Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №28 (493) → Ответы Архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

Ответы Архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

№28 (493) / 15 июля ‘08

Архипастырь

 – Здравствуйте, наши дорогие друзья, телезрители канала «Союз», слушатели радиостанции «Воскресение». Сегодня в нашем эфире вновь программа «Архипастырь», и на ваши вопросы отвечает архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий.

Владыка, благословите наших телезрителей, радиослушателей и начало нашей беседы.
 – Бог благословит, дорогие телезрители, Бог в помощь всем нам.
 – Владыка, наша программа записывается накануне 7 июля – рождества Пророка Крестителя Господня Иоанна. Несколько слов для наших новых зрителей, может быть, еще мало знающих Священную историю. Кто был этот Иоанн? Что значит «пророк»? Что значит «предтеча»? Что значит «креститель»? Когда он жил, и почему его рождество, то есть день рождения, мы празднуем?
 – Святой пророк Иоанн был великим пророком и великим человеком. Он родился необычно, от родителей, которые уже были в престарелом возрасте. Родители его в течение всей своей жизни молились господу Богу, чтобы Он дал им дитя, чтобы снять с себя поношение бесчадства – это был действительно очень тяжелый крест для людей, которые не имели детей: их всегда унижали, оскорбляли, считали их грешными, недостойными жить в обществе, среди людей. Поэтому, конечно, им было очень сложно и это подвигало их всегда со слезами молиться Богу, чтобы Господь даровал им детей. Хотя они уже были в возрасте, они не потеряли надежды, что Господь все же их помилует и освободит от поношения бесчадства. Так и случилось: уже в возрасте они родили дитя мужского пола, которое назвали по особому откровению Божию. Господь открыл родителю Захарии, чтобы дали сыну имя Иоанн, что переводится на русский язык как «благодать». Захария не верил, что так может случиться, и усомнился. И ангел Господень сказал ему, что он не будет говорить, пока не исполнится это предсказание. Действительно, он онемел и не мог говорить, и когда родился ребенок, не знали даже, как его назвать. И по традиционным правилам у них давали имя, которое было у них в роде. Но Елисавета сказала: «Нет, надо назвать Иоанн». Видимо, Захария ей уже говорил об этом каким-то образом, может, какими-то знаками. Но когда она так назвала ребенка, многие не поверили и обратились к Захарии. И он на дощечке написал имя «Иоанн». Тогда все были удивлены, что и Захария, и Елисавета говорят одно и то же. После этого Захария стал говорить и прославлять имя Божие, и предсказывал будущее этого младенца как великого, славного Предтечи. А «предтеча» – означает, что Иоанн предтек пред лицем Господа нашего Иисуса Христа, стал первым и готовил людей к Пришествию в мир Христа Спасителя. Пророк – потому что он много пророчествовал, учил людей о Пришествии в мир Христа Спасителя; поэтому он называется великим пророком, Предтечей. Крестителем Иоанна называют, потому что он крестил Спасителя в Иордане. Поэтому он и почтен такой честью, что празднуется его день рождения.
 У нас в Церкви рождество празднуется только Христа Спасителя, Иоанна Предтечи и Божией Матери. А угодников Божиих мы почитаем только в день преставления или прославления.
 Иоанн Предтеча имеет особую честь. И этот праздник очень знаменателен, особенно в наше время, когда такая демографическая ситуация и очень много бесплодных семей. По статистике, около 5 миллионов бесплодных семей. Это болезнь. Родители Иоанна Предтечи тоже были бесплодны, но умолили Бога, и Господь изменил естество человеческое, потому что Господь все может изменить. Поэтому нужно всегда молиться, не терять надежды, что Господь может даже в самом позднем возрасте посетить и дать чудесным образом дитя.
 И еще нужно очень важное заметить в этом празднике – дитя, рожденное молитвой, всегда бывает благодатным и особо значимым для всего народа, для всего человечества. Вот посмотрите, родители Божией Матери тоже плакали, рыдали, просили у Бога, терпели много поношений от людей за бесчадие. Но смирение и послушание, упование на Бога, надежда на Господа дали дитя, которое стало для всего человечества великой, славной и большой помощницей. Так же Иоанн Предтеча и многие святые угодники Божии.
 Серафим Саровский тоже был рожден по молитве родителей. Это должно нас подвигать к тому, что если мы хотим иметь красивых, хороших, благочестивых детей, здоровых и телом, и душой, то нужно молиться, чтобы Господь дал таких детей. Прежде рождения уже нужно молиться, в течение плодоношения молиться, чтобы Господь дал и укреплял младенца, чтобы он был крепким и сильным, славным и богоугодным, полезным для общества, для страны и для всего человечества.
 – Владыка, 9 июля – праздник Тихвинской иконы Божией Матери. Насколько это большое событие? Почему эта икона прославлена? И почему она считается чудотворной?
 – По Преданию, эта икона написана святым апостолом Лукой. Были разные ситуации. Она была во Влахернской церкви, несколько раз исчезала, потом опять появлялась. Интересна судьба этой иконы – она может исчезнуть на некоторое время, потом снова появиться. В последний раз она исчезла в пределах Новгорода, а появилась на реке Тихвинке. Появилась, люди посмотрели – очень красивая, очень благодатная икона. Построили храм деревянный, как тогда строили – обычный храм. С радостью поместили святую икону в новом храме, а на следующий день приходят – и нет иконы, и даже храма нет, даже щепки не осталось, все перенесено на другое место. Смотрят, ищут по лесу, и находят в другом месте икону с храмом. Вот такое чудо.
 По молитвам у этой иконы и исцеления большие были. Поэтому «Тихвинская» очень почитаема, она чудотворная, потому что много чудес совершается. И слава Богу, что эта икона сейчас у нас, в Тихвине. Она вернулась, а была долгое время в Америке в годы советской власти – недавно ее возвратили, и мы имеем счастье и радость паломничать к этой святыне, молиться Богородице об исцелении, о даровании нам милости Божией. Вот такая сильная, благодатная и чудотворная икона есть в нашем Отечестве.
 – В Тихвине Санкт-Петербургской епархии…
 – Да, в Санкт-Петербургской епархии.
 – И это не список, а подлинная, настоящая икона?
 – Да, подлинная, настоящая икона, написанная святым апостолом и евангелистом Лукой.
 – Владыка, Ирина из Екатеринбурга спрашивает, кто такие диавол, сатана и черт. И чем они отличаются друг от друга?
 – Это разные названия одного и того же существа. «Диавол» переводится как «клеветник», «обманщик». Это существо отпало от Бога и завидует нам, людям – ведь мы идем по пути спасения. Диавол всячески мешает нам на этом пути. Смысл нашей жизни – победить вражескую силу, потому что Христос воскресший победил диавола и может помочь нам победить, когда мы боремся с бесовской силой духовными средствами – молитвой, постом, воздержанием…
 – Из Нижнего Новгорода от Татианы вопрос: «Сын женится, регистрация брака 27 июня, это пятница и, соответственно, пост. Как быть, как его отговорить?»
 – Печально, что молодежь сегодняшняя не понимает, что очень большой грех выходить замуж или жениться в постные дни. К сожалению, мы даже видим подобные явления в Великую пятницу, Великую субботу, когда весь христианский православный мир находится в особом состоянии души, вспоминая страдания Христа Спасителя на кресте за наши грехи. Человек вступает в брак, думая, что он делает что-то хорошее. Конечно, хорошее дело – вступать в брак, но люди не отдают себе отчет, что этот брак может быть несчастливым, если нарушена Заповедь Божия, воля Божия, если молодожены идут против Бога. Конечно, очень сомнительны успех и счастье такого брака. Мы видим, что браки очень быстро разрушаются, потому что не делаются по всем правилам, данным нам Богом. И мы всегда говорим по нашему телевидению и в «бегущей строке», что Великим постом нельзя выходить замуж или жениться, потому что это грех; такой брак не приносит счастья. Современные ученые говорят, что 90% браков, заключенных в Великий пост или в другие посты в течение всего года, разрушаются. И дети, которые зачинаются в эти дни, скорей всего будут больными. Если мы хотим, чтобы брак был счастливым, радостным, долголетним, а дети – здоровыми, мы должны прислушиваться к голосу Церкви и соблюдать правила церковной жизни, потому что они даны Господом для всех людей. Нарушая эти правила, человек причиняет себе много вреда.
 27 июня будет Петров пост, и, конечно, плохо, что этим постом люди вступают в брак. Нужно планировать на добро, а люди планируют на зло. Браки надо планировать между постами. Великий пост закончился – до Святой Троицы можно вступать в брак. После Святой Троицы начинается Петров пост и длится до 12 июля. После 12 июля до 13 августа позволительно вступать в брак. И после 28 августа до 28 ноября – самый длинный период времени, когда разрешается вступать в брак; никто не мешает.
 Что трудного здесь – спланировать бракосочетание в дни, когда это позволяется Церковью? И чтобы это было благословлено Богом. Но человек делает все против воли Божией. И нынче, в Год семьи, нужно знать, как надо созидать крепкую семью, чтобы она не распадалась так быстро: надо прислушиваться к голосу Православной Церкви и делать все как положено – чтобы брак был крепким и сильным и дети рождались здоровыми.
 – Владыка, у нас звонок из Михайловска. Алло, здравствуйте!
 – Владыка, благословите. В Великую Отечественную войну у меня погиб отец в 27 лет. Он – без вести пропавший. У меня есть даже документ. Так же погибли мои 4 дяди. Нужно или нет их отпевать?

 – Нужно, конечно.
 – Мне везде по-разному ответили. Я этим вопросом давно занимаюсь…
 – Если вы отпоёте сейчас, то ничего страшного в этом не будет.
 – Владыка, Маргарита из Асбеста: «Во-первых, хочу выразить Вам благодарность за бесплатную электричку в Верхотурье, за службы в храме и хочу попросить – поберегите себя, Вы так много служите… А во-вторых, нельзя ли устроить в монастыре хоть маленький медпункт? Давление даже измерить в городе негде. Спасибо».
 – Да, мы очень благодарны нашей железной дороге, которая уже на протяжении многих лет выделяет бесплатную электричку для наших верующих, чтобы люди могли бесплатно приехать на молитву к праведному Симеону. Конечно, я немножко скорблю: электричка нам выделяется, но мы не особо прилежны к тому, что бы она была полна людьми. Не многие спешат на молитву в праздники, которые совершаются в Верхотурье в честь святого праведного Симеона. Электричка большая, но она полупустая. И я прошу в следующий раз наших верующих постараться привлечь своих друзей, близких, родных, соседей – всех пригласить на эту электричку, чтобы она была полна, чтобы нам не было стыдно перед нашими благотворителями, руководством железной дороги, которые любезно оказывают нам помощь, а мы пренебрежительны к их любви к нам и плохо заполняем эту электричку.
 Дорогие братия и сестры, я напоминаю: накануне праздников праведного Симеона (трижды в году – 25 мая, 25 сентября и 31 декабря), накануне этих дней утром, в 8 часов отправляется электричка от Екатеринбургского железнодорожного вокзала.
 Что касается служб – конечно, хотелось бы, чтобы люди видели, как служит наш Святейший Патриарх, как он прилежен к богослужениям. Он тоже часто служит. И мы рады, что наш Святейший Патриарх молится за нас, поэтому мы должны как духовные дети нашей Церкви быть прилежнее к церковной службе, приходить на богослужения в праздничные и воскресные дни. Иерархи нашей Русской Православной Церкви часто служат, чтобы показать пример – чтобы верующие оставляли свои житейские попечения и жили церковной жизнью. Я уже говорил, что Господь гневается на нас, когда мы пропускаем праздничные и воскресные службы. В годы лихолетья многие церкви были закрыты, многие святыни были отняты у нас. И сейчас мы на горьком опыте должны учиться, что Господь дает нам церковь (ведь сейчас строится, открывается много церквей), чтобы люди ходили в церковь и получали помощь в своей жизни. Но многие, к сожалению, не пользуются этой благостью Божией, поэтому православные христиане, которые знают пользу от церковной молитвы, должны поделиться своим опытом с близкими, родными, соседями и привлекать их в храмы, чтобы церковь была полна во все праздничные и воскресные дни, чтобы церковь действительно служила на благо, ведь она служит и изобильно изливает благодать Божию на каждого человека. Даже тому, кто плохо молится или не знает, как молиться, Господь помогает. Призываем всех вас к активной духовной жизни.
 – Владыка, телезрительница из Курска хочет Вам задать вопрос. Алло!
 – У меня сын ушел из жизни самоубийством. Скажите, пожалуйста, с течением времени можно его отпеть? Я слышала, что пишут письма, чтобы дали разрешение отпеть. Скажите, пожалуйста, можно или нет?

 – Нужно, конечно, обратиться в епархию к вашему Владыке архиепископу. И он решит вопрос об отпевании усопшего.
 – Владыка, такой вопрос: «Я прочла брошюру о хиромантии и увидела на руке своего ребенка нехороший знак. Что мне делать? Прислушаться к хиромантии или забыть об этом?» – спрашивает Татиана из Новокузнецка.
 – Я считаю, нужно забыть и не обращать на это внимания: если мы будем стараться жить церковно, благочестиво, стремясь к Богу, к церковной жизни, то никакие «знаки» не смогут влиять на человека. Наоборот, мы должны понимать, что люди рождаются с наклонностью ко греху, наша человеческая природа испорчена грехом, она поражена грехом, и наша задача – восстановить нашу божественную природу. Христос Спаситель пришел к нам на землю, чтобы помочь нам это сделать. Поэтому, когда мы почувствуем необходимость в Спасителе и будем к нему обращаться, чтобы он спас нас от нашей испорченной природы, будем стараться ее исправлять благодатью Христовой, то Господь поможет исправить любое состояние нашей греховности, если мы постараемся к этому стремиться.
 – Владыка, спасибо. Звонок из Эстонии…
 – Вас беспокоит Владимир из Эстонии. Я бы хотел задать вопрос. В Воскресение Иисуса Христа воскресли праведники и святые. Есть ли тому историческое подтверждение, и после воскресения Иисуса как жили эти праведники? И есть ли в каких-то деяниях описания? Спасибо Вам, и спасибо за программу, что Вы ведете, и что Вы помогаете программе «Союз». Спасибо.

 – Да, действительно мы знаем из Священного Писания, что многие после Воскресения Христова восстали из гробов и явились людям. Конечно, если они воскресли по особому благоволению Воскресшего Господа, то, оставив прошлую жизнь, жили благочестиво и богоугодно и, я думаю, достигли спасения в Царстве Божием. В житиях святых можно найти некоторые сведения об этих угодниках Божиих, которые жили благочестиво после чуда, которое Господь совершил, воскресив их из мертвых.
 – Вопрос от Владимира из Екатеринбурга: «Адам прожил 930 лет, Ева 870, и так далее… Почему мы с трудом проживаем 60–70 лет, ведь нам дано столько возможностей?»
 – Причина – все в грехе нашем: грех причина того, что человек живет сейчас намного меньше, чем когда-то жили люди. Это можно проследить в Библии: Господь сократил жизнь за грехи, и мы знаем, что в псалмах есть такие слова, что дни жизни человека – 70, от силы 80 лет. Причина в том, что человек много грешит, много соблазна вокруг. Поэтому господь и сократил дни жизни человека на земле. Грех негативно действует как на окружающую нас природу, так на самого человека, на его душу. Поэтому чем больше человек будет очищать себя от греха, тем больше он имеет надежду на долгую жизнь. Сейчас Господь открыл для нас Царство Божие, и мы видим, что многие святые угодники Божии недолго жили. Взять праведного Симеона Верхотургского – всего лишь 40 с чем-то лет прожил, но он так прожил, что созрел для Царства Божия, и Господь забрал его, чтобы он насладился вечными благами в Царствии Его.
 Если мы проникаем глубоко в смысл жизни, то поймем, что она дана нам для приготовления к вечности. Что стоят 50, 100, 200 или 300 лет, когда нас ждет вечность и тысячи, тысячи лет, нас ждет Господь, чтобы дать нам блага, которые даже ухо не слышало, глаза не видели, и на сердце человеку не пришло, что уготовано Господом любящим его! Поэтому нам особо печалиться об этом не надо.
 – Владыка, звонок из Астрахани: «Здравствуйте! Владыка, у меня, если можно, два вопроса. Первый вопрос – как Вы относитесь к лекциям профессора Осипова, которые идут по каналу? Некоторые вопросы, обсуждаемые с семинаристами, слушающими его лекции, вызывают противоречия и расхождения с мнением Церкви, с учением Церкви. Если начать формулировать то, что он говорит, то можно подумать, что человек может спастись просто хорошими делами. Какое Ваше отношение к этому?
 И второй вопрос: была ли природа сотворенных ангелов абсолютно одинакова? Если да, то как так получилось, что одни ангелы сохранили свое естество, то есть благодать Божию, а другие нет? Спасибо Вам, Владыка».

 – Профессора Осипова вы должны внимательно слушать: он же говорит, что это его мнение. Некоторые слова он говорит от лица Церкви, так как это мнение всей Церкви, а некоторые вещи он говорит как свое личное мнение, поэтому предупреждает: «Не осудите меня, но я лично так понимаю». Он честно говорит, что он считает или думает. Правильно это или неправильно – на суд Церкви, но он вот так понимает и думает. Поэтому нужно внимательно прислушиваться к его словам, и все встанет на места.
 Что касается природы ангелов – конечно, Господь сотворил все совершенным, чистым и возвышенным, но мы знаем только то, что нам открыл Господь Бог: некоторые ангелы возгордились своим положением, и Господь за это наказал их. Они отпали от Бога, потому что это качество души не соответствует Божественному замыслу: Бог есть любовь, смирение, послушание. А тут гордость, которая не знает ни послушания, ни смирения. Поэтому они из светлых ангелов, из добрых существ, сотворенных Богом, стали злыми силами, которые всегда идут против Бога, против добра, святости, света и пребывают во тьме. Поэтому наша сейчас задача – устоять пред всеми натисками врага, потому что Господь воскрес. И одно из важных событий в деле Воскресения Христова – то, что он победил диавола. И чем ближе мы будем ко Христу, тем в большей безопасности мы находимся от влияния бесовской силы. Наша задача – приблизиться к Богу, приблизиться ко Христу и жить в воле Божией, жить учением Христовым. И тогда, конечно, нам не будет опасна злая сила, которая много вреда и зла делает человеку и человечеству в общем.
 – Вопрос от Ольги из Воронежской области: «У нас батюшки в облачении только в храме. После службы ходят в обычной одежде. Как правильно по церковным правилам, и можно ли брать благословение, когда они не в церковной одежде?»
 – К сожалению, эта традиция осталась с советского периода, когда советская власть запрещала священнику ходить по улице в рясе или подряснике. И тогда все священники вынуждены были ходить только в светской одежде. Конечно, они благословляли, к ним подходили за благословением. Были ситуации, когда священник иногда в лесу или пустыне благословение совершал. Гонение было очень страшное.
 В какой бы одежде ни был священник, благодать Божия действует. Но лучше было бы, конечно, чтобы священник ходил в рясе, в подряснике – это проповедь людям о Христе, о Церкви Христовой. Но не надо осуждать священников, которые так ходят: были такие времена. И может быть, должно пройти какое-то время, когда все станет на свое прежнее место.
 – Владыка, спасибо Вам за ответы. Время сегодняшней передачи подошло к концу. Благословите наших телезрителей и радиослушателей.
 – Бог благословит, дорогие телезрители. Бог помощь всем нам!

Беседовал Илья ЮКОВ
Расшифровка аудиозаписи –
Александр Вилков

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
 
Архипастырь

Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий: «Мы должны отдать дань уважения тому, кто созидал Россию…»

  Празднование 140-летия со дня рождения последнего Российского Императора Николая II ознаменовалось в Екатеринбурге научно-просветительской конференцией «Император Николай II и его время», в которой приняли участие известные историки Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Рязани, Северодвинска. Организаторами конференции выступили Екатеринбургская епархия и Институт истории и археологии УрО РАН.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс