Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №1 (610) → Архиепископ Викентий: «…Какой страх, какой стыд будет, когда мы будем стоять перед всем миром обнаженными и все будут видеть наши грехи, которые мы совершали в своей жизни...»

Архиепископ Викентий: «…Какой страх, какой стыд будет, когда мы будем стоять перед всем миром обнаженными и все будут видеть наши грехи, которые мы совершали в своей жизни...»

№1 (610) / 1 января ‘11

Архипастырь

Беседа с архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

Архиепископ Викентий: «…Какой страх, какой стыд будет, когда мы будем стоять перед всем миром обнаженными и все будут видеть наши грехи, которые мы совершали в своей жизни...»– Здравствуйте, наши дорогие друзья, зрители телеканала «Союз», слушатели радиостанции «Воскресение». Сегодня в нашем эфире вновь программа «Архипастырь», и на ваши вопросы отвечает архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. Владыка, благословите наших телезрителей, радиослушателей и начало нашей беседы.

– Бог благословит всех нас. Помоги нам, Господь.

– Звонок из Москвы: «Я верую, что после смерти наши души встретятся с душами близких нам людей. И при такой встрече могут выявиться наши грехи, проступки и может быть очень стыдно. И если в наших грехах можно искренне покаяться здесь, на земле, будут ли они прощены и выявятся ли они там, или как бы сокроются»?

– Вот как раз наша задача и состоит в том, что, имея столько благодатных средств для очищения своей души от грехов, мы могли бы готовиться к смерти и к отшествию из этой жизни, к Страшному Суду, который будет у нас во время перехода в иную жизнь, чтобы прийти уже без этих грехов – это очень важно, чтобы мы пришли к Богу очищенными от своих грехов.

Если бы было только так, что мы переходим в другой мир и там нас ждет один Господь Своей благодатью и обителью Небесной... Но если у нас грехи есть, то за них нужно отвечать, и отвечать очень строго. И если человек не раскаялся в своих грехах и перешел в другой мир, то там есть Суд Божий, и за грехи Господь может определить в какие-то адские мучения. И тогда встреча может состояться или в аду, или в раю, но лучше было бы, чтобы мы встречались с нашими отцами, близкими и родными в раю.

Поэтому нам с вами нужно сейчас так жить, так трудиться, чтобы успеть полностью раскаяться. Потому и есть у нас молитва за усопших: если так случилось, что кто-то из наших родных, близких отошел ко Господу и не успел в чем-то покаяться и не считал грехом какие-то свои действия, то мы сейчас имеем возможность молиться за него, чтобы Господь простил, очистил ему многие грехи и избавил его от вечных мук. Тогда, конечно, мы встретимся, но тогда уже никаких грехов мы у себя не увидим. Потому что если мы попали в рай, то туда, конечно, мы попадаем очищенными от всех наших грехов.И поэтому нам там нечего будет стыдиться уже.

Стыдиться надо сейчас – жить так, чтобы не совершать грехи, не обманывать, не утаивать ничего: все, что здесь находится у нас в тайне, там будет явно. Явно – добродетель или грех. За добродетель мы получим радость вечную в блаженстве Небесных обителей, за грех мы можем получить адские мучения. А когда мы попадем в райские места и будем радостны, будем благодарить Бога, тогда мы не будем ни за что укорять друг друга.

Сейчас, к сожалению, бывает, что мы стыдимся своей веры, стыдимся прийти в церковь, исповедовать свою веру, исповедовать свои грехи. Вот этого стыда сейчас надо избежать, с ним нужно бороться, чтобы он не препятствовал нашему совершенствованию. И тогда, когда мы перейдем в другую жизнь, там уже стыда не будет – мы не будем стыдиться своих грехов, потому что их нет.

Святые отцы говорят: какой страх, какой стыд будет, когда мы будем стоять перед всем миром обнаженными и все будут видеть наши грехи, которые мы совершали в своей жизни. Лучше вот здесь перед духовником немножко покраснеть и рассказать, что мы в этой жизни плохого делаем, чтобы не повторять, не возвращаться к содеянному, чтобы там не было такого страшного, ужасного стыда, который нам там идет не на пользу: этот стыд приведет нас к вечным мучениям. А человек очищенный и имеющий множество добродетелей сподобится множества вечных благ и жить будет там в радости вечной.

– Вопрос из Нижегородской области: «В нашем приходе висит табличка «расценок» за Крещение, отпевание, Венчание. Насколько мне известно, мы, прихожане, должны сами давать пожертвования. Как такое может быть? Можно ли в приходах брать деньги таким порядком, по «расценкам»? Ведь все батюшки являются последователями апостолов: даром взяли, даром и отдавайте».

Архиепископ Викентий: «…Какой страх, какой стыд будет, когда мы будем стоять перед всем миром обнаженными и все будут видеть наши грехи, которые мы совершали в своей жизни...»– Все, что написано в этих «расценках» – это примерный ориентир для прихожан, чтобы знать, сколько примерно нужно пожертвовать. Вы не должны смущаться этими расценками. Это не ценники в магазине, это просто ориентир для пожертвования. Человек, который постоянно ходит в церковь, жертвует по возможности. Некоторые вкладывают небольшую сумму, потому что больше средств нет. А есть люди, которые не так часто бывают в храме, поэтому им нужен ориентир, чтобы знать, какое пожертвование совершить. Вот человек желает взять свечку, спрашивает, что ему нужно делать. Ему показывают на примерные пожертвования. Сколько он даст – зависит от его возможностей: иной просто не смотрит на все эти цены, он жертвует намного больше, чем там написано. В одних приходах этих «расценок» нет, в других есть. В приходах, где много не прихожан, а «захожан», которые приходят, ставят свечку и уходят, существует такой ориентир, чтобы они постоянно не спрашивали «что делать, как быть?». В тех приходах, где люди ходят постоянно, знают уже жизнь прихода, не требуются такие «прейскуранты». Свечница уже знает людей, знает их возможности и берет за свечку меньшее пожертвование, чем там написано, либо вообще ничего не берет. А другие прихожане знают, что необходимо для церкви, для ее содержания, и жертвуют побольше.

Также есть такая практика после Исповеди класть в тарелочку какое-то пожертвование – это тоже как благодарность Богу за то, что Господь призвал к поканию и принял это покаяние. Это не требование священником какого-то вознаграждения за таинство, не какая-то такса за совершение требы. Никто никого не обязывает, это все добровольно. Человек может жертвовать, а может не жертвовать. Но человек, имеющий благодарность к Богу за то, что Господь дает ему прощение грехов, дает благодать, силу, конечно, захочет что-то Богу пожертвовать. Также за все требы, которые совершаются у нас в Церкви, мы не требуем никаких денег. Можно делать бесплатно, можно делать и за какие-то пожертвования. Это все зависит от человека и, конечно, от понимания человека. Люди не научены, не знают смысла церковной жизни, поэтому бывает иногда, что они приходят в Церковь как в магазин – «купил, продал». Здесь совсем другая ситуация: тоже отдаешь средства за иконочки, за свечки, какую-то церковную утварь, но это не является куплей-продажей, это является пожертвованием. Человек должен сам понимать, что он жертвует Богу на храм для своей же пользы. Это же древняя традиция – помните, как Спаситель стоял у храма и смотрел, как люди жертвуют на храм? Одна вдова положила свой последний кодрант, и Господь сказал: вот, эта женщина пожертвовала больше всех – Господь ее похвалил, видя, что она от всего сердца отдала Богу свою последнюю копейку: для Бога это было самым большим богатством, потому что не важно, сколько ты отдаешь, а важно, с каким сердцем ты отдаешь. Если человек приходит и начинает осуждать – цены, еще что-то, то понятно, что человек не понимает, куда он пришел и для чего все это делается. Человеку дается возможность принести жертву Богу, возможность сделать себе благо, принося от всего своего любящего сердца жертву, возможность кому-то помочь – пожертвования идут на храм, на ремонт, на другие нужды, необходимые для поддержания храма в хорошем состоянии.

Приходя в церковь, нужно вспомнить слова Спасителя: «Чадо, дай Мне свое сердце» – «сердце смиренно и сокрушенно Бог не уничижит». Мы даем милость, жертву для того, чтобы Господь миловал нас на Страшном Суде. А если мы будем здесь осуждать, то на Страшном Суде что мы будем говорить? Что мы осуждали батюшек, Церковь в том, что они занимаются торговлей? Это неправильно, потому что жертва совершается искони, с самых древнейших времен. Вот как раз Господь открыл нам тайну пожертвования – открыл сердце этой женщины. Если человек отдает от своего достатка, сколько может, с чистым сердцем, то, конечно, Господь примет эту жертву. А если человек отдает со скупостью, с осуждением, то не знаю, как она принята у Бога будет.

Архиепископ Викентий: «…Какой страх, какой стыд будет, когда мы будем стоять перед всем миром обнаженными и все будут видеть наши грехи, которые мы совершали в своей жизни...»– Звонок из Татарстана: «Можно ли рукополагать человека, который сидел в тюрьме?»

– Если строго подойти к нашим каноническим правилам, то этого делать нельзя. Но в каждом отдельном случае надо разобраться, какие обстоятельства стали причиной его тюремного заключения. С другой стороны, надо посмотреть на человека, узнать, какую духовную жизнь он ведет после заключения и освобождения из тюрьмы. Бывает так, что он ведет очень подвижническую жизнь, по нашим российским законам судимость с него уже снята, – за его добродетельную активную христианскую церковную жизнь его допускают до рукоположения.

Мы знаем из истории нашей Церкви, что есть немало святых угодников, которые поначалу вели не очень христианский образ жизни, но потом, раскаявшись, приняли христианскую веру и стали активными проповедниками слова Божиего. И благодаря их трудам, по их стараниям и молитвам тысячи и тысячи людей обращались к вере Христовой. Конечно, таких людей впоследствии рукополагали во диаконы, во священники и даже во епископы.

Вот мы недавно праздновали память священномученика Киприана и Иустины. Это один из примеров, который показывает человека, который по каноническим правилам не должен быть ни диаконом, ни тем более архиереем. Но по его поведению, по его стараниям, по его жизни по заповедям Божиим он сподобился такой великой чести, потому что труды его были огромны, велики. И если мы сами чувствуем себя грешниками и стараемся искупить свой грех, то одно из средств для этого – неустанно трудиться над тем, чтобы отвратить других людей от греховного пути: этим мы спасем душу свою от смерти и покроем множество грехов. И эти бывшие грешники такими благодетельными духовными делами очистили свою душу от грехов, отвращая от греховного пути других. Поэтому они сподобились такой святости, что Господь причислил их к лику святых и принял в Свое Царство.

– Моя мама, ей 72 года, не знает, крещена она или нет – в те далекие времена советские об этом мало говорили. Но все равно она ходит в церковь, ходит на службы, исповедуется, причащается – это правильно?

– Ну, я думаю, что если ваша мама ходит в церковь еще с молодых лет, то она бы не исповедовалась и не причащалась, если бы не была крещеной. Но со временем это стерлось как-то в памяти, и сейчас появились какие-то сомнения. Я думаю, что не стоит воспринимать всерьез эти сомнения, а оставаться с помыслом и верой о том, что была крещена, и продолжать жизнь церковную и надеяться, что Господь примет ее в Своем Царстве.

– Владыка, Ирина из Самарской области спрашивает: «Мы с мужем венчаны, но он был крещен своей бабушкой в старообрядчестве. Можно ли при этом ему приступать к таинствам Исповеди и Причащения, подавать за него записки»?

– Нужно дополнить таинство Крещения, совершить то, что не смогла сделать бабушка, когда она совершала это таинство. Для этого нужно прийти в церковь и все рассказать священнику. А священник знает, что нужно сделать для того, чтобы это таинство совершить. В Православной Церкви кроме Крещения существует еще и таинство Миропомазания – бабушка, естественно, не могла иметь мира святого. Поэтому обязательно нужно второе таинство совершить над этим человеком – таинство Миропомазания. Тогда уже можно будет молиться в Церкви, причащаться, исповедоваться и подавать записки.

– Звонок из Каменска-Уральского: «Были у меня свекор и свекровь, которые давно скончались. Крещеные они или некрещеные, я не знаю, и узнать не у кого. Можно ли подавать записки о них или молиться только дома»?

– В этом случае вы можете только в домашних условиях помолиться за них, и все. Можете подавать за них милостыню.

– Звонок из Тамбова: «Я хотела бы узнать, крещен ли мой сын? 23 года назад я обратилась к батюшке, чтобы окрестить его. И получилось так, что в квитанции просто ошиблись, написали имя Мария. Не помню, что произошло, но когда молитва прошла, батюшка окунул сына в купель, а потом назад нам вернул. И я так и не поняла, крещен мой ребенок или не крещен; прошло 23 года, а я до сих пор не знаю».

– Если вашего ребенка окунули в купель Крещения, то, конечно, он крещен, таинство совершилось, тем более что священник его совершал, а не какая-то женщина или мужчина в домашних условиях. В церковь вы пришли, ребенка вашего троекратно окунули в купель, само по себе таинство совершилось, поэтому ваш сын – крещеный человек, пусть он спокойно ходит в церковь, молится, исповедуется, причащается и несет свое служение для спасения своей души.

– Владыка, Елена из Кемеровской области спрашивает, как распознать, что такое духовный блуд? И вообще – есть ли такое понятие?

– Если мы принимаем в свое сердце и в свой ум блудные мысли, блудные страсти и с ними не боремся, то мы уже совершаем их в своей душе. И это есть тот душевный блуд, который может распространиться уже как телесный блуд, если мы будем согласны с этими своими чувствами, мыслями и пожеланиями. И это уже близко к тому, чтобы совершить грех со своим телом. Поэтому нужно этот зародыш греха искоренить с самого начала его проявления, когда появляются первые мысли, первые ощущения, первые чувства страсти; с ними уже в это время надо бороться.

А бороться можно молитвами, поклонами, постом, воздержанием, чтобы не допустить этого страшного, тяжелого, как мы еще говорим, смертного греха, потому что этот грех приносит смерть вечную, смерть души нашей. К сожалению, этому смертному греху подвержены очень многие люди. Мы знаем, что каждый человек после смерти пройдет мытарства. И нередко получается так, что все мытарства он проходит нормально, а когда он подходит к мытарству блуда, там большинство срывается от высоты своего восшествия в глубины ада и там мучается в этих мучениях и страданиях, которые уготовлены человеку, подверженному блудной страсти, блудному греху.

Поэтому, конечно, нужно и очень важно, чтобы уже сейчас люди понимали, что это великий грех, за который последуют великие мучения. Это беззаконие, и нужно с этим бороться. К сожалению, еще раз повторюсь, этот грех в настоящее время стал нормой жизни для многих. Сейчас широко распространились так называемые «гражданские браки» – человек живет блудно и считает, что это нормально. К сожалению, даже родители разрешают и благословляют это; и даже верующие родители разрешают своим детям жить такой жизнью. Они даже не предполагают, что своими же руками своих детей ввергают в адские мучения. Казалось бы, ни один из родителей не хочет страданий своим детям, но они таким необдуманным шагом будут причинять своим детям скорбь и страдания, когда те перейдут в иную жизнь.

И сейчас, к сожалению, из-за этого греха блуда у нас и имеется такое большое количество разводов; из-за этого тяжкого греха совершается большое количество абортов; из-за этого тяжкого греха люди испытывают большое горе, потому что грех приводит к человеческим страданиям, мучениям, болезням. Но, к сожалению, люди не понимают этого. Господь вразумляет людей и пытается отвращать их от этого греха, но человек этого не понимает. И это очень печально – печально, что явное такое вразумление Божие именно в этом грехе, чтобы человек оставил свои блудные грехи и раскаялся в них, до большинства людей не доходит.

Но надеемся, что слушая наши постоянные беседы, нашу проповедь по этому поводу, люди поймут и будут бороться с этим грехом. Родители должны постараться так воспитать своих детей, чтобы они сохранили свою девственную чистоту до брака – не вступали в близость до Венчания и до регистрации брака, благословляли их на совместное жительство для рождения детей. Ведь конечная цель брака это и есть рождение детей и воспитание их в Православной вере. То есть мы должны воспитывать своих детей в высоких идеалах нравственной жизни.

Беседовал Даниил Рябинин
Расшифровка аудиозаписи – Елена Повышева


Смотрите программу «Архипастырь» на православном телеканале «Союз»: четверг 05.00, суббота 10.00, воскресенье 20.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

Слушайте программу «Архипастырь» с архиепископом Викентием в эфире православного радиоканала «Воскресение»: вторник 14.20, 20.20, среда 02.20


Свои вопросы в программу вы можете задать так:

  • заранее позвонить на телеканал «Союз» по телефону (343) 278-60-11 (в рабочие дни и рабочее время) и оставить свой вопрос;
  • позвонить в прямой эфир передачи непосредственно во время программы (343) 278-60-14 (только во время прямого эфира);
  • отправить свой вопрос по электронной почте на адрес baibakov@etel.ru;
  • отправить свой вопрос обычным письмом на адрес редакции: 620014, Екатеринбург-14, а/я 184.


Книгу «Архипастырь» Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»с ответами Владыки Викентия на вопросы телезрителей и радиослушателей спрашивайте в Издательском отделе и церковных киосках Екатеринбургской епархии

 
Церковный календарь

Дни памяти святых

3 январяМц. Иулиании и с нею 500 мужей и 130-ти жен, в Никомидии пострадавших (304). Свт. Московского Петра, всея России чудотворца (1326). Сщмч. Михаила пресвитера (1918); сщмч. Никиты, еп. Белевского (1938); сщмч. Леонтия диакона (1940).Блгв. кн. Иулиании Вяземской (1406). Блж. Прокопия, Христа ради юродивого, Вятского (1627). Мч. Фемистоклея (251).

 
Гость

Профессор А.И. Осипов: «Когда родители имеют твердое намерение сами жить по-христиански, когда атмосфера в семье вся христианская, тогда есть полная надежда на то, что благодать Божия воссияет и в ребенке…»

Беседа с профессором МДА Алексеем Ильичом Осиповым в прямом эфире телеканала «Союз» 8 декабря 2010 г. (Продолжение. Начало в №№ 47, 48 2010 г.)

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс