факт. Так что все такие люди, начиная от ведущих и кончая генеральным директором ТНТ и владельцем, являются проводниками сатанинской силы в наш народ. Людям же, которые смотрят такие передачи, общаются с духами тьмы, я очень сочувствую. Ведь такое общение очень вредно для человека, для его души. И последствия даже единичного контакта потом придется годами изживать. А самая худшая ситуация у тех людей, которые верят им и не понимают, что такой экстрасенс обращается не к высшим силам, а к сатане.
– Батюшка, но Бог попускает такие сеансы и контакты, то есть попускает нечистой силе откликаться на наши призывы?
– Но люди этого хотят. Бог попускает и торговлю героином, и революции. Люди же откликнулись на призыв «грабь награбленное», они же сами этого захотели. Богом был поставлен Царь, который им был неугоден, и они поставили другого. Они Царскую Семью обвиняли в том, что она была с немцами связана, а посадили на власть грузина, который банки грабил, каторжника, который семь раз с каторги бежал. Это называется – за что боролись…
Задача Церкви – говорить об отношении Церкви к таким явлениям, а человек выбирает сам, то ли ему к этому гражданину на рога идти, то ли в Царствие Небесное. А если человек принимает подобные передачи, значит, у него к бесовщине-то есть интерес, а интереса к Евангелию, к святой жизни, к посту, к молитве нет. Это же его собственный выбор. Как Бог может повлиять на свободную волю человека?
– Батюшка, мы часто в молитве просим: «Господи, вразуми такого-то человека». Он может повлиять на жизнь человека, на ход его мыслей?
– Он может послать ему ангела, и тот, воздействуя на его совесть, ему тихо скажет: «Что ты делаешь?». Это вполне может быть, но вот послушает ли человек его или нет, это уже его воля.
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
Екатеринбург, 8 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».Архиепископ Мурманский и Мончегорский СимонДата рождения: 14 ноября 1949 г.Дата хиротонии: 3 октября 1993 г. День ангела: 7 декабря.Родился в с. Крюково Полтавской обл. (Украина) в семье военнослужащего.В 1967 г. окончил среднюю школу, работал на Полтавском комбинате строительных материало
Екатеринбург, 8 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Православие на польской земле Город Белосток называют центром польского Православия. Польша – традиционно католическая страна, и тем не менее примерно полмиллиона человек, живущих здесь, называют себя православными.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.