Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №42 (555) → Каждый храм напитан духом вечной жизни, который он дарует богомольцам

Каждый храм напитан духом вечной жизни, который он дарует богомольцам

№42 (555) / 8 ноября ‘09

Духовное чтение

  «…Россия восстанет, когда поднимет взор свой и увидит, что все святые, в земле Российской просиявшие, живы в Божием Царстве, что в них дух вечной жизни. В этом спасение России и всего мира…».

Так писал святитель Иоанн (Максимович).
 Эти слова авторы-составители брошюры «История Ачитской церкви» настоятель Михаило-Архангельского храма священник Владимир Кисяков и преподаватель Ачитского профессионального училища Василий Иванович Бабин взяли в качестве эпиграфа к своему труду. Книга вышла в свет совсем недавно и, к сожалению, очень маленьким тиражом. Между тем узнать об истории родного края и, в частности, о становлении православной святыни хотели бы многие местные жители, да и те, кто по житейским делам покинул родные места. Сегодня им предоставляется такая возможность.
 Давайте все вместе перелистаем некоторые страницы этого издания.

У истоков церкви в Ачите

  Ачитская крепость была основана по распоряжению начальника горных заводов Урала Василием Никитичем Татищевым в 1735 году. Жители крепости пахали, сеяли, жали хлеб и охраняли Великий Сибирский тракт от набегов бунтующих башкир. И неизвестно, была ли в то время построена какая-либо церковь или часовня в крепости. Об этом история пока умалчивает.
  А согласно официальным документам, в Ачитской крепости церковь появилась в 1790 году. В клировой ведомости за 1838 год, самой ранней из найденных в архивах, сказано, что «тщанием прихожан была построена церковь. Престолов в церкви два: во имя Архангела Михаила и второй во имя Илии Пророка. Вокруг погоста деревянная ограда, выкрашена краскою. Зданием деревянная с такою же колокольнею, сама по себе крепка и обшиты стены вокруг тесом; крыша, как на церкви, так и на колокольне, выкрашена красной и местами белой краскою». Причта положено по штату: священник, диакон и два причетчика. Служители получали жалованье от прихожан, а также имели хлебный сбор.
  Предполагается, что самым первым священником ачитской церкви был Алексий Серебренников, который служил до 1796 года, а затем был переведен третьим священником в Петро-Павловский храм Полевского завода.
  В 1851 году в церкви служил священник Иоанн Иоаннов Козельский, сын священника, 24 лет; окончил богословский курс Пермской духовной семинарии в 1848 году с аттестатом 1-го разряда. В январе 1849 года архиепископом Пермским и Верхотурским Аркадием произведен в диаконы и в том же месяце рукоположен в Христорождественскую церковь Камбарского завода. В Михаило-Архангельскую церковь села Ачит переведен указом Пермской духовной консистории с 18 октября 1850 года, а с 25 ноября того же года занимал должность наставника в Ачитском приходском училище.
  Должность дьячка исполнял Николай Андреев Стахиев, сын священника, пономаря – сын пономаря Петр Иоаннович Гостев. При церкви находился заштатный священник Иоанн Васильев Козельский, сын священника.
  В клировой ведомости за 1851 год о Михаило-Архангельской церкви было отмечено, что она «в стенах крепка, но крышей ветха, утвари достаточно». Крышей уже ветха… Новая каменная церковь была построена в 1863 году «тщанием прихожан при особом содействии церковнослужителей с употреблением и расходованием на то церковных сумм». При церкви имелась колокольня, она была обнесена каменной оградой с тремя железными воротами. Новая церковь имела три престола: в честь Сретенья Господня, во имя Архистратига Божия Михаила и во имя пророка Божия Илии.
  В 1890 году в ачитской церкви начинает службу священником Николай Васильевич Чечулин. Одновременно с исполнением обязанностей священника отец Николай состоял заведующим Верх-Тисинской школы грамоты, исполнял обязанности законоучителя в Ачитском начальном двухклассном училище, состоял заведующим и законоучителем Карширской миссионерской школы грамоты. 2 февраля 1902 года он приступил к исполнению обязанностей благочинного церквей Красноуфимского уезда, которые исполнял до дня кончины. За свое служение батюшка имел много поощрений, благодарностей, наград. Скончался он 30 ноября 1924 года в возрасте 59 лет от туберкулеза легких, похоронен на церковном кладбище, за алтарем церкви.

Время великих потрясений

  1917 год. Революционные преобразования в России затронули все стороны социальной жизни, они повлекли за собой коренной переворот в отношениях между государством и Церковью. Жертвами революционных преобразований стали православные храмы, монастыри, духовные лица. В ходе подготовки законов об отделении Церкви от государства читались публичные лекции, в которых религия подавалась как «опиум для народа», а духовенство объявлялось контрреволюционным.
  В 1918 году в Ачите были конфискованы дома церковнослужителей, семьи священников расселили по частным квартирам. Вследствие нехватки средств в храмах вынуждены были сокращать штатные должности, и некоторые храмы с малыми приходами вообще остались без священнослужителей. Так, в 1922 году в самой крупной в Ачитском районе церкви числились только один священник протоиерей Николай Васильевич Чечулин, один диакон, Александр Федорович Бельтюков, просфорня Апполинария Федоровна Корепанова и церковный староста Андрей Яковлевич Лысков. А в стране уже полыхала гражданская война, жертвами которых стали и многие священнослужители. К счастью, в Ачите этого не произошло, но вот осквернения и разграбления церквей избежать не удалось. Неизвестно, насколько помогли изъятые церковные ценности голодающим, но понятно одно: советская власть еще раз продемонстрировала, кто в государстве хозяин. Церковь еще раз была унижена и оскорблена.

Разгром церквей

  1929 год. Началась кровавая эпоха сталинизма. Русская Церковь разделила судьбу народа – ее не миновала горькая чаша репрессий. Началось массовое закрытие церквей, а священникам было запрещено посещать прихожан на дому или собирать членов приходских советов у себя дома.
  Не обошла эта трагедия и Ачитский район. Началось все еще в 1918 году, когда декретом ВЦИК от 30 июля 1918 года был «запрещен колокольный звон в контрреволюционных целях». В июле 1934 года в организациях Ачита прошли собрания, на которых решался вопрос о закрытии церкви. «Колокольный звон трудящемуся народу совсем не при чем, он мешает нам работать в поле», – это сказано жителем Ачита Хрущевым на общем собрании ачитской молодежи. На том же собрании другой житель, Лысков, предложил не только снять колокола, а «закрыть церковь и это здание превратить в культурное помещение». Подобное собрание, на котором постановили: «Для успешной уборочной компании бригада № 5 считает прекратить колокольный звон и просить сельсовет прекратить всякое богослужение», проходило и в колхозе «Заря» 29 июля 1934 года. Постановили: «закрыть колокольный звон…»
  Сначала церковь в Ачите закрыли временно, якобы для проведения ремонта, но затем под сильным напором властей на собраниях населения ачитского прихода в 1935 году было принято решение об окончательном закрытии храма.
  Старожилы вспоминают, как сбрасывались колокола с церкви в Ачите, как выбрасывались и сжигались иконы. Народ стоял и, глядя на это святотатство, плакал. Говорят, что те, кто участвовал в сбрасывании колокола и разгроме церкви, вскоре заболели и умерли или трагически погибли по причинам, одному Богу известным, или покончили с собой.
  Судьбу церкви разделили и священнослужители. Священник Павел Владимирович Лутков в августе 1937 года был арестован, а 1 октября расстрелян. Не оставили в покое власти и его жену Лидию Васильевну Савелову, которая была на 10 лет заключена в исправительно-трудовой лагерь.
  В предвоенные годы в здании церкви был открыт дом культуры. Здание подверглось капитальной перестройке: купол и колокольня были снесены, внутри здания был встроен второй этаж, на первом этаже устроен зрительный зал для просмотра кинофильмов, а в алтарной части расположили кинобудку. На втором этаже построили сцену, и там обустроились народный драматический театр и библиотека. В 1972 году в Ачите был построен типовой Дом культуры, а здание бывшей церкви перешло к новым хозяевам: на первом этаже оборудовали спортивный зал, на втором разместился районный Дом пионеров и школьников.

Возрождение храма

  В 1985 году в стране началась перестройка: гласность, демократизация. В 1988 году в СССР уже открыто праздновалось 1000-летие крещения Руси. У церкви появилась надежда. Сначала робко, а потом все смелее и смелее народ стал требовать возвращения поруганных святынь.
  2 августа 1997 года можно назвать днем второго рождения ачитской церкви во имя Архистратига Михаила. В этот день в присутствии представителей Екатеринбургской епархии была проведена первая после многих десятилетий забвения божественная служба. Ее провел священник Владимир Кисяков совместно со священнослужителями города Красноуфимска. Церковные службы с этого дня стали совершаться регулярно, правда, только в малой части первого этажа, где ранее располагались художественная мастерская и тренажерный зал. Но это уже был успех, хотя борьба за здание продолжалась еще почти десять лет – только в 2006 году здание церкви было полностью возвращено верующим. Настоятелем церкви стал иерей Владимир Кисяков.
  Непростым был путь отца Владимира к вере. Родился он в городе Копейске Челябинской области в простой шахтерской семье. Родители к церкви никакого отношения не имели и, как и большинство советских людей в то время, были атеистами.
  Будучи уже взрослым семейным человеком и живя на Украине, Владимир впервые пришел в действующую церковь на службу. В храме он ощутил непередаваемые чувства, хотя о том, чтобы посвятить себя служению Богу, он в то время даже и не думал.
  В 90-е годы Кисяковы возвратились на Урал, Владимир устроился электриком в совхоз «Красноуфимский». С женой Мариной Михайловной они стали посещать Инокентьевскую церковь на Красноуфимском кладбище, и даже повенчались. Колоритную внешне фигуру Владимира, да еще с замечательным приятным баритоном, заметил священник церкви отец Андрей – и в марте 1995 года предложил ему стать пономарем.
  Затем была служба ставленников, и через четыре месяца Владыка Никон рукоположил Владимира в сан иерея. С 3 октября 1995 года Владимир Кисяков, теперь уже уважительно и почтительно – отец Владимир или просто батюшка, начал службу настоятелем храма Иоанна Предтечи в Нижних Сергах. А в 1997 году его перевели в открывающуюся ачитскую церковь. В 2001 году отец Владимир окончил учебу в Екатеринбургской духовной семинарии, и до сих пор продолжает батюшка свой путь к Богу и ведет за собой прихожан своего храма – зрелых и пожилых, детей и молодых. И этой дороге не будет конца…

Материалы подготовила
Лидия ЕЖКОВА

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Духовное чтение

Нужно ли современному человеку умное делание?

Святитель Игнатий (Брянчанинов) об умном делании  Если спросить современных христиан, что они знают об умном делании, то вряд ли многие ответят правильно. Кто-то скажет, что это исключительно монашеский, высокий подвиг безмолвия и созерцания, когда аскет своим умом зрит Божественные тайны.

 
Духовное чтение

Душа лишь в Боге находит свой покой

  В начале ноября в праздничное облачение оделся храм во имя Святой Мученицы Параскевы Пятницы села Савино Пышминского района. Золотистые покровы престола заменены красными одеяниями, символизирующими кровь святой мученицы, принявшей смерть за веру.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс