Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
– Владыка, Татьяна из поселка Валдай (Республика Карелия) спрашивает: «Как часто надо исповедоваться? До ближайшего храма добираться 5–6 часов на автобусе, а душа просит причащаться чаще. Как поступить?»
– Конечно, 5–6 часов на автобусе до ближайшего храма – это далеко.
Но эту проблему можно решить, если накануне к Всенощной приехать в церковь. Там где-то у верующих переночевать, как это было в прошлые времена, когда верующие брали к себе на ночлег паломников или прихожан, подготовиться, а на следующий день быть на Литургии, исповедаться и достойно причаститься. Если раз в месяц такое путешествие сделать, то это было бы очень хорошо – храм посетить, причаститься, исповедаться и все сделать, что необходимо для души.
– Владыка, у нас первый телефонный звонок. Алло, здравствуйте, говорите, пожалуйста, вы в эфире!
– Владыка, мне бы хотелось Вам задать такой вопрос. Мы молодая православная семья; муж интересуется, зачем носить молодой обвенчанной женщине косыночку и длинные юбки, покрывать голову? Для чего это? Считают, нужно молодой женщине покрывать голову и ниже колена носить юбки. И вот муж спрашивает: «Кто это придумал, для чего?» Как это объяснить?
– Что касается косыночек, мы об этом говорили не раз. И на это есть указание в Священном Писании, а Священное Писание – это Откровение Божие человеку как себя вести, чтобы это было полезно для человека и угодно Богу.
Мы знаем, что наша праматерь Ева согрешила первой, и в знак покорности или покаяния в грехопадении было повеление Божие, чтобы женщина покрывала свою голову – в знак того, что она согрешила. Покрывало на голове – символ покорности женщины своему мужу. И Священное Писание говорит, что муж – глава жены, а жена должна быть ему покорной.
Что касается юбок, то наше поведение, наш внешний вид должны быть такими, чтобы не соблазнять других. Когда женщина одевается в «свободную» одежду, где все видно и все показывается, то, конечно, это соблазн для людей, которые смотрят на эту женщину. Такой внешний вид возбуждает различные страсти и пороки. И чтобы не быть соблазном для других, рекомендуется женщине одеваться поскромнее и не быть соблазном для ближних.
– Вопрос: «Я привыкла ежедневно записывать свои грехи. Как мне найти духовника-наставника? Те батюшки, к которым я обращалась, не берутся стать таковыми, говорят, что молоды».
– Каждый священник обязан принимать Исповедь у верующих людей, поэтому нет необходимости приходить к священнику и говорить: «Я хочу быть Вашим духовным чадом». Просто надо подходить на Исповедь и рассказать о своих грехах, которые вы записываете на бумажку, чтобы не забыть. И постоянное обращение к тому или иному священнику – это путь, которым можно найти себе духовника, постоянного исповедника. Он будет принимать и советовать, зная о жизни своего духовного чада.
А с другой стороны, слава Богу, сейчас много священнослужителей. Если даже случится, что кто-то по своей скромности не хочет быть духовником, то есть у нас и монастыри, и хорошие священники на приходах, к которым можно подойти подходить за советом, исповедоваться. Таким образом, незаметно и для духовника, и для духовного чада, он станет наставником, к которому вы будете постоянно ходить, советоваться в тех или иных вопросах.
– У нас вновь телефонный звонок. Алло, здравствуйте!
– Владыка, благословите рабу Божию Анну. Я из Екатеринбурга. Меня интересует такой вопрос: раньше в один и тот же день исповедовались и причащались. А сейчас кто-то придумал, что исповедуются вечером, а причащаются на следующий день. Это очень трудно для старушек. Нельзя ли изменить это как-то?
– Я считаю, что существующая практика очень правильная. Мы должны знать: чтобы подготовиться к Причастию, нужно обязательно быть на вечернем богослужении. В этом и состоит правильная подготовка к Причастию, когда человек готовится покаянием, молитвенно, настраивается. И этот настрой должен быть с вечера. То есть человек должен быть на вечернем богослужении, на утрене, а на следующий день – на Литургии. И если человек приходит утром на Исповедь и сразу же причащается или не был на вечернем богослужении и желает причаститься, пребывая только на одной Литургии – это неправильно. Человек берет на себя ответственность, грех, потому что это не полное приготовление к таинству Причастия Тела и Крови Христовой. Поэтому и было принято решение, чтобы люди приходили на вечернее богослужение, помолились за Всенощной, отстояли вечерню и утреню. В это время совершается таинство Исповеди, или в некоторых храмах – за час до службы. Таким образом человек побывает на вечернем богослужении, исповедуется и уже вечером совершит правило ко Причастию, а утром приходит на Литургию и уже ни о чем другом не думает, кроме как помолиться за Божественной литургией и принять Святых Даров Господних – Тела и Крови Христовых. Это правильно, и мы должны к этому относиться очень благоговейно, чтобы наше Причастие не было в суд или в осуждение, а было бы во исцеление души и тела. Чтобы было во исцеление души и тела, нам необходимо правильно подготовиться к этому великому таинству. И, к сожалению, люди так привыкли исповедоваться и причащаться утром, что уже о вечернем богослужении совсем забыли. И мало кто ходил на вечернее богослужение, считая его маловажным для себя. Нет, это очень важное дело и нужное! И человек, повторяю еще раз, согрешает, если он не приходит на вечернее богослужение. У нас, к сожалению, есть такая проблема: меньше людей приходит на Всенощную, а больше на Литургию, считая, что только Литургия имеет ценность. Она, конечно, имеет ценность, но только тогда, когда мы бываем на вечерней службе, на Всенощном бдении. Нам необходимо восстановить эту традицию, когда люди в праздничные и воскресные дни должны приходить на вечернее богослужение, на Всенощное бдение, побывать на этой торжественной, важной службе. А потом уже готовиться к Причастию на следующий день – через таинство Покаяния, через Исповедь, чтением определенного правила.
Конечно, мы входим в положение некоторых старушек, которые действительно очень больны и не могут быть на службе вечером. Мы идем им навстречу, исповедуем их утром и допускаем к Причастию, если человек очень больной. Это в крайних случаях.
Мы видим сейчас очень много старушек, которые приходят на Всенощное бдение и стоят всю службу, даже являются примером для молодых, потому что они не садятся, а стоят и благоговейно молятся. Показывают пример: человек уже в возрасте, но не устает за богослужением и отдает себя полностью Богу, жертвует собой ради того, чтобы получить от Бога помощь и благословение, укрепление душевных и телесных сил. Многие старушки, казалось бы, очень немощны, но стоят безропотно, с любовью и большим духовным настроем. Все зависит от человека – как он себя настроит. Если настроится идти на службу и стоять всю службу, то Господь ему поможет, и он будет стоять и не уставать, и хорошо себя чувствовать. Даже радость будет, что потрудился ради Христа, ради Бога, ради очищения своей души от грехов таким небольшим трудом.
– Владыка, вопрос из Орловской области такой поступил: «Скажите, есть ли сейчас батюшки уровня Серафима Саровского? И как можно к ним попасть на беседу?»
– Каждый человек, каждый подвижник уникален по-своему. Конечно, чтобы кто-то имел такое достоинство именно как Серафим Саровский, – трудно сказать. Есть у нас духоносные старцы, которые трудятся, молятся. Мы же знаем по Священному Писанию, что благодаря таким добродетельным людям, таким духоносным старцам и жизнь на земле сохраняется. Не было бы их – не было бы и жизни, рухнуло бы все. Раз мы живем и благоденствуем, значит, есть такие люди, угодные Богу, которые трудятся и молятся Богу за нас всех и сохраняют наш мир в безопасности, в благополучии.
– Телезритель из Перми дозвонился. Алло, здравствуйте, говорите, пожалуйста, вы в эфире!
– Я не знаю, что мне делать. Владыка, такой вопрос: как бороться с отчаянием? Знаете, бывает такое состояние: после Причастия хочется не грешить, а как опустишься, то впадаешь в отчаяние. Стараешься в молитве, и не получается.
– Не нужно отчаиваться, нужно подвизаться. Это подвиг – подвиг борьбы со своими немощами, слабостями. И когда мы стараемся исправляться, но не получается: падаем, опять восстаем, опять падаем – это Господь хочет нам показать нашу немощь, чтобы мы ее осознали. Осознали свою немощь и были на первой ступени лествицы восхождения к Богу, лествицы блаженств – у нас есть заповеди блаженства: «Блажени нищие духом, яко тех есть Царствие Небесное…». Вот когда мы осознаем глубоко свою немощь, слабость, свои грехи и падения, тогда Господь будет нам помогать, и мы не будем приписывать себе, что мы что-то сделали. Мы тогда поймем, что все, что мы делаем хорошее и доброе, делается только по благодати Божией, только с Божией помощью, а не нашими слабыми силами. Наши только одни падения, грехи, а только с Божией помощью мы делаем доброе и хорошее. Это тонкое осознание своего падшего естества и сознание, что мы без Бога ничего не можем делать доброго, как сказано в Священном Писании: «Без Мене не можете творити ничесоже…». Вот этого понимания и требует от нас в данном случае Господь и хочет довести нас до такого понимания: чтобы мы знали, что мы без Бога не можем ничего доброго делать. Поэтому не надо отчаиваться, унывать, а надо надеяться, что Господь нам поможет, и мы выйдем из этой ситуации. И будем хорошо молиться и каяться, будем подвизаться и достигнем каких-то совершенств. Но в то же время будем понимать, что это не наши достоинства, а помощь Божия, милость Божия, которая нам дается, чтобы мы стабильнее стояли на пути добра, на пути исполнения заповедей Божиих. Будем находиться на такой ступени благочестия, на которой нам Господь поможет, видя направление наших устремлений. Опять-таки, мы не будем гордиться этим, но будем смиренно понимать, что это дар Божий. Почему и подвижники благочестия всегда боялись, чтобы кто-то их похвалил за какие-то их добродетели, подвиги, – чтобы гордостью своею не потерять все, что Господь им дал. Чтобы получить что-то от Бога, нужно много трудиться – это подвиг; а потерять очень легко. Можно возгордиться – и все потеряно. Где гордость, там нет благодати Божией – а где есть смирение, там пребывает благодать Божия, там Господь нас укрепляет и помогает нам.
– Марина из Ревды задает такой вопрос: «Очень хочется развить социальное служение Церкви, милосердие, обращенное к душам людей. Есть ли такие начинания в ваших мирских проектах?»
– Есть благословение всем нашим приходам, чтобы при каждом приходе была группа прихожан, которые бы занимались социальным служением. Кто-то должен специализироваться на помощи людям преклонного возраста, находящимся в тяжелом болезненном состоянии, нуждающимся в нашей помощи, поддержке. Если они маловерующие или неверующие, то помочь им осознать необходимость Исповеди, Причастия, Соборования и других таинств, чинопоследований церковных, чтобы этим поддержать их состояние души, помочь людям, прикованным к постели, дать им уход и внимание, которые необходимы человеку в этом состоянии.
Есть другие направления работы наших прихожан при каждом приходе: и миссионерское служение, и работа в больницах сестрами милосердия, и в детских учреждениях. Есть много, к сожалению, брошеных детей в детских домах, в роддомах. И там нужны уход и помощь, и туда нужно направить людей. Поэтому нужно организовать такое при приходах. Есть еще необходимость организовать общество трезвения, трезвости при каждом приходе – нести людям проповедь трезвого образа жизни и избавить их от зависимостей от алкоголя, от наркомании, от курения и так далее. Сейчас целая эпидемия – молодые девочки, женщины курят и отравляют свой организм. Потом, когда приходит время рождать детей, они, к сожалению, бывают очень болезненными. И в нашей стране, и в области большой процент рожденных детей больных, потому что родители и курят, и пьют, и прелюбодействуют. Поэтому нам и необходимо проповедовать о здоровом образе жизни, о понимании христианского, православного образа жизни, проповедовать целомудрие, не допускать добрачные и внебрачные союзы: это очень негативно сказывается на будущем поколении, на будущем потомстве. Много направлений есть при каждом приходе, поэтому нужно приходить и предлагать свои услуги, быть инициативным, ревностным, горячим человеком, готовым помочь. Каждый в своем направлении: кто любит ухаживать за больными, кто хочет быть с детьми, кто хочет заниматься миссионерским служением, кто еще какими-то направлениями – пожалуйста! При храмах это возможно, и мы это приветствуем.
– Владыка, спасибо. И вновь телефонный звонок. Алло, говорите, пожалуйста!
– Я из Волгограда. Работаю с глухими людьми. Я переводчик и председатель общества глухих. Меня беспокоит, что во всех городах не ведется работа по реабилитации и привлечению глухих к Церкви, к Православию. Нет подготовленных священников. Я так рада, что сейчас есть возможность включить и послушать «Союз», очиститься душою. Благодарю Владыку Викентия за такие труды – добра вам и процветания!
У меня сын и сноха глухие, тоже не слышат. И очень хочется, раз не проводится работа и появилась такая возможность – открыли канал, то хотя бы с помощью канала проводить службы с сурдопереводом. Я когда-то была в паломничестве в Симоновом монастыре в Москве, где проводятся службы на жестовом языке. И смотрела, как там глухие пели молитвы, и когда я привезла своих, которые вообще ничего не понимают, они так смотрели! Когда мы туда ехали на автобусе, люди были так агрессивны, не понимали, для чего. Но когда они с утра до вечера Вербное воскресенье провели в храме, вечерняя служба прошла, и они участвовали во всех молитвах, и даже голосом пытались петь, – потом ехали и все плакали.
Почему у нас такого нет? Глухие бы с удовольствием тянулись к Православию, а у них к Православию только агрессия, потому что они ничего не слышат, никак не могут это воспринять. Сурдопереводчики специально не готовятся, потому что немножко разная тематика, вот что-то легкое могут перевести, а церковное, молитвы тяжело переводить. И очень хотелось бы, дай Бог Вам такого подвига, если Вы сможете, – заняться этим вопросом. Спаси Господи!
– Спасибо большое. У нас есть в епархии храм Трех Святителей, где мы совершаем богослужение для слабослышащих, есть у нас несколько подготовленных священников, окончивших нашу Екатеринбургскую семинарию. И они проводят службу для глухонемых. Эта община уже довольно большая. Конечно, как вы предлагаете, мы будем пытаться на телевидении это сделать. Пока мы не имеем такого опыта, но постараемся для таких людей какую-то программу сделать.
– Аполлинария из Екатеринбурга задает такой вопрос: «Когда я послушаю по радио утреннее или вечернее правило, нужно ли потом читать самой то же самое по молитвослову?»
– Если вы послушали по телевидению или радио утреннее или вечернее правило, и послушали его внимательно, молились, стоя перед иконами, то, конечно, не надо больше повторять. А если рассеивались и занимались какими-то своими делами, слушали так, между прочим, то надо встать и хорошо помолиться, как положено. Когда читается вечернее или утреннее правило по радио или телевидению, то нужно оставить все свои дела, встать перед иконами и молиться, слушая слова молитвы.
– Любовь из Калужской области: «Перенесла тяжелый инсульт, молилась, что если выздоровею, то буду готовиться в монастырь. Но у меня венчаный брак. Как правильно поступить?»
– В данном случае, конечно, надо, чтобы было согласие мужа, если есть желание поступить в монастырь. Но если он еще не готов к этому, то нужно потерпеть. Господь даст время, и желание исполнится. Это делается только с обоюдного согласия. А если еще есть ребенок, то нужно его воспитать до совершеннолетия, определить его в жизни. И когда он уже определится, тогда уже быть свободным и решать личные свои вопросы.
– Следующий вопрос такой: «Моя дочь ушла от нас три года назад. Я думаю, может, в какой-нибудь монастырь. Никто не может помочь мне найти ее, даже милиция. Люди говорят, что мне нужно покаяние, а я не знаю, в чем каяться. Ввиду незнания в чем каяться, я перестала ходить в храм вообще, но без Бога я не смогу вернуть дочь. Подскажите, Владыка, как поступить?»
– Покаяние всегда нужно – осознавать свою греховность и винить себя во всех обстоятельствах жизни, какие бывают. Тогда, видя наше смирение, Господь помогает быстрее решать проблемы, поэтому не надо отчаиваться и унывать. Случилась, конечно, большая неприятность, но нужно молиться Богу, чтобы Он открыл местонахождение дочери. И я думаю, что по молитве, по вере Господь сотворит чудо. Когда будет и домашняя молитва, и церковная, и в других храмах записывать будете на службах, чтобы Господь помиловал и помогал – по такой совместная молитве матери и Церкви Господь может совершить чудо, милость и открыть вам тайну, найти ребенка.
– Владыка, как можно поминать человека, умершего в нетрезвом состоянии? И как поминать человека крещеного, но не воцерковленного?
– О крещеном, но не воцерковленном нужно молиться, чтобы Господь его просветил, помог ему осознать, помог, чтобы он воцерковился, стал человеком глубоко верующим и церковным. Что касается человека, умершего в нетрезвом состоянии… Сейчас мы как-то не особенно строго относимся к этому вопросу. И поминаем за богослужением, и отпеваем. Но, конечно, если строго по каноническим правилам, то таких и не отпевают, и не поминают. Но мы поминаем – с надеждой, что Господь услышит наши молитвы и помилует душу человека, который ушел из жизни в таком тяжелом состоянии. Надеемся на милость Божию, что Господь его помилует и простит. Вот почему мы молимся и поминаем его.
– Владыка, у нас телефонный звонок. Алло, говорите, пожалуйста. Здравствуйте!
– Это звонит раба Божия Любовь из Екатеринбурга. Я хочу Вам передать огромную благодарность из Русской Православной Церкви Заграницей, из Америки, штата Коннектикут. Антон Семянко и батюшка Феодор были в 2005 году на вашей экскурсии православной в Алапаевске и велели передать огромную благодарность и поклон. Очень меня просили огромную любовь передать к Вам.
– Спасибо большое. Скажите им, что я их приглашаю в гости к нам. Тогда они не могли служить вместе с нами, а сейчас имеют такую возможность. Мы будем рады, если они приедут, здесь вместе послужить.
– Они там службы ведут на старославянском языке.
– Очень хорошо. Спасибо.
– Владыка, Алексей прислал такой вопрос: «Хочу стать монахом или что-то вроде этого. Но при этом жить не в монастыре, а в деревне, вдали от суеты, вести уединенный образ жизни, работать на земле и молиться Богу. Надоело все в этом грешном мире, не хочу делать то, что меня принуждают. Хочу жить своей жизнью и ни от кого не зависеть. Возможно ли это?»
– Конечно, возможно. Сейчас есть много деревень брошеных, пустуют дома, в любой можно прийти, обосноваться, начинать трудиться и возрождать деревню, возрождать сельское хозяйство на земле нашей. Это необъятные просторы и огромное количество пустующей земли – есть где проявить себя и в уединении потрудиться. Можно, конечно, со временем собрать вокруг себя единомышленников – верующих православных людей. И создать православную деревню. И там, на основе христианских идеалов православных, нравственных вести свою жизнь, трудясь, молясь и подвизаясь ради своего спасения. В то же время помогать людям, чтобы они полюбили труд, полюбили сельское хозяйство, полюбили землю и возделывали ее, как нам Господь и повелел делать.
– Мария из Москвы спрашивает: «Хотели на дому провести Причастие для старого человека, уже не способного исповедоваться. Человек очень старый, в ближайшее время должен был отойти в мир иной. Я думала, что Причастие просто необходимо, а священники отказывались причащать без Исповеди или хотя бы без волеизъявления болящего. Но человек был уже действительно не в состоянии. В течение нескольких дней я искала священника, а когда нашла, то бабушка, к сожалению, не дождалась, умерла за несколько часов до его прихода. У моих родственников сложилось мнение, что как только мы приложили все усилия для ее достойного ухода, она скончалась. Как будто бы Господь посчитал это достаточным. Сама я не знаю, что думать по этому поводу, правы ли батюшки? Какова будет судьба бабушки? И как вообще поступать в таких ситуациях?»
– Надо не допускать до такого состояния, когда человек уже не может говорить и ничего не осознает – тогда думать о том, чтобы приглашать священника, крестить или исповедовать уже поздно. Надо это делать тогда, когда человек только заболел и нуждается в помощи: сразу же приглашать священника, когда человек еще в своем разуме, может говорить и отвечать на вопросы, может раскаяться. Ведь главное, чтобы он ушел из этого мира чистым и непорочным – это Исповедь, очищение через таинство Покаяния. И если он не в сознании находится, то это уже невозможно сделать. Поэтому священники не приходили и не могли исповедовать. Но, конечно, то доброе намерение, которое вы проявили, Господь принимает. Пусть поздно, но вы сделали это в своей жизни. Это тоже может быть на пользу бабушке. Но еще раз говорю: нужно было это сделать пораньше. Не надо дотягивать до такого состояния, когда человек уже не в состоянии ни исповедоваться, ни причащаться. Потому что он уже и рот не открывает, а если откроет, то может выплюнуть. Это тоже очень опасно, потому что человек не в сознании и может взять на себя большой грех поношения святыни. Слава Богу, есть такие люди, которые стремились помочь, но, видимо, Господь не допустил. Так угодно было Богу.
– И вопрос из Нижегородской области от Нины: «Во время таинства Соборования у меня свеча очень быстро сгорела. У всех еще минимум по одной трети осталось, а мне не хватило. Чем это объясняется? Может быть, это моя греховность?»
– Конечно, мы должны всегда себя укорять, осуждать, считать грешными и недостойными. Это хорошее состояние души. В таком состоянии человеку легко переносить скорби и обиды, трудности и неприятности в жизни. Но я думаю, что не стоит акцентировать внимание на этом – все в руках Божиих. И приметы не должны нас смущать, а нужно надеяться на Божию милость, каяться, исповедоваться, исправляться и жить благочестиво: к этому призывает нас Господь.
– Следующий вопрос от Наталии из Нижнего Тагила. В ноябре родился ребенок, девочка. Не окрестили ее, так как нельзя было охлаждать из-за порока сердца. В марте прооперировали, но она умерла. В храме сказали, что свечки за нее ставить нельзя. Считается ли ребенок крещеным, если мы ее купали в святой воде, поили святой водой и осеняли крестом? Если не считается, что теперь делать?
– Вот что интересно: купать в святой воде купали, а окрестить невозможно было? Как это? Можно тогда было и крестить, раз купали. В данном случае даже мирянин имеет возможность крестить ребенка, если он в тяжелом, болезненном состоянии. Нужно только правильно произносить формулу крещения, которую должен знать каждый христианин – бывают очень тяжелые случаи, когда нужно срочно крестить, а священника рядом нет. По нашим каноническим правилам в таком экстренном состоянии крестить может даже мирянин. Нужно было святой водой полить голову младенца с формулой: «Крещается раба Божия (имя) во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святаго Духа, аминь». Тогда таинство Крещения совершилось бы – можно было бы и поминать за богослужением и молиться за ее упокоение. В данном случае, когда она не была крещена, конечно, мы в церкви молиться не можем, поминать за богослужением не можем, только можем дома молиться, чтобы Господь помиловал ее, и подавать милостыню о ее упокоении.
– Я на одном из светских интернет-форумов спорю на тему религии. Я сам верующий православный, но на этом форуме у меня постоянно просят доказательств существования Бога, почему Православная вера является истинной? Я, конечно, понимаю, что одних доказательств и фактов мало, нужно, чтобы вера была в душе. Но мне постоянно говорят, что раз нет доказательств, то и слова мои пустые. Как мне нужно ответить на их вопросы? Помогите, пожалуйста. Я делаю это не для себя, я просто хочу защитить свою веру, попытаться наставить тех людей. Александр, Екатеринбург.
– У нас огромное количество доказательств существования Бога. И если человек имеет возможность почитать или поучиться в наших учебных заведениях, то там на предметах «Основное богословие», «Сравнительное богословие» есть разделы о доказательствах бытия Божия. И там можно с разных точек зрения получить знания, примеры, как можно доказать существование Бога на научной основе. Поэтому можно поучиться. Университеты есть богословские, cеминарии, есть теологический факультет. Так что можно пойти, поучиться и быть компетентным в том, чтобы дать ответ на вопросы, которые задают на таких мероприятиях. Конечно, нужно готовиться, надо почитать, для этого есть литература. И можно все четко и обоснованно рассказать и показать людям.
– Следующий вопрос: «Подскажите, пожалуйста, сколько родительских дней в году? На какие числа они приходятся?». Спрашивает Татьяна из Нижнего Тагила.
– У нас несколько родительских дней. У большинства из них определенного числа нет, это зависит от того, на какой день попадут праздники Пасхи, Троицы, память святого Димитрия Солунского. Мы знаем точно, что 8 ноября этот праздник празднуется, а родительский день в первую субботу, поэтому бывает, что в разные числа. В первую субботу перед празднованием памяти этого святого совершается поминовение усопших вождей и воинов, на поле брани убиенных. Есть Великим постом родительские дни: вторая, третья, четвертая, пятая седмица Великого поста. Перед Великим постом тоже совершается родительская суббота. Есть Радоница после Пасхи (в этом году – 6 мая), день поминовения воинов – 9 мая, есть еще родительская суббота Троицкая – в этом году она 14 июня. Это субботы, которые специально посвящены поминовению наших предков, наших отцов, от века Богу угодивших, скончавшихся в вере Православной.
Беседовал игумен Димитрий (Байбаков)
Расшифровка аудиозаписи – Анастасия Медведева
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
Господь, соделавшись выкупом нашей смерти,собственным Воскресением разрушил узы смерти
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.