Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №10 (475) → Ответы Архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

Ответы Архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

№10 (475) / 8 марта ‘08

Архипастырь

 – Здравствуйте, наши дорогие друзья, зрители телеканала «Союз» и слушатели радиостанции «Воскресение». В нашем эфире очередной выпуск программы «Архипастырь», и на ваши вопросы ответит архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий.

Владыка, благословите наших зрителей, радиослушателей и начало программы!
 – Бог благословит. Бог в помощь всем нам.
 – Владыка, в связи с Исповедью очень часто люди, которые признают Бога, но не признают Церковь, задают такой вопрос: «А зачем вообще нужен священник? Я пред Богом сам (или сама) могу покаяться, перед Богом рассказать свои грехи, и мне не нужны никакие посредники в виде толстого, неблагочестивого попа? Зачем он мне нужен? Я сам прекрасно перед Богом все исповедую и решу все свои вопросы»…
 – Господь наш Иисус Христос основал Церковь, и Он является главой Церкви. Он определил, что священнослужители Христовой Церкви, которые получили благодать священства от Христа, от апостолов – у нас идет преемственность от святых апостолов – имеют от Бога данный дар: «вязать и разрешать» грехи. Мы знаем, что апостолу Петру Господь сказал: «…Дам тебе ключи Царства Божия, и что ты разрешишь на земле, то будет разрешено на небе; и что свяжешь на земле, то будет связано и на небе». Вот такой дар дал Господь священнослужителям через апостолов, такое установление Божие – и мы должны подчиниться воле Божией.
 Конечно, Господь и так принимает нашу Исповедь, наши воздыхания; Он все слышит и видит. Но это не то таинство Исповеди, которое Господь установил. И мы как дети Божии, если мы по-настоящему любим Бога, должны выполнять волю Божию. Любовь проявляется через исполнение Его воли, Его заповедей. Он заповедал, что священнослужитель отпускает грехи, и мы должны это делать, потому что таково Божие установление. Одно дело, когда мы исповедуемся пред Богом Всемогущим и Вездесущим, а другое дело – пред духовником. Господу мы более спокойно можем исповедоваться и сказать самые сокровенные свои грехи, а вот когда исповедуемся пред духовником, перед священником, у нас возникают некоторые внутренние затруднения, смущение. И мы должны преодолеть это смущение. Это и есть труд Исповеди, когда человек в виде жертвы, полной отдачей себя Богу освобождается от грехов и готов пред всем миром сказать все свои грехи, тем более пред одним священнослужителем – так мучает его совесть. Но до этого нужно духовно дорасти, чтобы человек пред Богом пришел в состояние истинного покаяния. А говорить: «Господи, прости, я то-то сделал», в виде констатации… Зачем? Господь и так видит и знает. Но когда ты еще преодолеешь свою гордыню, свою самость, свое самолюбие – это и принимает Господь, это настоящее чувство покаяния, которое приятно Богу. И оно важно для самого кающегося, потому что пройти путь самоукорения, самоосуждения, даже стыда (правда, мы называем это «ложный стыд») – это духовный труд, духовный подвиг. Это и есть корень истинного покаяния. А когда человек прошел такой путь, он уже ценит свой труд и не возвращается к грехам.
 – Будет стараться…
 – Да, будет стараться не возвращаться к прежде соделанным грехам. Ведь если человек кается постоянно и называет одни и те же грехи, то совесть все равно будет мучить: сколько можно одно и то же делать? И говорит себе: да положу я конец пусть хоть мелким грехам, но хоть чуть-чуть изменюсь. Совесть заставляет стараться: завтра опять на Исповедь, опять те же самые грехи называть. Нужно, чтобы человек был внимательнее к себе, все свои действия контролировал, чувства, дела, чтоб они не противоречили воле Божией. Этим человек и исправляется потихонечку.
 – Наталья из Екатеринбурга спрашивает: «Святейший Патриарх Алексий предложил создать Общественный совет по нравственности, и в Москве сейчас идет обсуждение этого вопроса. Может быть, нам не стоит ждать Москвы, а уже сейчас создать такой Совет?». Она предлагает в Екатеринбурге, но это и всех городов касается…
 – Да, конечно, это хорошая идея. И я думаю, что если наш Святейший Патриарх такую идею дал, то это будет на всероссийском уровне. Надеюсь, что и в нашей епархии, в нашей области это тоже будет. Мы обращались к вышестоящим властям с предложением создать такую общественную организацию по нравственности.  Надеемся, что это тоже совершится в ближайшее время. Будем встречаться и, надеемся, доведем это до конца.
 – И потом, поскольку это общественный совет, то общественность и должна подключаться к этому…
 – Да, общественность должна подключаться.
 – У нас звонок из Екатеринбурга. Говорите, пожалуйста, вы в эфире!
 – У меня такой вопрос. Мы усыновили ребеночка в детском доме, а потом узнали, что он был крещен. Мы уже документы оформили, – а у ребенка другое имя при Крещении, не то, как мы оформили. И что нам делать? Мы ходили в свою церковь. Нам сказали, что лучше переделать документы. Но это очень сложно… Как нам быть? Возможно или нет оставить два имени? Спасибо.
 – Во-первых, хочу вас поздравить с усыновлением ребенка – это очень хороший поступок, очень хорошее дело. Помоги вам Господь его хорошо воспитать, чтобы он был достойным гражданином нашего земного Отечества и потом Отечества небесного. Что касается имени, то, конечно, можно оставить и два имени, но то имя, которое дано при Крещении, человек должен знать. И исповедаться и причащаться, и быть в Церкви, и поминаем мы его именно под тем именем, которое дано при Крещении. Если хотите, чтобы было одно имя, то есть вариант: либо вы документы переделаете со временем, или вы можете в Церкви поменять имя: то, что дано в Крещении, на то, которое вы дали ему – это делается при таинстве Причащения. Поскольку он еще маленький, то можно заранее сказать священнику, чтобы он знал и произнес новое имя, когда будет произносить молитву перед тем, как причастить ребенка. Таким образом, освящается новое имя в таинстве святого Причастия.
 – То есть если будет принято решение оставить имя, которое в документах, то надо подойти к батюшке и сказать, что Владыка благословил во время Причастия сменить имя на новое. И у вас тогда имя в документах и имя церковное совпадут. Но тут надо определиться, как лучше: либо документы поменять, либо церковное имя – и так, и так будет приемлемо.
 – Да.
 – Татьяна из Самары: «Сейчас, когда Русская Православная и Зарубежная Церкви объединились, можно ли заказывать молебны святителю Иоанну Шанхайскому?»
 – Молиться этому святому не грех. Он был почитаем и до присоединения к Матери-Церкви Зарубежной Русской Православной Церкви. Если четко по каноническим правилам, то мы еще не имеем определения нашего Священного Синода, что наша Церковь принимает всех святых, которые были канонизированы Зарубежной Церковью, чтобы и в этом было единство. Но все равно, конечно, мы понимаем, что это святой Зарубежной Церкви, почитаемый людьми и много им помогающий. Люди обращаются к нему с молитвой и получают просимое. Никто, конечно, не запретит молиться этому святому.
 – Даже во многих храмах, когда еще никакой речи об объединении не шло, были образы святителя Иоанна, причем достаточно большие. И люди даже в то время ему молились…
 – Да.
 – Еще один вопрос по поводу объединения Церквей – в Отечестве пребывающей и Зарубежной – от Зинаиды из Мордовии: «Что изменится в богослужении в нашей Церкви, в наших храмах в связи с объединением Церквей?»
 – Ничего не изменилось в связи с Актом воссоединения, потому что Зарубежная Православная Церковь сохранила все богослужебные традиции, что были до революции, до того, как совершилась эта тяжелая ситуация в нашей Церкви – разрыв. Благо и слава им, что они, находясь вдали от Родины, от своих корней, сохранили за рубежом русские церковные православные традиции, язык. Они сохранили все традиции, и этому мы даже должны поучиться у них – даже находясь на чужбине, они детей, внуков, правнуков учили в русской традиции, русским корням. Все хорошо знают русский язык, чистый русский язык, без иностранных слов.
 У нас, к сожалению, не было возможности сохранять, а там были возможности, и сохранили. Слава Богу! А сейчас нужно возрождать эту преемственность, кое-что, может, даже и от них взять. Потому что они сохранили много интересного и ценного. Что касается богослужений, то там все осталось так, как было, ничего не изменилось, и мы не изменили ничего.
 – На Урал, где была убита мученически Царская Семья, зарубежные иерархи приезжают достаточно часто. И вот в Храме-на-Крови, в других храмах проходят службы с их участием, с участием Владыки Викентия – все как всегда, потому что у нас одна Литургия, один чин…
 Звонок из Самары. Здравствуйте, говорите, пожалуйста!
 – Простите, Христа ради. Существует такое философское понятие «христианский коммунизм», то есть вот апостолы отдавали, продавали свое имущество и шли за Христом. Как Вы объясните такое понятие «христианский коммунизм»?

 – Было такое время в нашей Церкви, в первые годы христианства, когда все должно было быть общим. И все было дано определенным людям, которые занимались этим имуществом, чтобы люди имели пропитание, жилье… Но, к сожалению, такая христианская община, или коммуна, как мы называем, где вместе все делалось, долго не просуществовала. Уже в апостольское время часть имения утаивали, за это Господь наказывал через апостолов. Апостолы очень строго наказывали, и даже до смерти виновные были наказаны за то, что обманывали Духа Святого.
 Сложно человеку со своими страстями, грехами. И хотя люди были близки к христианским идеалам, к церковной жизни, к благодати Божией, но все равно страсти и испорченность нашей природы давали о себе знать – и не получалось. Даже в первой христианской общине не получилось, не то что продолжать долгое время. В советское время хотели сделать такую коммуну без Бога; это абсурд. Вроде идея хорошая, но тяжело реализуемая, потому что человек есть человек – со своими слабостями, страстями, немощами, и он допускает и лукавство, и обман, и лицемерие…
 – Владыка, а вот в монастырях, даже современных, разве не коммунистический принцип реализуется: от каждого по способностям – каждому по потребностям?
 – Да, в монастырях это тоже есть. Это небольшая община, которая живет определенным уставом. И человек добровольно идет на путь монашеской жизни, хотя и в монастырях тоже бывают случаи, когда человек не может выдержать этого порядка и уходит. Тем более в светском, государственном обществе такого не получается.
 – То есть это идея хорошая, но она утопическая, нереальная?
 – Она не утопическая; это идеал, к которому надо стремиться. Мы видим в нашей русской истории немало примеров, вот «Домострой» – все старались жить по заповедям Божиим, сверяли свою жизнь с евангельскими истинами. Когда есть такое стремление, то многое получается – может быть, не до конца, не до совершенства, когда люди становятся едиными во Христе, в исполнении заповедей Божиих, но большой процент хотя бы. Это было в нашей истории, к этому надо стремиться – это идеал, хороший идеал, когда все для ближнего, все для Бога, человек отрекается от всего своего, отдает все на благо ближним… Тут критерий потребности человека имеет тоже значение, один человек имеет одни потребности, другой – другие, так что тут очень сложно бывает иногда. А человек, который проникся любовью к Богу, к Царству Небесному, – ему ничего и не надо. Святые угодники Божии оставляли все богатство, шли в пустыню и там жили очень скудно, но богатели духовно.
 – У нас звонок из Москвы. Здравствуйте, говорите, пожалуйста!
 – Владыка, благословите. Я более 20 лет занимаюсь русской литературой, русской поэзией. Хочу сначала низко поклониться в ноги всем вам за прекрасно организованную работу вашего телеканала, который очень помогает сейчас среди разрушенного такого человеческого состояния. А вопрос у меня такой: у нас были прекрасные, великолепные поэты советского и уже постсоветского периода, которых знают очень плохо. И я хочу обратиться к Вам за благословением – если бы мы переслали Вам эти прекрасные, великолепные стихотворения, смогли ли бы Вы нам способствовать каким-то образом в распространении? Очень хорошие, качественные произведения. Я имею в виду таких поэтов, как Юрий Кузнецов, Николай Дмитриев, Владимир Соколов, Анатолий Березин. Это целая волна прекрасной, чистой русской поэзии, которая сохранила в себе самые лучшие соки классической поэзии, но сейчас незаслуженно забыта. К ней относятся крайне пренебрежительно на наших центральных каналах. Мы проводим вечера, я работаю уже более 20 лет с литературой России. И мы делаем маленькие зарисовки, хорошие, актеры читают, маленькие видеосюжеты с музыкой. Могли бы мы обратиться к Вам, потому что именно работа Вашего канала показывает самый высокий уровень отношения к слушателям, зрителям? Благословите, потому что это действительно настоящий труд нашей русской речи.
 – Мы будем очень рады, если вы пришлете ваши работы, и обязательно постараемся их транслировать по нашему каналу. Нужно обратиться к отцу Димитрию, который рядом со мной. Я думаю, он примет ваши работы, вашу озабоченность, постарается с вами сотрудничать, чтобы показывать самое лучшее, что есть в нашей литературе, в нашей русской поэзии.
 – Мы действительно будем очень рады такому сотрудничеству. У нас с марта снова открывается, она временно не выходила, программа «Литературный квартал». Это еженедельная тридцатиминутная программа о литературе.
 Как все организовать технически? Давайте с вами созвонимся по телефону. С удовольствием будем сотрудничать, как, в принципе, и со всеми другими творческими православными людьми, людьми литературы, искусства, науки. Очень будем рады сотрудничеству с епархиальными телестудиями, присылайте свои материалы. Они будут выходить, сюжеты – в новостях телеканала «Союз», готовые программы – в эфире телеканала. Мы открыты для сотрудничества со всеми, потому что телеканал у нас действительно общественный, наш с вами канал, мы его делаем вместе. Простите, Владыка, за такое отступление, но, я думаю, оно будет для пользы развития нашего православного телевидения.

 – Конечно. Очень многое делается в епархиях, в Москве, в Петербурге очень хорошие есть программы, которые делают на местах, их передают по местному телевидению.
 – Вот это все надо объединить…
 – Было бы хорошо, если б это видело большее количество людей, потому что очень много хорошего делается, но мало кто знает об этом.
 – Ольга из Перми спрашивает, как Церковь относится к прививкам? Можно ли их ставить?
 – Это медицинский вопрос, лучше обратиться к нашим священникам, которые медицинскую академию или институт окончили. Но, как я понимаю, есть обязательные прививки, которые важны для здоровья человека, а есть такие, которые можно ставить, а можно не ставить. Если здоровый человек, то прививки – это хорошо, а если есть какая-то слабость, то это уже должен определить врач, какие прививки кому можно. Это уже индивидуально нужно решать. Так я понимаю.
 – Аккуратно нужно относиться, потому что это введение в организм чужеродного белка, чужеродного вещества. Кому-то это может принести пользу, кому-то это вред. Поэтому надо аккуратно – с разумом, как мы должны и все делать, с рассудительностью.
 – Снова медицинский вопрос. Можно ли в Великий пост употреблять поливитамины?
 – Есть натуральные витамины: квашеная капуста, помидоры, огурцы…
 – Которых Великим постом очень много…
 – Да, вот это и есть натуральные поливитамины. Но если человек это не может или не хочет, то не возбраняются и поливитамины, которые не имеют компонентов животного мира и которые позволительно употреблять постом.
 – То есть теоретически можно, а практически – в Великий пост лучше натуральные витамины. Зачем себя химией травить, ее и так много кругом…
 – Да.
 – Татьяна из Саратова: «Почему нельзя заказывать требы о некрещеных? Если сам человек не против, то для кого это плохо?»
 – Если человек не против, чтоб за него молились в Церкви, то он должен прийти в Церковь, прослушать огласительные беседы перед таинством Крещения и принять Крещение. И тогда будут за него молиться. А поскольку он некрещеный, то он вне ограды церковной – мы не можем за него молиться в храме, на богослужениях, на проскомидии, на Божественной литургии. Есть очень хороший выход – прийти в Церковь, раз он хочет, чтобы за него молились в Церкви – пожалуйста, путь открыт.  Сейчас есть большие возможности, почти каждый храм имеет баптистерий, где можно взрослого окунуть полностью и совершить полное погружение, получить назидание в огласительных беседах, чтобы человек знал смысл, значение этого таинства, знал, что от него требуется в дальнейшем, какие грехи совершает человек, от чего он отрекается, с кем он сочетается в таинстве Крещения. Обо всем он получит знания в огласительных беседах и уже полноправным, полноценным членом нашей Церкви будет приступать ко всем таинствам церковным, ко всем молитвословиям.
 – Евгения из поселка Белоярский: «Можно ли подавать милостыню неверующим или людям другой веры?»
 – Помогать всем можно и нужно, милосердствовать ко всем людям, которые нуждаются в этом. Мы не делим людей на верующих и неверующих, православных или неправославных. Мы всем должны помочь, потому что Господь «дождит над праведными и неправедными, и солнце светит над добрыми и не добрыми». Как Господь относится ко всем, живущим на земле, так и мы должны быть милосердными ко всем людям и помогать всем.
 – Владыка, мы доводим до Вас все вопросы, и какие-то резкие вопросы, негативные. Поэтому простите, но вот Дарья из Березовского задает такой вопрос: «Как отвечать людям, если они говорят, что видели у Владыки Викентия золотой сотовый телефон с бриллиантами»?
 – Интересно… Есть такое, что одни дарят и считают, что этот человек достоин такого дара, а другие этот дар осуждают. Но я хотел прямо сказать, что у меня такого сотового телефона нет и, наверное, не будет никогда, потому что нет необходимости в такой большой роскоши. Может быть, видели, что мой телефон желтого цвета и блестит. Так было поначалу, а потом потерялся этот блеск и остался бледный, серый цвет. Вот такой у меня телефон, что стирается, и скоро этой желтизны не будет. Тем более на этом телефоне нет ни одного камушка. Что-то в глазах, наверное у кого-то блестит, а думаем, что это все в камнях и в бриллиантах…
 Но это на самом деле очень серьезный вопрос – люди обращают внимание на такие вещи, которые вызывают у некоторых и зависть, и подозрение, и недовольство. Это с одной стороны. А с другой стороны, как говорится в Священном Писании: не верьте слухам. Вот услышал – говорят, что есть у человека такой телефон, и сразу уже человек соблазнился: «А может, действительно так?» – и верят всяким выдумкам человеческого воображения.
 Это очень серьезно. Россия в начале прошлого века впала в смуту именно из-за подозрений. В революционные годы и в предреволюционные Царя тоже подозревали во всем: что он аморален, греховен, что он много делает плохого. И это разносили люди, которые имели недовольство успехами Царя Николая на нашей русской земле. И разносили всякую грязь, и эта грязь до сих пор еще существует над этим чистейшим и святым человеком. В течение десятилетий, можно сказать, его поносили, унижали, оскорбляли. И пало уважение к помазаннику Божию, пало желание отдать жизнь за Царя, за помазанника Божия. Ведь был такой лозунг: «За веру, Царя и Отечество!» Но когда все говорили о Царе, что он плохой, то люди уже не могли бы с таким энтузиазмом отдать свою душу, свою жизнь ради помазанника Божия. Этот урок принес много горя – такой горький урок, а мы до сих пор не вразумились.
 Вот слышит человек что-то, и сразу мусолит: «А может, действительно? А как же так?! Как может так быть?! Человек таким делом занимается!…». И так далее. Вот такая у нас есть немощь, слабость. Потом это приводит к ослаблению единства общества, Церкви, государства. Поэтому не соблазняйтесь этими слухами, не верьте им, потому что не каждый слух от Бога! Есть слухи, которые приносятся, чтобы дискредитировать Церковь, общество, ослабить единство в обществе, потому что единство трудом стяжается, оно имеет силу, крепость, важность для нашей страны; поэтому такие слухи не должны нас соблазнить. Нужно быть более трезвыми и не принимать никаких слухов, потому что это приводит к осуждению, а осуждение – большой грех, через который человек впадет в грехи еще более тяжелые. Грех осуждения лишает человека благодати Божией, силы божественной, единства с Богом. И получается, что человек, хотя и исповедует веру Христову, теряет связь с Богом через свой грех осуждения, который имеет в себе примесь гордыни, гордости, самолюбия, высокоумия, превозношения над другими людьми. Поэтому успокойтесь и не соблазняйтесь: нет у меня такого телефона, «золотого с бриллиантами» – и не будет.
 – Мы сегодня о коммунизме говорили… Выражаясь коммунистической фразеологией, – слухи и сплетни это, по сути, форма идеологической диверсии…
 – Да, правильно. Что и было совершено в России в годы революции.
 – Владыка, вот Вы говорили, что не надо никого осуждать, а у нас был такой вопрос от телезрителя. Он очень недоволен тем, что достаточно часто Вы и, как он пишет, другие епископы, выступающие на телеканале «Союз», очень часто говорят, что не надо никого осуждать. И человек говорит, что это проповедь ереси. Что значит: «Не надо никого осуждать»? Значит, блудник будет блудить, вор будет воровать, а вы говорите, что не надо никого осуждать? Я не могу сейчас найти этот вопрос, но смысл у него такой.
 – Понимаете, мы должны осуждать грех, но не самого человека. Если мы начинаем осуждать человека, то это тяжелейший грех, а когда мы осуждаем грех и оправдываем человека в том, что он слаб и немощен, и падает в те или иные грехи – мы помогаем человеку исправиться. Надо покрыть его своей любовью, но бороться против греха, которым он опутан. Вот почему мы говорим «не осуждать». Мы осуждаем грех, мы противимся греху, мы должны ненавидеть грех, но не человека, который есть образ и подобие Божие, но падшее создание, которое подвергается грехам, порокам по своей немощи, слабости. И наша задача – помочь человеку своей кротостью, любовью, состраданием, снисходительностью к его немощи осознать свой грех, оставить грех, освободиться от рабства греха. Вот о чем здесь идет речь: о неосуждении ближних.
 – Владыка, у нас остается буквально несколько минут до окончания программы. Хотелось бы получить ваши ответы на несколько вопросов относительно тех или иных храмов и батюшек Екатеринбургской епархии. Очень кратко. Из села Абрамовского вопрос: «Трудами отца Константина за последнее время немало было сделано для восстановления храма, но сейчас говорят, что его переводят в другое место. Нельзя ли его оставить вместе с нами?» – Елена и другие прихожане.
 – Опять эти слухи! Люди верят слухам. Никто даже не думает его переводить, а вот слухи мучают человека.
 – То есть отец Константин в Абрамовском служил и служит?
 – Да.
 – Все прихожане храма во имя Святой Татианы города Екатеринбурга – там непростая ситуация – спрашивают, есть ли какие-то надежды на сохранение этого храма?
 – Есть надежды, что, может быть, построим рядом храм. Но пока идут переговоры, согласование с администрацией города, с областной властью, потому что это очень непростое для города место. И необходимо тщательное согласование.
 – А есть ли надежда, что храм оставят на своем месте?
 – Хотелось бы, чтоб он остался как есть, и его не трогали…
 – Елизавета из Колюткина: «У нас две зимы не работает храм. Сделайте что-нибудь, пожалуйста!».
 – Понятно. В Колюткине есть назначенный священник для окормления. Но, видимо, он не успевает: много у него забот. Будем его настраивать, чтобы он активизировался.
 – Надежда, Екатеринбург: «В храме Илии Пророка при Госпитале ветеранов нет постоянного батюшки. Нельзя ли туда назначить постоянного?»
 – Да, есть такая проблема. К сожалению, скончался отец Роман. Там совершаются богослужения, но не так часто, как это было при постоянном священнике. Есть проблема с подготовкой кадров, но, надеемся, мы найдем возможность отправить туда священника.
 – Дорогие братья и сестры, мы сегодня получили к началу программы от вас более 200 вопросов, не считая тех, которые прозвучали в прямом эфире. Мы успели задать Владыке лишь небольшую часть, поэтому не обижайтесь, что не на все вопросы вы получили ответы. Вопросы все будут храниться до следующей программы, и в следующей программе мы продолжим Владыке задавать ваши вопросы. Они все обязательно прозвучат. Владыка, благословите наших зрителей и радиослушателей.
 – Всех вас, дорогие радиослушатели и телезрители, благодарим за ваше участие, вопросы, за то, что вы слушаете нас, интересуетесь жизнью церковной, духовной, религиозной. Дай Бог, чтобы Господь по молитвам новомучеников и исповедников Российских укрепил нас в вере, в ревности ко славе Божией, и чтобы мы посмотрели на ошибки наших отцов, которые привели к революционной катастрофе нашу страну, и чтобы их не допускать в нашей жизни снова: знать эти ошибки и их больше не повторять, а наоборот – укрепляться в добре, в доброделании, укрепляться в благочестивой христианской жизни.
 – Спаси Господи.

Беседовал игумен Димитрий (Байбаков)
Расшифровка аудиозаписи – Анастасия Медведева

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Первосвятитель

Празднование Порт-Артурской иконе Божией Матери официально внесено в церковный календарь

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил внесение празднования в честь Порт-Артурской иконы Божией Матери в месяцеслов официального календаря Русской Православной Церкви. Указание о данном праздновании будет включено в календарь начиная с 2009 года с формулировкой: «16/29 августа. Иконы Божией Матери «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурская), 1904».

 
Духовные поучения

О иконопочитании

  Икона – не портрет, а образ грядущего храмового человечества. И так как этого человечества мы пока не видим, а только угадываем в нынешних грешных людях, икона может служить лишь символическим его изображением.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс