Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №11 (572) → Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

№11 (572) / 15 марта ‘10

Илья Юков, Лидия ЕжковаАрхипастырь

— В нашей маленькой деревне, где я живу, еще нет храма, и ходить в храм далеко, а я боюсь собак, чтобы через соседние деревни ходить.

Могу ли я молиться дома? У меня дом освященный, есть и старинные иконы, и современные. И второй вопрос: могу ли я перенести тело мамы, которая похоронена шесть лет назад в другом городе? Там за ее могилкой никто не ухаживает, а у нас рядом с деревней есть кладбище, и я бы ухаживала за маминой могилой и молилась за нее. Благословите меня на пост.

— Бог благословит. Дай Бог, чтобы Господь помог вам нести пост достойно, во спасение души своей. Что касается молитвы, хорошо, что вы молитесь дома; это нужно для души. Но нельзя забывать и о церковной молитве. Надо в воскресные и праздничные дни приходить в церковь и молиться, не удовлетворяясь только домашней молитвой, тем более что нужно готовиться и к таинству Покаяния, к таинству Исповеди, потом к таинству Причащения. И это все, конечно, нужно делать в церкви.

А что касается переноса останков своих родственников, то нужно будет обратиться к местному настоятелю, архиерею или Владыке и решить этот вопрос на месте.

— У меня одна просьба. Тяжело болеет муж: ноги почти не ходят после инсульта, у него больное сердце. Благословите, пожалуйста, его на послабление поста. И второй вопрос. Раньше на телеканале «Союз» была программа «Кухня» — почему ее сейчас нет? В пост она бы пригодилась очень хорошо, чтобы готовить постную пищу.

— Хорошо, будем иметь в виду. А что касается вашего мужа, то надо подойти к своему духовному отцу или священнослужителю и рассказать ему о данной ситуации. Конечно, для болящего человека допустимо, чтобы он питался продуктами, которые необходимы ему для поддержания здоровья, чтобы он мог выйти из такого состояния, в которое он попал после тяжелой болезни. Поэтому нужно обратиться к батюшке, посоветоваться и следовать его советам.

— «Владыка, для чего человеку чувство юмора, как правильно им пользоваться, чтобы не навредить ближнему?», — спрашивает Дмитрий.

— Чувство юмора, конечно, тоже должно иметь меру, потому что иногда человек так начнет шутить, что его шутки становятся неприятными для других людей. Чувство юмора нужно, чтобы поднять настроение другому человеку, сказать ему доброе слово в правильном понимании. Мы знаем, что шутками часто пользовались и преподобные, и святые отцы, что многие из них имели чувство юмора. И с таким чувством, может быть, они раскрывали особенности жизни ближнего своего, их шутка была в назидание, в укрепление ближнего в вере, укрепление его душевных сил.

Поэтому важно, как шутить. Можно так пошутить, что человек будет в слезах, неудовольствии и будет долго думать над тем, что такой шуткой хотел сказать ему «шутник». Он может обидеться и думать, как ему быть. Поэтому с шутками надо быть очень осторожным.

— У меня вот какой вопрос. Я уже так запутался в отношениях со своим любимым человеком, я уже не могу определить, где разница между любовью к моей жене и ревностью. И какую молитву нужно читать, чтобы оградить ее от ревности?

— Любовь к супруге есть жертвенная любовь, которой человек отдает себя полностью ради ближнего своего: снисходит к его немощи, покрывает своей любовью его слабости, чтобы сохранить в семье мир и согласие. Такая жертвенная любовь ничем не разрушается, она больше развивается и укрепляется, когда есть такое отношение друг к другу.

По слову апостола Павла, жертвенная любовь долготерпит, милосердствует, не мыслит зла, не гордится, не бесчинствует. Она никогда не исчезает. Поэтому надо стремиться к такой Божественной любви, которая укрепляет семейные узы и дает возможность приблизиться к Богу, Который есть любовь. И мы, упражняясь в настоящей любви друг к другу, тем самым приближаемся к Источнику этой любви — Господу Богу нашему.

— «В какую обитель посоветуете пойти послушником или трудником? И второй вопрос: чем дисциплина и послушание отличаются от монашества?», — спрашивает Владимир из Екатеринбурга.

— Чтобы быть настоящим монахом, нужно иметь такие добродетели, как послушание, терпение и смирение. Монастырский Устав так и составлен, чтобы эти церковные добродетели можно было стяжать человеку, пришедшему в обитель. Потому что когда человек несет послушания, и несет их безропотно, он отрекается от своей воли, от своей гордыни и приобретает очень важную добродетель смирения. Он теряет гордыню, которая мешает человеку отрешиться от всего и возвышаться своей силой к Богу, к тому совершенству, к которому призван монашествующий в своих подвигах. Можно сказать, что монашеская жизнь есть определенная дисциплина послушания, смирения, терпения, которая приносит человеку воспитание, ведущее его к спасению.

— «Владыка, кто такой протопресвитер?», — спрашивает Михаил из Нефтеюганска.

— Протопресвитер — это старший над пресвитерами. У нас есть иереи, протоиереи, а высший чин для женатого священства — протопресвитер.

— «Как избавиться от злых помыслов?», — спрашивает Валентина из города Александрова.

— Противостоять злым помыслам нужно молитвой. Молитва Иисусова — самая краткая молитва; можно сказать просто «Господи, помилуй»; можно читать Священное Писание, чтобы мы имели в нашей памяти святоотеческие мысли. Очень интересно и полезно читать жития святых, которые могут дать нам очень много назидательного; надо стараться строить свою жизнь на примере жизни святых угодников Божиих.

Во время молитвы ум очищается от всех злых помыслов и появляются хорошие мысли, которые мы приобретаем при чтении Священного Писания, духовной литературы, духовного наследия святых отцов.

— «Почему святые отцы боялись похвалы, и почему сейчас у нас всех хвалят?», — спрашивает Владимир из Екатеринбурга.

— Похвалы боялись многие угодники, чтобы не впасть в гордость. Гордость может привести к тому, что человек, достигший каких-то больших вершин, высоких постов, может их потерять. И поэтому, зная, каким большим трудом человек достиг успеха и получил благодать и как легко ее можно потерять, святые угодники и подвижники боялись через похвалы потерять эту благодать. Скажут: «Вот ты какой святой, какой хороший, у тебя все так хорошо получается, и ты делаешь так много хороших дел...» — и человек может возгордиться. Поэтому святые отцы старались не встречаться и не общаться с теми людьми, которые могли бы их похвалить.

А если невозможно избежать похвалы, то нужно, когда тебя хвалят, самому внутренне себя осуждать: любой человек знает другого только снаружи, а если сам человек, зная себя изнутри, видит все свои грехи, то он не будет реагировать на похвалы. Он рассуждает примерно так: «Слава Богу, что человек видит во мне какие-то хорошие качества, но я-то сам вижу в себе зло, с которым мне нужно бороться, искоренять его».

— У меня муж самоубийством ушел из жизни, так как он очень тяжело болел и много пил успокоительных препаратов — у него очень болела голова. Мы венчаные; благословите меня заказать за него заупокойную.

— Нужно обратиться к своему священнику, и он скажет, как вам поступить, потому что мы все вопросы, связанные с самоубийством, решаем на наших епархиальных собраниях, и каждый священник получил благословение самостоятельно решать, как поступать в тех или иных ситуациях. Подойдите к местному священнику, и он вам расскажет, что и как нужно делать. А потом можно будет вместе со священником прийти ко мне, и мы все окончательно здесь решим.

— «После окончания земной жизни мы все попадем или в рай, или в ад. Например, если кто-то убил много людей, он попадает в ад; другой пил все время, был неверующим, вел праздный образ жизни — и тоже попадет в ад. Как оценивается степень грехов?», — спрашивает Ольга Головина из Ставропольского края.

— Если посмотреть на смысл этого вопроса, то понятно, что Ольга считает: если человек убивал, то он делал большое зло; но ведь и тот человек, который пил, тоже делал много вреда людям — он сам себя медленно убивал, во-первых, во-вторых, он приносил много зла людям, с которыми встречался, будучи пьяным. Поэтому и тот, и другой достойны такого Божиего определения.

Один гулял, пиршествовал, поэтому и будет мучаться, а тот, который убивал, тоже по-своему пиршествовал: он крал, убивал, чтобы иметь богатство для пьянства и увеселений. Поэтому, если поглубже посмотреть, их грехи можно поставить на одну чашу весов.

Господь, конечно, Сам определяет, что же есть степень наказания для убийц, для пьянствующих, для гулящих. Господь на все имеет Свое видение по отношению к тем или иным грехам. И Сам определяет степень их наказания, степень их тяжести и мучений.

— У меня два вопроса. Я очень люблю покупать настенные церковные календари. А куда их девать, когда заканчивается год и они становятся ненужными? И второй вопрос. У меня сын часто бывает за границей и привозит разные маски. Можно ли их дома хранить, нет ли какой мистики, связанной с ними?

— Что касается календарей, то их можно оставить и украсить свои стены иллюстрациями из них: храмами и иконами, которые часто бывают на этих календарях. Если это не нравится, то их можно кому-то отдать, подарить тем, у кого есть нужда в подобных изображениях.

А что касается масок — конечно, в них нет ничего мистического, если вы сами не вкладываете в них никакого смысла. Но я не вижу смысла для православного христианина и в хранении таких масок. Конечно, человек хочет иметь в доме предметы, которые несли бы духовность, имели благодать Божию, которая передается через кресты, иконы, лампадки, другие церковные вещи.

Но если вы чувствуете, что собирательство подобных масок не совсем правильно, что они могут нести какое-то зло, то лучше убедить своего сына не привозить их домой, а начать коллекционировать что-нибудь более ценное, более интересное, более культурное — для блага людей, чтобы это было назидательно и обогащало знаниями.

— Я обратилась к своему священнику, чтобы он стал моим духовным отцом, а он сказал, что не может им стать — по его словам, чтобы стать духовным отцом, нужно знать человека с малолетства. Прав ли батюшка?

— Не надо навязчиво требовать духовничества от того или иного священника, а нужно просто идти к нему на Исповедь, советоваться с ним, когда есть в этом необходимость. И такое постоянство в советах, в духовной жизни и является подтверждением того, что этот священник будет для вас и наставником, и духовным отцом. А когда батюшку просят об этом прямо, многие священники смущаются, в смирении к своим познаниям, и отказываются от подобного предложения.

А если к батюшке постоянно ходить на Исповедь, на Причастие, священник не может отказать, потому что он обязан и исповедовать, и причащать, советовать и отвечать на вопросы.

— Владыка, почему говорят «царствие», «мое», «сестры», а в программах телеканала «Союз» ведущие говорят «сёстры»?

— Есть у нас небольшое смешивание русского и церковно-славянского языка. В церковно-славянском языке нет буквы «ё», есть только звук «е». Поэтому, если мы говорим по-церковно-славянски, то говорим «сестры», а если по-русски, то говорим «сёстры». Русское имя Пётр по-славянски мы произносим как «Петр», и так далее. Вот такое смешение языков и смущает людей.

— «Сын — наркоман. Как Православная Церковь относится к тому, чтобы его насильно поместить в реабилитационный центр? Или только добровольно это можно сделать?», — спрашивает Любовь из Перми.

— Лучше всего, когда молодой человек сам осознает, как это плохо и опасно для его жизни. И если он также осознает, что своими силами не может противостоять своим привычкам — ему нужно как-то изолировать себя от тех людей, от тех мест, где он употребляет наркотики, чтобы этого избежать. Но если он не осознает этого и видно, что он находится на грани смерти, то надо ему помочь — изолировать его, чтобы он избавился от привязанности, от этой страсти греховной — тяжелой привязанности к страшным наркотикам.

— Владыка, разъясните, пожалуйста, выражение «во время Крещения воды Иордана пошли вспять». Что это значит? Спасибо Вам.

— Во время Крещения Господня воды действительно повернули течение назад. И сейчас в Иерусалиме на Иордане совершается праздник Крещения Господня, мне рассказывали, когда патриарх Иерусалимский опускает в воду деревянный крест для освящения воды, то многие видят, что этот крест идет против течения. Такое чудо совершилось во время Крещения Господня, и совершается по настоящее время.

 
 
Великий пост

Страстная седмица: «У меня впереди еще семь дней! я еще могу и поплакать, и покаяться, и помолиться, и исповедаться, и сделать доброе дело…»

Лидия Ежкова

Приближается Страстная седмица. Многие считают ее особым периодом Великого поста. Почему? Об этом наш корреспондент беседует с митрофорным протоиереем Владимиром Зязевым, настоятелем екатеринбургского храма Рождества Христова.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс