Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №42 (555) → Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Cоюз» и радиостанции «Воскресение»

Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Cоюз» и радиостанции «Воскресение»

№42 (555) / 8 ноября ‘09

Архипастырь

– Здравствуйте, наши дорогие друзья, зрители телеканала «Союз», слушатели радиостанции «Воскресение»! Сегодня в нашем эфире вновь программа «Архипастырь», и на ваши вопросы, а также на вопросы читателей «Православной газеты» отвечает архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий.
 Владыка, благословите наших телезрителей, радиослушателей и начало нашей беседы.


– Бог благословит. Бог в помощь всем нам.
– Спаси Господи, Владыка. 4 ноября – очень необычный день, когда отмечаются сразу два праздника – церковный и государственный. Расскажите, пожалуйста, что это за день? В память о каких событиях он установлен?
– Я всех хотел поздравить с праздником народного единства, с празднованием Казанской иконе Божией Матери, через которую Пресвятая Богородица послала нам милость и заступление в тяжелые годы смуты, лихолетья, еще в 1608–1612 годах, когда Россия претерпевала особый период своей истории: трудности, испытания, разруха, отступление от Бога. И, конечно, люди осознали свои падения, грехи и просили прощения за отступления от Бога. Господь услышал их молитвенный вопль и послал им заступление по молитвам Пресвятой Богородицы. Мы знаем, что в те годы была очень тяжелая ситуация: поляки уже были в Кремле, и Святейший патриарх Ермоген был заточен в темницу. Несмотря на это, он послал свое воззвание, благословение собрать ополчение и освободить Россию от врага. Гражданин Косма Минин и князь Дмитрий Пожарский собрали ополчение. Они тоже не надеялись только на свои силы, на свое умение бороться с врагом, но надеялись на помощь Божию, на помощь Божией Матери. Поэтому попросили привезти из Казани икону Божией Матери «Казанскую». Они в течение трех дней и трех ночей молились непрестанно пред образом Божией Матери, чтобы Пресвятая Богородица помогла. Мы знаем, что святителю Арсению, находившемуся в Кремле, явился преподобный Серафим Саровский, который сказал, что Господь услышал молитвы, предстательством Божией Матери сменил гнев на милость, и завтра будет город очищен от врагов. Это, конечно, очень сильно повлияло на ополчение, люди воодушевились, что Господь умилосердился над народом Божиим и даст помощь, чтобы совершить дело избавления нашего Отечества от внешних врагов. И это свершилось – радостное событие окончания Смуты и избрание нового царя, положившего основу династии Романовых, которая царствовала более трехсот лет. За это время Россия достигла очень высокого уровня развития – и нравственного, и духовного, и материального. Мы рады, что именно в этот день наше государство отмечает День народного единства. Дай Бог, чтобы действительно все народы нашей страны жили в единстве, в любви друг с другом. Где есть единство, там сила, там мир, благословение Божие. Это та крепость и твердыня, которая неразрушима никакими силами. Самое главное – укрепляться в вере Православной, в нравственности, которую проповедует наша вера. Эта нравственность присуща всем людям, живущим на нашей земле. Дай Бог, чтобы мы укоренились в этой духовности и нравственности, которая скрепляла нас воедино – славили Бога едиными устами, единым сердцем и трудились во славу Божию, во славу нашего Отечества.
– Владыка, завтра, 4 ноября, у нас общегосударственный праздник и выходной день. Скажите, пожалуйста, несколько слов, как подобает провести этот выходной день?
– У нас проводится много мероприятий по случаю этого праздника: конечно, это торжественные богослужения в храмах Божиих в честь иконы Божией Матери «Казанская», где мы вспоминаем ее чудесное явление. Уже на протяжении веков каждый год вспоминая событие избавления России от внешних врагов, от Смуты, мы благодарим Божию Матерь за помощь и просим у Нее милости и благословения, чтобы Она нас покрывала нас Своим всемощным Покровом и в дальнейшем сохраняла от всех тяжелых смут и разделений.
После богослужения на площади 1905 года, или Кафедральной площади, будет совершаться молебен с акафистом Божией Матери «Казанской». После этого мы пойдем Крестным ходом до памятника Г. К.Жукову и там совершим литию, где будем поминать всех воинов, от века скончавшихся, которые отдали свою жизнь за спасение нашего Отечества. Потом будет актовый вечер, где мы будем поздравлять всех жителей нашего города и области с праздником, состоится духовный концерт. Таким мы будем проводить праздничный день.
 – Владыка, спасибо. Вопрос от Ольги из города Камышлова: «Мо-жно ли принимать Причастие без нательного крестика?»
– Очень важно, чтобы православный христианин имел нательный крестик – наше оружие, наше свидетельство о Христе Распятом и Воскресшем. Мы никогда не должны снимать крест, он всегда должен быть с нами. Тем более он должен присутствовать, когда мы причащаемся Тела и Крови Христовых. Надо это соблюдать.
– «Можно ли читать святоотеческое учение и жития святых дома с непокрытой головой? У нас семья вся неверующая, и они меня просто не понимают», – спрашивает Ольга из Саратова.
– Мы много раз говорили о том, почему женщины должны быть с покрытой головой. К сожалению, понимание значения этой заповеди Божией и знание о ней ослабевает все больше и больше – люди к этому относятся, не сознавая важности этого дела. Некоторые даже желают получить благословение не покрывать свою голову. Конечно, мы не можем сказать: «Давайте, нарушайте заповедь Божию, повеление Божие о том, что женщина должна быть с покрытой головой». Поэтому как жить – остается на совести каждой женщины.
– «Можно ли исповедоваться и причащаться больным шизофренией? И могу ли я стать послушником монастыря или монахом?» – спрашивает Вячеслав из города Березовского.
– Можно исповедоваться, можно причащаться, можно быть послушником: это ведь значит – быть в послушании. Послушником везде нужно быть, не только в монастыре, но и в миру надо быть послушником воле Божией, быть послушным вышестоящим, послушным родителям. Это тоже необходимое упражнение, чтобы Господь сподобил нас великой добродетели смирения. А смирение дает нам большую благодать Божию, потому что через смирение мы избавляемся от своей гордыни. Господь «смиренным дает благодать», а у тех, кто гордятся, он отнимает благодать. Поэтому важно, чтобы человек был послушным. И если есть возможность поступить в монастырь и руководство монастырское готово принять, это очень хорошо будет.
– Владыка, спасибо. У нас звонок. Алло, здравствуйте, говорите, пожалуйста, вы в эфире!
 – Здравствуйте, у меня такой вопрос: я родила дочку в самый Христов день, на Пасху, а я очень грешная; может, есть какая-то отдельная молитва, как мне молиться за это?

– То, что родился ребенок в этот день, не является грехом. Слава Богу, что Господь сподобил такой радости, появился на свет младенец и сразу же стал воспевать Воскресшего Господа, воспевать Пасхальные песнопения со всей нашей Церковью. Нет греха матери, нет преступления в том, что родился ребенок в этот день. Надо только радоваться и благодарить Бога, что Он сподобил такой радости именно в Пасху Христову. Дай Бог, чтоб этот младенец жил в Церкви Христовой, жил и прославлял Воскресшего Господа всю жизнь и сподобился вечного воскресения в Царстве Христовом.
– Владыка, от Лидии Сергеевны из Ростова-на-Дону вопрос: «В правилах о поклонах в пост при входе в храм и выходе из храма предписано делать земной поклон трижды. Но я никогда не видела, чтоб кто-то так делал, и сомневаюсь, надо ли мне это делать?»
– Да, есть такое правило. И ничего страшного не было бы, если б человек с приходом в церковь совершал три поклона и после окончания службы тоже совершал три поклона и шел домой. Надо показать пример, и другие тоже будут видеть, что это нужно, и будут так же делать. Люди, к сожалению, стесняются, как-то робеют делать так, как требуют правила, Устав Церкви. А если мы возвратимся к нашему Уставу, будем это делать, я думаю, что ничего предосудительного в этом не будет.
– Владыка, спасибо. У нас еще один звонок.
 Здравствуйте, говорите, пожалуйста!
 – Алло. Добрый вечер. Благословите, Владыка!

– Бог благословит.
– Владыка, cкоро родительский день; у меня умер папа, он из многодетной семьи, много очень было родственников, братьев, сестер. Они тоже уже многие умерли, и я всегда заказываю поминание в родительский день имен на 50–60. Но после родительского дня у меня упадок сил, болею. Сестра мне сказала, что это из-за родительского дня мне такое испытание за то, что я их поминаю и не знаю, как они жили, и что надо просто ставить свечку…
 И еще один вопрос: я за папу заказала в храме поминовение, можно ли также заказать и в других монастырях или можно только один раз?

– Конечно, если у вас есть возможность, можете подавать записочку на поминовение и в других монастырях. Это будет хорошо, чтобы люди молились. А что касается того, что вы поминаете на родительские дни более 60 своих сродников, это хорошо, но надо выяснить, все ли они крещеные. Если не были в Церкви Христовой, не были крещены, тогда нельзя их поминать и подавать записки в Церкви Христовой. А если они крещеные, то, конечно, нужно молиться за них, подавать милостыню, совершать добрые дела ради них, чтобы Господь простил их согрешения и сподобил вечной жизни, Царства Божия. Надеемся, что наша посильная молитва и молитва Церкви избавит их от вечных мучений.
 – Соборование должны принимать семь священников, почему у нас это делает только один?
– Когда есть возможность, чтоб было семь священников, тогда совершается это таинство семью священниками. А когда это невозможно – не всегда же это возможно, – то совершает один священник. Таинство все равно совершается, хоть и одним священником. Но когда есть возможность, то, конечно, лучше семь священников. Это зависит от возможностей.
– Владыка, у нас еще один звонок. Алло, здравствуйте!
 – Добрый вечер! Я хочу спросить, может ли завещать умирающая женщина, чтобы ей при погребении покрасили губы, щеки, челку поправили, как надо. Записочка такая есть. Как это с православной точки зрения?

– С православной точки зрения, конечно, мы не должны украшать себя всякими косметическими препаратами. Главное наше украшение – это наше сердце, наша душа. Надо делать большое усилие на ее украшение. Тем более если человек уже скончался – какое ему дело до этой красоты? Осталось немного времени, чтобы он ушел в землю – там уже некому любоваться «красотой». Главное – красота души: человек пойдет к Богу, его душа пойдет к Богу с той красотой, которой он смог добиться в этой жизни, украшая свою душу – красотой духовной, добрыми делами, делами милосердия и так далее, многими делами молитв и поста. Об этом нужно больше заботиться, чем о внешней красоте. Внешняя красота не способствует вечной блаженной жизни, она может даже иногда помешать, когда человек неправильно применяет красоту в своей жизни. Поэтому очень важно украсить красотой духовной свою душу и обогащать ее духовными дарованиями.
– Владыка, еще один звонок. Алло, здравствуйте!
 – Здравствуйте; благословите, Владыка!

– Бог благословит вас.
– Я звоню из Ростовской области. Скажите, пожалуйста, кто прав? На поминальном столе, бывает, остается то, что люди не доели – косточки, например. Почему у нас говорят, что это нельзя отдавать домашним животным, а надо обязательно закапывать?
– Можно отдавать животным, конечно, можно. Надо пищу подавать как милостыню, но то, что человек есть не может, отдается для употребления другим существам, которые тоже нуждаются в пище – совершается еще одно доброе дело. Мы кормим обычной пищей людей ради наших усопших, чтобы Господь помиловал их за такую милостыню, жертву. И в то же время совершается еще одна милостыня, доброе дело для животных, которые нуждаются в пище, уходе, в помощи и внимании. В этом никакого преступления, никакого греха нет, если человек отдаст то, что остается от поминального стола, животным.
– Надежда из города Чапаевска спрашивает: «Выпивала 6 лет, потом стала дежурить при храме и пить перестала. Но люди, которые меня окружают, говорят, что я стала ненормальной. Что делать? Как их убедить, чтобы они стали на путь истинный?»
– Непонятно, чего люди хотят – чтобы окружаюшие не пили и в то же время в церковь не ходили? Но ведь церковная жизнь помогла избавиться человеку от страсти и привязанности к алкогольным напиткам. Нужно радоваться и не считать человека ненормальным – это нормально, что он избавился от такой страшной беды. Сколько скорбей и трудностей приносит человек, который выпивает, подвержен страсти алкоголизма, как он неприятен окружающим! А когда человек это оставил, конечно, нужно радоваться, а не считать его ненормальным. К сожалению, это наша человеческая немощь: человек так пристрастился к земным утехам, земным наслаждениям, благам, что считает поступившего на службу Церкви и живущего церковной жизнью, что он не от мира сего – и мир его ненавидит. Так и Господь говорил в Евангелии: «…потому вас люди не любят, что вы не от мира сего. Если бы были от мира сего, то люди любили бы». Поэтому не надо смущаться: такое наше естество человеческое испорченное, поэтому оно и проявляет недовольство по отношению к человеку, который живет церковной жизнью.
 – «Владыка, некоторые священники на левой руке носят четки. Что это означает?» – спрашивает Людмила из Оренбурга.
– Четки обычно носят монахи. Это одно из орудий, которым борются и трудятся монахи, совершая молитвенное правило, правило чтения Иисусовой молитвы и поклонов. Ему легче совершать правило, когда он перебирает четки, не концентрируя внимание на том, чтобы считать, сколько раз он поклоны сделал, сколько раз Иисусову молитву прочитал. Оно само считается. А молящийся главное внимание уделяет молитве, ее словам. Четки очень помогают человеку сосредоточиться на молитве, чтобы не отвлекаться никакими побочными делами. Это имеет большое значение для монахов. В основном монахи носят четки, молятся по ним и имеют определенное молитвенное правило.
 – Ольга из Екатеринбурга спрашивает, можно ли носить икону в кошельке?
– Икону в кошельке не совсем хорошо носить, потому что там деньги – разные люди к ним прикасаются, в разных местах они бывают. Лучше было бы в другом месте положить, c более благоговейным, благопристойным отношением к святой иконочке. Если она маленькая, то можно и на груди носить вместе с крестиком. Если побольше – можно в карманчике носить; главное – благоговейное отношение к святыне.
 – Спаси Господи, Владыка! Всего доброго!

Беседовал Илья ЮКОВ
Р
асшифровка аудиозаписи –
Анастасия Медведева

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Первосвятитель

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым

  6 ноября, по прибытии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Баку, в резиденции президента Азербайджана «Загульба» состоялась встреча Его Святейшества с президентом Азербайджанской Республики Ильхамом Алиевым.  Святейший Патриарх Кирилл высоко оценил достигнутый в стране уровень межрелигиозных отношений и поблагодарил главу государства «за то положение, в котором находится Русская Православная Церковь, и за сотрудничество между мусульманами и православными в Азербайджане».

 
Духовное чтение

Господь укрепит

«Господь укрепит его на одре болезни его. Ты изменишь все ложе его в болезни его» (Пс.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс