Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №42 (651) → Митрополит Кирилл: У каждого человека свой путь к Богу

Митрополит Кирилл: У каждого человека свой путь к Богу

№42 (651) / 7 ноября ‘11

Архипастырь

Екатеринбург, 8 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».

(Окончание. Начало в № 41)

Мишура уйдет, а главное в сердце останется

– А сейчас перейдем к ответам на вопросы зрителей телеканала «Союз». Дмитрий из Перми, 20 лет, спрашивает: «Знает ли Владыка Кирилл, что его духовника из Казанско-Трифоновской Пустыни собираются канонизировать?».

– Да, я слышал, что идет эта работа. Речь идет о протоиерее Николае Рогозине, исключительной веры человеке, который меня крестил и направил на истинный путь. Он скончался в 1982 году. При жизни собирал огромное количество людей, к нему ехали со всех уголков не только Пермской области, но и из других городов, даже из Москвы. Он был мудрейшим человеком, его очень многие с любовью поминают. И он очень многих поставил в ту пору на путь священнослужения, причем не указывая, не говоря: «Вот ты иди и становись священником». Он так воспитывал молодых людей, что у них возникало желание стать священниками в ту пору. В том числе и меня.

– Будет ли Владыка Кирилл, учитывая хорошие и добрые отношения с Пермской епархией, договариваться, чтобы святые мощи благоверных князей Федора, Давида и Константина были привезены для поклонения в Пермскую епархию?

– Если Пермская епархия пожелает, в этот нет никаких проблем. Я еще раз хочу подчеркнуть свою любовь и уважение к митрополиту Владыке Мефодию, которого очень давно знаю. Но навязывать и предлагать что-то мы сами не будем.

– Галина из Тюменской области спрашивает: «Почему в Символе веры не отражается вера в Пресвятую Богородицу, иконы и святые мощи?».

– Символ веры – это наше исповедование, которое было установлено еще в IV веке, когда таких вопросов не возникало. Что же касается Пресвятой Богородицы, то там конкретно сказано, что воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, вочеловечшася. А мощи и иконы стали появляться значительно позже.

– Несколько телезрителей позвонили и написали с некоторым возмущением по поводу одного нашего новостийного сюжета. Мы показали игумена Сергия (Рыбко), который занимается духовным окормлением рок-музыкантов – женской рок-группы «Северный крест». Девушки рассказывали о своем приходе к вере в Бога, ко Христу, но при этом они были одеты так, как подобает рок-музыкантам – в брюках, с распущенными волосами, то есть их внешний вид, мягко говоря, не соответствовал православному идеалу. У многих зрителей этот сюжет вызвал смущение, что телеканал «Союз» как бы пропагандирует рок-музыку и так далее. Как бы Вы прокомментировали это?

– Никто нас с вами не заставляет исповедовать рок-культуру, ходить на рок-концерты и носить соответствующую одежду и пропагандировать ее. Но в то же время мы должны отдавать себе отчет в том, что у разных людей свой путь к Богу. Кто-то воспринимает Его сугубо традиционно, кто-то несколько иначе. Если человек идет к Богу и проповедует и исповедует Христа распятого и Воскресшего, то не надо ему мешать это делать. На мой взгляд, надо в данном случае отделять главное от второстепенного, если главное – вера человека в Бога. Ради таких людей, в том числе, Христос пришел на нашу Землю, принял крестную смерть, и Кровь Его пролилась и ради этих девушек с распущенными волосами и в такой нетрадиционной одежде. За каждого человека. Почему мы должны пылать осуждением по отношению к тем людям, кто пытается в своей субкультуре сохранить веру в Бога? Это молодость, она пройдет. И наше поколение пережило в свое время и длинные волосы, и брюки клеш, и мужские туфли на платформе – все же потом ушло со временем. Но чувство-то веры осталось.

И я считаю, что не надо на это слишком обращать внимание. Отец Сергий делает великое дело, он несет слово Божие в ту среду, которая никогда раньше это слово Божие не воспринимала. А если они сейчас его воспринимают, слава Богу, надо только радоваться. Пройдет какое-то время, и они как-то отойдут от этой мишуры внешней и сохранят то главное, что останется в их сердце. А в сердце останется вера.

Без поражений нет победы

– Галина Ивановна Волкова, Ярославская область, поселок Некоуз: «Поздравляю Владыку Кирилла с возведением в сан митрополита. Очень уважаю Владыку, часто он приезжал к нам в поселок и меня благословлял. Скучаем по нему очень, он приезжал к нам каждое лето на праздничные мероприятия на реке Сить, доброго ему здоровья и многая лета».

– Спаси, Господи, Галину Ивановну и всех, кто живет вместе с ней.

– А что за мероприятия проходили на реке Сить?

– Река Сить – трагическое место в русской истории. В марте 1238 года там было разбито войско князя Георгия Владимирского, это положило начало татаро-монгольскому игу. Может быть, с полководческой точки зрения там потерпело поражение русское оружие. Но при всем том там сохранился дух веры. В битве князю Георгию отсекли голову, которая, как известно, потом приросла при перенесении из Успенского собора Ростова Великого в Успенский собор Владимира, где и сейчас находятся его мощи. Это место, скажем так, некая Брестская крепость XIII века, когда «умираю, но не сдаюсь». Там бился князь Василько Ростовский, его израненного взяли в плен. Ему было 28 лет, он был такой красавец, что его даже не называли Василием, а звали уменьшительным именем. Он на уговоры об измене не поддался, и его разорвали на деревьях. То есть там было проявление великого русского мужества. Это была трагическая страница нашей истории, но не надо забывать, что любая победа, наверное, куется все-таки и из поражений в том числе. Мы привыкли всегда быть победоносцами, а о том, что до этого еще было пролито много и крови, и слез, и пота, мы часто забываем. Так вот, чтобы об этом не забывали, мы с местной властью, с областными патриотическими организациями, с губернатором Ярославской области, с районной властью некоузской постарались подвигнуть людей на то, чтобы память сохранить. Мы проводим там богослужения, совершаем Крестный ход, там же проходит фестиваль бардовской песни, спортивные состязания. Но это проводится летом, хотя сама битва произошла в марте. А в марте мы на этом месте проводим уроки мужества, потому что краеведение и знание своей истории – основа патриотического воспитания. Кстати, там, совсем недалеко, служил известный отец Павел Груздев.

– Владыка, я каждый раз немножко вздрагиваю, забывая, что Вы на Урал приехали из Ярославля, и когда Вы называете старинные даты, я думаю: а ведь действительно это связь времен, тогда Церковь была главным действующим лицом всех событий. Это очень поучительно.

– Конечно. Ярославская епархия в этом году отметила свое 1020-летие. То есть срез жизни всей Ярославской епархии – это практически срез жизни всей Русской Православной Церкви и всей нашей Родины. В любом случае история Церкви соприкасается с историей Руси. И на Урале так. Например, для уральцев очень важно имя праведного Симеона Верхотурского. Еще раз хотел бы привлечь к нему внимание, потому что как Верхотурье первый русский город в этой местности, так и Симеон Верхотурский – это первый русский святой, который здесь просиял чудесами и своей праведной жизнью. Верхотурье – духовный центр нашего Урала, и праведный Симеон Верхотурский – это тот святой муж, к которому народная тропа, я полагаю, никогда не зарастет.

– Владыка, зрители и радиослушатели благодарят Вас за то, что были принесены на Урал мощи Ярославских чудотворцев, и спрашивают, будут ли приноситься еще какие-то святыни древней Владимирской и Ярославской земли.

– Обязательно будут. Я думаю, что у нас есть все возможности для того, чтобы святыни Ростово-Ярославского и Владимиро-Суздальского края были, в том числе, и у нас.

– Раба Божия Римма из Екатеринбурга спрашивает: «Когда начнется восстановление храма Архангела Михаила на фабрике «Сладко»? Я там работаю и очень хочу, чтобы он побыстрее стал действующим».

Владыка, я Вам докладываю, что восстановительные работы там уже начались; к сожалению, идут не так быстро, как бы хотелось. Но, Римма, если Вы там работаете, то видите, что уже снесены вокруг храма всякие сарайчики и склады, которые были понастроены. Недавно мы там повесили красивый баннер с изображением того, каким храм будет после реставрации, но все это тоже требует времени, средств и сил. И все же я и нашей телезрительнице, и Вам, Владыка, докладываю, что будем активизировать эту работу.

Ирина из Ростовской области задает такой вопрос: «Мне предстоит операция и будет переливание крови, можно ли это делать, ведь в крови содержится и душа?».

– Церковь не возбраняет переливание крови, в отличие от некоторых религиозных организаций, которые мы сегодня упоминали. От возможности лечиться никогда нельзя отказываться. И если этот дар дается, нужно им пользоваться. С Божией помощью, помолясь, пособоровавшись предварительно, причастившись Святых Христовых Таин, нужно идти, положась на волю Божию.

– Лидия из Ярославля поздравляет Вас, Владыка, с возведением в сан митрополита: «Желаю Владыке всего доброго, здоровья, от ярославской земли большой поклон».

– Спаси Господи.

– Сергей, Екатеринбург: «Как будет развиваться кафедра теологии в Екатеринбурге?».

– Как развивалась, так и будет; кстати, у нас три кафедры теологии существует: в Российском государственном профессионально-педагогическом университете, при Горном университете, и мы организовали Миссионерский институт при Ново-Тихвинском монастыре. Там тоже собраны очень хорошие ученые люди, и я думаю, что через какое-то время этот институт будет очень достойным учебным заведением.

– «Можно ли исповедоваться в одном храме, – спрашивает Анна, – а причащаться в другом?»

– Можно.

– Раба Божия Алла, Асбест: «У нас три храма и два батюшки, очень просим послать нам третьего».

– Хорошо.

– Лариса из Костромы интересуется, можно ли в православном храме поминать старообрядцев: «Я православная, а мои мама и бабушка, они уже отошли ко Господу, были старообрядцами».

– Все-таки в православном храме нужно поминать православных людей. А что касается тех, кто принял веру в старообрядческом толковании, то за них можно молиться дома.

– Владыка, наша программа завершается, и я как в начале программы, так и в завершение ее прошу прощения за дерзость. Евгений вопрошает: «Почему священники никогда (прописными буквами выделено) публично не осуждают чиновников, которые воруют триллионы рублей из бюджета и берут взятки? Ведь есть же заповедь «не укради». Хоть бы какой-нибудь священник хоть раз выступил по телевизору и заявил, что воровать грешно, а те, кто берут взятки и воруют, не попадут в рай». Владыка, давайте в первый раз по телевизору пусть священник скажет, что воровать грешно.

– Воровать – это правда грешно. И это не только на самом человеке отражается, хотя он себе закладывает большие проблемы, но и на его будущем. Раньше в монастырях держали и терпели очень многих людей, принимали блудников, принимали с различными другими грехами и терпели. Но выгоняли знаете кого? Выгоняли воров – не терпели воров и не терпели буйных, гневливых, ропотных людей. Почему? Потому что ропот – это всегда действие совсем не христианское, а вор действует исподтишка. И человек живет в таком смущении, и его невозможно терпеть. И проблема есть сегодня не только у священников, но и во всей нашей жизни. Я бы сказал Евгению: может быть, вы не те программы смотрите, может быть, есть возможность при желании посмотреть и более подробно на официальное заявление нашей Церкви, на заявления людей, представляющих нашу Церковь, на заявления самого Святейшего Патриарха, на человека, который неоднократно выступал по этому поводу – напоминаю, отца Всеволода Чаплина, который призван от имени Церкви свидетельствовать обществу о наших взглядах. Такие заявления были неоднократно, они были на Всемирном Русском Народном Соборе, они отражены в «Социальной концепции Русской Православной Церкви». Просто надо читать и слушать, ведь очень часто мы слушаем то, что нам навязывается, или то, что нам интересно услышать. А более глубокие вещи проходят мимо, потом мы забываем об этом и начинаем кого-то упрекать в том, чего не было. На самом деле, проблемы, которые есть в стране, очевидны для всех. Но не мы придумали эту пословицу: рыба гниет с головы. Все проблемы – в нас самих. Если мы будем эти проблемы решать в своей жизни, на своем уровне, если мы будем проявлять твердость в отстаивании своих национальных позиций, своих национальных интересов, то тогда и те, кто разрушают нашу страну различным образом, в том числе и коррупцией, будут, по крайней мере, более осторожно это делать. Но Церковь об этом заявляла неоднократно и заявляет, что это – опасный грех, который в больших масштабах ведет к распаду страны в конце концов. А в малом – губит душу самого человека, который совершает этот грех без твердого взгляда на будущее. Священное Писание замечательно сказало по поводу таких людей – один человек долго собирал богатства и сказал: «Ну, наконец-то, я все собрал, теперь ешь, душа, пей, веселись, все у меня хорошо». А назавтра Господь забрал его душу. О душе тоже надо подумать.

Я хотел бы сказать еще о том, что даже среди богатых есть много добрых людей. Нельзя голословно осуждать любую власть или любого богатого человека. Это, конечно, не снимает ответственности за проблемы, которые есть у нас, но в то же время думать надо прежде всего о самом себе. Поэтому лучше, чтобы мы подумали о наших недостатках, о наших проблемах, которые мы сами для себя создаем. А та проблема, о которой сейчас говорится везде и всюду, это проблема нашего общества, и если ее не будут решать высшие руководители, высшее сословие нашей страны, то, естественно, она не решится ни на каком самом маленьком уровне. И страшно обидно, на самом деле, бывает, когда какого-нибудь врача или учителя привлекают к судебной ответственности за небольшую сумму, которую им сунули, считая ее взяткой. Это действительно проблема, – но проблема всех нас, каждого на своем месте. Поэтому с Божией помощью будем пытаться выходить из этой ситуации, прежде всего начиная с самих себя.

– Спаси Господи, Владыка. Благословите на прощание наших зрителей и радиослушателей.

– Помогай Господь всем, оставайтесь с Богом.

Беседовал игумен Димитрий (Байбаков)

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»

(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.


Свои вопросы в программу вы можете задать так:

  • заранее позвонить на телеканал «Союз» по телефону (343) 278-60-11 (в рабочие дни и рабочее время) и оставить свой вопрос;
  • позвонить в прямой эфир передачи непосредственно во время программы (343) 278-60-14 (только во время прямого эфира);
  • отправить свой вопрос по электронной почте на адрес baibakov@etel.ru;
  • отправить свой вопрос обычным письмом на адрес редакции: 620014, Екатеринбург-14, а/я 184.

Смотрите программу «Архипастырь» на православном телеканале «Союз»: четверг 05.00, суббота 10.00, воскресенье 19.00. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

Слушайте программу «Архипастырь» в эфире православного радиоканала «Воскресение»: вторник 14.30, 20.30, среда 02.30

 
Первосвятитель

20 ноября святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отмечает свое 65-летие

Свою веру и верность Христу Святейший принял из рук родных. Его дед и отец были узниками советских концлагерей. Но Патриарху Господь даровал возможность высказывать то, о чем близкие вынуждены были молчать. Ораторским талантом он блещет не только в проповедях. Свыше 15 лет зрители программы «Слово пастыря» узнают мнение Церкви по самым болевым вопросам духовной жизни по центральному телевидению. Святейший Патриарх – автор более 700 публицистических статей.

 
Афонская сокровищница

Архимандрит Ефрем: Богородица пребывает в каждом сердце. Встреча игумена Ватопедского монастыря с мирянами

Екатеринбург, 8 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». В дни пребывания в Екатеринбурге Честного Пояса Пресвятой Богородицы игумен Ватопедского монастыря архимандрит Ефрем в Духовно-просветительском центре Екатеринбургской митрополии встретился с мирянами и ответил на их вопросы.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс