Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №8 (569) → Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

№8 (569) / 22 февраля ‘10

Илья Юков, Лидия ЕжковаАрхипастырь

— Владыка, сегодня самая значимая дата православного календаря — начало Великого поста. Расскажите, что это за период, каковы его значение, духовный смысл.

— Я всех наших телезрителей хотел поздравить с уже начавшимся Великим постом. Это великое, особое время для нас, когда мы можем возделывать свою душу и обратить больше внимания на свою жизнь, чтобы благодатью Божией, постом и молитвой искоренять все свои недостатки и страсти, которые удерживают нас в рабстве греха, чтобы стать свободными в делании добра и быть ближе к Богу. В это время мы должны стремиться ко спасению, стремиться преображать свою душу; в это время есть возможность восстановить свою падшую душу благодатью Христовой.

Вспомним, что Господь самым первым людям дал заповедь о посте; эту заповедь Он нам дает и сейчас, чтобы люди упражнялись в послушании воле Божией. К сожалению, первые люди Адам и Ева не справились с этой проблемой — они не до конца исполнили заповедь о воздержании (ведь Господь дал им очень легкую заповедь: не вкушать плода от древа познания добра и зла), поэтому и совершилось такое серьезное падение. Сейчас благодатью Христовой мы можем восстановить свою природу — путем послушания воле Божией.

Господь дал нам заповедь о посте, и если мы воздерживаемся от употребления мясных и молочных продуктов, мы несем послушание воле Божией. Это уже важно. Конечно, значение поста еще и в том, что с помощью воздержания от пищи мы можем во время поста достичь того, что от нас требуется — постом и молитвой искоренять свои страсти, грехи, испорченность, чтобы прийти к празднику Воскресения Христова с воскресшей от греха, порока, рабства греху своей душой — мы должны стать свободными от греха и рабами Божиими.

Лучше быть рабами Божиими, чем в радости и утешении быть рабами диавола и порока, который приносит нам много трудностей, испытаний, болезней, а самое главное — приносит нам вечную смерть: вечные страдания, которые никогда не кончаются.

Вот какая возможность дана нам Богом, и это есть великая милость Божия — Господь определил нам постные дни, чтобы мы могли упражняться над собой. Обычно человек, занятый своими делами — домашними, общественными, государственными — не может найти время или заставить себя поработать для своей души, для спасения. Святая Церковь и Господь дали нам такое время, и мы должны оторваться от того, что нас до этого окружало — от забот и житейских проблем. И подумать не о том, что мы делаем на работе, дома, а больше — о душе, помочь себе и очистить свою душу. А чтобы увидеть, что она нуждается в очищении, мы должны быть очень внимательны к себе — видеть все слабости и немощи, которые у каждого есть, бороться с ними, искоренять.

Воздерживаясь от мясной и молочной пищи, мы ослабляем свои силы телесные, ослабляем свои страсти. Мы стараемся сделать так, чтобы дух довлел над плотью, чтобы сила духа была больше силы наших страстей, которая вовлекла нас в рабство грехам так, что мы не можем с этим бороться. В этом и есть особенность постного времени, когда мы можем потрудиться над собой, над своими немощами, стать лучше и чище, стать ближе к Богу и к своему спасению.

— «Скажите, почему именно в пост так обостряются проблемы и на работе, и личные, происходят ссоры, из которых потом сложно выйти. Как избежать таких ситуаций, чтобы не допустить их? Спасибо», — спрашивает Татьяна.

— Когда человек постится физически, но не молится или молится мало, получается своеобразный перекос: во время поста еще больше обнажаются его страсти. Их нужно укрощать, укрощать благодатью Христовой. Мы ведь люди немощные, справиться со своими страстями и грехами не можем, поэтому обращаемся к Богу с покаянием и с просьбой, чтобы Господь простил, помиловал и дал силы, Своей благодатью очистил нас от этих немощей и страстей.

Ведь только Господь имеет власть прощать наши грехи, показывать нам путь искоренения наших страстей. И когда мы постимся, воздерживаемся, усердно и внимательно молимся Богу и в церковной молитве, и в домашней, всегда находимся перед очами Божиими — тогда страсти нас одолевают значительно меньше. А когда мы их просто обнажаем, но не даем им отпора с помощью благодати Христовой, они нам и делают такие пакости. Поэтому и получаются такие ситуации.

С другой стороны, действительно, враг силен, враг не хочет, чтобы человек ушел от его влияния. И чем сильнее влияние на нас со стороны бесовской, тем сильнее должна быть наша молитва. Молитва — сила, которую мы можем получить от Бога; она нам необходима для борьбы, чтобы выйти из нее победителем. Поэтому и предлагается, чтобы человек и постился, и молился, и приходил в церковь, причащался Святых Христовых Таин, прошел таинство Исповеди — попросил прощения за грехи, которые обнаруживаются подвигом воздержания от мясной и молочной пищи.

Таинство Исповеди, таинство Покаяния дает человеку большую возможность если уж не до конца искоренить, то хотя бы «срезать» с себя страсти, чтобы они не так сильно влияли на него. В самом таинстве Причастия Тела и Крови Христовых заключена великая сила, особая благодать, которая помогает нам побеждать все наши слабости и немощи.

Пост — это, конечно, подвиг, это труд, но это благодатный, радостный труд, и он не только в том, что мы не принимаем в пищу мясо и молоко. Надо, чтобы одновременно с постом телесным был пост духовный. А пост духовный предполагает воздержание от своих страстей и увеселений. В то же время нужно очень внимательно творить молитву дома и везде, где мы находимся. Особенно большая сила в молитве в церкви и в церковных таинствах. Нужно участвовать в таинствах церковных, в покаянии и этим подвигом в течение поста можно достичь очень многого. А это очень важно, очень полезно и спасительно для нас.

— Добрый вечер, Владыка Викентий. У меня, в принципе, вопросов нет, потому что телеканал «Союз» в своих программах и передачах освещает столько вопросов, проблем, чего не делает ни один другой канал. Я хотел бы и Вас, и себя хотя бы с опозданием поздравить с пятилетием Вашего и нашего телеканала и пожелать огромного здоровья творческому коллективу. Вам низкий поклон прежде всего, и многая и благая лета. Хотел бы сказать, что многие современные телеканалы — это источники мертвой воды, и только телеканал «Союз» — источник живой воды! И как мертвая вода умерщвляет плоть и душу, а живая вода оживляет плоть и душу, так это делает и телеканал «Союз». Огромное Вам спасибо! Продолжайте так же долго и плодотворно трудиться во имя нашего общего блага!

— Большое спасибо Вам за поздравление.

— Чем отличается время поста от обычного времени? Я и так стараюсь вести строгую духовную жизнь; как и что менять постом?

— Сейчас, Великим постом, изменяются все песнопения, которые мы поем в храме, особенно в первую седмицу Великого поста, когда мы читаем канон Андрея Критского. Вся служба во время Великого поста направлена на то, чтобы настроить нас на покаяние: чтобы мы могли увидеть себя, свою душу, свои страсти и немощи, свои грехи. В то же время эти песнопения вводят нас в состояние умиления, сострадания и покаяния в содеянных грехах. То есть в это время должно быть более углубленное состояние покаяния. Хотя, может быть, человек несет по всей своей жизни подвиг поста и молитвы — ведь мы в течение всего года в среду и пятницу постимся, соблюдаем другие посты, должны ходить в церковь в воскресные и праздничные дни.

Но этот период — особенный, потому что, как я уже сказал, пропитан духом покаяния и подготовкой к встрече великого праздника Пасхи Христовой, Воскресения Христова. Это замечательная сила Божия, искупительная сила, которая дает нам радость о вечности. Мы задумываемся о том, что здесь, на земле, мы не постоянные, мы временные — нас ждет вечность, и мы воскреснем со Христом; Господь уготовал нам вечную блаженную жизнь.

К этому великому празднику мы и готовимся, чтобы прийти к нему с обновленной, освященной, преображенной душой, чтобы она могла почувствовать, осознать всю важность того, что Господь дает нам в пасхальные дни. Особенность Великого поста заключается еще и в том, что мы готовимся к великому празднику Воскресения Христова. И, конечно, мы должны прийти к этому событию, к этим дням с чистотой своего сердца, через покаяние, через воздержание, пост и молитву.

— «Владыка, как быть, если на время поста выпадают светские праздники? Скоро будет 23 февраля, затем 8 марта» — такой вопрос задает Светлана, которая отказалась в коллективе готовить праздничную программу и тем самым обидела людей.

— Это может быть и неплохо, потому что мы таким осознанным поведением пробиваем стену, возникшую в течение нескольких десятилетий: когда мы праздники церковные не чувствовали, не исполняли, а те, кто придерживался их, нередко подвергались унижениям и оскорблениям. Многие советские праздники были специально придуманы так, чтобы они выпадали именно на святые постные дни с одной только целью — отвлечь человека от Бога, от Церкви.
Но сейчас, слава Богу, уже есть твердые в своей вере люди, которые осознают, что в пост нужно не праздновать, а думать о своем спасении. Конечно, 23 февраля — очень серьезный праздник для нашей Родины, день, когда мы вспоминаем защитников Отечества, которые отдали свою жизнь за нас, за мирную, счастливую жизнь. Но нельзя только чрезмерными увеселениями отмечать этот великий праздник. Мы можем праздновать его, вспоминая на церковной молитве наших предков, отцов, матерей, поминать их. Можно совершить торжественную службу в честь их подвигов, вспомнить наших сегодняшних воинов и молиться о них, чтобы Господь дал им силы и крепость духа нести свое служение, защитить свое Отечество.

Мы привыкли, что праздник — это обязательно танцы, обильное застолье со спиртным и другие увеселения, которые не приносят человеку пользы, а наоборот, опустошают его. Человек доходит до такой степени увеселения, что теряет контроль над собой. В любом праздновании надо иметь меру, какой-то контроль. Вы посмотрите на наших воинов, которые в праздничный день находятся на посту — поздравили друг друга и пошли служить дальше. А многие гражданские люди в этот день пляшут и прыгают чуть ли не до потолка. Что за праздник такой?

Я думаю, что мы придем к тому времени, когда люди будут более верующими, когда они поймут значимость праздников постного времени, и отношение к ним будет другое. Они будут отмечать эти праздники, но делать это церковно, правильно, как верующие люди, понимая глубину этого праздника, этого торжества, но не будут извращаться и опускаться, пускаясь во все грехи, с которыми нужно бороться и которые являются причиной многих наших страданий, горестей и бед, мучений, скорбей и болезней.

— Почему в Православии столько ограничений в удовольствиях, в еде, в половых отношениях? Этим вроде бы не причиняется вред другим, не нарушаются заповеди любви к ближнему. Почему нужно убивать свое тело, ограничивать свои желания? Зачем такая несвобода?

— Если человек предается таким грехам, как блуд, чрезмерное вкушение пищи и так далее — он умертвляет свое тело раньше назначенного срока. Даже с точки зрения чисто телесной, организму нашему нужны «разгрузочные дни» от постоянного употребления мяса, жирных продуктов. Несбалансированное питание очень отрицательно влияет на организм. Совсем не значит, если человек постоянно кушает мясо и сало, и он очень полный, что он очень здоровый. Это ошибочное мнение; такой человек, наоборот, насквозь пропитан шлаками, которые очень вредят его здоровью, и с ними нужно бороться. Даже с точки зрения охраны своего здоровья пост — это очень важно и полезно.

Что же касается других телесных удовольствий, скажу, что блуд — тяжелейший грех, который причиняет человеку очень много страданий, неприятностей. Поэтому когда некоторые люди говорят, что блуд это любовь, я расцениваю такую позицию просто как непонимание человеком того, о чем он говорит. Потому что блуд не приносит человеку радости и удовольствия; он приносит скорби и неприятности, истощаются силы человеческие, и человек быстрее умирает, уходит из жизни.

Господь знает, что такое блуд для человека, для человечества, поэтому Он и говорит, что это страшный грех и что за него Он будет очень строго наказывать. Блуд — это не любовь, не радость и не утешение. Как написано у апостола Павла, истинная любовь не раздражается, не мыслит зла, долготерпит, милосердствует. У истинной любви много свойств. А блуд — не любовь, а самолюбие, эгоизм в удовлетворении своих страстей, это грех и страсть, с которыми надо бороться, а не удовлетворять их.

Поэтому в эти постные дни Церковь и Господь Бог призывают всех воздерживаться от совместной жизни плотской даже в законной семье, и уж тем более когда человек еще не имеет семьи. Это называется любодеянием. Мы должны понимать, что это очень тяжелый грех, и должны прийти к тому, чтобы восстановить духовные ценности, которые были в России — когда люди не знали, что такое добрачные и внебрачные союзы. Это было очень хорошо для России, для нашего Отечества, потому что благодаря такому целомудрию дети рождались здоровыми, сильными, крепкими богатырями.

Последствиями же блуда нередко становятся болезни (СПИД, ВИЧ-инфекции, венерические заболевания и многие другие недуги), которые окутывают человека из-за его собственных грехов. Если посмотреть открытыми глазами, то можно увидеть, что это — грех, который приносит очень много зла, много неприятностей. Сколько людей умирает от блуда, сколько скорбей и неприятностей в семьях из-за супружеских измен! Если все это положить на чашу весов, то человек должен понимать, что таким путем дальше идти нельзя. Это очень опасно и для собственной жизни, и для ближних, и для своей вечной жизни. Потому что всех нас ждет Суд Божий, на котором Господь за так называемые «любовные дела», которые являются не любовными, а греховными, будет определять нас на вечные мучения. Поэтому мы должны это хорошо понимать и сами принимать решения.

— Скажите, пожалуйста, действительно ли в первые три дня поста нельзя ничего вкушать и даже пить воду?

— Нет, никто такого строгого поста не назначает. Но если есть желание так начать Великий пост, то нужно взять благословение у своего духовника. И можно будет первые три дня воздерживаться, чтобы потом причаститься на первой Литургии Преждеосвященных Даров. Но это не для всех.

— Добрый вечер, Владыка, с праздником! Владыка, у меня сын любит хоккей; сейчас начались Олимпийские игры — грех смотреть хоккей или нет?

— Если человек относится к играм с таким пристрастием, что оставляет все другие занятия — и пост, и молитву, и чтение духовной литературы, — то ничего в этом хорошего нет. В нашей жизни все должно быть в меру. Не страшно, если он посмотрит некоторые соревнования, но не так, чтобы больше ничего не знать, не видеть и не понимать.

 
Первосвятитель

«Даже за один прошедший год люди стали больше ходить в храмы…»

1 февраля исполнился год со дня интронизации на Патриарший престол Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. «Что Вы думаете о первом годе служения Патриарха?» — с таким вопросом мы обратились к прихожанам уральских храмов. И вот какие получили ответы.

 
Великий пост

«Пост – самое удивительное средство, которое может нам помочь исцелиться от духовных язв»

Лидия Ежкова

Вступая в Великий пост, мы часто задаем себе вопрос: чем время поста должно отличаться от повседневной жизни православного христианина?

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс