Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №9 (618) → Иерей Владимир Новицкий: «Очищая душу, мы становимся ближе ко Христу»

Иерей Владимир Новицкий: «Очищая душу, мы становимся ближе ко Христу»

№9 (618) / 1 марта ‘11

Беседы с батюшкой

Беседа с иереем Владимиром Новицким в прямом эфире телеканала «Союз»

– Добрый вечер, дорогие друзья, здравствуйте, братья и сестры! В эфире православного телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой» и я, ее ведущий Михаил Карелин. Сегодня у нас в гостях клирик храма Cвятых Бессребреников Космы и Дамиана в Козьмодемьянске иерей Владимир Новицкий. Здравствуйте, отец Владимир, благословите наших телезрителей.

– Господь да благословит рабов Своих.

– Дорогие друзья, мы снова вступили в благодатное, радостное время духовного напряжения и усилий – время Великого поста. Эта тема и станет основной в беседе с нашим гостем.

– Великий пост, как и все посты в Православной Церкви, – это установление Божие. Церковь ведется Духом Святым, и именно Дух Святой, благодать Божия направляет жизнь христиан. Вообще, пост – время радости, время благодати Божией: если мы с вами идем по пути духовной жизни, если мы сдерживаем свою плоть, если мы ближе к Богу становимся, то мы не можем не радоваться, потому что наш Господь – Господь радости, наш Господь – Господь любви, наш Господь – Господь мира. И вот пост – это время мира, радости и любви.

Хочется сказать, что пост имеет два аспекта. Можно говорить в узком, конкретном аспекте – это воздержание от количества или качества яств, которые мы принимаем, но лучше сказать о широком аспекте. В широком смысле слова, пост – это послушание Богу, это праведная жизнь или стремление к праведной жизни. Пост – это примирение со своей совестью, примирение с Богом. Кто когда-нибудь искренне и по-настоящему постился, скажет, что в конце поста даже становится жалко, что это благодатное время заканчивается.

Почему? Да потому что весь пост, выполняя даже в какой-то степени послушание Богу, – постясь, больше молясь, очищая свою душу, – мы, безусловно, стали ближе к Богу, ближе ко Христу. И когда мы прекращаем поститься, эта близость уже так не ощущается, и душа тоскует по этой близости. Душа переживает и снова хочет насытиться благодатью, снова оказаться в этом периоде мира, радости и любви.

– Отец Владимир, а нужно ли брать благословение на пост?

– Есть традиция брать благословение на пост, поэтому многие подходят к батюшкам и берут такое благословение. Но в целом можно сказать, что пост уже благословлен Богом, уже есть благословение на пост, чтобы мы все постились. Как сказано в богослужебных книгах, «постимся постом приятным».

– Батюшка, как питаться в Великий пост? Что запрещено, что можно, или этот вопрос каждый человек решает индивидуально, со своим духовником? Или все миряне должны подчиниться монастырскому уставу?

– Это вопрос такой неоднозначный, но можно сказать о каноне поста, об уставе поста – он есть, его можно прочитать в православных календарях. Этот устав как некий камертон, который настраивает нашу духовную жизнь, и мы должны к нему подстраиваться, то есть мы должны стремиться к идеалу. Но все мы имеем разную силу, и каждый человек, в той или иной мере, близок к идеалу. Мы должны прислушиваться к этому, вчитываться в то, что благословляет Церковь, стараться. Но, тем не менее, нужно понимать, что не каждый по состоянию здоровья может поститься во всей полноте.

Безусловно, есть духовник, есть священники, которые должны подсказывать, как поститься в тех или иных случаях. Бывают исключения, когда человек находится в больнице или местах заключения, и у него нет выбора, он будет кушать все, что ему дают. Но, тем не менее, будем стараться кушать то, что благословляет Господь.

– Отец Владимир, поясните, пожалуйста, духовную суть слов из 50-го покаянного псалма: «Жертва Богу дух сокрушен, сердца сокрушенного и смиренного Бог не уничижит».

– Я думаю, что мы можем отдать Богу... Что для Бога важно? Ведь Бог ни в чем не нуждается, у Него все есть. Мы только нуждаемся во всем, и Бог нам все дает по великой Своей любви. Он, прежде всего, дал нам Самого Себя, дал нам Сына Своего единородного, Он пожертвовал за каждого из нас Собою на Кресте. Мы все искуплены дорогой ценою. Что мы можем Богу отдать, как можно расплатиться с долгом, который мы имеем?

Господь хочет, чтобы мы сокрушали свой дух, свою гордыню, чтобы мы имели сокрушение сердца, понимая, что мы в эту жизнь ничего сами не приносим. Эта жизнь – не наша, это жизнь Божия, и нельзя ее присваивать себе – в этом сокрушение сердца: мы переживаем за свою греховную немощь, за дистанцию, которая отделяет нас от Бога. Потому что мы понимаем: если мы останемся в таком состоянии, если мы не исправимся и не переродимся духовно, то не сможем войти в Царство Божие Небесное.

Можно сказать, что настоящая любовь бывает между людьми только тогда, когда между ними есть Христос – если есть Христос между нами, то это любовь настоящая.

А вот как надо сокрушать свой дух. Сокрушают дух покаянными чувствами и слезами покаяния. Сокрушается дух, когда мы молимся Богу и пытаемся с Ним разговаривать, а если мы не сокрушимся, то не сможем с Ним говорить, к Нему обратиться. Сокрушается дух, когда мы с вами терпим без ропота наши болезни, наши немощи телесные и духовные.

– Отец Владимир, известно, что пост – это время сугубого покаяния. А в чем отличие покаяния в пост и вне поста?

– Можно сказать, что покаяние во время поста сопровождается еще и воздержанием телесным – воздержанием в пище, воздержанием от всяких увеселений. И поскольку мы с вами имеем «дырявую» плоть, если нам ее излишне кормить и питать, излишне веселить, то она будет прикрывать дух. Но как только мы начнем себя в чем-то ущемлять (а ведь никому не хочется ущемляться, всем хочется легкой, свободной, сытой жизни), только тогда тело будет не так давить на наш дух, мы не так будем зависимы от наших всевозможных плотских перипетий.

Вспомните слова Евангелия, что не хлебом единым будет жить человек, а всяким словом, исходящим из уст Божиих. Питание словом Божиим бывает тогда, когда мы не просто слушаем слово Божие, а стараемся исполнять его. Мы становимся духовнее, и плоть становится наоборот крепче, сильнее от этого.

– К Вам вопрос, звонок из Московской области.

– Скажите, пожалуйста, а земные поклоны когда делать, во время поста или позже?

– Я думаю, что земные поклоны всегда хороши и полезны. Хорошо, когда молится не только наша душа, но еще и тело участвует в нашей молитве. Кто-то из святых сказал: «Если ты помолился и не вспотел на молитве, ты всуе помолился». Конечно, это гипербола, но, тем не менее, когда участвует в молитве наша плоть, когда мы делаем поклоны – кто сколько может, то будет один поклон – духовный, то есть поклонимся Богу духом. Это будет великая радость и великая драгоценность перед Богом. Что касается количества поклонов, то, конечно, это нужно определять по силам, по здоровью, по благословению духовника, но постом, я думаю, полезно совершать как можно больше поклонов.

– Батюшка, скажите, пожалуйста, какое настроение должно быть у постящегося? Радостное, или больше нужно печалиться о грехах?

– Хороший вопрос. Вспомним Евангелие, как Господь говорит о посте. «Ты, когда постишься, – говорит Господь, обращаясь к каждому из нас, – помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться перед людьми радостным». Как сочетаются покаяние, сокрушение, слезы покаяния и радость, возможно ли это? В человеке это возможно, потому что когда мы сокрушаемся, когда мы смиряемся, Господь дает нам благодать.

И людей по-настоящему постящихся, наверное, можно определить по светлым и радостным лицам. Если мы, христиане, имеем мрачные лица, если мы угрюмы, раздражительны, не умеем радоваться, то мы, конечно, очень далеки от совершенства. Мы еще не очень настоящие христиане. Поэтому здесь все сочетается: скорбь переходит в радость, и радость переходит в скорбь, потому что, получая благодать, мы сокрушаемся вновь, видя: ну как же так, мы столько нагрешили, мы такие немощные, а Господь дает нам благодать. За что Он нам ее дает? И мы начинаем сокрушаться, а Господь, видя это наше сокрушение, еще дает нам благодати. И мы опять сокрушаемся. Вот так все и чередуется.

– Вопрос из Ростова-на-Дону.

– Пожалуйста, скажите: мы хотим обвенчаться, но во время поста, насколько я знаю, нельзя. Когда теперь можно обвенчаться?

– Спасибо за вопрос. Венчание – это время радости, радости не только духовной, но и плотской, потому что человек – это душа и тело. Такого плана торжества обычно переносятся на время до или после поста.

– Спасибо за ответ. Пост – время и духовной брани в том числе, со своими страстями, со своими грехами. Борясь с ними, обязательно ли объявлять войну сразу всем, или одной самой сильной страсти? Как Вы считаете?

– Здесь можно ответить двояко. С одной стороны, у каждого человека есть какая-то самая главная страсть. Я думаю, надо знать за собой эту немощь, и все силы духовной борьбы направить именно на это. Но одновременно надо понимать, что невозможно лечить одно и оставлять без внимания другое: страсти обладают способностью цеплять друг друга и связываться друг с другом. Поэтому, если заняться чем-нибудь одним, а другое оставить без внимания, то плодов не будет.

Например, человек страдает алкоголизмом и начинает лечиться от алкоголизма. А одновременно у него есть еще страсть чревоугодия или блудная страсть, но он оставляет их без внимания. Понятно, что если мы нарушаем в чем-то Закон Божий, если мы в чем-то переступаем главные заповеди Божии, то мы повинны против всех заповедей, хотя бы даже мы в чем-то и преуспели. Мы должны душу всю лечить, все ее болезни..

– Вопрос от нашего телезрителя из Московской области.

– Отец Владимир, Вы сказали, что в пост и Христос между нами, но то, что Христос между нами – это надо еще как-то определить. У меня такой вопрос: пост есть у всех народов, во всех религиях; в чем особенности христианского поста по сравнением с иудейским постом?

– Хороший вопрос; действительно, нужно определить, что есть пост и что есть голодовка. Если балерина воздерживается от еды, чтобы сохранить вес, это будет постом? Нет. Если воздерживается от еды боксер или спортсмен какой-то, будет ли это пост? Конечно, это не пост. Если воздерживается от еды иноверец, будет ли это пост в нашем понимании? Конечно, нет. Это будет некая религиозная практика, и только.

Поэтому нужно четко понимать и обозначать цель поста. В самом начале мы уже об этом сказали: цель поста – это послушание Богу, Господу нашему Иисусу Христу, и праведная жизнь во Христе. Можно ли определить, есть между нами Христос или нет? Конечно, мы не можем это ни померить, ни потрогать, ни как-то физически ощутить, но, тем не менее, надо понимать, во имя чего мы общаемся друг с другом. Если мы общаемся во имя Христа и стремимся к этому совершенству, то Господь будет между нами. Господь сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я среди них».

– Батюшка, поделитесь, как побороть страсть к табакокурению? Коль мы уж начали говорить о страстях, стоит ли бросать резко или это нужно делать постепенно?

– Да, действительно, есть мнение, что все нужно делать постепенно. И это касается не только табакокурения, это касается любой страсти. Но страсть – как некий идол, который стоит в нашей душе.

Как можно скрутить идола постепенно? Это невозможно. Если ты немножко куришь, ты все равно остаешься никотинозависимым, если ты немножко употребляешь наркотики, ты все равно наркоман, если ты немножко выпиваешь и понимаешь, что не можешь без этого существовать, значит, ты зависишь от этого, значит, страсть остается, идол стоит в тебе. Как сокрушить идола? Разом и решительно.

Любая страсть связывает нас с дьяволом, любая страсть отделяет нас от Бога, поэтому страсть надо возненавидеть и разом, решительно отказаться от нее. Ради Христа и во имя Божие. И все получится.

– И не забывать, что тело человека – это храм Божий.

– Конечно. А какое же мы имеем право осквернять храм Божий своими страстями?

– Вопрос из Воронежской области. Здравствуйте, слушаем вас.

– Раба Божия Ольга. У меня такой вопрос: на время поста приходится день рождения. Если этот праздник отметить, а после него заняться усиленной молитвой, это как-то сглаживается?

– Вопрос по существу. Вспоминается Ветхий Завет, Господь сказал: «Праздники ваши ненавидит душа Моя». О каких праздниках Господь говорил? О языческих праздниках, о вакханалиях, о греховности, о невоздержании, о праздниках плоти без присутствия духа, И если мы точно так же отмечаем дни рождения, то, безусловно, такие праздники Господь ненавидит.

Но праздновать те же дни рождения можно и духовно. Можно собраться, опять-таки ради чего? Да, ради дня рождения, это, безусловно, важное событие в жизни каждого человека, но и ради Бога, ради Христа. Потому что Кто нам дал жизнь, почему мы родились? Господь дал нам эту жизнь. Поэтому, если люди соберутся с любовью во Христе, ради Христа, близкие по духу, и посидят вместе, попьют чая, покушают постную пищу, порадуются друг другу, то кроме благодати это ничего не принесет.

– Следующий вопрос из Уренгоя.

– Как быть во время поста с раздражительностью – это касается в основном работы: не все люди на работе постятся. Я стараюсь не быть раздражительной, но не получается.

– Вопрос, как и все предыдущие, очень актуальный. Потому что раздражительность – это проблема в любое время года. Что такое раздражительность? Это раздражение души. Если взять, по аналогии, водную гладь – вот она чистая, спокойная, в ней отражается небо и солнце, а попробуйте раздражить ее – и тут же она становится свинцово серой, в ней уже ничего не отражается. Так же и душа человека: если она спокойна и мирна, она отражает свет благодати Божией. Посмотришь на такого человека – он действительно светлый, как будто у него лицо светится. А смотришь на человека раздраженного – и даже смотреть на него не хочется и быть с ним рядом не хочется. Тяжело, потому что сам начинаешь искушаться от этого.

Раздражительность бывает по многим причинам. Бывает, что усталость ее провоцирует, бывает, что ее вызывают какие-то телесные немощи, когда человеку трудно удержать душу в мире; бывают внешние раздражители, безусловно. Надо сказать, что при раздражительности хорошо просто не раскрывать рта. Лучше промолчать, когда хочется сказать какую-то гадость, лучше промолчать, когда хочется осудить, и, естественно, еще и помолиться в это время: «Господи, помоги, поддержи, помоги мне преодолеть такое состояние души и как-то умиротвориться».

Еще раздражительность лечит неосуждение. Когда бывает раздражительность? Когда мы ропщем, не терпим, когда мы осуждаем кого-то. Вот есть какая-то трудная ситуация, которая нас раздражает, скажем так: «ну, ради Христа потерпим». Смотрим, уже все успокоилось. Если есть какой-то человек, который нам досаждает, скажем себе: «ради Христа простим его, – ну зачем нам нарушать свой мир, замутнять свою душу?» Решился на такое дело, и Господь помог, и человек успокоился.

– Следующий вопрос – из Омска. Слушаем вас.

– Мы с мужем венчаны, живем вместе недавно – всего два года; ребенок родился. Но у нас такая несовместимость, раздраженность, мы постоянно срываемся друг на друга... Я ему предлагала, чтобы он пока с мамой пожил, а я с ребенком бы дома пожила. Потому что ссоры наши доходят уже до плохих слов. Я понимаю, все это – искушение, и не хочется это как-то обострять, но очень накалилась обстановка у нас дома, что делать?

И второй вопрос, батюшка. Я сейчас собираюсь открывать свое предприятие, документы уже начала собирать, но приближается пост – может, подождать надо, пока он закончится, чтобы потом не было ничего плохого в работе?

– По поводу первого вопроса скажу, что два года жизни – это не так много, у вас не хватает еще опытности. Есть такое выражение – притирка, когда люди друг друга узнают, учатся жить друг с другом. Все-таки брак – это школа жизни, школа благочестия и смирения, прежде всего. Но в школе бывают разные классы, не сразу ведь поступают в десятый класс, нужно сначала пройти начальную школу...

И второе. Мы уже сегодня говорили об этом: между нами должен быть Христос, чтобы любовь была совершенной. Это касается не только дружбы, это касается и брака. Поэтому надо задать себе вопрос: что мне мешает быть близкой ко Христу, что нас разъединяет с мужем? Попробовать проанализировать свои отношения: где я согрешаю против мужа, где я досаждаю ему? Конечно, ситуация всегда обоюдная, но лучше, когда рассматриваешь себя в том или ином конфликте. Надо искать причины в себе, через себя все пропускать и через себя искать выход: не потому у нас очень плохие отношения, что муж какой-то не такой, что он меня не понимает, а потому что мне не хватает терпения, внимания к нему. И я постараюсь все это исправить ради Христа, чтобы не лишиться мира, чтобы не лишиться Божией благодати, опять же, чтобы не помрачить свою душу.

Все это, конечно, очень легко говорить, но нелегко делать. Но делать надо.

А что касается предприятия – помните, Господь сказал: давайте Богу Богово, а кесарю кесарево. Конечно, мы живем в жизни, где требуется работать, несмотря на пост, требуется соблюдать какие-то внешние обязанности, поэтому делайте все необходимое, что касается вашей личной деятельности. Но опять же, пытайтесь одухотворять свою работу, берите благословение Божие на работу, в трудных ситуациях молитесь, чтобы Господь управил. Не пристращайтесь к работе, потому что всякое пристрастие (есть такие трудоголики) отделяет нас от Бога. Делайте все со Христом, с радостью, понимая, что самое главное – это не денег побольше заработать, а душу свою спасти. Поэтому будем то и другое совмещать, делать какую-то даже внешнюю работу, далекую от духовной жизни, по совести. А когда ты ее делаешь по совести, то она становится как бы духовным делом и полезной для души.

– Следующий вопрос, из Челябинской области. Здравствуйте, слушаем вас.

– Батюшка, я работаю в школе, и мне приходится раздражаться на детей – это же грех большой, особенно во время поста, как избежать этого?

– Ну, немножко эту тему мы уже проговорили, но добавлю: перед каждым уроком молитесь, чтобы Господь избавил вас от раздражительности. Берите Божие благословение на каждый урок: «Господи, благослови меня начать урок и во славу Божию закончить его». Конечно, надо и потерпеть, потому что дети – это особые люди, у них свой менталитет, у них своя двигательная активность, которая иногда не вписывается в наши рамки. И третье, что я хочу еще сказать: помните, что дети – это люди с чистыми душами, они – как маленькие святыньки Божии. Поймите это и относитесь к своей работе как, условно говоря, к работе с ангелами. Потому что дети подобны ангелам, хоть они и шалят иногда и могут лукавить – все равно душа ребенка чиста. А все делаемое с любовью, тем более для чистой души, обязательно приводит к одухотворению.

– Следующий вопрос – из Ленинградской области.

– Батюшка, скажите, пожалуйста, как можно побороть обиду на своих родственников? Мы когда-то очень дружно жили, но сейчас я на инвалидности, у меня очень много своих проблем, и мы перестали общаться, Но иногда через других людей узнаю, как они живут, и если у них что-то нехорошее случилось, я ощущаю злорадство. Очень сложная ситуация, но изменить себя не могу.

– Радует, что вы осознаете, что это чувство нужно побороть и что это не есть норма жизни – жить с обидой. Это уже есть шаг к покаянию. Полезно все-таки пытаться человека оправдать; всегда есть какие-то зацепки, когда можно найти что-то хорошее, доброе в каждом и попытаться понять, почему человек так поступает. Потом, очень полезно молиться за обидчиков. Конечно, молиться за обидчиков очень трудно, но дело это благодатное. И если это войдет в добрую хорошую привычку, то постепенно имя обидчика не будет восприниматься как имя досадившего человека, он станет ближе, роднее; так это бывает. Поэтому попытайтесь настроиться, потрудитесь, и, я думаю, сердце ваше успокоится. Господь поможет в этом.

– Батюшка, а с чувством обиды можно приступать к таинству Причащения?

– Вы знаете, обида обиде рознь. Бывает обида, когда человек пышет злобой на другого, когда не хочется человека простить, и когда просто осуждает. И, конечно, в таком состоянии лучше покаяться и без покаяния не приступать к Причастию. Но бывает, что остается боль от обиды, как рубец, когда человеку нанесли рану. Так и здесь: болит душа от того, что пострадала. Но, тем не менее, есть желание простить, есть желание залечить эту рану через добро тому человеку, который вас обидел, – добро через Христа. И с таким желанием добра, с таким настроем можно причащаться.

– У нас Екатеринбург на связи.

– Батюшка, подскажите, пожалуйста, как во время поста не злорадствовать по поводу мужа. Мы не живем уже четыре года. Он ушел от меня к другой женщине. Но решиться на развод никак не могу, что делать? И как простить мужа, простить его любовницу, как жить со всем этим?

– Конечно, это очень трудно и очень больно, потому что брак – это некий организм, и когда он распадается, то возникают многолетние раны. Нет полноты, нет того, что было раньше, нет того, что Господь задумал об этой семье. Человек решил уйти и предал любовь, живет по-другому. И как это все преодолеть?

Во-первых, надо, конечно, понять, что ситуация такая, что изменить ее пока нельзя. А если мы не можем это изменить, то это нужно принять. Значит, это нужно понести как крест. Ведь сказано Христом: «Кто хочет идти за Мной, – говорит Господь, – отвергнись себя и последуй за Мной». Значит, и здесь тоже надо отвергнуться себя, своего «я» обиженного, оскорбленного самолюбия, взять крест свой и идти за Христом.

Конечно, можно не брать креста, то есть остаться обиженной, осуждающей, но крест все равно есть, от него никуда не деться, все равно это придется нести в себе. Поэтому лучше взять его, то есть принять эту ситуацию, и пойти за Христом – молясь об обидчиках, безусловно, как мы об этом сегодня говорили, и стараясь жить благочестиво. Если мы будем жить благочестиво, то благодать Божия вылечит все наши раны.

– Короткий вопрос от нашей телезрительницы, связанный с Причащением: можно ли в день после Причащения есть пищу с косточками, не будет ли это хулой? Матушка боится, что приходится сплевывать – не будет ли это хулой?

– Мне трудно предположить, что христианин, причастившись, сразу же побежит чистить зубы. Но если говорить по совести, то, конечно, плеваться или как-то неблагоговейно относиться к тому, что мы причастились, не очень полезно. И поэтому лучше воздерживаться от этого, чтобы изо рта ничего не доставать и в рот ничего лишнего не брать. Но, с другой стороны, нужно понимать, что мы причащаемся Тела и Крови Христовых... Как говорят некоторые, после Причастия лучше не целоваться, чтобы не нарушить полученное благоговение. А то как-то один батюшка сказал: после Причастия мы с вами сразу приходим в трапезную и начинаем целовать ложки, вилки – и ничего; а вот человека почему-то не можем поцеловать, брата во Христе, от радости. Я думаю, что все, что связано христианской любовью, после Причастия допустимо с радостью. Но если кого-то смущает, что надо чистить зубы или есть какую-то еду с косточками, то лучше этого не делать. А кого-то, может, и не смутит, потому что он немножко по-другому воспринимает это и живет какими-то более важными вещами. Но, я думаю, ничего страшного, как такового, в этом нет.

– Еще один вопрос из Екатеринбурга.

– У меня такой вопрос. Можно ли во время поста читать акафисты, и что вообще читать во время поста?

– Смотрите, в акафистах все время употребляются слова «радость, радуйся». Пост, конечно, время радости, но прежде всего это время покаяния, поэтому в христианской традиции принято не читать акафисты во время поста, для их чтения есть время другое. Но, тем не менее, если человек привык, если это приносит ему пользу, то греха, наверное, не будет никакого, наверное, можно и прочитать – была бы молитва.

– А что читать обязательно, полезное для спасения души?

– Обязательно, полезно и очень важно, спасительно важно, читать Евангелие, читать Священное Писание, читать Библию. Надо многократно повторять, что не хлебом единым будет жив человек, но всяким словом, которое исходит из уст Божиих. И не всякое слово питает, на самом деле; питает только слово Божие. Человеческое слово только утешает, но не дает пищи духовной, а слово Божие и утешит, и напитает. Поэтому, будем вчитываться в слово Божие, в слова Евангелия, будем прислушиваться к тому, что же говорит нам Господь, к чему Он нас призывает. Бывают такие очень важные моменты, когда то или иное слово Божие нас трогает, и святые отцы говорят, что это бывает тогда, когда Господь обращается непосредственно к нам. Такие моменты надо откладывать в своем сердце, стараться запоминать.

– Спасибо, отец Владимир, я благодарю Вас за беседу. Благословите наших телезрителей.

– Господь да благословит рабов Своих. До свидания, спасибо.


Смотрите программу «Беседы с батюшкой» на православном телеканале «Союз»: воскресенье, понедельник, вторник, среда – 22.00 (прямой эфир), вторник, среда, четверг, пятница – 10.00 (повтор вечерней программы). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому). Телефон прямого эфира: (495) 781-49-54

 
Великий пост

Великий пост – добрая стража души

Протоиерей Сергий Козлов, благочинный Северного церковного округа: – Сам Спаситель был поведен Духом в пустыню, сорок дней искушался дьяволом и ничего не ел в эти дни. Спаситель постом начал дело нашего спасения. Великий пост – пост в честь Самого Спасителя

 
Епархия

Астраханская и Енотаевская епархия

Немного историиДата создания: 1602 год.Открыта при царе Борисе Годунове и Патриархе Иове после ходатайства игумена Астраханского Троицкого монастыря Феодосия о выделении ее в самостоятельную епархию из состава Казанской епархии.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс