Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №5 (614) → «Пишу к вам прямо из сердца»

«Пишу к вам прямо из сердца»

№5 (614) / 1 февраля ‘11

Светлана ЛадинаУ книжной полки

Письма святителя Игнатия (Брянчанинова)

Письма святителя Игнатия (Брянчанинова) «Пишу к вам прямо из сердца, пишу то, что внушилось ему сказать вам», – обращался в письме святитель Игнатий (Брянчанинов) к одному из своих многочисленных корреспондентов. Эти слова – «Пишу к вам прямо из сердца» – дали название сборнику писем святителя, выпущенному в свет издательством Сретенского монастыря. Книга содержит письма, адресованные духовным лицам, монашествующим и мирянам. Наверное, и нам с вами будет полезно остановиться на тех духовных советах и наставлениях, которые святитель предлагал обращавшимся к нему мирянам.

В одном из писем своей младшей сестре Марии Александровне святитель Игнатий замечает: «Я не могу участвовать в светских веселостях моих родных, зато должен и желаю принимать живейшее участие в скорбях их». И действительно, обращаясь к своим корреспондентам, он много утешает их, оберегая от уныния и отчаяния, вызванных внешними ли обстоятельствами, внутренними ли борениями: «Ныне время воздыханий. Почти все пишущие ко мне пишут из среды скорбей. Кто веселится? Неизвестно. Бог, посылая тебе временную скорбь, очевидно, благоволит, чтобы ты приблизилась к Нему и отчетливее приготовились к вечности...» «Спасение – дело простое; только эта простота не дешево дается. Да и тот, у кого шея не вытерта хорошенько скорбями, не дает должной цены этой простоте».

Самого же Владыку скорби и испытания сопровождали с детства. И, может быть, самым труднопереносимым было непонимание в родной семье. Он был первенцем, вымоленным родителями после многолетнего бесчадия, и отличался от родившихся позже братьев и сестер сугубой молитвенностью, тонкой впечатлительностью и любовью к уединению. Но, как ни странно, родители, вымолившие его когда-то, не разделяли такой настроенности сына. С годами это усугубилось: его стремление к сосредоточенной жизни с Богом и для Бога шло вразрез с представлениями родителей о том, каким должен быть жизненный путь их сына. Повинуясь родительской воле, Дмитрий Брянчанинов окончил Военно-инженерное училище; видный молодой офицер стал вращаться в свете (к слову, в круг его общения входили А.Пушкин, И.Крылов, К.Батюшков, Н.Гнедич) – но тоска по уединенной молитвенной жизни лишь усилилась.

Осуществить благие намерения помогла серьезная болезнь, позволившая офицеру Брянчанинову получить отставку и отправиться в Александро-Свирский монастырь к своему духовному наставнику отцу Леониду – будущему Оптинскому старцу Льву. «Не знаю, как довольно благодарить Бога, что Он извлек меня из мирской жизни и привел в монастырь! Земная жизнь при начале ее кажется необозримым поприщем деятельности, а когда человек оканчивает ее и оглянется назад, то непременно увидит в протекшей деятельности своей много пустоты...» «Удивительно, как мир обольщает и ослепляет человеков. Не требующая доказательств истина – что мы умрем. Но редкие из человеков являют из жизни своей знание этой истины; большая часть ведут себя так, как бы им никогда не умирать. Великое дело – помнить смерть и понимать ее значение. От этих – памятования и понимания – может совершенно измениться жизнь человека и соделаться богоугодною».

Письма святителя Игнатия (Брянчанинова) Однако нельзя сказать, что и монашеская жизнь святителя Игнатия была бесскорбной. Слабое здоровье и дух мира сего, проникший и в монастырские обители, беспокоили его: «Мое здоровье – так себе; обстоятельства – так себе. При нынешнем общем обороте дел, где все стремится к обширнейшему материальному развитию и потому без умолку и отдыха суетится, работает, торопится, было бы несправедливым (уже так представляется) и в самом монастыре искать спокойствия. Поэтому каждый должен дорожить своим местом и временем, не поддаваясь лестном совету и внушению врага нашего, внушающего нам : «Сегодня веди себя как-нибудь; придет время, дастся удобное место; тогда уже поведешь себя как должно». В противность сему совету, поведем себя каждый день и везде – как должно, а нарушения в должном уврачуем покаянием. Враг льстит, чтобы украсть время, данное на покаяние. Но мы, уразумев лесть врага, каждый день должны прибегать к покаянию и полагать благое начало. Человеку, который отдал себя Богу, надо считать свое НЫНЕ лучшим временем для спасения».

Основные духовные темы в письмах святителя Игнатия – покаяние и молитва. Ему нередко приходится напоминать своим адресатам, что падения свойственны человеку в его теперешнем состоянии и требуют не болезненного самокопания, но покаяния с полным сознанием своей греховности: «Когда метут комнату, то не занимаются рассматриванием сору, а все в кучу, да и вон. Так поступай и ты. Исповедуй свои грехи духовнику, да и только, а в рассматривание не входи. Святые отцы очень запрещают это тем, которые не могут правильно рассматривать себя: такое рассматривание сбивает с толку, приводит в расслабление и расстройство. От грехов остерегайся, в сделанных по немощи и увлечению раскаивайся, не позволяя себе при раскаянии приходить в недоумение и уныние, а безгрешности от себя не жди».

Говоря же о молитве, святитель подчеркивает, сколь важно молиться внимательно, не ожидая от молитвы особых чувств и состояний. И не однажды в его письмах звучат советы относительно духовного чтения: «Была у вас в руках книжка писем Задонского затворника Георгия? Вот духовный писатель, ушедший далеко от всех духовных писателей нашего времени. Дворянин, воин, он сложил с себя оружие вещественное, чтобы вступить в поприще брани духовной, провел в неисходном затворе 17 лет и скончался ..., будучи 47-ми лет отроду, духовным успехом заменив лета многа. Писал он многим к нему расположенным особам письма, которые по смерти его собраны, сколько можно было собрать, и напечатаны. С пера его текут струи благодатные, недостаточество внешнего образования заменяется обильным достоинством духовным».

О книге же преподобного аввы Дорофея «Душеполезные поучения» святитель Игнатий говорит, что она помогает рассматривать себя, и называет ее превосходным руководством для воспитания молодых людей. Святитель Тихон Воронежский и преподобный Нил Сорский также входят в число духовных писателей, чьи творения Владыка Игнатий рекомендует читать... Он пишет, обращаясь к некоему государственному мужу: «Примите мой искреннейший совет: займитесь глубоко чтением всех сочинений святителя Иоанна Златоустого... Рекомендую вам того церковного писателя, который необыкновенною чистотою, ясностью, силою христианского учения возносит читателя превыше земли; на высоте заоблачной витает этот духовный орел и оттуда показывает своему питомцу землю. Думаю: высочайшее приобретение для государственного человека взглянуть на землю с этой высоты; не говорю уже, какое это приобретение для христианина – наследника вечности». Упоминает Владыка и о своих духовных творениях, написанных в Николо-Бабаевском монастыре – «Аскетические опыты», «Аскетическая проповедь».

В Николо-Бабаевскую обитель он, епископ Кавказский и Черноморский, был уволен по собственному прошению на покой: «Я, видя, что дние мои, яко сень, уклоняются, а силы крайне слабеют, сверх того имея давнишнее желание окончить дни свои в уединении, подал прошение в Святейший Синод об увольнении меня от управления епархиею и о предоставлении мне в управление общежительного Бабаевского монастыря Костромской епархии... Бабайки – место уединенное, мало посещаемое, особливо зимою вовсе не посещаемое, сухое и здоровое, при реке Волге. Если Бог дарует мне этот приют, то он может сделаться приютом для многих истинно желающих спасения вдали от шумного мира».

Что же касается «шумного мира» – о нем Владыка отзывается с душевной болью: «Что требуется там от духовного лица? Парадерcтво, одно парадерство; не требуется от него ни разума, ни познаний, ни душевной силы, ни добродетели... Парадерство и духовное созерцание не могут пребывать в одной душе; они в непримиримой вражде; одно другим непременно должно быть вытеснено. Каким было мое положение в Петербурге в течение 23-х летнего пребывания моего там? Оно было положением движущейся статуи, не имевшей права ни на слово, ни на чувство, ни на закон. Если я слышал несколько приветливых слов, то эти слова были слабее тех, которые произносятся любимому пуделю или бульдогу и на которые по необходимости отвечается молчанием, сохраняющим достоинство статуи в молчащем. По непреложному закону праведного воздаяния в области нравственности, те, которые обращают человеков в статуи, сами обращаются в статуи, лишаясь развития ума и сердца, и заковываясь в одну чувственность. Представьте себе: каково душевное положение человека, оставившего все для развития в себе усовершенствованного христианством человечества, и лишаемого, в течение 1/4 столетия, морального существования, всех прав и всякой надежды на него! К тому же, климат Петербургский разрушает остатки сил моих и здоровье. Написал я Вам так подробно о себе, чтоб Вы видели мой образ суждения о человеках, так как всякий человек судит о ближних по самому себе».

Предисловие к сборнику писем святителя Игнатия (Брянчанинова) носит название «Быть епископом своего сердца». Эти слова прозвучали в речи архимандрита Игнатия при посвящении во епископа Кавказского и Черноморского: «В юности своей я стремился в глубокие пустыни, но я вовсе не мыслил о служении Церкви в каком бы то ни было сане священства. Быть епископом своего сердца и приносить в жертву Христу помышления и чувствования, освященные Духом, – вот высота, к которой привлекались мои взоры». Пользуясь ярким и точным образом, данным самим святителем, можно сказать, что и каждого своего собеседника так или иначе он подвигает стать епископом своего сердца и удержаться в этом достоинстве.

Рекомендуем книгу Святителя Игнатия (Брянчанинова)
«Пишу к вам прямо из сердца»


Смотрите программу «У книжной полки» на православном телеканале «Союз»: по будням 06.15, 11.45, 18.45. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№43 (604) / 10 ноября ‘10

У книжной полки

«Свидетель Православия»

Светлана Ладина

№38 (599) / 6 октября ‘10

У книжной полки

«Как сохранить душевное здоровье ребенка и подростка»

Светлана Ладина

№35 (596) / 15 сентября ‘10

У книжной полки

«Страсть, грех или болезнь»

Светлана Ладина

 
В узах

Губернатору подарили в Гарях икону

Пресс-служба ГУФСИН России по Свердловской области

Построить дороги, детсад, восстановить центры культуры и отдыха, навести переправу, провести газ и оптоволоконную линию в ходе встречи с жителями Гаринского городского округа, в которой приняли участие руководители ГУФСИН России по Свердловской области и сотрудники ОИК-4 (п. Сосьва), ИК-8 (п. Гари), пообещал губернатор Александр Сергеевич Мишарин.

 
Прощание

Скончалась Наталья Мильченко, художественный руководитель и основатель православного театра имени Михаила Чехова, редактор литературно-драматической редакции православного радиоканала «Воскресение»

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс