Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №16 (625) → Диакон Георгий Максимов: «Стяжая добродетель неосуждения, мы сокрушаем гордыню в своем сердце»

Диакон Георгий Максимов: «Стяжая добродетель неосуждения, мы сокрушаем гордыню в своем сердце»

№16 (625) / 18 апреля ‘11

Беседы с батюшкой

Беседа с преподавателем Московской Духовной академии кандидатом богословия диаконом Георгием Максимовым в прямом эфире телеканала «Союз»

– В эфире православного телеканала «Союз» «Беседы с батюшкой». С вами Михаил Карелин. Гость студии – преподаватель Московской Духовной академии кандидат богословия диакон Георгий Максимов.

Наша беседа посвящена греху осуждения – попробуем разобраться, что представляет собой эта напасть, чем отличается осуждение от суждения. Отец Георгий, есть такая Евангельская заповедь: «не судите, да не судимы будете». Каково ее значение в жизни православного человека?

отец Георгий Максимов

– Значение этой заповеди нужно признать уникальным. И вот почему. Когда православный христианин решает всерьез начать заниматься духовной жизнью, он узнает святоотеческое учение о страстях греховных: в каждом есть и гордыня, и чревоугодие, и гнев, и сребролюбие. Как с этим бороться?

Сразу со всем невозможно бороться, и святые отцы прямо об этом говорят: если час поборемся с чревоугодием, час с гордыней, то в результате не преуспеем ни в чем. Надо выбирать одну страсть и долбить ее, долбить, пока совершенно из себя не исторгнем. Преподобный Иоанн Лествичник в ответ на обращения людей мирских с вопросом, как, живя среди суеты и заботы, имея жен и детей, можно спастись, писал в «Лествице»: спасение в том, чтобы не осуждать ближнего. Это тот путь, идя по которому миряне могут достичь Царствия Небесного. И Сам Господь обещает это, и эти Его замечательные слова, можно сказать, самый короткий путь к спасению. У преподобного Иоанна Лествичника есть рассказ про монаха, который не отличился какими-то подвигами, но после смерти было открыто игумену, что он находится в Царствии Небесном. И когда он спросил монаха, за что же Господь сподобил его, тот ответил: за то, что никогда никого не осуждал. Так что если мы никого не осуждаем, то и нас никто осуждать после смерти не будет.

– Отец диакон, неужели, принеся на Суд победу лишь над одним грехом, можно получить прощение Господа?

– Эта заповедь открыта для всех. Особенно она актуальна для мирян. Потому что у человека, живущего в монашестве, с одной стороны, есть больше возможностей бороться с другими страстями, а с другой стороны, у него, особенно если это отшельник, меньше соблазнов к осуждению, чем у мирянина. Мирянин живет в мире, где осуждать другого считается не только нормой, но порой и добродетелью, в мире, который каждый день предлагает массу поводов нарушить эту заповедь Божию.

И еще одну вещь надо понимать. Заповеди не существуют отдельно друг от друга, как и добродетели. Это часть единой реальности, реальности святости, как и все пороки – часть единой реальности греха. Как святые отцы говорят: если кто впускает в сердце один порок и не борется с ним, этот порок привносит в его сердце все остальные пороки. Точно так же и с добродетелями – святые отцы говорят, что они связаны друг с другом: если мы одну добродетель в совершенстве стяжаем, то незаметно в наше сердце придут и другие добродетели.

Но это непростая заповедь и непростая добродетель. Потому что стяжая добродетель неосуждения, мы сокрушаем гордыню в своем сердце. А гордыня, как говорил старец Паисий Святогорец, это цитадель всех пороков и страстей. Если гордыня сокрушена, то со всеми остальными страстями будет справиться намного легче.

– Батюшка, как исполнить эту заповедь, которая, казалось бы, проста – как научиться не осуждать? Видим грехи, и сразу же появляется осуждение, если не на словах, то хотя бы мысленно. Видим муниципального чиновника, купившего машину, на которую он двадцать лет должен бы зарабатывать – мы же понимаем, что приобрел он ее не честным заработком...

– Чтобы начать бороться со страстью осуждения, прежде всего надо эту страсть в себе увидеть и перестать оправдывать себя. Потому что, как говорил святой Кесарий, наихудший вид греха – не признавать, что ты грешен. К сожалению, для современных православных людей, несмотря на обилие явных запретов на осуждение в Священном Писании и трудах святых отцов, есть такая страсть к самооправданию: как же не осуждать этих или тех, если я вижу, что они грешат? Это ужасно – мы позволяем бесам так над нами издеваться, что начинаем прямо противоречить словам Господа и находимся в большой духовной опасности. Можно выдумывать тысячи оправданий, почему не хотим исполнять заповеди Божии, но путь противления ведет в ад. И очень обидно, что это происходит именно с православными людьми, которые так много преодолели до того, как пришли в Православную Церковь.

Поэтому самое главное – перестать оправдывать свою страсть к осуждению. Например, есть чиновник Иванов, который совершает те или иные грехи. Я к вам приду и скажу: «дорогой брат Михаил, а знаете ли вы, что чиновник Иванов на дорогой иномарке ездит? Наверняка он наворовал! А вот недавно его видели с молодой особой, наверняка он изменяет жене...» И вы будете соглашаться со мной и говорить, что все чиновники плохие, все они воруют, ведут разгульную жизнь. Что из этого выйдет? Стану ли я лучше от того, что заведу такой разговор с вами, станете ли вы от этого лучше, станет ли лучше от этого чиновник Иванов? Если честно, никто из нас лучше не станет. Наоборот, и я стану хуже, и вы станете хуже, и, скорее всего, чиновник Иванов, если узнает, что мы осуждаем его за его спиной, только обозлится.

Есть прямая заповедь Божия, и мы должны ее исполнять. А еще понимать: Господь дал нам способность видеть грехи, чтобы мы использовали ее по отношению к себе. К своим грехам надо быть жестким и беспощадным, себя надо судить, свои грехи, свою совесть. А для чего Господь дал нам способность оправдания? Чтобы других людей, которые впали в тот или иной грех, оправдывать, находить для них какие-то смягчающие обстоятельства. И через это проявлять свою жалость, свою любовь к ним.

Но дьявол все извратил. В результате свою способность суждения, которую Господь дал, чтобы себя судить, мы обращаем на других. А способность к оправданию, которую Господь дал, чтобы мы ее на других обращали, наоборот, обращаем на себя. Это путь, по которому идет всякий человек, питающий в себе страсть к осуждению.

Так что же нужно сделать? Для начала – все вернуть на свои места. Ведь когда мы сами впадаем в ту или иную ошибку или явный грех, все-таки хотим к себе какого-то снисхождения, готовы найти для себя те или иные оправдания. И вот этот подход надо переносить на другого человека. Конечно, бес подталкивает к тому, чтобы мы его осудили. Пожалейте его и подумайте: может, он просто не знал, просто оступился, или, может быть, еще что-то... Об этом преподобный Силуан Афонский говорит: если ты увидишь, как человек согрешает, и ты его не пожалеешь, то благодать Божия обязательно тебя оставит. А если ты не только не пожалеешь его, но еще начинаешь осуждать и злословить его, то никогда не познаешь благодати Божией.

– Отец диакон, прошу ответить на вопрос телезрителя из Белгородской области.

– Я об осуждении думаю так: осуждение – это когда человек за глаза говорит неправду, сплетничает. А если он говорит правду в глаза человеку о том, чего он стоит и что он о нем думает – это тоже считается осуждением? В Евангелии сказано: не судите, и не судимы будете. А когда в государстве судья судит человека, имеет ли он моральное право кого-то осудить, если сам нечист на руку?

– Батюшка, и у меня тоже вопрос: почему христианство так категорично запрещает осуждение? Разве грех, с точки зрения Церкви, не достоин порицания?

– Грех достоин порицания. Но очень важно понимать, что в современном мире люди порой отождествляют грешника и грех. А Церковь учит иначе. В подтверждение своих слов хочу процитировать слова преподобного Исаака Сирина: «Люби грешников, но ненавидь дела их, и не пренебрегай грешными за недостатки их, чтобы самому тебе не впасть в искушение, в котором пребывают они. Ни на кого не гневайся и никого не ненавидь ни за веру, ни за дурные дела его. Не питай ненависти к грешнику, потому что все мы повинны. Ненавидь грехи его и молись о нем самом, чтобы уподобиться Христу, Который не имел негодования на грешников, но молился о них».

Отвечая на вопрос телезрителя, скажу, что нам никто не дал права судить других. Мы можем судить других только если сами без греха. Сам Господь об этом прямо сказал: кто без греха, тот пусть первым бросит в нее камень. Но мы с вами не безгрешны, безгрешен один лишь Бог, поэтому один лишь Бог может и будет судить каждого. Когда мы, будучи грешными, начинаем судить другого человека: правда это или неправда, или это нам кажется правдой, мы перестаем быть там, где и должны быть – в положении грешников, которыми мы являемся, и пытаемся из себя строить богов. Это ложь.

Грех осуждения действует очень интересно – думаю, что очень многие люди могли заметить это и по себе, по своей жизни. Как только начинаешь осуждать кого-то за те или иные грехи, через какое-то время Господь делает так, что ты сам впадаешь в те же грехи. Через это Господь тебя смиряет и показывает, чего ты на самом деле стоишь. Когда мы судим другого человека, мы себя ставим над ним, а ведь мы ничем не лучше его.

Как святой Василий Великий говорил: когда видишь человека согрешающего, то больше всего обращай внимание не на этот отдельный грех – если посмотришь в целом, то увидишь, что этот человек во многих вещах гораздо лучше, чем ты.

И еще очень важный момент – посмотреть, через что мы губим себя, когда судим других. Об этом говорит преподобный Марк Подвижник: осуждающий другого закрепляет за собой свои грехи. И я думаю, что с этим тоже многие сталкивались, начиная жизнь церковную. Ходят и ходят на Исповедь, а грехи все те же остаются, ничего не меняется. А как меняться, если осуждать других людей? Вот и происходит закрепление грехов.

Чтобы не быть голословным, приведу ответ святого Геннадия Константинопольского на этот вопрос: «Судить грехи – дело безгрешного, но кто без греха, кроме одного Бога? Помышляющий сердцем о множестве своих грехов никогда не захочет из соблазна другого сделать предмет для своего разговора. Судить человека соблазнившегося есть знак гордости, а гордым Бог противится. Напротив, кто каждый час готовится дать ответ о своих грехах, нескоро поднимет голову, чтобы рассматривать чужие ошибки».

Так что самое первое, что надо делать в практической борьбе с грехом осуждения, – перестать рассказывать и слушать про чужие грехи. Это надо запретить себе делать категорически. И второе – не позволять даже мысленно осуждать другого человека, потому что все наши грехи начинаются в мыслях.

Теперь насчет того, осуждение ли это – человеку в глаза говорить правду. Не надо думать, что мы знаем всю правду про человека и про его грехи, это очень большое заблуждение. Святые отцы говорили, что даже если ты своими глазами видишь, как человек согрешает, ты и тогда не верь своим глазам, часто и они обманывают. Это случается постоянно: бесы не дремлют, стараются разделить людей – одному внушают мысли о том, что другой грешник, а тому – наоборот. И так они людей ссорят через взаимную подозрительность, гордость и прочее.

Некоторые утверждают, что мы говорим о чужих грехах не в осуждение, а в рассуждение. Это опять же ложь. Если хочешь порассуждать, пожалуйста, рассуждай о своих грехах – сколько угодно и с кем угодно: и о том, как ты будешь за эти грехи отвечать перед Богом, и о том, что будет, если ты сейчас вот умрешь, и как Господь с тебя спросит, каким ты явишься на Суд Божий. Вот об этом рассуждай сколько угодно.

– Звонок из Подмосковья.

– Вы говорите, «не судите, и не судимы будете», от Матфея, кажется, Евангелие. А есть Евангелие от Иоанна, в котором говорится: судите судом праведным. И вообще, Евангелие всегда занимает активную позицию – и Господь Иисус Христос, и апостолы, ученики всегда ответственно относились к своему служению. Мне кажется, что призыв смотреть только за собой очень похож вот на что: закрой рот и не занимай никакой активной позиции. Разве так может мир измениться, разве так правда может над злом торжествовать в этом мире?

– Здесь сразу целый ряд тем. Мир не изменится в лучшую сторону от того, что мы будем нарушать заповедь Божию, это точно. Мир не изменится от того, что мы будем порицать других, а не каяться о своих грехах, И если вся «активность» позиции сводится к тому, чтобы говорить: ах, какой этот плохой и какой тот плохой, то такой «активной позиции» ни у святых, ни у апостолов не было; такой активной позиции нас никто не учил.

Что касается слов евангельских, которые напомнил телезритель, то здесь действительно очень важный момент есть. Действительно, говорится: «судите, но судите судом праведным» – это говорится о делах, а не о людях. И еще не раз говорится в Священном Писании: кто ты такой, чтобы судить чужого раба? Как апостол Иаков пишет, и другие апостолы запрещают судить другого человека, – надо судить о тех или иных явлениях. И когда мы видим явление греховное, то должны называть: это грех. Одно дело, когда мы говорим, что аборт – это детоубийство, страшный грех, который лишает человека не только надежды на жизнь будущего века, если он не покается, но и на счастливую жизнь здесь. Это пример того, что здесь судим судом праведным о грехе аборта. Но когда мы говорим, что Маша Иванова такая-рассякая, разэтакая, потому что совершила такой грех, – вы чувствуете разницу? Это не одно и то же. Конечно, нужно судить, судить о делах, судить о явлениях, но никто нас не ставил судьями над такими же людьми, как и мы.

– Cлушаем вопрос из Сочи.

– 46 дней назад убили моего единственного ребенка, ему не исполнилось 24 лет. Это случилось 17 февраля, а 20-го у него день рождения. И я точно знаю, кто это сделал и как. Сначала моего сына подозревали в употреблении наркотиков, в пьянстве. Но экспертиза показала, что нет ни наркотиков, ни алкоголя. Теперь я вынашиваю план мести, я хочу убить сама, своими руками, понимаете? Смогу ли я потом отмолить этот грех? Потому что мне почти 67 лет, у меня не осталось внуков, у меня не осталось никого, это был мой единственный ребенок, как мне быть?

– Вы не можете выносить приговор и карать людей. Но вы можете утешиться тем, что Господь – справедливый Судья, Который воздаст всем по делам их. Подумайте, если вы верующий человек: кто более совершенен, вы или Бог? Кто больше, лучше и справедливее может наказать тех, кто отнял у вас сына? Конечно, Бог. Поэтому оставьте это на Суд Божий. Помните про справедливость Божию, и то, что люди, которые здесь уходят от суда, там от Суда не уйдут. И если вы сами совершите злое дело, то вы ничем не поможете вашему сыну и просто погубите свою душу. Потому что так Господь говорит: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию». Ибо Господь говорит: «Мне отмщение, и Аз воздам». Не сдавайтесь и боритесь молитвой к Богу. Господь да поможет вам, да утешит вас и да упокоит душу вашего сына.

– Является ли служение судьи светского, гражданского, уголовного, арбитражного суда делом греховным?

– Надо сказать, что если Господь ставит нас на место, где требуется наведение порядка, то, конечно, здесь мы можем выносить и суждения, и некоторые вразумления совершать. Прежде всего, это касается семьи. И в этом нет греха, потому что дети наши – это те, кого Господь подчинил нашей власти.

Если Господь поставил человека на место судьи, то когда он исполняет добросовестно свой труд, то не совершает греха. Но если этот судья, сняв мантию и идя с работы домой, начинает рассуждать, что вот такой-то – грешник, вот такой-то – блудник, вот такой-то – пьяница, то он совершает грех осуждения. Он выходит за те рамки, которые ему установил Господь.

– Слушаем звонок из Новокузнецка.

– Батюшка, вот Вы говорите: не осуждайте за грехи других людей. А как же слова Христа: обличи ближнего своего и не понесешь за него наказания? Это во-первых. Во-вторых, Христос сказал: если видишь грех человека, подойди и скажи ему; если он не понял, возьми еще одного из церкви, подойди и скажи; если он не понял, отойди от него, и путь твой будет, как елей...

– Осуждение очень близко связано с обличением. Что касается цитат, которые были приведены, то у Господа первой цитаты нет. А вторая цитата есть в Евангелии. И в этой цитате есть слова «если согрешит ближний твой против тебя». И здесь мы подходим к очень важной теме.

Если, предположим, вы украли у меня какую-то сумму денег, или мне кажется, что вы украли, то есть два пути. Первый – я пойду к вашим коллегам, родным, к своим родным или к каким-то другим людям и буду говорить: а вот Михаил меня обворовал. Понимаете, это не обличение, это осуждение. Если я возьму и напишу в интернете, как передо мной провинился Михаил, здесь никакого обличения нет.

По Евангелию, если я имею что-то против вас, я иду к вам и наедине предъявляю свои претензии. К сожалению, в наше время очень мало кто так поступает: если кто-то от кого-то получил ущерб, он не идет обличать его наедине, а обычно обличает его перед всеми сразу, чтобы его опозорить, и из этого ничего хорошего не выходит – когда человек опозорен, ему труднее перед всеми признать свой грех. Или же он просто стремиться отомстить. Что вообще не имеет никакого отношения к христианству.

– Еще один звонок – из Воронежа.

– Подскажите, пожалуйста, батюшка, как правильно исповедоваться в грехе осуждения? Я работаю на предприятии, где очень много народу, пост руководящий, со мной много людей контактируют. Не всегда бываю сдержанна, каюсь, исповедуюсь, но по работе так получается, что снова возвращаюсь к этим грехам и очень мучаюсь от этого.

– Насколько подробно говорить о грехах именно на Исповеди, должен сказать ваш духовник. Но я бы хотел дать совет, который дает священноисповедник Сергий Правдолюбов. Он говорит, что если ты имеешь страсть к осуждению ближних, то каждый день, если кого-то осудил, клади три земных поклона со словами: «Господи, спаси раба Твоего такого-то, – и называйте имя человека, которого осудили, – и помилуй меня, грешного, по его молитвам». Если за день был осужден не один человек, а несколько, то, соответственно за каждого по три поклона и поименно молиться. И священноисповедник Сергий говорит, что через это Господь совершенно надежно исцеляет человека от этой страсти.

К сожалению, когда разговариваю с людьми на тему осуждения, то вижу, что многие порой не хотят почему-то бороться с этим грехом. Таким я просто хотел бы предложить: испытайте на своей душе, что будет, если ради Христа отказаться от осуждения. Пока я сам потакал этой страсти, ничего хорошего с моей душой не происходило. Как только начал стараться с ней справляться, то Господь послал мне такой мир и покой в душу, которого не было до этого.

Как говорят святые отцы: когда мы начинаем бороться с грехом осуждения, надо стараться не осуждать и не рассуждать про чужие грехи вообще с кем-либо. Об этом преподобный Исаак Сирин говорил: если ты не можешь заградить уста тому, кто говорит тебе что-то дурное про брата своего, то, по крайней мере, огради себя от общения с ним. Очень важно также внутренне молиться и стараться отсекать от себя дурные помыслы. И вы ощутите, насколько изменятся ваша душа, ваш ум, и в какое состояние может прийти ваше сердце.

Через это Господь дает нам благодать. Недаром святой Иоанн Златоуст говорит: кто строго расследует чужие грехи, тот не получит никакого снисхождения к своим собственным. Зачем нам это? Что это дает в духовной жизни?

– Отец диакон, не поможет ли в борьбе с этим грехом попытка представлять любого человека, которого хочется осудить, как родного близкого человека – если он младше тебя, скажем, как ребенка, брата, сестру, если старше – как отца или мать? Ведь мы же реже осуждаем родных...

– Конечно, это может в какой-то степени помочь, но мне кажется, что лучше всего ставить себя на место человека, которого ты осуждаешь; к сожалению, и родителей, и родных, и друзей мы тоже очень часть осуждаем, но никогда не осуждаем одного человека – себя, любимого.

Хотел бы сказать по поводу обличения. Действительно, некоторые святые отцы обличали. Но обличение – это дело человека, который достиг совершенства и который может уже, как пророки Божии, обличать других. Приведу слова преподобного Исаака Сирина, как обличать правильно. Он говорит: «когда пожелаешь наставить кого на добро, то упокой его сперва телесно и почти его словом любви, ибо ничто не преклоняет так человека на стыд и не заставляет бросить свой порок и перемениться к лучшему, как телесные блага и ублажения, какие он видит от тебя. Затем с любовью скажи ему слово или два и не воспаляйся на него гневом, и да не увидят в тебе признака вражды, ибо любовь не умеет гневаться и раздражаться».

Вот это способ, которым можно обличать человека. Что значит «упокой его телесно»? Окажи ему ту или иную помощь, если он в ней нуждается, в крайнем случае хотя бы угости чаем. Покажи ему свое расположение делами, потом почти его словом любви, обращайся с ним вежливо, с любовью, а не надменно: «сейчас я тебе расскажу, как нужно жить, потому что ты неправильно живешь». И когда человек уже видит с нашей стороны любовь, его не надо будет вразумлять, как надо поступить. А сказать ему с любовью: «дорогой друг, извини, что я дерзаю тебе сказать, но ведь эти вещи тебе самому во вред, они же тебя губят. Поэтому ради Господа воздержись от них». Когда мы осуждаем человека, то не даем ему повода измениться к лучшему, а просто умножаем зло.

Пусть каждый сам посмотрит в свое сердце: нравится ли ему, когда его грехи осуждают, когда о его грехах беседуют с другими, какие чувства он при этом испытывает? И если он сам не хочет этого для себя, пусть и другим не делает.

– Послушаем еще один звонок – из Коломны.

– Меня зовут Роман. Мы не можем судить внешних, их судит Бог. Но что делать, если внутри Церкви мы видим проявления неправды, проявления греха? Мы ведь не можем пройти мимо? Конечно, это очень трудно сделать, когда не знаем даже имени ближнего, который стоит вместе с нами на приходе, но это ненормальная ситуация – нормальная ситуация в крепкой церковной общине, когда люди знают друг друга и ответственны друг за друга и обязаны обличать этот грех, чтобы он не распространялся в церкви.

– Обязанности обличать чужие грехи у нас нет. Господь, когда говорит нам: «не судите, да не судимы будете», говорит не о том, что «не судите внешних, а судите ближнего своего». Это не так. Господь говорит обо всех. Грехи есть у всех людей, которые находятся в Церкви, это правда. И так было всегда – и при апостолах, и во времена Самого Иисуса Христа. Думаю, вы помните, какие претензии Ему предъявляли фарисеи – что Он общается с мытарями и блудницами. И, отвечая на эти претензии, Он говорил, что «не праведные имеют нужду, не здоровые, но больные». И что Он «пришел не праведников призывать к покаянию, а грешников». Да, все мы находимся в Церкви, и все мы больны грехом. Чьи-то грехи более видны, чьи-то менее. Но пользы от того, что смотрим на чужие грехи и перестаем смотреть на свои собственные, мы не получаем. И от того, что начинаем осуждать и рассуждать, тоже. Можно начать обличать, когда в вашем сердце не останется никакой скверны, никакого греха. Но до тех пор, пока у вас есть грех, надо заниматься своим грехом. Если бы каждый занимался своими грехами, себя исправлял бы, то никаких грехов и не было бы.

Как мы можем изменять мир? Об этом говорит преподобный Серафим Саровский: стяжи мирный дух, и тысячи вокруг тебя спасутся. Мы изменяем мир не потому, что обходим людей и говорим: «ах, ты дурак, ты воруешь, лжешь, много денег неправедным путем добыл, вообще не на своем месте находишься» – так мы просто увеличим зло в мире. Мир изменим, если из себя грехи исторгнем силою Божиею.

Про тех, кто внутри Церкви, прямо говорит апостол Иаков: кто ты, судящий чужого раба, перед своим Господом он стоит или падает, силен Господь восставить его. Это одна из самых ужасных вещей, когда осуждение переносится уже на своих, на ближних. К сожалению, как говорит святитель Феолипт Филадельфийский, дьявол ловит очень много людей, которые уже пришли к Церкви и которые в Церкви находятся. Сядьте и напишите на листочке, какую пользу вы принесли своей душе и душе того человека, которого вы осуждали. Если вы искренни перед Богом, если помолитесь, постараетесь быть честными, то, я подозреваю, ваш лист останется чистым. Лучше попробуйте воздерживаться вообще от страсти замечать в ближнем грехи. Об этом говорит святой Василий Великий: «мудрый человек, когда есть виноград, ест сладкие ягоды и оставляет незрелые. Так же и человек добродетельный, когда смотрит на другого человека, обращает внимание на его добродетели, а человек глупый и безрассудный обращает внимание на его грехи».

– Отец диакон, поясните высказывание преподобного Исаака Сирина, который научает вообще покрывать согрешающего, если нет тебе от этого вреда: ты придашь ему бодрости, и тебя поддержит Владыка твой. Как понимать это правило?

– Как прямое руководство к действию. Об этом и в древнем патерике говорится – один монах пришел и спросил: что мне делать, если я вижу грех брата моего, рассказать или сокрыть его, ему ответили: как мы относимся к грехам ближних, так и Господь относится к нашим грехам. Если мы открыли чужой грех, Господь сделает явными перед людьми наши грехи, а если мы покроем грех ближнего, то Господь покроет наши грехи.

– Господь не спросит нас на Суде, почему мы, увидев согрешающего, не осудили его?

– Эту власть Господь дал в Церкви своим священникам, или епископам, которые так и называются – надзирателями. И если мы являемся священниками или епископами, то да, спросит. Потому что это обязанность священнослужителя – предупреждать человека, который совершает грех, что за этот грех его спросит Господь. А если не являемся священнослужителями, то не имеем никакого права обличать другого человека. Если видим согрешающего, помолимся за него: «Господи, прости, спаси его, открой ему глаза на то, что эти грехи губят его, и обрати его к покаянию» – все. И закрыли тему.

И это сделает в тысячу раз больше, чем сто слов нашего обличения. И уж тем более, чем тысяча слов нашего осуждения.


Смотрите программу «Беседы с батюшкой» на православном телеканале «Союз»: воскресенье, понедельник, вторник, среда – 22.00 (прямой эфир), вторник, среда, четверг, пятница – 10.00 (повтор вечерней программы). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому). Телефон прямого эфира: (495) 781-49-54

 
Церковный календарь

Дни памяти святых

25 апреля Светлая седмица – сплошная. Понедельник Светлой седмицы. Прп. Василия исп., еп. Парийского (после 754). Прмч. Сергия (1938). Сщмч. Зинона, еп. Веронийского (ок. 260). Прп. Исаака Сирина, в Сполете Италийском (550). Прмчч. Мины, Давида и Иоанна (после 636). Прп. Анфусы девы (801). Прп. Афанасии игумении (860).

 
Беседы с батюшкой

Иерей Алексий Дарашевич: «Молиться нужно единым сердцем»

Беседа с настоятелем храма Живоначальной Троицы в Поленове иереем Алексием Дарашевичем в прямом эфире телеканала «Союз» – В эфире православного телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». С вами Михаил Карелин.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс