Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №42 (651) → Мурманская и Мончегорская епархия

Мурманская и Мончегорская епархия

№42 (651) / 7 ноября ‘11

Епархия

Екатеринбург, 8 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».


Архиепископ Мурманский и Мончегорский Симон

Дата рождения: 14 ноября 1949 г.
Дата хиротонии:
3 октября 1993 г.
День ангела: 7 декабря.

  • Родился в с. Крюково Полтавской обл. (Украина) в семье военнослужащего.
  • В 1967 г. окончил среднюю школу, работал на Полтавском комбинате строительных материало, в 1968-1970 гг. служил в рядах Советской армии. В 1971 г. поступил в Полтавский медицинский стоматологический институт, затем перешел в Куйбышевский медицинский институт, который окончил в 1977 г.
  • В 1977-1979 гг. работал военным врачом воинской части г. Черняховска Калининградской обл., в 1979 г. уволился в запас, работал врачом-терапевтом в поликлинике г. Куйбышева.
  • В 1980 г. поступил в МДС, в 1983 г. – в МДА. 2 декабря 1983 г. пострижен в монашество, 8 января 1984 г. рукоположен во иеродиакона, 15 февраля – во иеромонаха. В 1987 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия и в том же году назначен настоятелем Петро-Павловского храма в Самаре. В 1988 г. возведен в сан игумена. В 1990 г. назначен благочинным 2-го округа Куйбышевской епархии, возведен в сан архимандрита.
  • С августа 1990 г. секретарь митрополита Ленинградского и Ладожского Иоанна (Снычева). С 1991 г. преподавал практическое руководство для пастырей в СПбДС, с 1994 г. – каноническое право в СПбДА.
  • 3 октября 1993 г. в Богоявленском соборе Москвы хиротонисан во епископа Тихвинского, викария Санкт-Петербургской епархии.
  • 27 декабря 1995 г. назначен на новообразованную Мурманскую и Мончегорскую кафедру. 29 февраля 2004 г. возведен в сан архиепископа.

Образование:

  • 1983 г. – Московская Духовная семинария;
  • 1987 г. – Московская Духовная академия.

Награды

  • церковные:
    – орден и медаль Прп. Сергия Радонежского II степени;
    – орден Св. Блгв. Кн. Даниила Московского II степени;
    – 2009 г. – орден Прп. Серафима Саровского II степени;
  • светские:
    – государственный орден «Знак Почета».

Краткая справка

Дата создания: 27 декабря 1995 г.

Начало православной миссии на Кольском полуострове связано с деятельностью преподобного Трифона Печенгского (середина XVI века). Самостоятельная епархия в декабре 1995 года выделена из Архангельской епархии и объединяет приходы и монастыри Русской Православной Церкви в Мурманской области. Сегодня в епархии насчитывается 68 церквей, 33 часовни и два монастыря – Трифонов Печенгский мужской и Хибиногорский женский.

Адрес: 183010, г. Мурманск, ул. Зеленая, д. 11; e-mail: mmeparh.ru@gmail.com; сайт: www.mmeparh.ru
Телефон: (8152) 25-12-77 (архиерей); 25-53-38 (канцелярия)
Факс: (8152) 25-53-38 (канцелярия)
Web-сайт: http://www.mmeparh.ru/
E-mail: murmansk_eparchy@mail.ru


Монастыри

  • Трифонов Печенгский мужской; г. Печенга, пос. Луостари.
  • Хибиногорский женский в честь Казанской Иконы Божией Матери.

Социальные проекты

  • программа помощи детям «Дети кольской земли»;
  • дружина кольских скаутов-разведчиков;
  • епархиальное Общество православных педагогов;
  • Братство православных скаутов «НОРС-Р»;
  • Союз православных родителей;
  • Союз православных деятелей науки, культуры и образования;
  • Союз православных военнослужащих

Православие на Кольском полуострове

На старинной карте Руси, изданной в Антверпене в 1557 году, северная часть Евразийского материка, а точнее, современный Кольский полуостров и большая часть Скандинавии, обозначена единым названием Lappia – Лапландия. Многие столетия для всего мира этот северный край оставался практически закрытой книгой. Лапландия – земля студеная, с промозглым пронизывающим осенним ветром, зимними снежными бурями, сугробами до пояса, а то и в рост человека, с затяжной весной и коротким комариным летом.

Обратимся к истории появления Православия на Кольском полуострове. Эта история связана с именем преподобного Трифона Печенгского, который до сих пор почитается саамами и лопарями. Он родился в Торжке, в семье священника, в 1485 году, в миру носил имя Митрофан. Однажды, услышав голос Свыше, преподобный направился в полуночные земли к язычникам лопарям, чтобы просвещать их и крестить в Православную веру. В 1532-1533 годах на берегу реки Печенги он построил церковь Святой Троицы и основал монастырь, а на левом берегу реки Паз – Борисоглебскую церковь. Преподобный Трифон умер 15 декабря 1583 года в возрасте 98 лет.

В 1589 году шведы разрушили древний Печенгский монастырь. Затем по указу царя Феодора Иоанновича обитель перенесли за реку Колу – «против острога на острову». На месте разрушенного монастыря построили церковь во имя Преподобного Трифона, «страны северныя просветителя, Печенгского чудотворца», а над могилой святого – храм Сретения Господня. В 1764 году монастырь был закрыт, а в 1885 году восстановлен «для противодействия пропаганде католиков, лютеран и раскольников и для распространения Православия среди лопарей».

Большой вклад в дело просвещения саамов внес и монах Соловецкого монастыря преподобный Феодорит Кольский. В Софийской летописи за 1526 год говорится о том, что он успешно проповедовал среди язычников-лопарей и построил на берегу реки Нивы, в Кандалакше, первый православный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи. В1548 году на другом берегу реки преподобный основал мужской Богородице-Рождественский (Кокуев) монастырь и стал его настоятелем. Долгие годы эта обитель была центром просветительной и хозяйственной жизни кандалакшского края.

В «Соловецком патерике» говорится, что преподобный Феодорит принял на себя апостольский подвиг, отправившись «на устье Колы, в землю диких лопарей». С их языком он успел познакомиться в Соловецком монастыре, где, по свидетельству жития преподобных Зосимы и Савватия, среди монахов было много инородцев. Прожив много лет с саамами и обратив их в Православную веру, преподобный Феодорит построил монастырь в устье реки Колы с храмом в честь Святой Троицы. Он «перевел некоторыя славянския молитвы на язык лопарей и обучил их истинам веры... Двадцать лет Феодорит трудился в этом самом деле... Между лопарями он оставил две тысячи крещеных».

За свою долгую девяностолетнюю жизнь преподобный Феодорит Кольский сумел не только потрудиться на ниве пустынножительства и просветительства, но и принять активное участие в ряде важнейших событий истории Русской Церкви и становления государственности на Руси XVI века. После своего отъезда с кольской земли преподобный Феодорит был назначен в Суздаль архимандритом Спасо-Евфимиева монастыря, одной из самых крупных и почитаемых обителей того времени. По поручению Иоанна Грозного он ездил к Константинопольскому патриарху с важной миссией – для получения благословенной грамоты на царский титул (1557). За успешное выполнение поручения царь предложил ему высокую духовную должность, от которой преподобный Феодорит отказался, пожелав уйти на «покой и безмолвие». Присланные царем богатые одежды он продал, а деньги раздал нищим. Преподобный поселился в Вологодском Спасо-Прилуцком монастыре, откуда еще дважды ездил в Лапландию посетить своих духовных детей. Жизнь свою преподобный Феодорит окончил в Соловецком монастыре 17 августа 1571 года.

30 августа 1996 года, в день 425-летия со дня кончины преподобного Феодорита, в городе Коле был установлен и освящен памятный Поклонный крест, а в 2002 году в Благовещенском храме состоялось прославление архимандрита Феодорита Кольского, просветителя лопарей, как местночтимого святого. С 2006 года в Кандалакше проходят Феодоритовские чтения.

Уже в наше время в Коле была построена церковь во имя Преподобного Варлаама Керетского. Он родился в селе Керети на Поморье и после возведения в священный сан был направлен служить в кольский храм во имя Святителя и Чудотворца Николая. Однажды Варлаама попутал бес, и он в порыве ревности к норвежцу Олафу убил свою жену. Осознав содеянное, он обрек себя на тяжкий труд – плавать с мертвым телом «по морской пучине... дондеже оно тлению предастся». Во время плавания молил Бога о прощении, сильно страдая, слезы лил, и Господь, видя его искреннее раскаяние, даровал благодать. По молитве преподобного Варлаама в непроходимых прежде местах возле Святого Носа исчез древоточивый морской червь, из-за которого тонули суда. После этого преподобный Варлаам был пострижен в монашество и удалился в «пустыню» близ родной Керети. В «Повести о Варлааме Керетском» записано, что он много помогал людям – больным и попавшим в беду.

В Благовещенской церкви в Коле хранится старинный крест преподобного Варлаама Керетского, а неподалеку находится небольшая церковь во имя этого святого.

В 2003 году, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, в день памяти преподобного Трифона Печенгского, 28 декабря, было установлено празднование в честь Собора Кольских святых. Их молитвенное предстательство за жителей кольской земли сегодня важно как никогда. Ведь Север в последние годы претерпел настоящее духовное нашествие со стороны различных иностранных миссионеров. Ко дню празднования Собора Кольских святых петербургскими иконописцами была написана икона, ставшая для жителей кольской земли одной из почитаемых святынь.

Мурманская епархия только в начале своего пути. Древних святынь, какие имеют старинные города России, в епархии пока нет. Земля хранит до поры до времени мощи преподобного Трифона Печенгского.

К местночтимым святыням можно отнести, например, Тихвинскую икону Божией Матери в церкви в Кашкаранцах и Тихвинскую (Мурманскую) икону Божией Матери в древнем поморском селе Варзуга, которая хотя и написана современными иконописцами, близка к оригиналу. Чтимой святыней стала и икона святителя Николая Чудотворца из Свято-Никольского кафедрального собора с капсулой мира от мощей святого. Есть чтимые иконы с частицами мощей преподобного Серафима Саровского, святого праведного воина Феодора Ушакова.


Под Андреевским флагом

В январе 2006 года мурманские писатели обратились к архиепископу Мурманскому и Мончегорскому Симону за поддержкой в организации Славянского хода, одной из задач которого виделось объединение творческой и православной интеллигенции края.

В первый день Светлой седмицы, 24 апреля 2006 года Славянский ход стартовал под девизами: «Россия, Русь! Храни себя, храни!» и «Писатели Русского Севера – возрожденному празднику славянской письменности и культуры». Во время многочисленных встреч участники хода – писатели, поэты, преподаватели литературы, ученые, журналисты, студенты высших учебных заведений, священник и руководитель Паломнического отдела епархии делились своим опытом и перенимали опыт других.

Славянский ход прошел от памятника равноопостольным Кириллу и Мефодию в Мурманске к памятнику святым равноапостольным братьям на Славянской площади в Москве, побывав в Петрозаводске, Петербурге, Новгороде, Валдае, Торжке, Твери, Москве, Ярославле, Вологде, Вытегре. Кульминацией экспедиции стала встреча ее участников со Святейшим Патриархом Алексием в Москве.

В мае 2007 года в епархии была выдвинута идея совершить еще один Славянский ход – Ушаковский, под Андреевским флагом, по городам – шефам подводных лодок Северного флота. Владыка Симон не только с радостью поддержал эту идею, но и наполнил ее глубоким духовным содержанием, предложив участникам хода доставить в Мурманск мощи святого праведного воина Феодора Ушакова из Санаксарского монастыря в Мордовии, где они покоятся. Специально для этого петербургским иконописцам была заказана икона святого с мощевиком в форме корабля.

Ушаковский ход имел огромное значение для Кольского Севера. Мурманская епархия во главе с архиепископом Симоном сумела объединить вокруг себя представителей Правительства Мурманской области и моряков Северного флота, воинов-пограничников и писателей, творческую интеллигенцию и учащуюся молодежь, работников СМИ. Ход прошел по двадцати городам, названия которых носят подводные лодки и корабли Северного флота – «Кострома», «Орел», «Воронеж», «Тула», «Нижний Новгород» и другие. В течение месяца участники хода, переезжая на автобусе из города в город, встречались с представителями городских и областных властей, ветеранами флота, писательскими организациями, священнослужителями, простыми людьми. Особенно масштабными эти мероприятия стали после того, как в Санаксарском монастыре архиепископу Симону были переданы частицы мощей святого праведного воина Феодора, которые участники хода затем повезли дальше. Теперь в каждом городе ушаковцев встречали не только представители администрации, но и духовенство. Икона праведного Феодора Ушакова с частицами мощей святого побывала во многих монастырях и храмах, и тысячи людей приходили помолиться святому адмиралу и приложиться к его мощам. Горячо встретили святыню и жители кольской земли.

Но на этом Ушаковский ход не закончился. В последующие месяцы определились его второй и третий этапы. На втором этапе в военно-морские гарнизоны и на военные корабли были торжественно доставлены иконы с частицами мощей святого.

В декабре 2007 года прошел третий этап хода – морской. Под флагом командующего Северным флотом вице-адмирала Николая Максимова группа кораблей во главе с тяжелым авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов», в ходовой рубке которого находилась икона святого праведного Феодора Ушакова, вышла в Атлантику и Средиземное море для выполнения задач боевой службы. По Атлантическому океану, огибая Англию, через Гибралтар эскадра вошла в Средиземное море.

Икона святого Феодора Ушакова все время находилась в ходовой рубке, моряки ощущали незримое присутствие прославленного адмирала, который вновь прошел с ними по Средиземному морю, где 250 лет назад воевал и побеждал.

Там же, в Средиземном море, образ прославленного адмирала был передан на крейсер Черноморского флота «Москва» и на нем доставлен в Севастополь. В Мурманск икона-путешественница вернулась только 2 июня 2008 года и была торжественно передана настоятелю Свято-Никольского собора протоиерею Геннадию Буздугану.


Духовное окормление армии и флота

Кольский полуостров – северо-западный форпост России, поэтому в епархии проходит большая работа по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями; руководитель соответствующего епархиального отдела – протоиерей Андрей Амелин. На полуострове представлены все рода войск.

Священники окормляют многие воинские части. В некоторых гарнизонах есть храмы, прихожанами которых являются военнослужащие и члены их семей. В военных частях часовни строятся и самими воинами. В мае 2008 года в городе Гаджиево освящена часовня во имя Святого Праведного Воина Феодора Ушакова. Есть часовня и на полуострове Рыбачий. Она тоже была построена самими воинами и на вертолете, по частям, доставлена на полуостров, где регулярно проходят военную подготовку морские пехотинцы и офицеры ФСБ, туда же будут приезжать скауты и кадеты. В июле 2008 года часовня была освящена во имя Великомученика и Победоносца Георгия.

В 2000 году, когда страну потрясло трагическое известие о затонувшей подводной лодке «Курск», архиепископом Симоном было дано указание во всех храмах епархии во время утренних и вечерних богослужений читать молебны о спасении подводников. Тогда еще никто не знал, что люди уже погибли. Все дни, пока велись спасательные работы, храмы Североморска не могли вместить верующих.

20 сентября 2000 года в поселке Видяево в храме Святителя и Чудотворца Николая, построенном мастерами Костомукши практически за полторы недели, к сороковому дню по кончине моряков, собрались люди, чтобы помянуть за панихидой погибших подводников. Спустя год в Никольском храме в Видяеве были освящены четыре иконы: Божией Матери «Курская-Коренная», Спасителя, святителя и чудотворца Николая и святого равноапостольного князя Владимира с изображениями подводников вокруг образов (лики святых писал художник Евгений Левин, а портреты 118 подводников – Инна Куксенко, иконописец из Петербурга). Пусть живут они в сердцах и памяти людей.


Епархиальные СМИ

Печатные издания

  • «Православная жизнь Русского Севера»;
  • «Батюшка. Православная жизнь Русского Севера» (журнал);
  • Миссионерская православная газета;
  • «Матушка» (культурно-просветительская газета);
  • еженедельная радиопередача «Да исправится молитва моя».

Электронные СМИ

  • официальный сайт Мурманской епархии;
  • сайт епархиального Миссионерского отдела;
  • молодежный православный портал «Спас».


Образовательные учреждения и программы

  • Епархиальные вечерне-заочные катехизаторские курсы;
  • Научно-исследовательский и информационный центр «Стрета»;
  • в Мурманском государственном техническом университете преподается специальность «Теология».

Web-сайт Мурманской и Мончегорской епархии: www.mmeparh.ru


© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Пути к Богу

Матушка

Виктор Колесников

Екатеринбург, 8 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». К 80-летию настоятельницы Горненского монастыря В довоенном Ленинграде на улице Пестеля, в доме перед храмом Cвятого Мученика Пантелеимона, родилась девочка. Ее мама окрестила дочку и назвала Валей. Под сводами церкви девочка делала первые шажки – и ножками, и по бесконечной дороге русской Православной веры.

 
Беседы с батюшкой

Протоиерей Димитрий Смирнов: Без любви нет христианства

Беседовал протоиерей Александр Березовский

Екатеринбург, 8 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Беседа с протоиереем Димитрием Смирновым, председателем Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, в эфире телеканала «Союз»

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс