Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №13 (622) → Архиепископ Рязанский и Касимовский Павел: «Переименование улиц имеет воспитательное значение»

Архиепископ Рязанский и Касимовский Павел: «Переименование улиц имеет воспитательное значение»

№13 (622) / 1 апреля ‘11

Архипастырь

– Телекомпания «Эхо» продолжает цикл программ «Беседы с Владыкой Павлом», гость которых – архиепископ Рязанский и Касимовский Павел. Ведущий программы – Евгений Зызин. Владыка, здравствуйте.

– Здравствуйте.

– По традиции, нашу беседу начинаем с вопроса от ведущего. Владыка, исполнилось 130 лет со дня покушения на императора Александра II, но до сих пор улицы многих российских городов носят имена террористов – у нас в Рязани практически рядом с нашей студией находится улица имени Халтурина, террориста, причастного к той трагедии. Так ли это безобидно, как кажется на первый взгляд? Кстати, улиц, названных в честь святых, в Рязани, да и, наверное, в большинстве российских городов нет.

архиепископ Рязанский и Касимовский Павел– Я бы не сказал, что таких улиц нет. Они есть. Есть сейчас много людей в разных городах, которые обращаются в органы власти с просьбами о переименовании улиц и даже находят понимание. Принимаются решения о переименовании улиц. Вы обратили внимание, что после революции было переименовано очень много улиц? Это ведь имеет и политическое, и воспитательное значение. Я думаю, если выйти на улицу и спросить, особенно молодых людей, знают ли они, в честь кого названа улица, не все ответят правильно. Было время, когда мне приходилось видеть на улице, на первом и на последнем домах таблички, где были написаны фамилия, имя и отчества человека, в честь которого названа улица, когда он жил, чем занимался.

И в школе, помню, нам говорили: мы живем в таком-то районе, у нас имеются такие-то улицы. Сейчас, думаю, не все знают, но, на мой взгляд, это имеет большое воспитательное значение не только для молодого поколения, но и для любого человека, живущего на той или иной улице. Сегодня мы смеемся над тем, что в этих названиях много «тупиков Коммунизма»: «Первый тупик Коммунизма», «Второй тупик Коммунизма»… Некоторые названия были просто бездарными, скажем вежливо. Ну, как так – призывают всех идти к коммунизму, а тут первый тупик, второй тупик, куда не пойдешь – везде тупики Коммунизма. Абсурд!

Но, говоря именно о террористах, которые убили Александра II, я считаю, что несправедливо и неправильно называть улицы их именами. Представьте себе, что завтра в Грозном, например, улицы будут называться именами террористов, которые убивали свой народ, взрывали и уничтожали? Да и не только в Грозном, но и в Москве, и в других городах. Я считаю, что надо давать улицам имена тех людей, которые внесли весомый вклад в развитие государства, в развитие того или иного города, чтобы молодежь равнялась на этих людей. И говорить о них: кто они, что совершили. Есть смысл сегодня подумать об этом.

Хотя, конечно, вы понимаете, что за каждым переименованием стоят большие деньги – надо менять таблички с названием, в паспортах штампы. И все же, думаю, для блага и процветания нашего народа и государства следует сегодня как-то отстраниться от имен людей, которые играли отрицательную роль в жизни страны.

– Переходим к ответам на вопросы наших телезрителей. Мария, 87 лет, спрашивает, как правильно читать молитву преподобного Ефрема Сирина – в какие дни, в какое время?

– Есть хорошая практика: эта молитва читается в среду и в пятницу на сырной седмице, то есть на масленице, и, кроме субботы и воскресенья, все дни Великого поста. Она читается в храме священником и совершается особым чином. Первые три прошения произносит священник, и делается три поклона. А потом шестнадцать малых поклонов поясных делает священник, а затем повторяет эту молитву. И завершает все земной поклон. Но эту молитву можно читать и дома, это очень хорошо и полезно.

– Александра Никитична, 76 лет, утром поминает усопших и спрашивает, можно ли это делать в дни Великого поста?

– Конечно, можно. И Великим постом можно, а дома можно каждый день поминать о здравии и упокоении – это очень хорошо, молиться.

– Татьяна, 77 лет: можно ли заниматься йогой?

– К йоге у нас свое отношение, хотя очень часто говорят о том, что йога – это физическая закалка, умение сконцентрировать свои мысли, свой внутренний мир. Но все же йога – это не просто физическая зарядка, это, скорее всего, идеология, которая никак не связана с Православным вероучением. Конечно, очень хорошо и полезно заниматься физзарядкой, физическим трудом, развивать свое тело. Это чрезвычайно хорошо. Но вы обратите внимание, что у йогов акцент делается на человеческие способности, и сама идея йогов – показать, каким талантом, даром, какой мощью, какой энергией обладает человек.

И если в Православии все сходится к тому, что Господь велик и Он наш Творец, мы все должны стремиться к Богу, то йога подразумевает физическое здоровье человека без Бога. Ее философия: ты человек, ты на все способен, у тебя есть такая энергия, тебе все доступно. Бог тут уже не нужен. Так что это не просто физическая зарядка – это идеология, но идеология без Бога. И вот в этом кроется большая опасность, которую не все понимают.

– Александра Лаврентьевна, 82 года, из Краснодарского края, спрашивает: «Однажды в ответ на несправедливость не пошла к начальнику просить за себя. Что это – гордыня?».

– Александра Лаврентьевна, трудно сказать, что вами руководило в то время. Вполне возможно, обида какая-то была, может быть, гордость, а может, и смирение. Вы знаете, я знаю много людей, которые говорят: за другого пойду к любому начальнику просить, а за себя стесняюсь. И если это стеснение, то и оно вполне укладывается в рамки Православного вероучения. А если из-за того: «да кто он такой, да зачем я к нему пойду, ведь я такой-то, такой-то...», то здесь, возможно, и гордыня присутствует. Поэтому вы должны сами оценить и понять, какими чувствами вы руководствовались. Если это гордыня, то плохо, а если смирение, это хорошо. А если за другого человека можете попросить, тоже хорошо.

– Клавдия Николаевна, 48 лет, спрашивает: «Как православным относиться к партии «Воля»? Слышала, что в Рязани проходил ее форум, на котором были и священники».

– Что касается участия священников в политических партиях, должен еще раз сказать, что на Архиерейских Соборах Священный Синод Русской Православной Церкви, обсуждая этот вопрос, принял решение не рекомендовать, не благословлять священнослужителям участвовать в жизни и деятельности политических партий. Это не случайно, потому что, участвуя в деятельности какой-то из партий, священник тем самым как бы закрывает двери храма, двери церкви для членов других партий.

Церковь вне партийности, Церковь вне каких-то политических игр. Церковь должны быть открыта для всех людей вне зависимости от их политических взглядов. А что касается участия в избирательной компании, то мы, как граждане нашего государства Российского, можем и должны участвовать в голосовании. То есть отдавать свои голоса за того или иного политического деятеля – допустимо.

Если вы заметили, что кто-то из наших священников рязанских присутствовал на каких-то политических собраниях, нужно об этом ставить меня в известность. Чтобы я этих священников приглашал и с ними проводил работу. А что касается партии «Воля», вы знаете, что сегодня она официально не зарегистрирована, существует на правах общественного движения. И пока это партия не зарегистрирована, за нее никто не будет голосовать, потому что она просто не сможет принимать участие в выборах.

– Антонина, 82 года, больна, в храм ходить не может, но всегда по ее просьбе знакомые заказывают обедни, спрашивает: действуют ли так ее молитвы?

– Конечно, действуют, это не зависит от того, пришли вы в храм или не пришли. Конечно, когда человек приходит в храм, это очень важно, и хорошо, и полезно. Но бывают такие обстоятельства, когда человек болен, прикован к постели. И очень хорошо, когда люди за него молятся и Церковь молится. А я, со своей стороны, хочу вам пожелать доброго здоровья, поправляйтесь.

– Надежда, 63 года, спрашивает, какое наказание понесут те, кто сквернословил и сквернословит?

– Трудно сказать. Думаю, что никто из нас не знает, как Господь будет относиться к нашим прегрешениям. Я часто, обращаясь к людям, говорю, что мы все хотим, чтобы Господь нас судил не по правде, а по милости. Потому что, если Господь будет судить по правде, то, наверное, ни один человек не оправдается. Мы просто надеемся, что Господь милостиво к нам отнесется. Но для этого и мы должны милостиво относиться к тем людям, с которыми общаемся, на кого имеем обиды. «Каким судом судите, таким судимы будете и вы», – говорил Христос Спаситель. Вот это следует помнить.

Как Господь отнесется к этим людям, трудно сказать; неизвестно ведь, почему они так себя ведут. Может, их так воспитали? Я иногда смотрю телевизионные передачи, где ведутся дискуссии на подобные темы. И берут иногда интервью на улице, и некоторые люди говорят, что эти бранные слова являются как бы связующим звеном в разговорной речи. С одной стороны, можно осудить их, а с другой – можно понять, ведь они другого-то не знают. У них дома всегда ругались. И как их за это можно осудить? И Господь, видимо, все это будет учитывать.

Но мы-то, взрослые люди, особенно те, кто получил богословское образование, кто ходит в храм, кто понимает и может делать какие-то выводы из того или иного диалога, мы же понимаем, что ругань – она и есть ругань. Сегодня, оглядываясь на слова наших подвижников благочестия, наших проповедников, можем сказать, что один из самых известных проповедников, святитель Иоанн Златоуст, о борьбе со сквернословием очень много говорил. Потому что любое скверное слово оскверняет человека. Потому и называют это сквернословием. Не будет же человек разумный обливать себя грязью, потому что понимает, что в таком виде он не хорош для общения с другими людьми.

Сквернословие – грех омерзительный, и в первую очередь он приносит вред самому человеку. Как и любой другой грех, он удаляет человека от Бога, и об этом нужно помнить. А какое будет наказание, трудно сказать. Господь Сам оценит наши действия, учитывая наше воспитание, образование и наше отношение. Но еще раз хочу сказать, что это действительно неприятно слышать.

Если где-то в городе слышу, просто слух режет от таких слов. Если только на территории монастыря или храмов слышал ругань или какое-то сквернословие, сразу выгонял таких людей без выходного пособия. Как можно находиться в святом месте и сквернословить? Конечно, это мерзость пред Богом, и будем надеяться, что люди тоже будут это понимать.

– Анна Никифоровна, 61 год, Лидия, 60 лет, спрашивают: «Можно ли в дни Великого поста крестить младенцев, можно ли беременной женщине быть крестной?».

– Конечно, можно, никаких ограничений в этом нет. Хотя в Древней Церкви Крещение не совершалось в дни Великого поста, только в Великую Субботу, сегодня такая жизнь, при которой все люди очень заняты, и существует такая практика. Можно крестить, когда вам угодно, согласовывать это со своим священником.

– Алексей, 28 лет, спрашивает: «Есть ли специальная система для самовнушения, и можно ли ее использовать в жизни?».

– Тема самовнушения перекликается с тем, о чем мы уже говорили, с йогой в том числе. Есть такая методика, но она абсолютно неправославная, даже в некотором роде абсурдная. Я, общаясь с некоторыми людьми на подобные темы, всегда говорю, что сегодня огромное количество людей пытается заработать деньги. Тот же самый Джозеф Мэрфи в своей книге «Целительная сила молитвы» опирается только на самовнушение. Вы почитайте хотя бы немного, и вы поймете, что это глупость и абсурд. Он предлагает людям в течение дня постоянно и многократно повторять слова «богатство и деньги», – и, в конце концов, говорит он, придет время, и вы разбогатеете.

Здравомыслящий человек поймет: если я буду лежать на диване и только говорить эти слова, то я не буду никогда богатым. Здесь совершенно другое. «Самовнушение» по этому «методу» имеет совершенно иное значение. Возьмите, к примеру, эту книгу Джозефа. Вот он приехал к нам в Россию и издал эту книгу, допустим, 100 тысяч экземпляров, и продает ее по 50 или 100 рублей. Купит эту книгу кто-то, прочитает несколько страниц, поймет, какая в ней написана глупость, и выбросит ее. Но тот человек, который эту книгу выпустил и распространил, получит 5 или 10 миллионов. Отдаст небольшую часть на издательские или транспортные расходы, остальное заберет себе. Вот он стал богатым, вы – вряд ли. И самовнушение – это глупость; и, простите за грубость, – как я иногда говорю – это очередной лохотрон. Не может этого быть. Церковь и наше православное богословие призывают людей к труду. Если я не буду трудиться, если я не буду работать над собой, то никогда не стану ни богатым, ни нормальным человеком в этом обществе. И Господь призывает всех к труду, и это единственное условие – усердие, труд, молитва, стремление к тому, чтобы развиваться. Стремиться надо к благополучию с такой целью: если я буду благополучно жить, то смогу и людям помогать. Это не самоцель – быть благополучным. Целью должна стать такая цепочка: если я буду хорошо учиться, я получу достойную профессию, если у меня будет хорошая профессия, я буду много зарабатывать, а если я буду иметь достаточно средств, я буду иметь больше возможности людям помогать.

– Марина, 47 лет спрашивает: «Можно ли на рабочем месте в офисе иметь иконы?».

– Если начальство ничего против не имеет, вполне возможно. Я даже считаю, что иногда это полезно. Вот мы сейчас говорили о сквернословии. Сегодня у нас не только в колхозе, не только в поле, не только на каком-то заводе, но и учреждениях сплошь и рядом – сквернословие и мат. Я иногда прихожу в какие-то учреждения светские и говорю: «Только не ругайтесь, у меня с собой иконочка, вот панагия с образом Спасителя и Божией Матери. Не ругайтесь». Если у вас на рабочем столе будет стоять какая-то иконочка, у вас будет хороший повод сказать: «Извините, друзья, но у меня в кабинете не ругайтесь, здесь имеется образ Божий». К тому же вы можете в любой момент обратиться и сказать: «Господи, помоги, Господи, благослови, слава Тебе, Господи, все хорошо прошло». Так что если ваше руководство не возражает, это вполне допустимо.

– Благодарю Вас, Владыка, спасибо, что пришли и ответили на вопросы наших зрителей.

– И как всегда, дорогие друзья, я желаю вам всего самого доброго. Пусть благословение Божие пребывает со всеми вами.


Смотрите на телеканале «Союз» программу «Беседы с Владыкой Павлом» (Рязань): среда 11.15, суббота 20.00, воскреcенье 04.00. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 
Архипастырь

Архиепископ Викентий: «Все трагические события в мире – это знаки Божии»

Беседа с архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

 
Беседы с батюшкой

Протоиерей Борис Обрембальский: «Настоящее Покаяние – это обещание Богу своего исправления»

Беседа с клириком Богоявленского кафедрального собора в Елохове, протоиереем Борисом Обрембальским – Добрый вечер, дорогие друзья, здравствуйте, братья и сестры!

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс