Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №14 (575) → Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

№14 (575) / 7 апреля ‘10

Архипастырь

– Сразу от нескольких телезрителей пришел один и тот же вопрос. В Екатеринбурге планируется воссоздание храма во имя Святой Екатерины.Как бы Вы могли прокомментировать это начинание? Какое значение имел и должен иметь для города этот исторический собор?

– С самого начала строительства Екатеринбурга одновременно строился и храм. Так наши предки глубоко понимали смысл и значимость церкви для начинающегося города, чтобы строить не только его материальное благополучие, но и его духовные составляющие, которые должны всегда лежать в основе жизни любого города, села и общества.

Поэтому люди, строившие завод, крепость, на речной плотинке Екатеринбурга начали строить и деревянную церковь во имя Святой Великомученицы Екатерины. Эта церковь просуществовала некоторое время, потом она сгорела, и на этом месте построили уже каменную церковь. Эта церковь несколько раз перестраивалась, развивалась и совершенствовалась. Ее строили лучшие архитекторы того времени, которые довели до совершенства архитектуру храма.

В 1930-е годы, к сожалению, храм был взорван, но для города он имел и должен иметь очень важное значение, ведь это истоки нашего города, это корни наши. Очень часто мы говорим, что нам нужно возвратиться к своим корням, к своим истокам, к своим традициям – традиции, корни и истоки нашего города начинаются именно с этого храма. Хотя, если взять дальнейшую историю нашего города, можно увидеть, что в нем было более 80 храмов. Несмотря на то, что на нынешней площади 1905 года был кафедральный собор, храм Великомученицы Екатерины считался главным.

Он был всеми уважаем, наиболее почитаем и посещаем: здесь была сосредоточена вся духовная, культурная и, можно сказать, светская жизнь нашего города. В этом храме было можество православных святынь, хранились знамена известных полков, которые воевали на полях сражений и добивались великих побед. В знак благодарности Богу они приносили свои знамена и хранили их именно в этом соборе. Так что этот собор имеет огромную историю, очень интересную, связанную с нашим городом. И, конечно, очень важно, чтобы храм был восстановлен, и восстановлен именно на историческом месте.

Промыслительно, что на протяжении 80-ти лет, с 1930-го года, когда храм был взорван, главная соборная площадь города ничем не была занята. Вокруг строились всякого рода дома, разного стиля, но этот пятачок земли остался ничем не занятым. Я думаю, это Господь промышлял, что придет время, когда люди созреют, чтобы на этом месте восстановить разрушенный собор, чтобы город приобрел свои корни, свои ценности, которые идут испокон веков, со дня основания города до наших дней. Мы должны иметь памятник, который напоминал бы нам об истории нашего города.

Это место на плотинке современно и началу строительства нашего города, и строительству главного городского собора – для нас это имеет очень большое значение. К сожалению, мы видим в газетах публикации, в которых люди выступают против воссоздания храма, показывая недопонимание исторического и культурного значения, которое имеет для нашего города эта святыня.

Еще надо иметь в виду, что когда строился город, руководители строительства имели еще одну важную задачу. Они требовали от служивших здесь священнослужителей, чтобы они воспитывали рабочих и жителей города в духе высокой нравственности и духовности, в послушании старшим, руководителям, чтобы объединить, грубым языком сказать, «разношерстную публику», людей, приехавших сюда из разных концов нашей страны, в том числе ссыльных, людей различных национальностей.

Священнослужители и начальники строительства города и завода пытались объединить этих людей, дать им определенный уклад жизни, настрой на жизнь в этом месте. В то время здесь еще не было ничего, на огромном пустыре только-только начинали строить завод, и этот пустырь надо было осваивать. Осваивать не только домами, но и хорошими людьми, которых надо было воспитывать. Люди того времени, стоявшие у власти, глубоко понимали значение воспитания народа посредством Церкви. Понимали, что строительство храма нужно начать одновременно со строительством нового поселка, завода, города: Екатеринбург должен был развиться до большого индустриального центра, призваннного много послужить для истории и развития России.

Тогда они понимали, что вокруг Церкви должна строиться вся культурная, духовная жизнь общества, и вокруг Церкви должны воспитываться горожане. Я думаю, что они были очень мудры и очень правильно сделали, что так поступили. Наш город всегда славился и славится каким-то своим особым настроем, укладом жизни – и это идет с тех далеких времен. И мы должны сегодня иметь в городе храм, который напоминал бы нам о корнях, об истоках, которые имели. Мы должны чтить историю, которая дала нам этот город, людей, которые живут в этом месте почти триста лет.

Нам сейчас тоже нужно думать о нравственности и духовности жителей нашего города. И мы должны делать выводы из того, что имеем после длительной атеистической борьбы, когда мы потеряли то, что было накоплено нашими отцами: культуру, взаимоотношения. Мы видим, что у нас сейчас очень много проблем – это и наркомания, и пьянство, и разврат всякого рода, чего в нашем городе не было, когда люди были приближены к церковной жизни, к духовной культуре, питались высокой нравственностью, чтобы устоять перед какими-то порывами своего сердца, исполненного страстей.

Сейчас, если бы мы восстановили прежнюю духовную и нравственную атмосферу, это позволило бы укрепить наши души в вере, которая всегда являлась связующим звеном для скрепления всех слоев нашего общества. И это было бы очень знаковым явлением для нашего современного города – восстановить эту духовную связь, восстановить связь времен, святые традиции. Сейчас пока мы можем только читать и вспоминать, что было в соборе Святой Екатерины, что здесь делалось и как это воспринималось людьми, как они с особой любовью и интересом относились к этому храму. Когда мы видим, что некоторые люди не знают, не понимают нашей истории и противятся воссозданию храма, становится грустно и печально, что люди еще не созрели до понимания необходимости иметь в городе такую святыню.

В центральных городах нашей страны восстанавливаются соборы, которые были разрушены в годы советской власти. Восстанавливаются даже на том месте, на котором, казалось бы, невозможно построить. Там в годы лихолетья на месте бывшего собора построили, например, горсовет – самое святое для власть предержащих. И вот в наше время этот горсовет сносят, находят фундаменты и на этих старых фундаментах вновь строят храм, который был разрушен в годы лихолетья. И люди делают это сознательно, с пониманием, и все жители города относятся к этому тоже с любовью и пониманием, проявляют солидарность и стремление восстановить храм.

У нас в Екатеринбурге никто не требует (хотя это было бы очень хорошо), чтобы каждый житель понимал, как городу нужен собор в честь его Небесной покровительницы, который мы потеряли, и чтобы каждый житель города пожертвовал на строительство. Сейчас никто не требует никакого пожертвования, мы обращаемся только с просьбой, чтобы люди осознали необходимость строительства храма и не препятствовали этому благому делу, которое можно начинать в ближайшее время. Очень мало сегодня требуется от сообщества, живущего в нашем городе – только понимание, сознание, принятие и непротивление благому делу.

– Владыка, хочется ли, не хочется, но противление есть: на 10 апреля намечен митинг на площади Труда, где планируется восстановление Екатерининского храма. Наша зрительница Екатерина спрашивает, как православным христианам, жителям Екатеринбурга и, может быть, окрестных городов реагировать на это? В этот же день или на следующий пройти Крестным ходом в поддержку строительства храма? Как себя вести?

– Как себя вести? Думаю, надо беседовать со всеми своими близкими, родными, соседями о том, что митинг не совсем правильный шаг, что это ненормальное явление, когда люди противятся Церкви – продолжается богоборчество, которое было в годы атеизма. К сожалению, в нас еще живет очень много богоборчества, которое осудило все наше общество.

Мы знаем, что Господь отметил тех людей, которые боролись против Церкви, отметил тем, что они имели большие, мягко говоря, проблемы в жизни. Большинство из людей, которые противились Богу, не скончались своей смертью. Мы знаем, что противиться Богу очень опасно для человека, потому что рано или поздно Господь пошлет ему вразумление. Мы должны понимать, что наказание Божие за противление Богу передается на протяжении семи поколений – люди будут мучаться, иметь неприятности в течение долгого времени. Сейчас нередко приходят люди и спрашивают: «За что? За что, Владыка, и сын скончался, и дочка себя так плохо стала вести. За что?». Но мы ведь с вами знаем, что творилось в годы лихолетья, что не закончилось еще бремя наказания Божиего за богоборчество, которое было в то время. И нас сейчас Господь вразумляет разными ситуациями в жизни, а мы не вразумились, не научились на горьком опыте и продолжаем быть богоборцами. Поэтому каждый что заслужит, то и получит.

Нам, православным христианам, нужно быть более внимательными к себе и, я думаю, в день, на который назначен митинг, мы все должны собраться в храмах Божиих и молиться святой великомученице Екатерине, Христу Воскресшему, чтобы Господь вразумил людей, которые так бездумно выступают против Бога, против Церкви, против благодати Божией, против нравственности и духовности, против всего доброго, что приносит нашему обществу Православная Церковь.

Даже в Конституции нашей страны отмечено, что Церковь сыграла большую роль как государствообразующая, культурообразующая религия. А люди до сих пор противятся великому деланию Православной Церкви, длящемуся на протяжении многих веков. Я уже сказал, что в основе нашего города лежит церковное воспитание людей, которые начали его строить. А мы сейчас начинаем противиться, не желаем иметь нравственного и духовного воспитания, которое источается от Церкви. Только Церковь может дать эти ценности – силу Божию, которая дается человеку, чтобы он был порядочным, честным, добросовестным, любвеобильным, снисходительным, трудолюбивым.

Это все воспитывали в своем сердце наши предки, получая назидания от Церкви именно в том храме, который мы сейчас хотим восстановить.

Конечно, нам нужно в этот день всем собираться в храмах. Это будет суббота, суббота перед антипасхой, мы будем раздавать всем людям святой артос, святыню, которой мы все должны подкрепиться в своей жизни. Мы традиционно собираемся в храмах Божиих, сейчас будем более ответственно собираться, молиться, чтобы Господь не вменил в грех это беззаконие, которое совершают наши люди, еще не созревшие понимать, что противиться Богу очень нехорошо.

– Владыка, если отвлечься от того духовного и социального значения, которое имеет Церковь, храм – это ведь всегда очень красиво с точки зрения архитектуры...

– С точки зрения архитектуры Екатерининский храм, если его построить на историческом месте, украсит центр города. Этим мы восстанавливаем исторический облик центра города. Он такой был, мы же ничего нового не придумываем. Был Градостроительный совет по поводу этого вопроса, и почти все члены Градостроительного совета – в том числе профессора, доктора наук, ученые с научной точки зрения доказывали и говорили, что очень важно, очень нужно и очень будет хорошо, если здесь построят церковь. Это говорили специалисты, люди, знающие и имеющие вкус в архитектуре. Этот храм будет одной из прекрасных доминант, как они выражаются, нашего города.

Мы должны прислушаться и к голосу нашей Церкви, и к голосу наших ученых, которые сказали, что здесь должен быть храм. Эта площадь в центре города сохранилась именно для собора, который ее украсит. И собор можно так «посадить», что мы не лишимся площади – мы приобретем новую площадь, потому что ныне имеющаяся не совсем устроена, она почти пустая: единственное, что там есть – фонтан, который и стал камнем преткновения – мнения разделились между фонтаном и церковью. Но ведь церковь – это красота, а фонтан можно в любом другом месте поставить.

Со строительством храма мы обретем еще большую красоту, красивую обустроенную площадь. В этом месте нет парковок, строительство же храма предполагает подземную парковку более чем на сто машин. И это решение еще одной городской проблемы. Запланировано строительство подземного перехода через Главный проспект города. Чем плохо? Вот сколько проблем решается одновременно со строительством собора. Люди просто не понимают, что это очень важно и нужно, очень красиво и полезно для духовного и нравственного воспитания нашего общества. Я еще раз говорю: нужно понимать, что церковь всегда служила центром духовной, культурной и общественной жизни города или села. Это еще одно место, в котором можно приобретать нравственные ценности, необходимые нашей молодежи и обществу.

– Здравствуйте, меня зовут Виктория, я звоню из Новосибирска. У нас в семье возник вопрос. Ходит небольшая паника: Пасха нынче 4 апреля, а Благовещение 7-го – это бывает раз в 500 лет, и ходят слухи, что могут возникнуть тяжкие последствия для тех, кто будет готовиться к Пасхе, печь куличи, красить яйца, отмечать праздник. Пожалуйста, в прямом эфире опровергните эти глупые слухи.

– Да, действительно, в этом году Пасха самая ранняя, и Благовещение будет после Пасхи. Но это не причина для опасений, что может случиться что-то страшное и тяжелое. Пасха есть Пасха. Это – радость, это великое событие, великое торжество добра над злом. И когда мы понимаем это, сразу опровергаются все слухи и все опасения. Какие могут быть опасения, если мы в день Светлого Христова Воскресения отмечаем победу добра над злом, победу Божественной силы над силой бесовской? Мы в этот день отмечаем просветление, которым освятил нас Господь Своей благодатью и даровал нам радость вечного пребывания в Царствие Божием.

А Благовещение – это благая весть, которую послал Господь по Cвоему милосердию через Архангела Гавриила, что на Землю придет Спаситель, Избавитель, который возьмет на Себя все грехи мира и искупит человечество от проклятья греха и от смерти. В эти Пасхальные дни, когда мы вспоминаем уже совершившееся дело нашего искупления, мы вспоминаем события благой вести, которая стала исполнением обещания, которое Господь дал еще в раю нашим прародителям после их грехопадения.

Так что радость даже усугубляется, потому что мы отмечаем Пасху и в эти дни Церковь напоминает нам, что обещанное нам Господом свершилось в эти Пасхальные дни. Совершилось дело нашего искупления, избавление нас от смерти, от греха, от проклятий, навлеченных на нас грехопадением наших прародителей. Поэтому не надо ничего опасаться. Это просто некоторые силы будоражат наши умы и сердца, чтобы омрачить Пасхальную радость, которую Господь всегда дает в эти дни. Она усугубляется еще одной радостью – о благой вести, что Господь придет, чтобы искупить нас. И это совершилось. И это, конечно, для нас большая радость.

Поэтому не нужно бояться, не нужно слушать никого, кто смущает и отягчает наши сердца и умы, а нужно твердо стоять на той истине, что Христос Воскрес. А если Христос Воскрес, то все этим решается: никакие скорби, никакие трудности для нас не имеют никакого значения, потому что Господь Воскрес.

– Почему Пасха в разные годы в разное время происходит? В прошлом году была в мае, нынче в апреле...

– Есть определение Первого Вселенского Собора, что Пасха должна праздноваться после иудейской пасхи в весеннее равноденствие и после весеннего полнолуния. Точнее – это первое воскресенье после иудейской пасхи. И мы придерживаемся этого определения до настоящего времени, поэтому Пасха бывает у нас в разные месяцы.

Беседовал Илья Юков
Расшифровка - Лидия Ежкова

 
Екатеринбургская епархия. События

Как приехать из Свердловска в Екатеринбург?

ИТАР-ТАСС-Урал

Председатель правительства России Владимир Путин подписал распоряжение, в соответствии с которым железнодорожным станциям Нижний Новгород и Екатеринбург возвращены их исторические названия.

 
Воскресение Христово

Пасха Господня – основа всей нашей веры

Сегодня наш собеседник – настоятель прихода в честь Владимирской Иконы Божией Матери протоиерей Андрей Канев. И тема нашего разговора – конечно же, Пасха.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс