Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №36 (549) → Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Cоюз» и радиостанции «Воскресение»

Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Cоюз» и радиостанции «Воскресение»

№36 (549) / 22 сентября ‘09

Архипастырь

 – Здравствуйте, наши дорогие друзья, зрители телеканала «Союз», слушатели радиостанции «Воскресение»! Сегодня в нашем эфире вновь программа «Архипастырь», и на ваши вопросы, а также на вопросы читателей «Православной газеты» отвечает архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий.
 Владыка, благословите наших телезрителей, радиослушателей и начало нашей беседы.


 – Бог благословит всех наших телезрителей, радиослушателей и всех нас. Бог в помощь всем нам.
 – Спаси Господи, Владыка. Начнем передачу, как обычно, с вопросов, которые поступили заранее. И первый вопрос от рабы Божией Жанны из города Артемовского: «Что такое генеральная Исповедь? Какие требования к ней предъявляются? И какого результата ожидать?»
 – Есть такая традиция у благочестивых христиан, живущих церковной жизнью или приступающих к ней: вспомнить всю свою греховную жизнь и полностью исповедаться у духовника, раскрыть свою душу, получив таким образом полное очищение от прежде содеянных грехов – чтобы начать жизнь «с чистого листа» и не возвращаться к тяжким, большим грехам, которые когда-то по неведению, может, по незнанию, совершались. Результат такой генеральной Исповеди в том, что человек меняется в своем сознании, в отношении к жизни, к привычкам, привязанностям, которые были. Старается не быть привязанным к чему-то греховному и жить сугубо по воле Божией, по заповедям Христовым. В то же время от такой Исповеди – чистосердечной, глубокой, всесторонней – ожидается очищение души от грехов, ее облегчение, радость духовная и прощение грехов. Порой даже исцеление от многих недугов душевных и телесных, которые, к сожалению, по нашим грехам нас постигают. Когда человек серьезно относится к чистоте своей души, то старается больше не возвращаться к грехам и жить благочестиво, стараясь постоянно исполнять волю Божию и не прогневлять Бога своими грехами, а наоборот – нести добрые плоды духовной жизни, жить по воле Божией.
 – «Владыка, сохраняют ли наши души родственные отношения в загробном мире?» – спрашивает Мария из Екатеринбурга.
 – Если мы живем благочестиво, называем друг друга «братья и сестры во Христе», самый близкий, Кто нас может сроднить, это Христос – чем ближе мы ко Христу, тем ближе мы друг к другу как христиане, тем более если это действительно родственные отношения. И мы подкрепляем эти родственные отношения приближением к Богу. В Боге мы соединяемся и становимся сродниками Христовыми, как мы слышим из Священного Писания. Поэтому родство во Христе является самым ценным в потустороннем мире, и еще больше укрепляется, когда мы, живя здесь благочестиво, богоугодно, там находимся в близости к Богу, ко всему божественному. И мы видим уже не «через тусклое стекло», а лицом к лицу все, что уготовал Господь любящим Его.
 – Владыка, спасибо. У нас первый звонок – из Казахстана. Здравствуйте, говорите, пожалуйста, вы в эфире!
 – Здравствуйте, это раба Божия Галина. Владыка, скажите, пожалуйста, если мать занимается ворожбой, гаданием и прочим, ее дочь отвечает за грехи матери? И распространяется ли все, чем она занимается, на ребенка? Спасибо большое.

 – Если ребенок живет жизнью Христовой, по заповедям евангельским, то на нее это не распространяется. Наоборот, она отвергает все колдовства, волшебства и чародейства, потому что окружена благодатью Христовой, на нее не действуют эти вражеские силы. Конечно, если человек живет в страхе Божием, в любви к Богу и ближним, в исполнении воли Божией, то тяжкий грех, который совершает мать или отец, будучи ворожеей или колдуном, не распространяется на благочестивых, богоугодных и в страхе Божием живущих дочь или сына.
– Владыка, и похожий вопрос к нам пришел от Руслана из Челябинска: «Мне причинила зло колдунья, не стало никакой личной жизни, молитва не помогает. Есть ли способ избавиться от вреда?»
 – Это неправда, что молитва не помогает – нужно больше усердия. Когда человек попадает во вражеские сети – а он попал во вражеские сети под влиянием бесовской силы от колдовства, – это свидетельствует, что человек не был внимательным к себе, жил кое-как, далеко от исполнения воли Божией, жизнью нецерковной, вне благодати Божией. И бесовское наваждение, конечно, повлияло на душу человека. Нужно усердно потрудиться, чтобы избавиться от этого влияния – избавиться от него мы можем только молитвой. И если сейчас мы не чувствуем плодов молитвы, то это временное явление, оно пройдет, если мы проявим постоянство в молитвенном подвиге и, конечно, в подвиге покаяния, исправления своей жизни, очищения души от разных грехов, чтобы диавол не имел влияния, доступа к нам. Сохраняя чистоту душевную через покаяние, мы избавимся со временем от чуждого влияния – не сразу, конечно, нужен очень кропотливый труд, подвиг.
 – У нас звонок из Екатеринбурга. Алло, здравствуйте.
 – Здравствуйте. У меня такой вопрос, Владыка: у меня мама старообрядка, не хочет миропомазываться в церкви. Можно ли за нее молиться в церкви, вынимать частицы? И как можно молиться за нее, чтобы она все-таки была миропомазана?

 – Во-первых, если она не хочет быть в нашей Православной Церкви, то насильно, конечно, сложно ее привести. Если она отвергает наши таинства, не участвует в церковной жизни, то, конечно, не стоит ее поминать на проскомидии, вынимать частицы за ее здравие. Но дома можно молиться за нее, чтобы Господь услышал наши молитвы, воздыхания. Можно и в церкви помолиться пред иконами, пред святынями нашей Церкви, перед святыми мощами, чтобы Господь отнял ее, как в тропаре великомученице Екатерине мы слышим, «от тьмы неверия и заблуждения». Как живущие в Екатеринбургской епархии под покровом великомученицы Екатерины, мы обращаемся к этой великомученице Христовой: мы молимся, чтобы она помогала нам отвратить людей от ложного пути, от тьмы неверия, от всяких заблуждений и привести их в лоно нашей Церкви, чтобы Господь простил все их согрешения и сподобил радости общения с Богом в Православной вере, в Православной Церкви. Поэтому самим можно молиться и дома, и в церкви, но не поминая на богослужениях. Думаю, что наша усердная молитва к угодникам Божиим, к великомученице Екатерине и другим святым нашей Церкви воздействует на душу вашей мамы, и она примет таинство Миропомазания и придет в лоно нашей Церкви.
 – «Подскажите, как бороться с сатанинскими искушениями? В моем сознании постоянно рисуются непристойные картинки, идут словесные нападки, оскорбления – и все это посредством мысли. Я исповедался, причастился, но наступления на мое сознание не прекращаются. Какие молитвы надо читать? Постоянно читаю Иисусову молитву, но пока не помогает», – спрашивает Алексей из города Рыбинска.
 – Такое состояние бывает в нашей жизни. Нужно не впадать в отчаяние, не принимать эти мысли в свое сознание. Они должны как пришли, так и уйти. И тогда это не будет для нас грехом, как если бы мы приняли их и услаждались этими мыслями, беседовали с ними или соучаствовали тому, к чему эти мысли нас сподвигают. Если мы просто их не принимаем, они приходят и уходят – нужно это состояние терпеливо переносить и молиться непрестанно Иисусовой молитвой и другими молитвами, обращаться к святым угодникам Божиим. Через покаяние, осознание своей греховности, достижение смирения, кротости, любви к Богу и ближним это искушение, испытание через некоторое время пройдет. Нужно терпеть и усердно молиться, каяться, исповедоваться, причащаться чаще, открывать эти мысли. Нести подвиг труда, борьбы с мыслями – это брань тяжелая. Святые отцы советуют в таких случаях вести благочестивую жизнь и бороться с этими мыслями. И с помощью Божией, я думаю, рано или поздно это состояние пройдет, наступит мир, спокойствие, радость, утешение.
 – Владыка, спасибо. У нас вновь телефонный звонок. Алло, здравствуйте!
 – Здравствуйте, Владыка! Я звоню из Балашихи, хотел спросить о сочувствии: как это происходит, каков механизм? Монахи, например, умеют чувствовать боль других монахов, своих братьев – если кто-то в монастыре среди монахов болеет, другой может чувствовать его боль. Как это происходит? Какой механизм у этого? Спасибо.

 – Есть такое понятие – «общение душ». Человек имеет способность чувствовать, предчувствовать ту или иную ситуацию, состояние души ближнего и даже в какой-то степени видеть, что он скорбит, радуется, имеет какие-то трудности. И мы в мыслях своих сочувствуем, сожалеем или желаем чем-то помочь. Так и учит наша Церковь: не нужно ждать, когда кто-то нас будет просить о помощи. Если видим, что человек нуждается, что он в скорби, в телесных болезнях и страданиях, нужно самому подойти и оказать посильную помощь, внимание, хотя бы добрым словом проявить милосердие и сострадание к ближнему. Это очень хорошая и важная добродетель милосердия. И этим всегда надо пользоваться, а не проходить мимо человека, видя и зная, что он имеет нужду в какой-то помощи. А мы просто проходим мимо и делаем вид, что не замечаем – а на самом деле мы это видим, замечаем. Нужно соучаствовать в проблемах ближнего, как-то помочь человеку, попавшему в беду, испытывающему скорбь и страдания. Это состояние души у нас есть, и мы должны его использовать для нашего же блага, для блага ближних, для помощи. Это необходимо иметь нам, православным христианам, этим мы будем отличаться от других людей, потому что это зов, голос Божий в нас, который зовет нас к добродетельной жизни.
 – «У моего двухмесячного ребенка была пупочная грыжа, врачи посоветовали мне не оперировать его, а заговорить у бабушки. Мы это сделали, грыжа исчезла, но остались в моей душе сомнения в правильности моего поступка. Права ли я была, поступив таким образом?» – спрашивает Юлия из Артемовского.
 – Если душа укоряет, что не совсем правильно поступили, это значит, что совесть, голос Божий в человеке, говорит, что это не вполне совместимо с христианскими ценностями, с христианским призванием. Имея глубокую веру во Христа, любя Его, следуя за Христом, мы верим, что Христос Спаситель, Божия Матерь и угодники Божии, которые служили Христу всем своим сердцем, разумением, могут эту немощь исцелить. Есть многие врачи, которые говорят, что лучше в данном случае не делать операцию, не принимать те или иные лекарства, а лучше идти в церковь, помолиться той или иной иконе, исповедоваться у духовника, попросить с молитвой у святого алтаря – и все пройдет. Вот такие есть врачи. Есть у нас средства, чтобы получить исцеление от наших недугов душевных и телесных, и ими нужно воспользоваться. Только единственное нужно иметь – глубокую веру в Бога, во всемогущую силу Божию, которая все может сделать: «Все возможно Богу». Поэтому наши вера, добрые дела, благочестивая жизнь дают возможность Господу услышать нас в наших недугах, услышать наши просьбы об исцелении. Чтобы иметь дерзновение к Богу, надо не только иметь веру, что Он может это сделать, но нужно еще постараться самому жить по воле Божией – не оскорблять Господа своими грехами и просить, чтобы Господь в чем-то помог. Надо сначала постараться исправиться, а потом все наши просьбы Господь исполнит. Когда мы выполним волю Божию, наши просьбы к Богу будут исполнимы.
 – Владыка, спасибо. К нам дозвонилась телезрительница из Нижнего Тагила. Алло, здравствуйте, говорите, пожалуйста, вы в эфире.
 – У меня к Вам вопрос, Владыка. Я поступила на теологический факультет. Скажите, пожалуйста, как епархия будет оплачивать обучение? На приходе батюшка говорит, что полностью, а в университете сказали, что только 50%. Спасибо.

 – Если у вас есть возможность оплатить какую-то часть необходимой суммы за учебу, то будет хорошо. А если нет, тогда нужно подойти к Ольге Владимировне – она имеет полномочия решить такую проблему.
 – Владыка, раба Божия Любовь из поселка Билимбай, хотя Вы уже отвечали на этот вопрос, просит, чтобы Вы ответили еще раз, кем, где и когда были установлены посты.
 – Пост был установлен Господом Богом еще в раю. С самого начала существования человека после его сотворения Богом Господь ему дал заповедь о посте, о том, что Адам и Ева должны потреблять в своей жизни все, что их окружает, только от одного дерева познания добра и зла не вкушать плодов. Пост – это воздержание от этого плода: он не имел никакого магического действия, это просто было послушание. А непослушание, неисполнение поста, воздержания повлекло за собой падение человека, помрачение его сознания, воли, чувств – свершилась катастрофа. Поэтому если мы проникнемся таким смыслом послушания воле Божией, помня, что это имеет очень большое значение для нас, то будем стараться делать все в точности, что Господь сказал. А когда у нас нет такого, то мы, согрешая, причиняем себе очень много вреда, неприятностей. Это влияет на наше сознание, наши чувства, на все наше естество негативно, к сожалению. А мы уже привыкли к этому и не замечаем негативного влияния на нас нашего непослушания, невоздержания, неисполнения воли Божией.
 После грехопадения святыми отцами, ввиду значимости воздержания, чтобы каким-то образом восполнить то, что было потеряно нашими прародителями, были установлены посты среды и пятницы. Нужно их соблюдать круглый год, кроме сплошных седмиц, которые бывают после Рождества Христова, Пасхи и Троицы. В сплошные седмицы в среду и пятницу можно вкушать все, а в остальные недели в течение всего года – не разрешается.
 Когда были установлены эти дни – среда и пятница? Когда подошли ко Христу ученики Иоанна Предтечи и спросили, почему Его ученики не постятся, а Господь сказал, что «когда будет отнят Жених», тогда они будут поститься. А когда был отнят Жених? В среду, когда был предан Иудой, и в пятницу, когда был распят на Кресте. Этими простыми словами Господь установил пост в среду и пятницу. Если мы являемся последователями Христа Спасителя, то должны выполнить это Его благословение, во-первых. А во-вторых, это наш долг, чтобы как-то соучаствовать в великом деле нашего спасения, которое совершил Господь Христос в эти дни, пострадав за нас, за наше спасение, за искупление наших грехов. Мы в эти дни особо акцентируем внимание на этом и воздерживаемся от мясной и молочной пищи, от разных грехов, своих привычек – так мы вспоминаем события, которые способствовали нашему спасению.
 Также и другие, многодневные посты были установлены святыми отцами на Вселенских Соборах. И Рождественский, и Великий, и Апостольский, или пост Петра и Павла, и Успенский посты – это все по благочестивому сознанию наших предков, по преданию наших отцов было установлено, чтобы мы готовились к церковным праздникам, очищались от грехов: только постом и молитвой возможно исцелиться от наших душевных и телесных недугов.
 – Владыка, спасибо. И уже давно дожидается ответа на свой вопрос телезрительница из Нижнего Новгорода. Алло, здравствуйте.
 – Здравствуйте, это раба Божия Вера. У меня вопрос по поводу службы церковной. В нашей епархии, насколько я знаю, Исповедь перед Причастием производится вечером на Всенощной. А наш настоятель в храме принимает Исповедь после молитвы «Отче наш» – в этот момент как-то нарушается общий настрой у прихожан. Правильно ли это? Допустимо ли?

 – Я считаю, лучше всего, если наши прихожане исповедуются вечером, перед Всенощной – надо прийти пораньше немножко, за час, и исповедаться. Кто не успевает до службы, то во время Всенощного бдения есть возможность приступить к этому таинству – больше времени открыть свою душу, не торопиться. И священник тоже не должен спешить. Некуда торопиться, потому что впереди Всенощная. А если после «Отче наш» исповедовать, то нет возможности свободно, спокойно, неспешно исповедовать всех, кто желает причаститься, – тут надо быстро, потому что все ждут, служба уже закончена, надо быстрей идти на Причастие. Такая спешка не способствует чистосердечной, глубокой Исповеди. Нужно дать возможность человеку раскрыть свою душу, углубиться, осознанно, с умилением и состраданием сказать о своих грехах. В то же время священник должен помочь кающемуся, напомнить что-то, настроить на чистосердечную Исповедь. Исповедь – не просто «для галочки». Это великое таинство, данное нам Богом, и мы должны воспользоваться им для блага своей души: через Исповедь мы исцеляемся от многих недугов душевных и телесных, избавляемся от многих привязанностей греховных. Поэтому к таинству Исповеди мы должны относиться серьезно.
 И еще у нас стало такой нехорошей традицией, что некоторые люди приходят только утром, почему-то пренебрегая Всенощным бдением. Приходят только на Литургию – исповедаются, причастятся. Это неправильно. Нужно обязательно быть вечером на Всенощном бдении и потом на Литургии, и там причаститься. Поэтому лучше исповедоваться вечером, а для этого нужно прийти на службу, быть на Всенощном бдении. И подготовившись серьезно, прочитав правило ко Причащению, приступить к таинству с сокрушенным сердцем, со смирением, с осознанием своей греховности. Тогда это будет во здравие, во спасение, в жизнь вечную.
 – Спасибо, Владыка.

Беседовал
Илья ЮКОВ
Р
асшифровка аудиозаписи –
Анастасия Медведева

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Первосвятитель

«Только принимая на себя подвиг самодисциплины, человек созидает форму своей личности и наполняет ее содержанием»

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на торжественном акте во Дворце Республики Минска  Вечером 25 сентября 2009 года Святейший Патриарх Кирилл, находящийся с Первосвятительским визитом в Белоруссии, посетил торжественный акт во Дворце Республики в Минске, на котором представил собравшимся свои размышления о роли Русской Православной Церкви в судьбах окормляемых ею народов.  Ваши Высокопреосвященства, дорогие отцы, братья, сестры, дамы и господа!   Для меня большая радость встретиться с вами здесь, во Дворце Республики, поговорить от сердца к сердцу, поделиться мыслями, которые посетили меня при соприкосновении с вашей жизнью, с реальностями Белоруссии.

 
Духовное чтение

О благодати

«Бог всякой благодати» (1 Пет. 5, 10)  В этих словах мы находим одно из имен, принадлежащих Господу.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс