Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №17 (626) → Какой должна быть церковь: богатой или бедной?

Какой должна быть церковь: богатой или бедной?

№17 (626) / 1 мая ‘11

Дискуссия

Иеромонах Никон (Белавенец): «Надо смотреть не на внешнюю канву церковного служения, а на внутреннюю»

«Меня печалит такое поверхностное отношение к одному из самых активных и талантливых клириков нашей Церкви. Господин Семенов утверждает, что давно лично знает отца Всеволода и при этом демонстрирует полное незнание того, как он живет. Фактически, он сравнивает его с Тартюфом, как бы намекая, что, говоря о смирении и умеренности в посту, он сам живет «на широкую ногу». Но я должен разочаровать Семенова. Имея честь быть одним из близких друзей отца Всеволода на протяжении почти 30 лет, я могу сказать, что он на самом деле является нестяжателем. Он продолжает жить вместе с мамой и братом в трехкомнатной «хрущевской» квартире, в которой жил еще в школьные годы. У него нет личного автомобиля, а в качестве служебного он долгое время пользовался отечественной «Волгой», и только уступая мольбам своего водителя, который замучился ее ремонтировать, он пересел на иномарку.

Поэтому отец Всеволод вступался не за себя, а за определенную тенденцию. В ответ на поиск в Церкви всевозможных недостатков, он был вынужден совершенно справедливо ответить, что дело не в том, насколько богато выглядит тот или иной представитель православного духовенства, а все-таки в том, как человек относится к своему служению.

И я эту его мысль полностью разделяю. Если у священника есть хороший автомобиль, то мне важно не это, а как он его использует, то есть будет ли он максимально доступен для своих прихожан. Неужели хорошо, что священник в сельской местности, получив сообщение о том, что умирает человек, должен ехать его причащать на велосипеде 10 километров? Это совершенно неразумно.

Что касается призывов к извинению, мне странно слышать, когда приводят в пример Католическую Церковь. Тенденция католического духовенства извиняться по поводу и без повода перед каждым встречным вызывает раздражение у все большего числа людей. Тяга к политкорректности привела уже к тому, что папа Римский извинялся перед евреями за то, что Церковь обвиняла их в призывах к распятию Христа. Следующим шагом таких извинений уже может стать редактирование Евангелия. Эта попытка подстроиться под дух мира сего и привела Католическую Церковь к сильнейшему духовному кризису. Храмы в Европе стоят уже практически пустые. Мой друг недавно видел воскресную мессу в соборе Святого Петра, который был заполнен всего на четверть.

Поэтому надо смотреть не на внешнюю канву церковного служения, а на внутреннюю, – как священник тратит свое время – на себя или на свою паству. Отец Всеволод как раз практически и не имеет свободного времени. Мне приходилось наблюдать, что даже когда он находится в компании с друзьями, он не перестает отвечать на звонки журналистов, общественных деятелей. А это очень нелегкий труд.

И еще об одном. Жанр открытого обращения входит в противоречие с духом Евангелия. Господин Семенов, цитируя одно место из Писания, совершенно игнорирует другое: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи Церкви; а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18, 15-17)».

Протоиерей Александр Салтыков: «Богатство церковной утвари и облачений не является препятствием для личной скромности священника»

«О какой одежде идет речь? О моем подряснике или о церковных богослужебных облачениях? Одно дело – личная жизнь священника, другое дело – жизнь Церкви. Священник действительно должен служить в красивых облачениях, храм должен быть нарядным, церковные сосуды должны быть дорогими. И Церковь должна иметь на это средства. Это не является препятствием для личной скромности священника, взирающего на образы святых, научающегося от их житий, взыскуя духовного начала, а не материального», – сказал о. Александр. «Сребролюбцы же всегда были обречены на осуждение. Ибо сказано, что скорее верблюд пройдет сквозь игольное ушко, чем богатый – в Царствие Небесное. Это относится к любому человеку, а к священнослужителю – сугубо», – напомнил отец Александр. «Привлекательным будет образ такого человека, который, имея доступ к большим средствам, в личной жизни ведет себя скромно и достойно. Но Церковь должна же иметь средства, чтобы оказывать социальную помощь, чтобы развивать систему просвещения и образования, культуру, заниматься миссионерской деятельностью, защищать обиженных и слабых, строить храмы. Все это требует огромных средств. И у Церкви действительно есть недоброжелатели, стремящиеся лишить ее этих средств», – сказал священнослужитель. «Таким мне представляется смысл высказываний о. Всеволода, которого я давно знаю и глубоко уважаю».

Игумен Мелетий (Соколов), преподаватель Московской Духовной семинарии: «В данном случае уместно вспомнить поговорку о том, что не место (можно сказать – и вещь) красит человека»

Отец Мелетий согласился, что отнюдь не все в Церкви следуют духу Евангельскому. «Безусловно, есть и такие люди, для которых какая-то дорогая вещь или дорогой роскошный автомобиль – это знаки принадлежности к какой-то конкретной касте, к какому-то определенному сообществу. Но нам до этого какое дело? Сама эта тема какая-то надуманная, причем она намеренно муссируется в СМИ», – сказал он. «В данном случае уместно вспомнить поговорку о том, что не место ( а можно сказать – и вещь) красит человека. Здесь все понятно и очевидно. Вещи, необходимые для жизни, должны быть практичными и надежными и совсем необязательно – дорогими. А если, тем более, народ бедный, то зачем же священнослужителям быть богатыми? Богатством надо делиться с бедными. Для христиан это аксиома», – отметил отец игумен. «Другое дело – богослужебные предметы, на украшение которых никогда не жалели ни золота, ни драгоценных камней, или купола церковные. Это норма. И это никак не связано с тем, чтобы обязательно носить на себе в повседневной жизни дорогущие вещи и ездить на дорогих машинах. Машины, как и любая вещь, нужная в жизни, должны быть надежными и безопасными. Естественно, чем дороже для нас тот или иной человек, или чем выше его положение в обществе, тем лучше должны быть эти характеристики. Тогда, наверное, и цена будет выше. Но это чистая функциональность, никакого отношения к роскоши не имеющая. Я здесь проблемы не вижу», – заключил отец Мелетий.

Директор Синодальной библиотеки Московской Патриархии протоиерей Борис Даниленко: «Верующий человек должен видеть в священнослужителе в первую очередь молитвенника, постника, воздержника, самоотверженного пастыря или настоящего монаха»

«В предложенном контексте говорить об абсолютно точной и адекватной передаче смысла высказываний о. Всеволода не приходится, это очевидно», – сказал отец Борис. Вместе с тем он признал, что расхожие штампы про «попов на мерседесах» основаны в том числе и на реальных фактах. «В Церкви, к сожалению, действительно присутствует тенденция к обмирщению, к заимствованию представлений о «престижном» у светского общества: богатство, благополучие с сопутствующими «аксессуарами», являющимися символами этого благополучия (дорогие часы, дорогой автомобиль, представленные дорогими брендами, и т.д.). Да, к сожалению, это так. И, к великому сожалению, для очень многих людей, которые и ходят в храм, и участвуют в таинствах, подобная демонстрация является демонстрацией силы и достоинства и священнослужителей, и самой Церкви. Увы, не редкость у церковных людей и дурной вкус, и злой нрав, и смешение понятий добра и зла. Но я считаю, что этим вкусам и нравам, не соответствующим Евангельскому учению, не следует потакать», – заявил он. «Простой верующий человек, который может быть и рабочим, и банкиром, должен видеть в священнослужителе в первую очередь молитвенника, постника, воздержника, самоотверженного пастыря или настоящего монаха, а не носителя дорогих часов. Если мы не будем воспитывать свою паству на примерах святых, если сами не будем являть достойный пример, ничего хорошего в социальном плане у нас не получится. Мы должны четко говорить, что любая форма карьеризма – это плохо, это не соответствует духу Евангельскому, что любая форма самообогащения, даже если это касается не только монаха, но и мирянина – это плохо, и отсутствие способности снять с себя последнюю рубаху, чтобы поделиться с ближним – это указание на то, что нет в нас духа Евангельского. Мне кажется, в этом направлении всем нам христианам надо двигаться. Аскетический образ жизни как был, так и останется самым спасительным. Следовательно, так и надо жить. А примеры святой жизни – и в прошлом, и в настоящем, во всей истории Церкви», – добавил протоиерей.

 
Дискуссия

Протоиерей Всеволод Чаплин: «Рассуждения о блеске и нищете – признак духовного нездоровья»

Ответ протоиерея В. Чаплина Ивану Семенову Дорогой Иван!Рад возможности дискуссии и, раз Вы с самого начала развернули ее в публичном пространстве, принимаю этот формат.

 
Беседы с батюшкой

Иерей Димитрий Беженарь: «Зло не так всесильно, как нам кажется...»

Беседа с руководителем Миссионерского отдела Сергиево-Посадского благочиния кандидатом богословия иереем Димитрием Беженарем. – В эфире православного телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой».

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс