Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №18 (531) → Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Cоюз» и радиостанции «Воскресение»

Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Cоюз» и радиостанции «Воскресение»

№18 (531) / 8 мая ‘09

Архипастырь

 – Здравствуйте, наши дорогие друзья, зрители телеканала «Союз», слушатели радиостанции «Воскресение». Сегодня в нашем эфире вновь программа «Архипастырь», и на ваши вопросы отвечает архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий.


 Владыка, благословите наших телезрителей, радиослушателей и начало нашей программы.

 – Христос Воскресе! Бог в помощь всем нам.
 – Воистину Воскресе! Начнем мы нашу программу с вопроса о Радонице. Что это за праздник? И почему он так особо чтим православными?
 – Мы встречали святую Пасху, великий праздник Воскресения Христова. В течение всей Светлой седмицы мы торжествовали и поздравляли друг друга с праздником. Церковь является попечительницей не только тех, кто живет на земле, но и тех, кто отошел из этого мира и нуждается в помощи нашей Церкви, чтобы по молитвам Церкви избавить людей от страданий, которые они имеют в потустороннем мире, если не угодили Богу, не жили благочестиво и богоугодно. Такие люди находятся в местах страданий, где испытывают много мучений, одним словом – в аду. И в Радоницу мы обращаем внимание на усопших, от века скончавшихся, молимся, чтобы Господь Воскресший воскресил и их, даровал и им Царство Небесное, которое Он открыл Своим славным Воскресением. Мы молимся за всех усопших, среди которых есть и угодившие Богу, находящиеся в Царствии Небесном. Так мы приветствуем наших предков, наших отцов, поздравляем с Пасхой Христовой. И Небесная Церковь соединяется с земной и ликует одним ликованием о Воскресшем Господе, Который воскрес и дал нам блаженную вечность в Царстве Божием. И, конечно, мы молимся, чтобы Господь упокоил с праведными всех от века скончавшихся. А те, кто сподобился Царства блаженного и вечного, молятся за нас, живущих здесь, на земле, молятся и за тех, которые ушли в иной мир, но находятся в адских мучениях. Мы отмечаем праздник Пасхи Христовой, христосуемся и приветствуем Воскресением Христовым тех, кто отошел в иной мир – для нас они тоже живы, они не умерли. Они живы – и те, кто угодил Богу, более живо понимают, представляют и знают о великой славе и чести, которую принес на землю Христос Спаситель. И, конечно, мы молимся в этот день и за тех, кто не удостоился по своим грехам вечного блаженства, мы молимся, чтоб Господь удостоил их Своим милосердием этой вечной и блаженной радостной жизни, которую открыл нам Воскресший Христос Своим Воскресением.
 – В связи с этим праздником многих слушателей интересует, когда производить уборку на кладбище? Заблаговременно перед Радоницей или можно и в праздник? Можно ли на Светлой седмице убирать на кладбище?
 – В первые 2–3 дня после праздника Воскресения Христова, первые пасхальные дни, конечно, не желательно; но после среды нужно уже готовиться и думать о наших усопших – прийти на кладбище, привести в порядок могилку. И готовиться попраздновать и порадоваться вместе с нашими усопшими от века предками о Воскресении Христовом, об этом великом празднике. Прийти на могилку и похристосоваться вместе с ними, порадоваться о Воскресшем Господе, Который принес нам вечную и блаженную жизнь.
 – Снова и снова возникают вопросы, как молиться на кладбище? И как молиться в церкви? Как молиться за тех, кто умер от алкоголя, кто умер как самоубийца? Если умерший некрещеный и если умерли некрещеные младенцы?
 – Конечно, в первую очередь самое важное для нас – это молиться в церкви за наших усопших отцов и братьев, от века скончавшихся, и поминать их за Божественной службой. Это очень ценная, очень важная молитва, она имеет большое значение. Потому что Кровью Христовой и молитвой Церкви Господь омывает и очищает грехи душ усопших людей, которые отошли из этого мира. Поэтому очень важно, чтобы все мы пришли на Радоницу утром в первую очередь в церковь, помолились за Божественной литургией. После литургии обычно бывает пасхальная панихида, где мы поминаем наших усопших. И после этого уже идти на кладбище поминать своих усопших. Обычно в эти дни многие священнослужители направляются на кладбище, подходят к каждой могилке, совершают литию и поминают усопших. Поэтому нужно ждать этого момента или приглашать священника, который там находится (обычно несколько священников на кладбище), чтобы он мог прийти к могилочке и помянуть усопших, помолиться вместе с родственниками, которые собрались.
 – Спасибо, Владыка. К нам поступил первый телефонный звонок. Здравствуйте, говорите, пожалуйста, вы в эфире!
 – Владыка, я хочу Вас спросить. Когда я читаю дома Псалтирь за усопших, можно ли поминать самоубийц при чтении Псалтири?

 – Дома можно, можно читать и поминать. Можно поминать дома и самоубийц, и тех, кто, может, ушел из жизни в пьяном виде или некрещеным.
 – Спасибо большое.
 – Владыка, как Вы считаете, прижился ли праздник День жен-мироносиц в нашей культуре? Или все-таки 8 марта остается лидирующим?
 – День жен-мироносиц празднуется в нашей Православной Церкви уже более двух тысяч лет, это довольно древний праздник. В этот день мы вспоминаем труды и подвиги святых жен-мироносиц, которые были ученицами Христа Спасителя, шли за Спасителем в дни Его жизни на земле. Они были свидетелями Его крестных страданий и славного Воскресения. И после Воскресения Христова они были ревностными проповедницами Воскресения Христова среди народов, государств, где они пребывали, свидетельствовали о Христе Распятом и Воскресшем. Мы знаем, что Мария Магдалина дошла до римского императора и убеждала его, что Христос действительно воскрес. И мы знаем о чуде, свершившемся в ходе этой беседы: яички, которые она преподнесла, стали красными, почему мы их и красим в Пасхальные дни и дарим друг другу как символ Воскресения Христова.
 Во многих концах земли жены-мироносицы проповедовали учение Христово, которому Господь их учил лично, и они видели Его своими глазами. Они зажгли сердца многих людей верой в Христа. Их подвигами, трудами преобразился мир – из языческого в христианский, в мир новой христианской нравственности. Они очень много потрудились – и не только они, но и их последовательницы: мы знаем и равноапостольную Нину, которая просветила Грузию, равноапостольную Ольгу, которая просветила Русскую землю. И множество других женщин, святых жен, которые прославились своим благочестием и заботой о семье, о мире, о Церкви Христовой, о людях. Были среди женщин подвижницы, которые подвизались в пустынях – в пример можно привести преподобную Марию Египетскую, которая из греховного, блудного, развратного состояния своей души стала величайшей святой, подвижницей, которая прославляется во всем мире. Для нас всегда умилительно слышать и читать ее житие. Много и в России почитается святых жен – блаженная Матрона, блаженная Ксения Петербургская… Много-много женщин, которые послужили Господу нашему Иисусу Христу своей добродетельной жизнью и любовью ко Богу. Я думаю, много и сейчас женщин, которые трудятся, чтобы созидать в своей душе Царство Христово и помогать многим людям обрести Христа Спасителя и спасти свою душу.
 И еще мы знаем, что очень важно, когда в годы советской власти Церковь была гонима, когда верующих унижали, оскорбляли, убивали и гнали, то бесстрашно, мужественно женщины, бабушки наши сохранили веру и передавали ее своим детям, внукам, не боясь, что их могут посадить, сослать. Многих, к сожалению, убивали, унижали, оскорбляли, сажали в тюрьмы, но они все равно старались быть верными Богу, Христу Спасителю и везде проповедовали о Христе Спасителе Воскресшем, Который принес нам вечную и блаженную жизнь. Поэтому в Церкви Христовой этот праздник всегда торжественно отмечался, но в годы лихолетия, атеизма в России, в годы гонений на христиан, конечно, этот праздник не так широко праздновался. Он был как бы умален, унижен, и вместо него, как это делалось всегда, чтобы погасить порывы сердца наших верующих людей к вере Христовой, придумали праздник 8 марта, чтоб почтить женщин. Но сейчас идет возрождение этого праздника – слава Богу, что мы живем в такое время, когда вера Христова свободна. И мы свободно можем восстанавливать, возрождать свои христианские праздники. Сейчас очень много праздников христианских возрождается и торжественно отмечается. В том числе в нашей епархии уже несколько лет подряд мы торжественно отмечаем этот праздник, поздравляем женщин – как матерей, как воспитательниц своих детей в духе Православной веры и высокой нравственности, как хранительниц семейного очага, как учителей в школах, многодетных матерей. Мы поздравляем женщин – политиков, экономистов, предпринимателей и так далее. Сейчас много женщин стараются внести свой вклад в дело нравственного, духовного возрождения – именно в ту сторону жизни, которую мы хотим отметить в праздновании жен-мироносиц. Это не праздник развращенности и возбуждения плотских страстей, что мы наблюдаем в некоторых светских праздниках, когда женщины являются предметом удовольствия и развращенности. Мы хотим в этом празднике указать, что женщина есть источник добра, святости, возвышенных идеалов христианства, которые она проповедовала и проповедует до настоящего времени. И тем самым пробудить сердце материнское, женское, эти качества женщины развивать все больше и больше, чтобы действительно женщина встала на свое место, которое ей дал Господь как помощнице, воспитательнице, которая много пользы может принести нашему обществу.
 – Спасибо, Владыка. Телефонный звонок из Белоруссии. Здравствуйте, говорите, пожалуйста, мы вас слушаем!
 – Владыка, хотелось бы спросить о наболевшем. Последнее время характеризуется явлением, которое еще не было доселе присуще нашей Православной Церкви – это присутствие теле-, фото- и кинокамер на Божественных литургиях, молебнах и прочих священнодействиях. Всегда в прошедшие годы Церковь была против этого и, я считаю, это очень правильно и богоугодно. На сегодняшний день, конечно, стоит задача возрождения церковной жизни, традиций Православия. И согласен, что в наш XXI век уже без телевидения не обойтись, но, может быть, его использовать только для проповеди и всего, что с ней связано? Но все, что происходит в Церкви, должно оставаться святым и непубличным. Это как из притчи об избранных. А публичная молитва не угодна Богу. И мне кажется, что фото- и телекамеры должны оставаться за вратами храма.

 – Наша святая Церковь дана Богом не для того, чтобы замыкаться в самой себе – она дана нам, чтобы все люди видели, знали и были привлекаемы к тому источнику благодати Божией, которым является Сам Христос Спаситель. Цель нашей жизни – это Христос Спаситель. В круговороте соблазнов, которыми увлекается человек (например, тем же телевизором), ему даже в голову не приходит прийти в церковь и посмотреть, что в ней делается. А когда человек включит телевизор, посмотрит один, второй, третий телеканал и невзначай наткнется на канал, где будет идти богослужение, проповедь, конечно, это его может остановить от порывов сердца к всяким удовольствиям, наслаждениям, греховности. И он почувствует, что здесь все самое необходимое и важное для его души. Он найдет себя в Церкви, придет, будет каяться и молиться, исправляться и жить по-другому совсем. Конечно, людям, которые уже обрели веру в Христа Спасителя, познали ценность веры Христовой, не нужно смотреть богослужение по телевизору – они идут в храм. Но мы должны быть любвеобильными к окружающему миру: не только сами наслаждаться Божественной благодатью и общением с Богом, но поделиться с другими, чтобы другие тоже приобщились этой радости о Христе Спасителе. Мы много получаем благодарственных писем, в которых люди говорят, что они, может, никогда бы в церковь не пришли, но увидели по телевизору, услышали по радио – и их сердце это тронуло, они решили как-то по-другому строить свою жизнь. Увидели, что смысл жизни не в том, что они имели до этого – никто их не учил, никто им не говорил, нигде они ничего не видели. К сожалению, нас часто обвиняют, что Церковь консервативна и недоступна, невозможно туда прийти. Но на самом деле это не так, и с помощью нашего телеканала, с помощью телевидения люди могут многое узнать, чтобы легко зайти в церковь и помолиться. Конечно, некоторым, может, это не нравится; может, это мешает, когда в церкви во время богослужения снимают телекамеры. Но мы должны понимать, что этим мы даем возможность людям приобщаться к Богу, к церковной жизни. Все люди призваны делиться своими знаниями, опытом духовным, верой с другими людьми. Мы сейчас говорили о женах-мироносицах: когда они услышали от Христа Спасителя слово о вечной жизни, когда увидели Христа, Распятого и Воскресшего, они не утаивали в своем сердце эту истину – они шли в мир и проповедовали веру Христову.
 Мы тоже должны проповедовать, и одно из средств проповеди веры Христовой – трансляции богослужений из наших красивейших храмов. И если мы добродушно и с пониманием смотрим на телекамеру, которая находится в храме, и понимаем, что это для нашей «меньшей» братии и мы с любовью к этому относимся, то мы являемся участниками проповеди Христовой веры для тех людей, которые еще не услышали, не увидели церковную жизнь и не имели возможность получить знание о Боге. Мы должны быть более открытыми и с любовью относиться к людям, которые еще далеки от веры, от Бога, от церковной жизни. Можно, конечно, более активно проповедовать слово Божие среди окружающих нас людей без телевидения, чтобы наша живая проповедь достигла сердца каждого человека и в кратчайшие сроки все жители нашей страны, святой Руси стали верующими…
 – Спасибо, Владыка. И следующий телефонный звонок – из города Междуреченска Кемеровской епархии. Здравствуйте, говорите, пожалуйста, мы вас слушаем!
 – Владыка, у меня была поездка по Вашей епархии, Ваше благословение было на отпевание близкого. Низкий поклон Вам от всей нашей родни. Слава Богу, почти все воцерковились. Как Вы и говорили, тетушки наши исповедовались, которые на Исповеди никогда не были, пришли к Покаянию Чистым Четвергом, и ночной Пасхальной службой было Причастие. Слава Богу!
 У меня такой вопрос к Вам: когда были на похоронах (в Талицком районе, в деревне, где нет православного прихода), люди брали землю с могилки. Как оказалось, это в традиции – боятся, что усопший кого-то заберет. Все эти привычки – языческие; я не знала, как сказать им об этом. Хотела бы услышать ваше мнение о таких не очень православных традициях. И еще есть такие вопросы у наших прихожан: можно ли поминать крашеными яйцами в Радоницу? И угодно ли Богу поминать наших усопших спиртными напитками? Потому что очень трудно переубедить людей, которые по традиции 70 лет это все вкушали. Простите за длительность моего вопроса. Здоровья Вам!

 – Спасибо. Да, к сожалению, у нас есть нехорошая традиция – на кладбище в поминальные дни поминать спиртными напитками. Потом, к сожалению, после этого поминовения люди приходят домой в нетрезвом состоянии. Это неправильное отношение к поминовению. Поминая усопшего, нужно подавать милостыню – обычно оставляют на могиле какую-то пищу: яички красные, пасху, кулич. Можно помянуть трезво и простой водичкой, соком. Ведь в Священном Писании написано, что человек, который подает ближнему хотя бы чашу холодной воды, не потеряет награду у Бога. А смысл поминовения – это подать милостыню за усопшего, которого мы поминаем, чтобы Господь его помиловал. Мы совершаем милость – и Господь милует Своей милостью. Потому что милость превосходит над судом. Если мы совершаем милостыню, совершая одновременно грех, эта милостыня ничего не даст. Этому усопшему мы никакой помощи не окажем. Мы должны идти на кладбище, чтобы оказать помощь усопшему в иной жизни, помочь ему, чтобы ему легче было, радостнее, светлее. А светлее будет, когда мы будем поминать именно трезвой головой, а не средствами, которые отуманивают наше сознание и провоцируют на разные непристойные дела, которые, можно сказать, даже отдаются горечью, страданиями нашим предкам, ушедшим в иной мир. Мы должны принести пользу, а приносим вред. Поэтому, конечно, нам нужно отречься от такого поминовения и поминать по правде Божией, добродетельно, милосердно, любвеобильно. Мы должны правильно понимать, что мы идем на кладбище, чтобы принести пользу своим близким – отцу, матери, дочери, сестре, другу и так далее. Мы должны им принести какую-то пользу. А польза – это когда мы принесем доброе сердце, добрую память, добрые воспоминания, принесем молитву, когда принесем им наше милосердное сердце, отдадим за них нуждающимся какие-то продукты питания, но не алкоголь. Потому что это ни к чему, бессмысленно это делать.

Беседовал Виктор Васюнин
Расшифровка аудиозаписи –
Анастасия Медведева

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Первосвятитель

Святейший Патриарх Кирилл выразил соболезнования в связи с кончиной генерального директора телеканала «Спас» А. Батанова

  В связи с кончиной создателя и первого генерального директора православного телеканала «Спас» Александра Батанова Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил соболезнование супруге почившего О.А.

 
Духовное чтение

Главная потребность человека

«И сказал ей Илия: не бойся, пойди, сделай, что ты сказала; но прежде из этого сделай опреснок для меня и принеси мне; а для себя и для своего сына сделаешь после» (3 Цар. 17, 13)  Какая поразительная картина! Пророк Илия обращается к голодающей женщине и велит ей в ожидании будущего блага располагать им заранее.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс