Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №18 (483) → Ответы Архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

Ответы Архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

№18 (483) / 8 мая ‘08

Архипастырь

 – Ольга из Челябинской области спрашивает, может ли современный человек стать святым, как, например, Сергий Радонежский? Или Богом это предопределено свыше, и в сегодняшние, последние времена святых уже быть не может?
 – Предопределения как такового нет. Господь всех призывает к совершенству: «Будьте святы, как свят Отец ваш Небесный, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». Такое повеление дал Господь на все времена. Поэтому к такому пути совершенства должен стремиться каждый человек, живущий на земле, особенно православный христианин, чтобы возвыситься в силу приближения к Богу; этого могут достигать и люди сегодняшнего времени – препятствий к этому нет. Все зависит от человека, от его произволения. Если он захочет, то он может это делать: все зависит от него, а предопределения как такового нет. Господь всем желает спастись и прийти в разум истины, достичь совершенства.

 – Татьяна из Екатеринбурга задает такой вопрос: «Мы позвали батюшку и освятили квартиру, но в ней все равно живет домовой. Что делать?»
 – Есть такая ситуация во многих квартирах, обращаются с такими просьбами, чтоб им как-то помогли, когда бесовская сила мучает по ночам и днем, передвигаются какие-то предметы в квартире, во время сна не дают покоя. Есть такая ситуация, но это зависит и от самого человека, который живет в этом доме. Есть такие слова, что в злохудожную душу благодать Божия не внидет: благодать Божия находится только в чистом сердце. А в злохудожную душу входит именно эта бесовская сила, поэтому нам нужно очистить свою душу от разных грехов, чтобы не дать возможности бесовской силе влиять на нас. Когда мы чисты сердцем, дьявольская сила от нас убегает, далеко от нас отстоит. А когда мы в грехах, она рядом, близко. И, конечно, действует – причиняет нам разные неприятности и скорби. Поэтому надо обратить внимание на свое поведение. А то, что освятили комнату, это хорошо; нужно, можно и дальше продолжить эту комнату окроплять почаще крещенской водой, святой водой, святым миром помазать некоторые части окон или дверей, кровать, где мы отдыхаем – ограждать себя благодатью Божией через эти святыни. Еще есть такая практика, что мы воскуриваем фимиамы, освященные в Церкви. Это тоже помогает, как средство в такой борьбе. Но самое действенное средство, чтобы избавиться от этих бесовских наваждений – это очищение нашей души через покаяние, через таинство Причащения Тела и Крови Христовой, через исправление своей жизни от грехов, к которым мы уже привыкли и даже не замечаем, что это грех. И Господь призывает нас, чтобы мы исправили свою жизнь, обратили внимание на свою душу, увидели свои немощи, слабости, свои привычки греховные, их искореняли, очищали. И тогда враг от нас отступит.
 – Спасибо. Владыка, и у нас еще телефонный звонок. Алло, здравствуйте.
 – Здравствуйте, Владыка. Я Надежда из Первоуральска. Мне 67 лет. Я буду креститься у Вас в эту Пасху. У меня два вопроса к Вам. Пять лет назад я нашла в земле, в своем огороде, крестик. Я его носила к ювелиру, он оказался 1823 года. Можно ли будет мне его носить?

 – Можно, конечно; если он пригоден для ношения, то можно носить. Его можно окропить святой водой, можно даже принести его в Церковь, чтобы его вновь освятили, и можно его носить.
 – Владыка, там был второй вопрос, который тоже хотели задать. Они нашли заброшенную могилу священника. И где можно взять какие-то сведения о нем? В Первоуральске…
 – Надо подойти к благочинному, к отцу Виктору Махонину, и рассказать, чтобы он знал об этом. И потом будем искать в наших архивах. У нас вот есть группа, отдел целый по канонизации святых, который возглавляет схиигумен Авраам. И вот нужно обратиться к ним; может, у них есть какие-то материалы. Потом есть у отца Валерия Лавринова; он занимается архивами нашей области и другими архивами – у него тоже, может, какие-то материалы есть. Можно к нему обратиться.
 – Сергей из Оренбургской области просит разъяснить, кто такие схимники?
 – Есть у нас такие степени монашества на монашеском пути жизни, как иночество – первая ступень, монашество, где принимают обеты монашества. Схимники – это те, кто берут на себя более возвышенные, более строгие обеты монашеские и правила, и несут особый подвиг поста, молитвы и воздержания, молитвенного правила, то есть берут на себя такие обеты, которые выше, возвышенней, чем обеты простого монаха.
 – Кузьма из Башкирии прислал такой вопрос: «Мне 59 лет, я был женат, но не венчан, теперь разведен. Можно ли мне принять священный сан?»
 – Нужно обратиться к благочинному, к священнику, чтобы они посмотрели и исследовали эту ситуацию, и обратиться к Правящему Архиерею, тогда можно будет решить вопрос. Если есть такая необходимость, то Владыка, может быть, даст благословение на рукоположение.
 – Нина спрашивает: «Мне 50 лет; может ли мой возраст быть препятствием для пострижения в монашество? И как это сделать, если можно?»
 – Нет препятствия для пострижения. Нужно прийти в монастырь, пожить там, посмотреть на себя, увидеть, возможно ли находиться в монастыре и жить монашеской жизнью. И если человек сможет это сделать, то я думаю, что игумения монастыря примет решение ходатайствовать о ее пострижении в монахини. Все зависит от самого человека; препятствий никаких нет. Все препятствия в самом человеке, если он не способен жить монашеской жизнью.
 – Владыка, Владимир из Ставропольского края немного ругается и задает такой вопрос: «Я уже в третий раз задаю вопрос и не получаю ответа. Пожалуйста, скажите, если я армянин, пять лет назад крестился в Православной Церкви, то не грешу ли я, что перешел из одной веры в другую?»
 – Нет, конечно, не грешит данный человек. Тем, что он перешел в православную веру, сделал очень хороший шаг. Поэтому пускай не смущается, не мучает свою душу такими мыслями и вопросами. Все правильно. Старайтесь жить по-христиански, по заповедям православного христианина. Почувствуйте утешение и радость, и благодать Божия будет вас покрывать, сопровождать и направлять на путь истины и добра.
 – Екатерина из Перми спрашивает: «Если духовный отец отказывается быть духовным наставником, не хочет в будущем быть им, не объясняя причин такого отказа, то как поступить?»
 – Ну, сейчас нет проблемы найти другого духовника, наставника. Священников сейчас у нас много, и они довольно хорошие священники. Я думаю, что если эта женщина будет приходить на исповедь, или приходить в церковь, то ее никто не будет выгонять или отвергать, потому что на исповедь принимают всех. Но понятия о духовничестве есть разные. Люди понимают так, что они все должны делать только по благословению данного священника. Священник, духовник направляет человека на путь духовной жизни, а сам человек уже должен трудиться, чтобы выполнить свою миссию пред Богом. И когда что-то у него не получается в духовной жизни, то он обращается за помощью, за советом к духовнику. А подчас получается так, что духовное чадо обращается к духовнику только чтобы спросить, что купить, что продать, куда идти и так далее. Такое внешнее, материальное руководство – не духовное, а больше житейское. Конечно, священник этого и не хочет этого делать, потому что человек не совсем правильно понимает роль духовника. Еще раз говорю: роль духовника – помочь человеку найти путь ко спасению, к Богу, к Царствию Божию. И человек уже идет по этому пути, и ему встречаются, может быть, какие-то трудности духовной жизни, и он советуется с духовником, как правильно молиться, как правильно исповедоваться, какие еще есть возможности преодолеть козни вражии, козни дьявола, который борет человека на пути его шествования к совершенству. Это самые ценные советы, которые должны быть. А когда задают просто житейские вопросы, то это не совсем, я думаю, правильно. Хотя, может быть, и это хорошо, что спрашивают, но когда превалируют материальные, временные, житейские вопросы над духовными, это уже не духовничество и жизнь духовная, а просто обычная страховка: человек просто страхуется, правильно ли или не правильно так пойти.
 – Владыка, спасибо. И вновь телефонный звонок. Алло, здравствуйте, говорите, пожалуйста. Вы в эфире.
 – Я Людмила. У меня такой вопрос к Вам. Меня очень беспокоит ситуация, что к власти идут и масоны, и коммунисты, и, в общем-то, очень сильная позиция у коммунистов, а как-то в наших храмах я не слышу от батюшек, чтобы они призывали православных христиан обязательно принимать участие в выборах. Меня это еще беспокоит, потому что очень многие мои знакомые, которые ходят в храм, тоже православные, считают, что главное для нас – молиться, а участвовать в выборах некоторые считают даже грешным делом. Пожалуйста, поясните эту ситуацию, просветите как-то нас…

 – На выборы никто не запрещает идти. И каждый христианин православный как гражданин нашего отечества обязан идти и отдать свой голос тому человеку, который, он считает, сможет быть во главе нашего государства, также участвовать в других выборах – в областную Думу, выборах глав администрации городов. Конечно, важно наше активное участие, потому что если не мы будем участвовать, то будут выбирать тех людей, которые нам, может, не будут помогать в решении наших религиозных проблем. И тогда мы будем осуждать власть, что «вот какие люди, нам не помогают, не решают наши вопросы». А когда была возможность избрать того, кто мог бы нам помогать решать эти вопросы, мы стояли в стороне и думали, что само все решится. Конечно, нужно молиться, просить у Бога помощи, вразумления, но нужно и какое-то действие, именно в участии в выборах – отдать свой голос тому, кто, мы считаем, сможет быть полезным нашему Отечеству.
 – Владыка, вопрос от Светланы из Подмосковья: «Как мне относиться к мужу, если он увлекается порнопродукцией? Что делать? Какой совет можно дать мужу?»
 – Конечно, нужно дать такой совет: если человек увлекается и смотрит такие фильмы или там картины какие-то, фотографии, он опустошает, оскверняет свою душу, он удаляет от себя благодать Божию, силу Божию. И, конечно, привлекает больше силу бесовскую, которая потом, через некоторое время, овладевает им. Мы это уже на опыте знаем: человек попадает под власть силы бесовской, становится бесноватым, и враг действует и увлекает его в разные греховные дела. Конечно, сознание у него портится, психика страдает от этого. Очень опасно заниматься этим: это очень негативно влияет на душу человека. И есть много примеров, когда человек был нормальным, хорошим, активным и порядочным, но стал увлекаться просмотром этих фильмов и стал совсем другим, пассивным; такая апатия, нежелание ничего делать… это дела бесовские – нежелание жить, уныние, отчаяние, попытка самоубийства и так далее. Это уже показатель: человек находится в руках бесовских, которые имеют конечной целью погубить его, потому что знают: через этот страшный путь погибели нет возврата к тому, что было, чтобы получить утешение и освобождение от вечного наказания. Поэтому враг очень активно стремится увлечь человека к самоубийству. Через такие греховные дела, привлекая к себе бесовскую силу, человек сам себя губит и доводит до такого страшного состояния, когда он уже не может бороться со своими греховными страстями, и страсти его увлекают на различные грехи. Еще нужно знать, что через рассматривание этих соблазнительных картин очень сильно возбуждаются страсти человеческие, которые, как звери дикие, мучают человека, когда человек уже не в состоянии владеть собою, а страсти его увлекают в разные греховные стороны, и человек становится рабом греха, и нет ни малейшей свободы свободно жить и действовать и управлять собой. У человека потеряны все силы, чтобы что-то делать по воле Божией, по правде Божией; он все делает по страстям. Это очень тяжелое состояние души. Вот и нужно советовать человеку: может, он увидит это, может, пока еще не поздно ему оставить это увлечение, потому что конец очень страшный, тяжелый и трагический может случиться.
 – Владыка, следующая телезрительница прислала вопрос, но попросила не называть своего имени и города. А вопрос такой (по семейным обстоятельствам переехала в другой город, сменила, таким образом, приход): «Меня очень смущают порядки при богослужении – например, что панихида очень короткая, что на неделе вечернее богослужение начинается не с вечерни, а с утрени. Как побороть это смущение? Или нужно что-то менять в богослужении?»
 – Ничего не надо менять в богослужении, нужно придерживаться устава нашей Церкви, чтобы служба совершалась и вечером, и утром. У нас есть практика, что вечерня служится вместе с утреней вечером, а утром совершается Литургия. Есть такая практика: вечером совершать только вечерню, а утром утреню, а потом Литургию – это тоже хорошо. Но не опускать, конечно, никогда вечерню в богослужении. Если есть такие смущения, то, чтобы упорядочить эту ситуацию, нужно подойти к благочинному этого церковного округа или к Правящему Архиерею, и этот вопрос решить – конкретно знать храм, священника, который допускает такие послабления. И, конечно, с отеческой любовью исправить негативную сторону жизни этого прихода.
 – Владыка, спасибо. И телезритель из города Томска хочет задать свой вопрос. Здравствуйте, говорите, вы в эфире.
 – Владыка, я хотел задать вопрос по поручению благочинного Австралийско-Новозеландской епархии отца Михаила Протопопова. В этом году исполняется 90 лет со дня трагических событий расстрела Царской Семьи; как планируются проведение мероприятий и поминание этого события? Австралийско-Новозеландская епархия хотела бы поучаствовать в этих мероприятиях.

 – Мы приглашаем вас на эти мероприятия, которые будут совершаться в честь 90-летия мученической кончины Царской Семьи! Есть много мероприятий: конференции, разные выставки – выставки будут в Москве в Храме Христа Спасителя, в Храме-на-Крови, в Петербурге в Александровском дворце, Новом Селе Санкт-Петербурга, в других местах будут выставки. Конечно, центральная часть этого торжества – богослужение в Храме-на-Крови в Екатеринбурге с 16 на 17 июня. И накануне мы традиционно совершим Крестный ход с того места, где высадили из поезда Царскую Семью, прибывшую из Тобольска в Екатеринбург; по этому пути мы пройдем пешком к Храму-на-Крови, и там совершим малое повечерие с акафистом Святым Царственным Страстотерпцам в нижнем храме Храма-на-Крови. А вечером совершим всенощное бдение, и к 12 часам начнем совершать Божественную литургию, которую мы будем совершать в течение всей ночи. А потом, после окончания богослужения, начнется Крестный ход из Храма-на-Крови по пути, которым везли останки Царской Семьи – до монастыря Царственных Страстотерпцев на Ганиной яме. И вот такой подвиг, подвиг Крестного хода, молитвенного, покаянного предстательства пред Богом во время этого Крестного хода мы будем совершать. Приглашаем всех прийти на это торжество, поучаствовать в богослужениях, службах, Крестных ходах, чтобы едиными устами, единым сердцем вся наша православная Россия могла бы воздать славу Богу за подвиг, который несли Царственные Страстотерпцы. И просить у Царственных Страстотерпцев, чтобы они умолили Бога, дали нам радость, утешение и единство, крепость сил душевных и телесных – возвыситься над грехами, которые нас сейчас окружают, обуревают, и чтобы мы стали страной нравственной, духовной, благодатной, православной, страной, которую бы все государства мира снова называли Святой Русью.
 – Владыка, следующий вопрос звучит так: «Все в этой жизни грех, а что не грех?»
 – Доброделание – это не грех, а зло – это грех. Поэтому чем больше будем добра делать, тем меньше греха будет – чем больше зла, тем больше греха будет. Поэтому мы должны сейчас знать: многие люди грешат, потому что не знают, что такое добро и что такое зло – у многих людей границ нет между добром и злом, нет понятия о добродетели, о заповеди, о грехе. Мы говорим, что истинное покаяние у человека – когда он совершает дела, противоположные тому греху, который у него был. Вот когда он знает, что такое грех и добродетель, и делает эту добродетель. Знает, что грех приносит человеку очень много зла и неприятностей, знает цену добродетели и греха. И знает, что грех приносит много неприятностей, а добродетель – добро и гармонию между душою и телом, между материальным и духовным. Мы должны стремиться к этому состоянию души. Мы призваны делать больше добра и тем почувствовать радость в делании добра, получить наслаждение и удовольствие от делания добра и стремление к высшему добру и свету: Бог есть свет, Бог есть любовь. И когда мы сами делаем зачатки доброделания, мы приближаемся к Богу, Который Сам есть добро и начало всей доброты.
 – Владыка, вопрос от Екатерины из Самары: «Я постоянно читала акафист покаяния жен, загубивших в утробе младенца. А недавно в газете Кубанской епархии «Земной странник» прочитала отзыв об этом акафисте Кубанского архимандрита Георгия. Он пишет, что это акафист еретический и читать его не надо, а лучше читать другие молитвы. Объясните, почему такие разногласия? И как же нам, загубившим во чреве младенцев, молиться?»
 – Если есть такие высказывания, значит, есть какая-то почва, чтобы обратить внимание и быть более осторожным, не согрешать в чем-то. И если этот акафист действительно имеет какие-то ошибки, то лучше, может быть, его не читать, а читать что-то другое, тоже важное для души, для помощи загубленным детям. Можно читать и Евангелие, Псалтирь, много у нас есть акафистов, обращенных к Божией Матери, ко Спасителю, к угодникам Божиим, которые читаются уже столетиями, веками. Они признаны Церковью и очень действенны и полезны для решения этого тяжелого вопроса, исцеления этой язвы духовной в душе женщины, которая совершила такой грех. Есть и другие средства, чтобы искупить этот грех, и одно из очень важных – взять себе на воспитание одного из брошеных детей – сейчас их очень много, помогать людям, идти в больницы и совершать дела милосердия ради этого загубленного ребенка, помогать нуждающимся в чем-то. Средств помочь очень много! Есть возможность, чтобы Господь помиловал этого загубленного ребенка и дал радость и утешение в Царствии Своем Небесном.
 – Владыка, спасибо. Мужчина не захотел называть ни имени, ни города, но задал вопрос: «Если родилась двойня, то при крещении каждому ребенку нужен крестный отец или можно одного на двоих?»
 – Если рождаются мальчик и девочка, то обязательно должны быть крестная мать и крестный отец. Для мальчика – крестный отец, а для девочки – крестная мама. Но если две девочки, то, конечно, не было бы плохо, если бы были две духовные матери, и каждая из этих духовных матерей озаботилась бы, чтобы воспитать их в духе Православной веры, в духе христианских правил, которые дают человеку радость и утешение. Поэтому можно и так, и так.
 – Как Церковь относится к такому заболеванию, как шизофрения? Как объясняет? И что делать такому человеку, если он хочет посещать храм, хочет исповедоваться, но в силу заболевания несколько неадекватен?
 – Да, есть такая болезнь. Многие приходят к нам с такой болезнью. И человек, который имеет веру в Бога, но, к сожалению, имеет и такую болезнь, находясь в Церкви, вблизи от святынь нашей Церкви, себя чувствует лучше, легче. Поэтому мы допускаем его и к Причастию, он по мере своих сил может и исповедоваться. Мы нормально относимся к этим людям, с пониманием, с желанием помочь.
 – Владыка, и вновь телефонный звонок. Алло, здравствуйте.
 – Это Игорь звонит. Владыка, позвольте кратко три вопроса задать. Первый вопрос: как в вашей епархии обстоит дело с оглашением? Оно укладывается в несколько минут перед крещением, либо проводится, как мы слышали, в Петербурге обстоятельно, в Волгограде – с несколькими встречами? Ведь народу крещеного очень много, а верующих в храмах мало. Это первый вопрос. Второй вопрос, Владыка: как Вы находите сегодня состояние Церкви? Какой у нас подбор кадров у Русской Православной Церкви: епископы, пресвитеры, диаконы? Не стоит ли сегодня всей полноте Церкви нести ответственность, а не только самим Архиереям? В выборе ведь вся полнота Церкви в древности участвовала. И еще, Владыка, если можно, вопрос: скажите, пожалуйста, как Вы относитесь к новым веяниям о паспортах? Большое Вам спасибо. Всего Вам доброго! И еще, если можно, скажите: слышал, что есть телестудии православные и в других епархиях; как они с вашей сотрудничают? Спасибо.

 – Что касается оглашения, то в нашей епархии во многих приходах совершается оглашение как это нужно – некоторое время: у нас и по году, и по три года занимаются оглашением. К сожалению, не все наши пастыри имеют такие возможности и способности давать так. И есть еще такая беда: сами крещаемые торопят, требуют и обижаются, что их долго мучают и не дают креститься. Но в основном мы стараемся, чтобы оглашение было. И не только перед крещением, а чтобы несколько дней это было, и чтобы они старались воцерковляться. Мы даже приняли такое направление, чтобы до крещения оглашаемый уже ходил в Церковь, молился. И в нашем кафедральном соборе есть такая практика – оглашаемые ходят в церковь, они подходят к амвону, а потом читаются молитвы об оглашенных, и они уходят. Кое-какие, конечно, продвижения есть; не сказать, что у нас все совершенно, но мы стремимся этот порядок улучшать. Для нас очень важно, чтобы люди крещеные были действительно прихожанами наших храмов и никогда уже не уходили из храма, а жили церковной жизнью. Это наша большая задача и проблема. Что касается кадрового вопроса – это вопрос тоже очень сложный, потому что люди в семьях не воспитываются в духе православной веры. Поэтому мало людей, которые по каноническим требованиям могут пройти, быть рукоположеными во священнический сан. Хотя люди рекомендуют того или иного человека верующего – казалось бы, он ходит в церковь и молится. Но когда с ним беседуешь, то видишь, что у него есть те или иные грехи, которые непозволительны в сане. Поэтому в этом плане мы не можем слушаться гласа народа, когда этот кандидат во священники нарушил канонические правила. Конечно, тяжело сказать народу, что вот у него какой грех – это разглашение исповеди. Получаются иногда такие конфликты – народ требует, а голос народа – голос Божий. Но я говорю, что «в данном случае вы нарушаете, заставляете нарушать и Архиерея, и этого человека канонические правила, которые нужно соблюдать при приготовлении к этому таинству». Поэтому нужно не насиловать волю, а прислушаться к голосу чиноначалия нашей Церкви, прислушаться, как и положено в Церкви: люди должны быть в послушании. Мы сами хотели бы, чтобы наши священники были глубоко верующими, глубоко воцерковленными, знающими, понимающими, грамотными. Нам не интересно иметь в Церкви недостойных людей в сане священства: потом мы сами имеем с ними проблемы; это не в наших интересах. Но случаются такие нехорошие случаи – сами люди поначалу бывают хорошие, а потом попадают в какие-то искушения и соблазны и уходят с этого первоначального пути. Приходит такой ревностный, горячий, с желанием трудиться, а потом охладевает; есть и такое. Важно, как Святейший патриарх говорит, восстановить институт семьи, чтобы уже в семье закладывались такие добродетели, как смирение, страх Божий, целомудрие, что очень важно для будущего священнослужителя. К сожалению, очень сложно сейчас найти целомудренного человека, а это может являться большим препятствием к рукоположению; а если в семье будет такое воспитание хорошее, и он с младенчества будет воспитан в вере, то легко ему потом будет дать знания в семинарии, в училище и он будет твердым, крепким пастырем Церкви, будет вести свою паству по пути спасения.
 – И, Владыка, третий вопрос касался ИНН, паспортов нового образца.
 – Об этом уже много говорилось. И Патриарх говорил, и мы. Этот вопрос уже давно обсуждается, обсуждался. Я думаю, что уже всем все ясно.
 – Владыка, спасибо Вам за Ваши ответы. Время нашей передачи подошло к концу. Благословите телезрителей и радиослушателей.
 – Дай Бог, чтобы силой Честнаго и Животворящего Креста Господь хранил нас от всякого зла, от всех врагов видимых и невидимых. Спасибо за ваши вопросы и участие. Храни вас Бог.
 – Спасибо Вам, Владыка. Всего доброго.

Беседовал Илья Юков
Расшифровка аудиозаписи –
Анастасия Медведева

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Первосвятитель

Ответ Предстоятеля Русской Православной Церкви на открытое письмо 138 мусульманских богословов

 В октябре 2007 года было обнародовано открытое письмо ряда ведущих мусульманских богословов из разных стран мира. Обратившись в числе 28 христианских духовных лидеров к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, авторы письма предложили активизировать диалог между двумя религиями.

 
Духовные поучения

Святая Земля требует от русских терпения, любви и решимости…

 11 апреля в Вифании делегация российских журналистов встретилась с архиепископом Берлинским и Германским Марком, управляющим делами РПЦЗ на Святой Земле. Встреча была организована Фондом Андрея Первозванного и касалась разных аспектов русского присутствия на Святой Земле.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс