Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №34 (643) → Игумен Дамиан (Залетов): Когда есть вера, нет места суеверию

Игумен Дамиан (Залетов): Когда есть вера, нет места суеверию

№34 (643) / 5 сентября ‘11

Беседы с батюшкой

Екатеринбург, 5 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».

Беседа с кандидатом богословия, клириком храма Святой Живоначальной Троицы в Конькове игуменом Дамианом (Залетовым) в эфире телеканала «Союз»

– В эфире православного телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой», в студии Александр Сергиенко. Наш гость – кандидат богословия, клирик храма Святой Живоначальной Троицы в Конькове игумен Дамиан (Залетов).

Сегодня мы поговорим о суевериях. Что это такое?

Иллюзии не должны подменять веру

– Само слово подсказывает ответ: суетная, а значит, легкая, ложная вера в какие-то приметы. В этом слове две составляющие, несовместимые между собой: вера и что-то легкомысленное, легкое, суетное. Вера в приметы, астрологию, гадания свойственна людям с давних времен. А причина кроется в слабости истинной веры, происходит подмена; это ложный подход к Богу, к религии.

Человек – творение Божие, и ему свойственно религиозное чувство. Но важно, как он его реализует, ищет ли контакт с Богом (слово «религия» как раз и обозначает «связь с Богом»), или он ограничивает себя какими-то иллюзиями, подбором надуманных принципов, которыми и подменяет истинную веру, вечного истинного Бога.

– Батюшка, но тогда можно предположить, что суевериям подвержены больше люди нецерковные?

– Естественно, заведомо можно сказать, что люди вне Церкви и малоцерковные суеверны в принципе. Мы не будем сейчас заниматься углубленным рассмотрением разных религий, но в большей или меньшей степени вне христианства все мощные исторические религии построены на суевериях. Что уж говорить про целые пласты примитивного нерелигиозного мышления? Достаточно вспомнить время советское, когда большинство людей были заведомо нецерковными и даже некоторая часть населения считала себя атеистами. Но чтобы убедиться в бытовании суеверий, достаточно было присутствовать на похоронах или свадьбах, например. Все могут вспомнить множество свадебных церемоний, имеющих в основе не какие-то традиции народные или фольклорный чисто элемент: песни, уборы – этого-то как раз и не было. А было такое фольклорно оформленное суеверие: кто разбил тарелочку первый, кто как рюмочку кинул, кончая криками «горько!» с прямым намеком, что сладко или горько – это попытка что-то привлечь или что-то отогнать. Но это, конечно, свойственно нецерковным людям.

– Батюшка, прежде чем мы продолжим говорить о людях церковных, послушаем звонок из Калужской области.

– Батюшка, прошел праздник Преображения Господня, в народе его называют Яблочным Спасом. Одни батюшки говорят, что можно есть яблоки до Спаса, другие – что нельзя есть, так же и с медом у нас происходит.

– Что такое освящение, в том числе плодов, меда, орехов? Освящение – это посвящение Богу. Мы знаем, что, как бы мы ни трудились, все от Бога, Господь дает нам плоды – Он сотворил этот мир, Он нам помогает, укрепляет и дает в ответ за наши труды. Поэтому мы благодарны Богу, и в любой день для освящения приносим плоды. И первые плоды, которые называются начатки, отдаем Богу. Так и в молитвах звучит: «освящение начатков» – первых плодов. Это относится, кстати, и к молитвоосвящению первых начатков овощей и фруктов, и в первую очередь винограда как особого плода, из которого вино делается, а вино имеет евхаристическое значение.

Наша благодарность Богу не в том, что Бог заберет все наши плоды и будет их употреблять, а в том, что мы не забыли поблагодарить Его и воспользовались этой ситуацией, чтобы сделать доброе дело. Принесли Богу плоды, помолились, – что же Бог требует в благодарность? Чтобы мы поделились своим успехом, своей радостью с ближним. На первом месте у нас всегда стоит Церковь, поэтому люди приносят начатки и оставляют в Церкви, по ветхозаветной традиции. Нам же не требуется жесткое исполнение всех законов, но основной вектор – принести в Церковь, Богу, священнослужителям, тем, кто для Церкви трудится и от Церкви питается; потом, вокруг нас есть много нуждающихся – и для них тоже наши плоды. Вот подлинная благодарность Богу. И, конечно, мы сами, в знак Божиего благословения, берем какую-то частицу и несем ее домой. Вот как нужно сделать правильно.

– Следующий звонок – из города Артемовского.

– На могиле родственника крест потрескался. Можно ли его привезти домой, привести в порядок и увезти обратно?

– Даже нужно. Крест Господень всегда должен находиться в достойном виде, надо о нем позаботиться, чтобы он украшал кладбище, был знаком победы над смертью, а не знаком заброшенности, запущенности и победы тления. Ко Кресту Господню мы должны относиться с уважением, почтением, крест – он всегда Христов, независимо от того, нательный он, кладбищенский или иного предназначения.

– Белгородская область на связи.

– Батюшка, не кажется ли вам, что большевистская власть подвигла людей к суеверию очень сильно? Даже когда членов Политбюро хоронили в Москве, закрывали зеркала черной материей. И эта большевистская закваска по сей день в нашей стране во власти.

– Когда вера подвергалась гонению, это не могло не сказаться на религиозной ситуации. Человек всегда был религиозен, а запреты подталкивали людей к поиску, скажем так, левых путей. Создавались фактически новые религиозные обряды – светские, политические, чтобы удовлетворить религиозную потребность, чтобы ее подчинить своим интересам. И в жизни все примитивное, бытовое, за что люди держались, потому что у них больше ничего не было, получило новый нездоровый импульс. Частично это вошло даже в культуру поведенческую.

Чем, собственно говоря, мешает зеркало? Все это вошло в нашу жизнь, как правило, неосознанно, но в результате укреплялись суеверные обычаи.

Не поддавайтесь соблазну

– Сейчас ответим Кемерово.

– Я давно верю в Бога, у меня медицинское образование, но занимаюсь еще и философией, интересуюсь жизнью, и загробной в том числе. Мне часто снятся вещие сны, что это такое?

– У человека есть душа, а душа имеет свою определенную жизнь, которая соприкасается с духовным миром. Мы знаем из Священного Писания, что через сны подавались и Божественное Откровение, и информация. Вспомним сон Иакова, когда он видел лестницу до неба. В Новом Завете во сне явился Ангел к Иосифу и сказал: «возьми Жену свою и беги в Египет». Ведь это были праведники, которые решали не свои личные сиюминутные дела и проблемы. Божии Откровения, в том числе, были и через сновидения, и они имели какие-то общечеловеческие, всех касающиеся значения, а не решения частных вопросов, поэтому здесь нужно очень осторожными быть – я привел положительные примеры, но намного больше отрицательных. И если люди полностью отдают себя поиску откровений в снах, то запросто можно попасться на удочку злым силам.

Какой вывод можно сделать из этого? Сон, с таинственными для нас нюансами, показывает таинственную природу нашей души. И человек на своем личном опыте может убедиться, что есть душа со своей жизнью.

Очень частое явление – видение умерших людей. Это уже вопрос совести, вопрос подсознания, вопрос памяти. Ничего не надо путать и не следует свободно интерпретировать. С другой стороны, совесть как голос Бога в нас и связь с духовным миром при этом, бывает, подсказывает нашему разуму и сердцу, что пора бы помолиться за кого-то, пора бы вспомнить кого-то. И это единственная, наверное, подсказка, которая нам нужна, потому что за умерших надо только молиться – это все, что мы можем для них сделать. Не надо другому уделять внимание, у нас есть то, над чем мы постоянно должны работать – над своим спасением, а для этого не нужны сны и видения, для этого надо взять в руки Евангелие, духовную литературу и почитать ее. Наша духовная жизнь – это реальность, а не абстракция. Явился Христос, наш Спаситель, воплотился и оставил нам реальность спасения. Как апостол Павел писал о примере с видением через тусклое стекло, как на Моисее лежало покрывало; у нас все снято, все наяву происходит – наше спасение.

– Звонок из Анапы, слушаем вас.

– Я видела во сне преподобного батюшку Серафима Саровского, я его очень люблю и отношусь к нему с благоговением. Так вот, он во сне благословил меня и сказал мне одну-единственную фразу: монастырский ты человек, потому что так относишься к людям. На самом деле я очень стремлюсь в монастырь и хочу задать такой вопрос: если монашество относится к высшей ступени служения Господу, почему ради этого нельзя оставить взрослых и уже самостоятельных детей и мужа, с которым я прожила много лет, но которому я сейчас не нужна?

– Сразу хочу отметить слово «сон». Прежде всего, ни в коем случае нельзя о своем духовном опыте, я бы сказал, трезвонить – это вопрос для интимной беседы со священником, и желательно опытным. Я не говорю в данном случае про нашу телезрительницу, но у нас часто любят и начинают всем рассказывать, что видели, что слышали во сне или еще где-то… Это первый шаг к серьезным духовным просчетам.

Второе. Что такое монашество? Это – самопожертвование ради Бога. Ты к этому готов, а вот твой супруг готов ли? А, может, он в тебе нуждается и хочет тепла рядом? Я не отвечаю на ваш вопрос конкретно, потому что это надо решать индивидуально, а просто рассуждаю. Может быть, высший подвиг человека для любви – самопожертвование.

Путь монашества – это замечательно. Но любовь надо оказать еще и своему ближнему. Да, ты потрудись, отдай ему себя, как ты обещала в браке. Поэтому, прежде всего, надо сделать не так, как тебе хочется, а как нужно твоему родному и ближнему. Соответственно, решение этого вопроса лежит только в плоскости согласия на этот шаг всех членов семьи и, прежде всего, супруга. И очень важно не просто выбить это согласие, уговорить, а быть уверенной самой, что дорогой супруг потом не пропадет, что он не будет одинок.

Но может быть второй вариант, хороший – когда будет согласие всех членов семьи. И, наверное, идеальный вариант, который большей частью практиковался в Древней Руси, когда оба супруга уходили в монастыри.

По пути христианского познания

– Следующий звонок – из Новосибирска.

– Я не так давно начала ходить в церковь, поэтому многого не понимаю. Например, в субботу после Литургии идет молебен об усопших. И там ставят песочек, который потом раздают. Я записку не подавала на этот молебен, но песочек получила. Я отнесла его на могилку и посыпала. Что это значит и что усопшему дает?

– Чтобы узнать, что это значит, наверное, лучше всего обратиться туда, где это происходит. По-моему, это нормально. И, наверное, вас никто не обидит, не укусит, а ответят вам, расскажут. Вообще, правильнее делать сначала то, что понимаешь, чтобы потом не возникали такие вопросы: «я что-то сделала, но не знала – что, и что теперь с этим делать?» Мне кажется, что не надо спешить. Видите, что-то происходит, – «пойду, спрошу у батюшки, что это такое, я могу в этом участвовать или не могу?» Мне кажется, что именно этим путем христианского познания надо идти очень спокойно и равномерно. Тем более, что это касается очень высоких материй, таинств нашей Церкви. Многие приходят, вплоть до Причастия, никогда не спрашивая, «а что такое Причастие, могу ли я его принять или не могу и по каким причинам?» Какие же результаты могут быть от этого? Грустные. Выходит, сам человек не задумался, что он делает в Церкви.

Что касается вопроса по богослужению. Я вас поправлю: называется это не молебен, а панихида. Мне напоминает это заочное отпевание, но мне трудно судить. Вы узнайте об этом все-таки у себя в храме.

Хочу сказать, что ни в коем случае нельзя путать религиозные традиции и обряды с суевериями. Религиозная жизнь – это определенное мировоззрение, определенное мышление, определенный образ жизни, определенная идея. Верующий человек – это идейный человек, осознающий свою веру. Существует много средств достижения этой идеи. Мы сегодня упоминали освящение яблок – понятно, что это не догмат, и без этого можно спастись, конечно, так же, как и без освящения куличей на Пасху. Важно, чтобы Христос был и таинства Церкви были. Если традиции не отрываются от религиозной жизни, украшают ее, обогащают нас – разве это плохо? Если же они отрываются от религиозной жизни, то постепенно превращаются в суеверия. Если, например, масленицу справлять и разговляться, но не поститься Великим постом, это уже суеверие какое-то.

– Батюшка, как бороться с заблуждениями?

– Правильнее сказать, не бороться, а преодолевать. Потому что слово «бороться» не совсем подходящее – с чем бороться-то? С иллюзией, с мифом? Это не столь серьезный вопрос, чтобы «бороться» с ним. Точнее сказать, каждый человек должен духовно просвещаться, познавать свою веру, тогда не будет места никаким суевериям. Верующий человек каждый день должен держать в руках Евангелие, читать его хотя бы понемножечку, читать духовную литературу по мере сил, у нас сейчас, слава Богу, есть огромная возможность это делать. Христианство уже две тысячи лет живет православным религиозным опытом, сколько его уже накоплено за это время! Наверное, уже ничего мы с вами больше не придумаем, никаких вопросов не поставим: на все вопросы уже имеем ответ. Для этого надо только обратиться к духовному наследию святых отцов нашей Церкви. Мы живем живой Церковью, живым духовным опытом, поэтому у нас есть учителя, наставники – это относится и к духовенству, и к нашему Священноначалию.

Я учился в семинарии, в академии, у нас были замечательные педагоги, наставники, очень опытные люди. Всех не перечислишь, но, скажем, в той теме, о которой мы сегодня говорим, – профессор Алексей Ильич Осипов. Я скажу, что его лекции просто пример духовного рассуждения, а они основаны на духовном наследии святителя Игнатия (Брянчанинова), великого угодника Божия. И мы это слушали, в это вникали. Духовной литературы в то время почти не было. А сейчас труды Алексея Ильича Осипова доступны каждому – аудио-, видеокассеты, книги…

– И огромный архив на сайте телеканала «Союз».

– Да, мы имеем такую честь, что такой замечательный человек выступает и здесь. Слушайте, читайте, просвещайтесь! Нет ничего худшего, чем невежество, и нет ничего лучшего, как духовное просвещение.

Всегда – с именем Божиим

– Батюшка, город Донской на связи.

– Батюшка, есть у меня такая привычка: перед тем, как выхожу из дома, говорю: «Господи, благослови!». Как Вы думаете, это суеверие или это по-христиански?

– Спасибо за вопрос. Скажу так: мы у вас все поучимся, спасибо вам большое. Давайте все, выходя из дома, осенять себя крестным знамением и говорить: «Господи, благослови!» – какое же это суеверие, когда мы обращаемся к Господу и веруем в Господа, не сами что-то решаем, а полагаемся на Господа на всех путях нашей жизни. Это опыт христианской Церкви – осенять себя крестным знаменем и с именем Божиим все дела совершать. Это не суеверия, это наши отношения с Богом, с Личностью, наша молитва.

– Батюшка, кстати говоря, огромный пласт суеверий существует не только у верующих и неверующих, но и у людей определенных специальностей – возьмем, к примеру, традиции и приметы космонавтов, в морском флоте огромное количество суеверий.

– Чтобы ответить, вернемся к вопросу о происхождении суеверий. Повторюсь, человек религиозен по своей природе – как говорят «гони природу в дверь, а она влезет в окно», и духовную природу как ни затыкай в одном месте, она где-то вылезет в другом, как вырастают растения из-под асфальта. Поэтому религиозная наша природа сказывается везде. Человек же понимает, что он в мире не хозяин, хотя он и пытается убедить сам себя в противном. Но какими бы мы ни были сильными, все равно человек чувствует, особенно встречаясь со стихией, с мощью природы, Богом созданной, свою слабость. И не может не возникнуть подкрепляющих, назовем их светскими, суеверий, но их корень религиозный, конечно. Почему светские? Ну, например, космонавты обязательно перед полетом смотрят кинофильм «Белое солнце пустыни», – чтобы себя как бы внутренне убеждать, психологически подготавливая к предстоящим событиям.

О смерти духовной

– Есть звонок, Краснодарский край на связи.

– Я занимаюсь реализацией продукции производства США, она экологически чистая – порошки, зубные пасты, косметика, но в душе точит червяк: можно ли мне заниматься реализацией этой продукции? И второй вопрос: у меня седые волосы, можно ли окрасить их, или это грех?

– Чуть-чуть переходим в практическую сторону – с вопросом, можете ли вы заниматься реализацией продукции, надо, наверное, обратиться к налоговым и прочим органам. Не вижу проблемы, если дело касается зубной пасты или мыла, – если бы вы реализовывали какую-то продукцию безнравственного или противоправного характера, я думаю, вопроса вы бы не задавали. Со своей стороны могу только призвать не забывать и нашего, отечественного производителя, и сам процесс вашей реализации, – дай Бог, чтобы он был, скажем так, приемлем в смысле порядочности, честности – относительно цены и качества.

Что касается окрашивания волос, я думаю, что с этим вопросом лучше обратиться к батюшке, с которым вы общаетесь. По моему мнению, человек не должен стесняться своего возраста. Понятия «старый», «старец», «старица», как в древности говорили, – прекрасные понятия. Сейчас очень велики заблуждения в восприятии почтенного возраста как некоего отрицательного состояния. Это следствие неверия людей, у которых жизнь ограничивается только земными рамками. К сожалению, сейчас есть тенденция скрывать свой возраст.

– Следующий звонок – Железногорск на связи.

– Батюшка, такой вопрос: смерть души – это реальность или это суеверие? То есть может ли человек при жизни умереть духовно?

– У нас есть такое понятие – духовная смерть. Но она не подразумевает исчезновение личности человека – человек имеет начало, но он сотворен Богом как вечно живущая личность; смерти подверглось в результате грехопадения наше тело, и это следствие греха, а не наказание Божие. Но по милости Божией, по Его Промыслу, наше тело послужило тому, чтобы мы, человечество и каждый человек, не закоренели в грехе, а чтобы некий предел, некий экзамен был всегда на памяти; для здравого человека, человека библейского, христианского мировоззрения, смерть тела не трагедия, он заранее к этому готовится. И мы знаем, что в результате всеобщего воскресения восстановится и тело, в конечном итоге.

Душа бессмертна. Что же мы подразумеваем под смертью души? Это не исчезновение бытия, а невозможность человека, так скажем, воспринять в себя Христа. Когда человек укореняется в грехе и страсти, он становится их рабом и не может вырваться.

Вот мы говорим о загробной жизни – ад и рай. И должны очень четко понимать, что, по слову Христа, «Царствие Божие внутри вас есть»: люди, которые стремятся к Богу, уже здесь, на земле, чувствуют свою сопричастность к благой вечности. И царство ада, царство подземного мира, условно говоря, наравне с небом, тоже в этой жизни встречается. Самые частые примеры смерти души – от алкоголизма и наркомании до суицида: когда человек сам себя полностью забивает вот этими вещами, ему уже нет пути назад.

А граница всегда должна быть. Потому что жизнь – это ответственность, и мы должны понимать, что за каждое свое действие надо отвечать.

– Батюшка, большое спасибо за интересную беседу.

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.


Смотрите программу «Беседы с батюшкой» на православном телеканале «Союз»: воскресенье, понедельник, вторник, среда – 22.00 (прямой эфир), вторник, среда, четверг, пятница – 10.00 (повтор вечерней программы). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому). Телефон прямого эфира: (495) 781-49-54

 
Архипастырь

Епископ Архангельский и Холмогорский Даниил: Сначала построим храм…

Екатеринбург, 5 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». О восстановлении храмов, монастырей, о просвещении мирян, об отношениях со священством, о жизни епархии – в программе «Люди Церкви» с епископом Архангельским и Холмогорским Даниилом. Ведущий – Олег Петров.

 
Гость

Священник Алексий Дарашевич: Человек должен вбирать в себя Господа умом, сердцем, душой

Екатеринбург, 5 сентября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Беседа с настоятелем храма Святой Живоначальной Троицы в Поленове священником Алексием Дарашевичем в эфире телеканала «Союз»

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс