Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №38 (647) → Игумен Дамиан (Залетов): Мы сами должны содействовать спасению своей души

Игумен Дамиан (Залетов): Мы сами должны содействовать спасению своей души

№38 (647) / 4 октября ‘11

Гость

Екатеринбург, 4 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».

Беседа с кандидатом богословия клириком храма Святой Живоначальной Троицы в Конькове игуменом Дамианом (Залетовым) в эфире  телеканала «Союз»

– В студии Александр Сергиенко. Сегодня у нас в гостях кандидат богословия игумен Дамиан (Залетов). Здравствуйте, батюшка, тема нашей сегодняшней беседы – первые шаги в храме, и мой первый вопрос связан с недоумением: уже сотни и тысячи лет существует храм, люди его посещают, и в наше время ничего не должно меняться, но что-то все-таки изменилось?

– Наверное, тут правильнее сказать, действительно, христианская Церковь (а до этого была ветхозаветная церковь), существует тысячи лет. Церковь вообще существует от создания мира, и, соответственно, люди приходят и уходят, и в ней находятся, но всегда есть что-то новое и необычное. Это связано с личным опытом каждого человека. Каждый человек – это индивидуальность, особая личность, неповторимое творение Божие, и поэтому, конечно, у каждого человека в жизни есть свои какие-то события, свои моменты, в том числе и по отношению к Церкви – свой личный опыт, свои личные какие-то открытия, конечно, и какие-то свои проблемы. Поэтому мы можем говорить о том, что существует ряд проблем поиска пути в храм.

– То есть это связано с тем, как человек приходит к вере, входит в храм? Но видите, батюшка, здесь существует большая проблема: среди людей еще невоцерковленных есть те, которые не знают, как войти в храм, – может быть, чего-то боятся, чего-то стесняются.

– Да, люди должны понять, что «прийти в храм» – это синоним «прийти к вере», и чем ближе мы к храму, чем глубже мы в него входим, тем больше это должно отражаться на нашей внутренней духовной жизни. И, соответственно, какие-то проблемы возникают тогда, когда приход в храм совершается только внешне или как-то духовно скудно. Конечно, у каждого человека есть свое собственное начало и какие-то свои первые шаги, первые опыты. Но, тем не менее, надо готовиться прийти в храм, прийти к вере, втянуться, а потом, никогда не останавливаясь, постепенно углубляться. Нельзя просто прийти и остановиться, это всегда какое-то движение вперед. Конечно, если мы в храме занимаем определенное место (чисто практически, об этом можно два слова сказать – мужчине желательно с правой стороны, женщине с левой стороны), то в духовной жизни должен быть постоянный рост, и тогда в храме мы будем чувствовать себя гармонично и по-родственному. И тогда путь в храм – это путь обретения веры, и если человек стремится войти в храм и найти там свое место, он прежде всего должен обратиться к самому себе: зачем и почему это ему нужно?

– Следующий звонок – Новокузнецк на связи; Вы в эфире, задавайте вопрос.

– Вот Вы говорите, что тысячи людей приходят в храм и говорят, что они веруют, ставят свечи, целуют руки священникам. А выходя из храма, нарушают нравственные законы – врут, воруют, прелюбодействуют, убивают, лукавят. Как Вы считаете, почему это происходит?

– Спасибо за вопрос. Во-первых, будем различать цели и средства, их очень важно не путать. Мы спасаемся не из-за того, что простояли много часов на службе, или поставили тонну свечей, или выпили сто литров святой воды за жизнь. Это – средства нашего духовного воспитания и внутреннего созидания. Цель же всего – внутреннее приобретение Христа, раскрытие в себе Христа. Я считаю, что сформулировать можно так: изменить себя, стать похожим на Христа – это главная цель. Если мы называем Бога Отцом, то дети должны быть похожи на родителя. Почему Христос и воплотился – Он показал нам этот идеал, этот пример, что Он подлинный Христос. И поэтому мы должны во всем уподобляться Христу, – конечно, это уподобление не означает стать равным или равноценным, это пример, который для нас всегда открыт, можно бесконечно совершенствоваться, идти и идти вперед, все выше и выше. Это замечательно, и это – цель, а не просто отстоять в церкви на службе и свечки поставить: это – средства, которые нельзя отвергать при этом. Ведь у нас есть две крайности – или непонимание целей, или игнорирование средств; конечно, игнорирование средств тоже сопряжено с непониманием цели. Но это надо четко различать – без средств нельзя достичь цели, и средства без цели станут бессмысленными; это проблема, которую мы видим, это рабочая проблема. Она говорит не что мы должны отказаться от средств, но чтобы люди, ходящие в церковь и живущие церковной жизнью, никогда не забывали целей – зачем они все это делают: спасение своей души и уподобление Христу.

– Все-таки мы говорим про первые шаги в храме, и я в последнее время слышу вопрос от пока еще невоцерковленных некрещеных взрослых людей: «А что нужно, чтобы окреститься, и сколько это будет стоить?»

– Бывают люди, которые спрашивают у священников: а что мы вам должны? И я всегда отвечаю: вы должны посодействовать спасению своей души, вы должны стать хорошими христианами. Все остальное – это средства, в том числе и какие-то материальные вопросы. Но для Крещения, конечно, самое главное и первое – это усвоение понимания своей веры; без Евангелия и Нового Завета просто не обойтись, это первое, что нужно брать в руки, ну и в помощь, конечно, нужно взять и духовного наставника. И идти к Крещению, не только собрав полотенчико и рубашечку и сделав какие-то пожертвования, а надо полностью разобраться, зачем человек идет туда. Для каждого человека логично задаться вопросом: что такое христианство, какое я имею к нему отношение, каких изменений в моей жизни, в моем поведении оно потребует от меня? И даже более того, еще до Крещения человек должен уже очень много поработать над собой. Не зря с первых веков христианства у нас есть древнейший опыт – так называемые огласительные слова. Вот, например, у святителя Кирилла Иерусалимского есть огласительные слова, предуготовительные ко Крещению, а есть тайноводствующие – человек должен готовить себя к Крещению, знать основы веры и даже иметь первый опыт, – например, поститься. Даже некрещеному не возбраняется почитать молитвы, приобрести какой-то опыт: вы ведь не будете учиться уже в процессе работы, например, вождению машины или профессии хирурга, есть вещи, которым надо учиться «до»; конечно, потом этот опыт развивается, осваиваются уже какие-то непосредственные дела – так и здесь основные, базовые вещи нужно знать до принятия Крещения. А потом открывается все больше и больше информации, тайны веры, доступной только крещеным людям, – мы понимаем, что здесь речь идет о таинствах Церкви, доступных только крещеному человеку. Вот это действительно настоящая подготовка ко Крещению, и сейчас мы этому уделяем особое внимание. Было время, когда необходимо было людей поддержать и чуть-чуть ускорить этот процесс, а сейчас Святейший Патриарх и Священноначалие определили, что мы должны просто начать людей готовить ко Крещению уже осознанному. Слава Богу, что уже прошли года дефицита храмов и духовенства, просто люди должны проявить мудрость и понять, что от того, как вы подготовитесь, будет зависеть и ваш результат, – с каким импульсом и скоростью вы вступили в этот процесс, так дальше у вас и будет развиваться.

Это касается не только Крещения, а любого таинства, и вообще любых шагов в жизни нашей Церкви, поэтому у нас сейчас очень активно разрабатываются все темы духовного просвещения и поэтому мы стараемся привнести это людям пораньше, в школы и даже в детские сады.

– Следующий звонок к нам поступил из Московской области, слушаем вопрос.

– Ребенку исполнилось семь лет, и он делает только первые шаги, он ходит в храм, но он не может отстоять всю службу, а ему нужно подготовиться к Причастию и исповедаться. Может быть, есть какие-то послабления или рекомендации?

– Мы все хорошо понимаем, что жизнь человека делится на этапы, и в разные этапы какие-то вопросы по-разному решаются. И это касается не только детского, но, может быть, уже и очень почтенного возраста. Очень важно понимать, что мы должны не просто ориентироваться на поиск удобств и льгот, а должны сами для себя искать пути, чтобы выразить себя полноценнее и укорениться в Церкви.

Я не конкретно отвечаю сейчас, а просто советую: многие моменты церковной жизни надо начинать с более раннего возраста. Когда-то младенца просто принесли на Причастие; годик прошел – его на пять-десять минут нужно уже подольше подержать в храме, еще годик прошел – еще пять-десять минут добавим. И когда постепенно, по чуть-чуть набавлять, к 6-7 годам у нас будут дети спокойно стоять на службе. Понятно, что это не всегда получается, но здесь не должно быть какого-то надрыва; я думаю, что индивидуально в каждом храме нужно посоветоваться со священником. Понятно, что здесь нужда в Исповеди – это проблема номер один, мне кажется. А здесь уже нужно много рассказать, объяснить – по ходу жизни говорить, например, не просто «хорошо» или «плохо», а что «это грех» и почему это грех. Почитайте вместе с ребенком несколько молитв, детский молитвослов – это тоже не требует особого душевного напряжения, и это должна быть ежедневная работа. Готовясь к Причастию, пусть ребенок побольше молитв прочитает, чтобы он почувствовал: это что-то особенное, а не просто что-то там проглотил в церкви. Надо найти этот путь и это, конечно, все индивидуально. А о необходимости стоять на службе скажу: надо просто сориентироваться в храме, когда какая часть службы идет, – можно ненадолго выйти на улицу, посидеть на скамеечке, но не слишком попуская, все-таки ребенка нужно убеждать, ему нужно предлагать поучаствовать в службе, и это возможно. Но придя в храм чуть попозже, опасайтесь опоздать на Исповедь. Главный смысл в том, что здесь надо действовать очень разумно, со стремлением повышать и углублять.

– Следующий звонок – из Казахстана, послушаем вопрос.

– Батюшка, я совсем недавно стала духовным чадом и мне хотелось бы знать свои обязанности по отношению к своему духовному отцу.

– Мы вас поздравляем с этим замечательным, важнейшим событием в жизни – стать духовно родным человеком кому-то, и дай Бог, чтобы такое духовное общение усилилось и продлилось. Но, исходя из этого положения, мне кажется, что именно к своему духовному отцу вам нужно обращаться со всеми вопросами, и это должно стать частью вашей духовной жизни. И главнейший этап в этом – ваше регулярное появление у него на Исповеди, исходя из его возможностей и наличия времени. В дальнейшем можно подключиться и к его работе, где-то в чем-то ему помогать. Если вы говорите, что вы – чье-то духовное чадо, то одновременно вы становитесь кому-то братом и сестрой; видите, какое чудо происходит. И надо почувствовать локоть рядом, надо подключиться к приходской церковной жизни, социальной, миссионерской работе. И это имеет огромнейшее, принципиальнейшее значение в церковной жизни – реализовать себя, свою любовь и свою веру вовне. Это не просто ваша какая-то внутренняя обязанность, это все входит в круг вашей православной семьи, где есть отец, чадо, братья и сестры. Конечно, есть всегда и личные какие-то отношения через Исповедь, во время которой вы искренне и усердно кайтесь в своих грехах и поинтересуйтесь у батюшки, нет ли еще вам применения. А дальше уже не спеша все откроется, и какие-то нюансы будут развиваться уже по мере вашего духовного слияния с батюшкой.

– Как человеку, который только пришел в храм, только крестился, познакомиться с традициями и обрядами?

– Наверное, самое правильное – захотеть это сделать до Крещения, чтобы не чувствовать себя в церкви как в какой-то инородной среде. У каждого человека сейчас есть возможность получить такие знания, читать, слушать, просто надо не лениться. Не надо стесняться спросить, в храме всегда найдутся лица, которые вам подскажут. Я всегда советую записаться в библиотеку – там работают люди адекватные, с благословения батюшки, они станут вашими первыми друзьями в храме. Нельзя идти впереди паровоза, надо осваивать знания, это процесс ответственный. И тогда ходишь в церковь уже и как в здание, и как в общество людей, и ты уже чувствуешь себя комфортно, уютно, без всяких испугов, резкостей и непонятностей.

– Следующий вопрос нам задают из Анапы.

– Батюшка, скажите, в Вашем храме соблюдается ли такое старинное благочестивое правило, что подходят ко всем чинам сначала детишки, потом братья, и только потом сестры? Это такое чудо, когда ты понимаешь, что тебя сестра пропускает, что потом хочется чуть ли не на руках ее нести. Нет никакой давки, все чинно и благочинно идут к Причастию и к Исповеди.

– Вы меня просто обрадовали своими эмоциями; я думаю, что наши телезрители, чувствуя ваше такое живое восприятие этой темы, поймут, насколько это замечательное у нас правило. И мы, конечно, вас поддерживаем, об этом благочестивом нашем обычае можно много говорить, здесь наблюдается мироустройство, миропорядок, иерархия ценностей, личностей и гармония. Иерархия и гармония – это отдельный разговор, в том числе и о месте мужчины и женщины, но в данном случае – это их техническое воплощение в Церкви: каждый знает свое место, и так реализуются слова Священного Писания, смысл которых в том, что принижающий себя возвысится, а возвышающий себя унизится. Гордость и тщеславие в итоге разрушают и подрывают человека, а если человек смиренный, значит, это сильный, достойный человек.

Таких много есть прекрасных традиций, но почему они не везде соблюдаются? Главная причина – во времена гонений были нарушены и утрачены все традиции; будем надеяться, что они будут возвращаться к нам, и, конечно, это уже труд пастырей на каждом приходе, и это допустимо и возможно.

– Мы сегодня говорим про сложности, с которыми приходится сталкиваться человеку, совершающему свои первые шаги в храме. Батюшка, а как часто нужно читать Священное Писание, как часто нужно молиться?

– Это вопрос не абстрактный – естественно, человека ведет в храм какое-то религиозное чувство, иногда даже страх, потребность или проблема. Но все-таки по-настоящему привести в церковь может только сознательная вера: если человек задает себе вопрос, а в чем смысл жизни, а Кто есть мой Бог? Эти вопросы можно разрешить быстрее, если просто начать читать и изучать Евангелие, хотя бы чуть-чуть, каждый день. То же и наша общая молитва в храме, главная, церковная, литургическая, но молиться в храме надо постоянно: памятование о Боге мы должны развивать в себе постоянно, это великая добродетель, которая людей на Небо возносила – постоянно чувствовать себя перед Лицом Божиим. Для этого существует и домашняя молитва, молитвенное правило, которое постепенно должно перерастать в Иисусову молитву. Молитва – это постоянная связь с Богом, как же можно от нее отказаться? И если человек старается дома молиться, у него получится и в храме хорошо молиться.

– Следующий вопрос – из Серпухова, Вы в эфире, слушаем Вас.

– Во время службы люди, которые пришли попозже, ходят по храму, ставят свечки, они всем мешают, а батюшка говорит, что им замечания делать нельзя. Правильно ли это?

– Просто надо знать, когда делать, кому делать, и как делать – вот в чем вопрос. Ведь часто люди, которые приходят в храм, жалуются, что им ответили грубо, нетактично. Поэтому решение таких вопросов в храме должно быть налажено системно, не каждый из прихожан может делать такие замечания.

В храме этим должно заниматься все-таки больше духовенство, руководство храма, и если это все так проблемно, вы можете просто подойти к священнику и посоветоваться, объяснить, что какие-то люди мешают вам молиться. А если вы будете расстраиваться и сами отвлекаться от молитвы, это ни к чему хорошему не приведет; здесь надо иметь подвиг терпения и жалости – он-то уж точно безошибочный. Конечно, священнослужителям в своих храмах надо эти вопросы решать, а если каждый прихожанин будет делать замечания другому, шума от этого не убавится.

Вы пришли в храм, чтобы решать какие-то свои вопросы, какую-то свою молитву вознести, но ведь вы пришли не в какой-то «дом индивидуальных религиозных услуг», а в общину, семью, где происходит какое-то совместное дело. Взять, например, театр, там прозвучал третий звонок, и никто уже не может зайти в зал, – так почему же в церкви вы можете мешать кому-то молиться, а потом еще удивляетесь, почему вы кого-то рассердили и кто-то вами недоволен? И нужно знать, что во время совместной службы уже нельзя ходить по храму, а все вопросы со свечками решать до или после богослужения. Надо спокойно и разумно подходить к решению этого вопроса совместно. И я думаю, что если спокойно и с терпением отнестись к нему с позиции церковной общины, все легко можно решить.

– Насколько важен в храме внешний вид человека и его одежда?

– Тоже болезненный вопрос. К сожалению, часто летом можно видеть в храмах почти полураздетых людей. Никто не спорит, жарко и тяжело, но обратите внимание, как одевались наши предки, – это тоже отдельная и глубокая тема о месте одежды в нашей духовной жизни. И хотя бы самые первые внешние шаги – это такт и культура, и проблема в церкви – это как бы продолжение всех наших жизненных недостатков. Это упадок культуры, такта, несоблюдение какого-то протокола, как сейчас говорят, дресс-кода, когда люди теряют культуру и у них такой внешний вид, в котором вообще нигде не прилично появляться. А если человек привык так одеваться, он же не будет специально переодеваться, чтобы зайти в церковь, – значит, дорогие братья и сестры, нужно всегда одеваться так, чтобы прилично было в любое время зайти в церковь. Мне кажется, что это самый верный подход к решению проблемы.

Но всегда нужно уважать чувства других людей – в какое же приличное место, учреждение вас пустят на прием в шортах, например, или в мини-бикини? В общем-то, пока еще все знают, куда и как нужно соответственно одеваться, хотя есть опасность, что скоро джинсы и ветровка станут всеобщей одеждой. А Церковь – место уважения к другим людям хотя бы, а если мы еще задумываемся о Боге, то, конечно, мы должны предстать перед Ним в скромной серьезной одежде. Мы не будем сейчас говорить об отличиях женской и мужской одежды, мы будем говорить, что к одежде надо подходить скромно, благоговейно, и намного приятнее будет Богу, если вы не будете сверкать в храме полуголыми частями своего тела. Наша одежда – это определенный срез культуры, это тоже, скажем так, забота родителей; хорошо бы, чтобы на это обращали внимание и родительские, и школьные коллективы. Так что хотя бы культура и такт здесь должны быть.

– Следующий звонок у нас – Подольск на связи; здравствуйте, Вы в эфире, задавайте вопрос.

– Батюшка, Вы сейчас говорили о дороге в храм, а меня интересует дорога в обратную сторону. Как батюшки предполагают проповедование хотя бы в деревенских церквах? Иногда жители деревни вообще не ходят в церковь, приезжают только паломники из других городов. И второй вопрос: почему у нас совмещаются таинства Причастия и Исповеди, и будет ли когда-нибудь возврат к возможному опыту разделения их?

– Я начну с ответа на второй вопрос. Считаю, что здесь вы неправильно все абсолютизируете, – я думаю, что вы вполне можете прийти и просто поисповедоваться, и никто вам не скажет, что после этого вы должны обязательно пойти причащаться. Мы, конечно, спрашиваем у людей, как они готовились к Причастию, чтобы что-то посоветовать, и знать, кто будет причащаться. А так к Причастию подходит процентов тридцать от всех исповедовавшихся, и это нормально, и я не вижу в этом проблемы. Да, к Причастию надо готовиться особым образом, очищать тело и душу, а просто поисповедоваться вы можете в любое время покаянием, Исповедью и молитвой. Это отдельный разговор, и это вопрос не абсолютный, но индивидуальной церковной жизни. Искусственно разорвать и сказать, что «мы пойдем причащаться тогда, когда мы хотим», это вопрос поспешности, гордыни и самомнения. А по первому вопросу хочу еще раз обратиться ко всем братьям и сестрам – нам надо жить в ритме церковной жизни, надо знать, чем живет наша Церковь, изучать ее. У нас есть интернет, официальные сайты, газеты, журналы, где достаточно информации: здесь и решения Архиерейских Соборов, и слова Святейшего Патриарха Кирилла, и обращения епархиальных архиереев – это наша боль, это призыв ко всем нам, верующим, подключиться к слову Божию. Просто надо обращаться почаще к голосу нашей Церкви, и это очень актуально для нас, особенно сейчас, когда расширяется миссионерская работа, работа с молодежью, у нас сейчас вся Церковь пронизана этой работой. И мое пожелание такое – подключайтесь, и вы увидите, что у нас сейчас это очень активно все идет.

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»

(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.


Смотрите программу «Беседы с батюшкой» на православном телеканале «Союз»: воскресенье, понедельник, вторник, среда – 22.00 (прямой эфир), вторник, среда, четверг, пятница – 10.00 (повтор вечерней программы). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому). Телефон прямого эфира: (495) 781-49-54

 
Беседы с батюшкой

Протоиерей Димитрий Смирнов: Без совести нам не понять, что хорошо, а что плохо

Екатеринбург, 4 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».  Беседа с председателем Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями протоиереем Димитрием Смирновым в прямом эфире телеканала «Союз»

 
Епархия

Калужская и Боровская епархия

Екатеринбург, 4 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви Дата рождения: 7 августа 1949 г. Дата хиротонии: 8 августа 1982 г. Дата пострига: 7 декабря 1978 г. День ангела: 8 декабря

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475