Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №43 (508) → Ответы Архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

Ответы Архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

№43 (508) / 15 ноября ‘08

Архипастырь

 – Здравствуйте, дорогие друзья, зрители телеканала «Союз», слушатели радиостанции «Воскресение». Сегодня в нашем эфире вновь программа «Архипастырь», и на ваши вопросы отвечает архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий.


 Владыка, благословите наших телезрителей и радиослушателей и начало нашей беседы.

 – Бог благословит всех нас.
 – Владыка, начнем мы нашу сегодняшнюю передачу традиционно – с наиболее значимых дат церковного календаря. Россия в эти дни отмечает один из наиболее почитаемых и любимых народных праздников – день Покрова Пресвятой Богородицы. Расскажите об этом дне, каково его значение?
 – Да, мы уже отслужили Всенощное бдение, посвященное великому празднику Покрова Пресвятой Богородицы. Люди особо почитают этот день, приходят во множество храмов Божиих и благодарят Пресвятую Богородицу за надежный Покров, которым Она покрывает нас от всякого зла, бед, напастей, помогает в наших нуждах и печалях. Она – наша Покровительница, и Покров Пресвятой Богородицы над нашей страной, над Россией особо ощутим – Она много помогает нам в наших нуждах и печалях. И мы особо благодарны Ей. Мы обязаны приходить в этот день в церковь, молиться и просить Пресвятую Богородицу не оставлять нас и впредь, покрывать Своим всемощным омофором.
 Этот праздник был учрежден в нашей стране, в Русской Православной Церкви, хотя событие совершилось в Константинополе, в Стамбуле, во Влахернской церкви, когда Византия была в опасности и люди уже не надеялись на свои военные силы, чтобы избавиться от внешних врагов. Они пришли во множестве в храм Божий, молились о Божией помощи. И в это время явилась Андрею и Епифанию Пресвятая Богородица с распростертыми руками, на которых Она держала Свой омофор, показывая Свое благоволение к слезным молитвам верующих, находящихся в храмах Божиих. И Пресвятая избавила город от неприятеля чудесным образом. В России это событие стало очень близко сердцу нашего народа, и Церковь установила праздник в честь этого события – великой помощи Божией Матери, которую Она оказывает всем нам. В этот праздник нам необходимо обратить внимание на помощь Божию, притекать к Божией помощи. Но не только в тяжелые годы или в тяжелое время для общества, для государства, для церкви нужно ходить в храмы Божии – нужно это делать всегда, еженедельно, каждый воскресный и праздничный день, чтобы Господь по молитвам Пресвятой Богородицы и угодников Божиих избавлял нас от всех печалей, бед, скорбей, напастей и покрывал нас Своей благодатью. Я всех поздравляю с праздником Покрова Божией Матери, желаю, чтобы Покров этот всегда был с нами.
 – Владыка, у нас телефонный звонок. Алло, здравствуйте, с праздником!
 – Добрый вечер. Это Татьяна из Екатеринбурга Вас беспокоит. Владыка, благословите!

 – Бог благословит вас.
 – Владыка, в светских новостях был показан сюжет: в здании студенческого храма Святой Мученицы Татианы после ремонта будет дизайн-центр и интернет-кафе. Чтобы прихожане не смущались неизвестностью и не возникали слухи, так как это Архиерейское подворье, мы просили бы Вас, Владыка, прояснить эту ситуацию. Какова дальнейшая судьба храма? Спасибо.
 – К сожалению, мы были вынуждены освободить помещение, в котором совершали богослужения, – мы называли его межвузовским храмом во имя Мученицы Татианы. Я разговаривал с ректором Архитектурной академии, который обещал, что после окончания ремонта здания мы будем продолжать совершать богослужения. Я не знаю, как дальше сложится ситуация, но будем обращаться к нему; надеемся, что он даст разрешение и дальше совершать богослужения на прежнем месте. У нас есть еще желание и планы рядом построить небольшой храм-часовню во имя Святой Мученицы Татианы, которая почитается студенчеством.
 – Владыка, мы начали передачу с праздника в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а у жителей Екатеринбургской епархии в минувшие выходные был еще один маленький праздник – в епархию были принесены частица мощей святого праведного Феодора Ушакова и его икона. Расскажите об этом событии: где будут пребывать эти святыни и как к ним можно прибегнуть?
 – Мы очень благодарны Владыке Варсонофию, архиепископу Саранскому и Мордовскому, который благословил нам частицу святых мощей праведного Феодора Ушакова. Мы имели честь быть в Санаксарском монастыре, где почивают мощи праведного Феодора, где он подвизался, где он последнее время жил и трудился, совершили там молебен пред мощами праведного Феодора; нам выделили частицу его мощей. На следующий день мы совершили Божественную литургию в кафедральном соборе во имя Святого Праведного Феодора Ушакова в центре Саранска. Очень красиво, когда центр города оформлен как кафедральная площадь, куда стекаются все дороги – к храму. Очень удивительно, что в Саранске так почитают и Феодора Ушакова, и к Церкви относятся хорошо – устроили такой прекраснейший, огромный собор во имя великого флотоводца, праведника Божия. И туда стекаются многие люди. В конце Божественной литургии был торжественно вручен ковчежец с мощами, который мы самолетом доставили в Екатеринбург. Здесь нас встречали во множестве и миряне, и священнослужители, и воины разных родов войск – около тысячи солдат и офицеров; шли Крестным ходом от станции Шарташ до Ново-Тихвинского женского монастыря, и там совершилось Всенощное бдение, люди могли приложиться к святыне.
 Что нас побудило привезти святые мощи? То, что святой праведный воин Феодор Ушаков совершил великое благо, добродетель. Он проявил большое милосердие и участие в открытии Ново-Тихвинского женского монастыря. Когда Феодор Ушаков еще находился в Петербурге, к нему обратилась простая женщина за помощью, чтобы он как-то содействовал открытию монастыря (это была будущая игумения будущего монастыря). Это было сложно, тяжело. И он взялся за это дело: сам помогал им оформлять документы, писать письма, обращался куда надо, водил эту монахиню к вышестоящим людям, от которых зависело открытие монастыря. Даже в течение некоторого времени она жила в доме Феодора Ушакова в Петербурге. Он – большой благодетель монастыря: благодаря его стараниям и помощи была открыта обитель. В знак благодарности праведному Феодору мы просили частицу его святых мощей для хранения в Ново-Тихвинском монастыре. Икона, которая была освящена на мощах праведного Феодора, и сама частица мощей будут находиться в Ново-Тихвинском женском монастыре. И многие люди, в том числе и воины, которым покровительствует Феодор Ушаков, могут сейчас прийти к мощам и приложиться к ним, чтобы святой помогал нам в жизни.
 – Владыка, у нас звонок. Алло, здравствуйте!
 – Владыка, по просьбе многих людей задаю один вопрос, а второй – личный. Мы слышали, что в ближайшее время выйдут на свободу около 14 тысяч заключенных. Большинство из них, конечно, не ждут на рабочих местах, у них нет жилья. Примет ли как-то Церковь участие в решении проблем, возникающих в связи с их приездом? Может, какие-то координаты есть в епархии, чтобы конкретно поучаствовать в каких-то действиях, в помощи освободившимся людям?
 И второй вопрос: у меня на Пасху в этом году крестился муж. Он к этому долго и старательно готовился, а сейчас как-то охладел, успокоился, стал реже ходить в храм. Что я могу сделать для него? Спасибо.

 – Да, скоро люди освобождаются из тюремного заключения. Но это накладывает определенную ответственность на нас, чтобы их принять, постараться их устроить в этой жизни, чтобы они не остались отвергнутыми нашим обществом, устраивались на работу, нашли жилье. Верующие должны содействовать им, не отвергать их – иногда люди выходят из тюрьмы, не зная, куда себя приткнуть. В основном они приходят, конечно, в Церковь, в монастыри. Мы их принимаем, стараемся им помочь. Но бывает, что они ведут себя не совсем соответственно с уставом монастыря. И приходится расставаться.
 Надеемся, что и наше правительство тоже будет стараться помочь этим людям. Думаю, общими усилиями мы сможем приютить этих людей, чтобы они не чувствовали себя чужими, а вошли в колею нашей жизни.
 Что касается охлаждения в вере и благочестии вашего мужа… конечно, это плохо, что он так быстро забыл о благодати, которую почувствовал при совершении таинства Крещения. Нужно эту благодать возгревать постоянно, преумножать, постоянно сохранять это состояние. Чтобы сохранить его, нужно регулярно приходить в церковь, молиться утром и вечером – возгревать благодать, которую Господь дает в церковных таинствах. Конечно, нужно заставлять себя – бывает борьба с нашей природой, испорченной грехом. Нужно себя понуждать. Может, ваш муж еще не понимает, что сначала Господь дал даром, по Своей милости благодать, а сейчас нужно потрудиться, чтобы сохранить ее и преумножить. Надо труд приложить. Нужно хоть усилие со стороны человека, чтобы Господь видел наше усердие и даровал нам крепость, помощь и т.д. А вам нужно, конечно, молиться, чтобы Господь не оставил его, в частных беседах рассказать мужу о благодати, дать ему почитать книги духовного содержания, святых отцов, – чтобы воодушевить его вновь на духовную жизнь, подкрепить его дух, чтобы он активно участвовал в церковной жизни.
 – Владыка, у нас вновь звонок. Алло, здравствуйте!
 – Здравствуйте, Владыка Викентий. Раба Божия Ольга звонит. У меня такой вопрос: когда на телеканале «Союз» транслируют Божественную литургию, а мы не имеем возможности быть в храме по каким-то причинам и слушаем эту службу, совершаем крестные знамения, – скажите, в этом случае есть такой эффект присутствия, как будто мы в храме? Спасибо.

 – Конечно, лучше всего в воскресные и праздничные дни быть в храмах Божиих. Мы показываем в прямом эфире богослужение для людей, которые по болезни, по немощи, по старости лет не могут ходить – даем им возможность не быть лишенными участия в церковной жизни, слушать богослужение, наслаждаться радостью воскресного или праздничного богослужения. Когда человек, находясь в немощи, не может прийти в церковь, трансляция очень благотворно, благодатно влияет на его душу, если человек со вниманием, молитвенно обращается к святым иконам и молится вместе со всей Церковью словами и песнопениями данного богослужения. Конечно, благодать касается человека, Господь посещает, крепость и силы дает, радость и утешение – для больного это во благо. А если человек здоров и мог бы прийти, но только по лени не захотел – это плохо. Нужно преодолеть свою лень, немощь и идти в церковь, потому что это наша прямая обязанность, это наш долг – прийти и поблагодарить Бога за помощь, за содействие, за то, что Он нас хранил в течение предыдущей недели и помогал в нашей жизни. Можно приступить к таинству Покаяния, покаяться пред священником, испросить благословение. Мы должны выполнить это каноническое правило святых Вселенских Соборов, которое говорит, что если человек «2 или 3 недели», то есть воскресных дня не был на службе, то он отлучается от Церкви. Чтобы не лишиться благодати Божией, которую нелегко стяжать, нужно ходить в церковь регулярно – чтобы благодать Божия всегда содействовала, сопутствовала, помогала и охраняла нас от всех бед и напастей.
 – Владыка, как влияет на душу чрезмерное общение 16-летнего подростка с компьютером, сотовым телефоном и телевизором?
 – Все люди подвергнуты испорченности греховной, и мы очень быстро привязываемся к тем или иным предметам, в том числе и к телевизору, компьютеру, другим вещам. Но мы должны стараться быть свободными от той или иной привязанности, чтобы не быть рабами того или иного предмета – телевизора, компьютера или чего-то другого. Мы должны постараться быть внимательными к себе, чтобы ничто нас не сковывало, не привязывало. Если человек пристрастился к этому, потом очень сложно освободиться от привязанности. Если мы почувствовали, что находимся в состоянии привязанности, нужно прилагать все усилия, чтобы избавиться от нее: это очень негативно сказывается на душе человека, на его психике, на его духовном состоянии и на здоровье телесном. Господь в Священном Писании предупреждает, что «все нам позволительно, но не все полезно»: все мне позволительно, но не все назидает – мы можем всем пользоваться в этой жизни, но только если это на пользу нам, во благо.
 – Владыка, спасибо; у нас звонок из Кировской области. Алло, здравствуйте, с праздником вас!
 – Здравствуйте. У меня такой вопрос. Сын в коме 4 месяца, и неизвестно, сколько еще пробудет – очень тяжелое состояние: у него травма черепа. Хотелось бы его причастить. Батюшка из нашей церкви отказался, а мы видели в передаче по Вашему каналу, что причащали людей в психиатрической больнице. Они же тоже, можно сказать, ничего не понимают, и их причащали. Я поняла, что батюшка не хочет причащать, потому что человек без сознания…

 – Да.
 – Соборование предлагали, но что лучше?
 – А сын крещеный?
 – Да, он крещеный, ему 34 года.
 – Он в церковь ходил до этого?
 – Да.
 – Исповедовался, причащался?
 – Нет, не причащался.
 – Как же он ходил в церковь и не причащался?
 – Ну, так ходил…
 – Редко ходил, да?
 – Да, редко.
 – Потому батюшка и не хотел причастить, что сын никогда не исповедовался – нужно исповедаться в своих грехах, а потом причаститься. Надо вам будет обратиться в свою епархию, чтобы они как-то этот вопрос решили. Сложно сейчас говорить. Мы так далеко, что не можем ничем помочь, нужно на местном уровне этот вопрос решить и получить благословение, чтобы оказать помощь человеку. Сейчас главное, что вы можете сделать, это молиться за него в храмах Божиих – молитесь дома и в храме, подавайте на Псалтирь, на службах. Молитва Церкви имеет большую силу, чтобы вывести вашего сына из этого состояния, чтоб Господь дал ему здоровья и возможность в дальнейшем жить церковной жизнью и регулярно исповедаться, причащаться и готовиться ко спасению.
 – Владыка, если здоровый молодой человек психологически не может обходиться без мяса, но причаститься хочет, что делать?
 – Я думаю, если молодой человек здоровый, то он может отказаться от мяса всего лишь на один или два дня – это не проблема. Просто надо силу воли применить, заставить себя. Это тоже пристрастие к продуктам питания, если не может от них отказаться. Если откажется – не умрет: можно дать гарантию, что человек не умрет, если не будет кушать мясные или молочные продукты, а будет кушать обычную постную пищу – она тоже очень полезна для здоровья. Он не потеряет здоровье из-за того, что не будет кушать эти продукты в течение 2–3 дней. Если человек хочет причаститься, он должен жертвовать собой. Ведь причастие – это жертва Господня ради наших грехов; Он пролил Свою Кровь, претерпел величайшие страдания за нас, жертвуя ради нашего спасения Собой, а мы, чтобы получить эту благодать Божию в таинстве Причастия Тела и Крови Христовых, не хотим пожертвовать собой, отказаться от мясных и молочных продуктов в течение всего лишь двух дней. Если в пятницу и так пост, в субботу один день, думаю, можно совершить этот подвиг и причаститься в воскресенье. Если мы не будем этого делать, то не будем иметь жизни вечной: мы принимаем таинства для исцеления души и тела, для достижения вечного спасения. Я думаю, найдутся силы у молодого человека отказаться на время от мясных и молочных продуктов и приступить к этому величайшему таинству.
 – Владыка, Людмила из Екатеринбурга задает Вам вопрос: «Я понимаю, – говорит Людмила, – что с христианской точки зрения женщина – самое грешное существо. Но может ли женщина надеяться на спасение? И вообще: женщина – это человек?»
 – Нельзя говорить, что женщина самый грешный человек, это не правильно. Да, первой согрешила женщина, через нее вошел грех в мир, потом согрешил Адам. Поэтому в знак того, что женщина согрешила первой и она должна искупать свой грех; в знак повиновения и смирения перед своим мужем, Господь установил, чтобы женщина всегда ходила с покрытой головой. Это сознание своего падения. Но если женщина ведет христианскую, добродетельную жизнь, обращается за помощью к Спасителю, и Спаситель для нее является Тем, Кто может ее спасти от вечных мук, от греха, то она достигает спасения. Мы знаем огромное число святых жен, которые достигли спасения: и Жены-Мироносицы и мученицы, и преподобные и княгини… Например, княгиня Ольга тоже достигла спасения, так что нельзя отчаиваться, что нельзя спастись женщине. Мы видим, что в большинстве женщины в храмы ходят: они более чувствительны и раньше сознают свою греховность, оставляют греховную жизнь и приходят, молятся – и Господь прощает содеянные грехи, помогает совершенствоваться.
 – Владыка, здравствуйте! Благословите раба Божия Виктора.
 – Бог благословит вас.
 – Владыка, у меня такой вопрос. Скажите, почему считается зазорным в Церкви работнику церкви просить о повышении зарплаты? Ведь каждый человек достоин, по Евангелию, оплаты, если он хорошо выполняет свои обязанности. Люди живут по нынешним временам за деньги и этого невозможно избежать…
 – Дело в том, что в церкви священник, настоятель может повышать зарплату, если есть такая возможность – Церковь существует за счет добровольных пожертвований верующих. Есть возможность повысить зарплату – это делается и без просьбы работника. Сами священники хотят, чтобы каждый служащий в церкви имел достойную зарплату, но не всегда получается, потому что есть разные ситуации в храмах, разные приходы. Один приход имеет больше возможностей в финансах, другой – поменьше. Исходя из этого и размер зарплаты разный; поэтому вы не должны обижаться.
 Конечно, большая честь человеку, который имеет возможность жить и служить при церкви, нести свое послушание. Я помню свое детство, я тоже был при храме – для меня было большой радостью быть в алтаре и служить пономарем. Для меня большая радость, что я мыл пол там и что-то еще делал, и никогда я даже не думал, чтобы получить какую-то зарплату. Для меня было самое главное, что меня удостоили чести быть в святом месте и трудиться. Конечно, пища была, и домой давали хлеба и еще какие-то продукты – и это была для нас большая радость. Даже не думали о деньгах! Сейчас, конечно, менталитет у человека другой – если сделал какую-то работу, то нужно обязательно получить деньги. Не думают, что нужно трудиться еще для своего спасения, для своего небесного блага, для Царства Небесного, заслужить его своим трудом. А мы порой требуем: пока не дадут денег, никакую работу не будем делать! Но такого не должно быть у нас, мы должны все же оставаться православными христианами и не идти в ногу с потребительской цивилизацией, которая нас гонит за товарами, которые не всегда бывают нам и нужны. Когда мы будем больше думать о своем спасении, о вечности, о духовности, то откажемся от излишеств, будем довольствоваться малым. Поэтому не надо обижаться, что дается столько, сколько есть возможность – нужно думать о своем спасении.
 Люди трудились и трудятся в Церкви, не желая никаких особых вознаграждений: они имеют самое необходимое и этим довольствуются. Было время, когда люди почти ежедневно приходили в церковь, помогали, чистили, убирали, порядок наводили – и это для них была большая честь: они были рады, что могут потрудиться физически для своего спасения. Наверное, стоит возродить эту традицию, когда человек думает о своем спасении, приходит в церковь просто потрудиться, что-то сделать хорошее – и для него это радость, утешение и благо для спасения. Когда же мы приходим в церковь получить вознаграждение за какую-то работу, то это не совсем по-христиански, по-православному.

Беседовал Илья ЮКОВ
Расшифровка аудиозаписи –
Анастасия Медведева

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Первосвятитель

На Красной площади прошло Патриаршее богослужение

  4 ноября, в день празднования в честь чудотворной Казанской иконы Божией Матери, Предстоятель Русской Церкви возглавил Божественную литургию в Казанском соборе столицы.  Его Святейшеству сослужили архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк (Русская Православная Церковь Заграницей), викарии Святейшего Патриарха архиепископ Клинский Лонгин, представитель Русской Православной Церкви в Германии, епископы Красногорский Савва и Бронницкий Феофилакт.

 
Духовное чтение

Пророчества Космы Этолийского о современном человечестве

  Эти пророчества касаются материальной и духовной жизни современного человека: его интересов, быта, образования – и имеют для нас особый интерес и значение.   Святой Косма Этолийский своим пророческим взглядом видел, с какими глобальными проблемами столкнется современное общество.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс