Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №28 (445) → Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

№28 (445) / 15 июля ‘07

Архипастырь

 - Владыка, у нас на связи Курская область: «У меня такой вопрос. Отец покончил жизнь самоубийством,при этом убил маму.

Маме я заказываю поминовение в церкви. А отца я могу поминатьв родительские субботы, на работе, между соседями? Могу я его сама просто поминать?Я его простила, я его люблю. Я его могу дома поминать? Это не грех?»
 - Дома выможете поминать, если он покончил самоубийством. Вы обязаны как ближайший родственник,дочь, молиться за своего отца дома. Но поминать его в церкви нельзя, самоубийцмы не поминаем.
 - Прасковья из Екатеринбурга задает такой вопрос: «Я никогда не исповедовалась, так как по состоянию здоровья не могу долго стоять на ногах. И боюсь, что не выстою таинствоИсповеди до конца. Как мне поступить? Очень хочется приступить к Чаше».
 - Можно попроситьсвященника, чтобы он подошел, или сидя поисповедоваться и причаститься. Тутнет проблем. В крайнем случае, когда человеку совсем тяжело ходить и есть необходимостьв Причастии, можно пригласить священника на дом и там исповедоваться и причаститься.Если до церкви можно дойти, то до Исповеди не столь трудно. Если трудно стоятьдолго, можно сесть. У нас есть скамеечки, сами люди приносят с собой раскладнуюскамеечку, чтобы присесть, когда ноги болят сильно. Можно присесть, и ждатьпока подойдет очередь. Или просто попросить, чтобы священник без очереди пропустили исповедовал. Так что тут выходы есть, возможности большие. Нужно подойти к священнику, объяснить эту свою немощь, и, я думаю, пойдут навстречу.
 - Звонок из Екатеринбурга:«В программе «Новости» показали детский дом. В нем очень жестоко обращалисьс детьми: старшие дети били младших (дети – школьники 7–8 лет). Как же ГосподьБог допускает, чтобы маленькие дети так страдали? Они и так наказаны».
 - Мы своигрехи перекладываем на Бога. Господь тут не при чем, что детей бьют или оскорбляют.Господь дал каждому человеку свободную волю. Человек должен как разумное существопоступать по правде Божией, по правилам жизни на земле, которые установил человекуГосподь. Но поскольку люди отступили от Бога, от правды Божией, от нравственнойжизни, то они нарушают закон, и за это получают от Бога наказание.
 Винить в этом Бога не надо. Винить надо самих себя. Нам необходимо больше усилий и старанийприложить, чтобы воспитывать людей в нравственности, духовности, в страхе Божием,чтобы они не были злыми и свою злобу не распространяли на своих и чужих детей,не били их. Православная Церковь, вместе с традиционными религиями нашей страны,ходатайствует о том, чтобы в школах преподавались «Основы православной культуры»,чтобы воспитывать детей в нравственности, духовности, честности, добросовестности,учить их правильно относиться друг к другу. Вот от чего мы отступили и к чемунужно прийти. Чтобы не было таких страшных явлений, когда дети жестоко бьютмладших, или взрослые бьют детей или друг друга, дерутся. Винить надо себя,что мы создали такие условия нашей жизни, где бушует зло. Тут не Бог виноват,а сам человек. Чтобы не было зла, надо бороться с ним: больше добра прививатьв жизни нашего общества своим личным примером, добродетельной жизнью; стремитьсяк созданию таких условий, чтобы приоритетом жизни общества было добро, но не зло. К этому призывает нас Господь Бог. Он не должен взять за руку каждого и вести; Он дал правила жизни, мы должны их соблюдать.
 Вы, нарушивправила уличного движения, будете винить Государственную Думу, что она такойзакон приняла? Будем и мы обвинять того, кто нарушает правила христианской жизни.Тут нужно правильно понимать смысл. Не Бог здесь виноват, а сам человек: мыгрешим, а вину перекладываем на Бога. Это неправильно.
 - Еще один телефонныйзвонок: «Когда я крестила свою дочь (это было очень давно, 25 лет назад), батюшкарассердился. По-моему, мы ее слишком рано принесли крестить – где-то месяц спустя.Через сколько дней крестят новорожденных детей? Это первый вопрос. И еще второй.Я знаю, что грехом является связь с женатым мужчиной. А если мужчина живет с женщиной не в браке, вместе живут, это тоже грех – с ним отношения иметь, или нет?»
 - Тоже грех,конечно. Детей крестить можно сразу после рождения. Нет запрета крестить ребенка.Это зависит от состояния здоровья новорожденного: если он слабенький, и естьопасения какие-то, то лучше всего крестить его сразу после рождения; если видно,что он крепенький, то можно попозже. Есть традиция, что дожидаются до сороковогодня, чтобы крестить. Нет запрета крестить в определенное время.
 - Звонок из НижнегоТагила: «Скажите, пожалуйста, можно ли поменять имя, данное при Крещении, на другое? У меня есть сноха. Зовут ее Вера. Она 30 с лишним лет своей жизни прожилапод именем Вера. Потом вдруг она мне говорит: «Я не люблю это имя. Это имя умершейбабушки. Оно мне всегда было тяжело. Я его никогда не любила. Я хочу поменятьимя». Я объясняла ей, что это бессмыслица. Она крещена Верой, на небесах записанаВерой, но все бесполезно. Она поменяла свои документы. Сейчас она Вероника.Она спрашивает, нельзя ли теперь ей быть и в Церкви Вероникой? Как сделать,чтобы ее можно было поминать Вероникой?»
 - Нужно понимать,что мы получаем имя не в честь своей бабушки, а в честь святой; если почитатьо жизни святой Веры, то мы умилимся сердцем и полюбим это имя и будем всегданосить его с радостью. Вы знаете, есть такие святые – матерь София с тремя дочерьми:Верой, Надеждой, Любовию. Ознакомившись с их умилительным житием, мы полюбимВеру, и имя Вера, будем молиться всегда этой святой, чтобы она была покровительницейв жизни, укрепляла нашу веру в Бога и помогала жить по вере в Бога.
 В принципе,можно менять имя, если есть такое сильное желание. Так делаем чаще всего тогда,когда по какой-то причине дано имя неправославное. Мы меняем тогда на православноеимя.
 Тут случайтакой, что православное хорошее прекрасное имя святой Веры, мученицы Веры, мыменяем на другое. Святая Вероника тоже почитаемая святая нашей Церкви. В принципе,можно поменять, но нужно понимать, что это неправильное отношение к своему имени.Не по имени бабушки, которую, к сожалению, она не любит, названа ваша сноха.Если мы православные люди, мы должны всех любить. Если Господь заповедал намлюбить наших врагов, мы должны найти силу, чтобы не иметь недовольства или ненавистик бабушке, близкому человеку. Но если такая немощь нас одолевает, то можно подойтив церковь к священнику и поисповедоваться, рассказать об этом своем намерении,и в таинстве Исповеди уже можно будет называть при разрешительной молитве новымименем. И на Причастии, когда будет причащаться, назвать новое имя, котороежелает носить человек. Тогда в таинстве Причастия Тела и Крови Христовых мыможем освятить свое новое имя.
 - Давно дожидаетсяответа на свой вопрос телезритель из Самары: «Ко мне попала книга «Пророчестварусских святых». На ней нет архиерейского благословения. Я не хотел бы домадержать такую книгу. Как мне с ней поступить?»
 - Отдайтебатюшке. Он знает, как с ней поступить.
 - Татьяна из Московской области прислала такой вопрос: «Мы купили земельный участок, на котором,как выяснилось позже, 60 лет назад трагически погибла девочка. Сейчас на этомместе нашего участка находится памятный камень, к которому родные и близкиеиногда приносят цветы. Нас эта ситуация немного смущает, но отказать мы им не можем. Как нам быть? Может, убрать этот камень? Ведь могила девочки в другомместе».
 - Конечно,это для них трагедия большая, что именно на этом месте погибла дочь. Надо как-то уважить, снизойти к немощи этих людей и войти в их положение и допускать их к месту, где совершилась трагедия. Можно было бы, когда они придут, с ними поговорить,с их согласия перенести камень, чтобы не нанести вторую рану на их сердца. Я думаю, с их согласия можно будет перенести камень с почтением, уважением в памятьоб усопшей на кладбище, где покоится ее тело.
 - Юрий из НижнегоТагила задает такой вопрос: «Я очень долгое время пил. Сейчас я веду трезвыйобраз жизни, постоянно посещаю храм, участвую в Божественной литургии, приступаюк спасительным таинствам. Однако наладить отношения с семьей, которые были испорченыво время моего пьянства, никак не удается. Как мне быть?»
 - Надо терпеть,поскольку когда-то ваши родные очень много терпели неприятностей от вашего пьяногосостояния: нужно понимать, что им тоже было тяжело в свое время. Сейчас нужнопотерпеть. Это неприятно, когда родные не признают, не любят, не уважают. Нужноэто уважение заработать своим личным примером, своим трудом и, я думаю, в скоромвремени родные, близкие, видя исправление вашей жизни, изменят отношение, полюбяти будут относиться так, как нужно.
 - Снова телефонныйзвонок: «Мои бабушка и дедушка были крещеными людьми, они умерли 16 лет назад.Мы их не отпевали. Сейчас можно их отпеть заочно, или уже все сроки прошли и это поздно? Спасибо за ответ, дай Вам Бог здоровья и многая лета!»
 - Спаси Господи.Да, обязательно и необходимо прийти в церковь и заказать заочное отпевание вашихблизких, бабушки и дедушки. Это очень важно, это нужно. Плохо, что в свое времяэтого не сделали. Лучше всего, по традициии, если есть такая возможность, привезтиусопших в храм Божий, помолиться. Сейчас мы должны восстановить традицию, когдаусопшего привозят в храм вечером, на вечернее богослужение. Всю ночь находитсятело в церкви, там читается Псалтирь. Утром после заупокойной Божественной литургиисовершается отпевание. Нужно восстановить эту традицию, потому что она оченьполезна, нужна для души усопшего. В свое время люди были прихожанами своих храмов,ходили в церковь регулярно, каждый воскресный, праздничный день. Когда человекуходит из жизни, последний раз его привозят в церковь, его душа прощается со своими друзьями, которые приходили в церковь, они прощаются друг с другом, затемторжественно хоронят на кладбище. Должна быть восстановлена эта добрая традиция:всю жизнь люди были вместе, вместе ходили в церковь. Потом вместе провожаютусопшего на кладбище и молятся в этой же церкви за упокой своих братьев и сестер,которые трудились и молились в одном храме.
 В данномслучае, поскольку вовремя не было совершено отпевание, сейчас заочно нужно этоделать. К сожалению, еще с советского периода, когда у нас мало было храмов,стало традиционным отпевание совершать, в основном, заочно, очень редко былоочное. Сейчас нужно наоборот, чтобы больше было очных, чем заочных отпеваний.В редком случае, как сейчас, если вспомнил человек, что усопший не был отпет,– можно отпевать заочно.  А вообще ныне есть возможность усопших привезти в церковь и отпеть очно. Это будетправильно.
 - Вновь звонок:«У меня старшего сына зовут Эдуард. Он крестился Евгением. Но у меня еще и младшийсын Евгений; он разбился на машине. Когда я прихожу в храм и записываю о здравииЕвгения, я все время вспоминаю того Евгения. Я и в скобках писала «Эдуард».Мне очень неудобно. Можно ему поменять имя на Эдуарда?»
 - Евгений– нормальное имя. Вы поминаете о здравии одного Евгения и о упокоении другогоЕвгения. Поэтому все тут нормально. Не надо ничего менять.
 - Вопрос от Антониныиз Чебоксар: «Я боюсь одного человека, который доставил мне очень много скорбей.По совету своего батюшки, читаю Псалтирь. Но страх не проходит. Может быть,я неправильно читаю? Что мне делать?»
 - Во-первых,нам нужно себя настроить правильно, потому что мы должны иметь страх перед Богом,но не перед людьми. Господь говорит: «Бойтесь Того, Кто может и душу и телопогубить». Человек может погубить только тело. Если мы будем правильно пониматьсмысл жизни человека на земле, что он должен готовиться к блаженной вечности,и многими скорбями нам нужно достигнуть этой блаженной вечности, – то страхсам по себе уйдет. Мы должны воспитывать страх Божий, бояться Бога, чтобы Егоне оскорбить и не прогневить, думать о своем спасении, чтобы своими делами не оскорбить Бога – проявлять любовь к Богу как к нашему Отцу небесному. Должнов этом воспитывать себя.
 Страх перед человеком является нашей немощью, с которой нужно бороться чтением духовнойлитературы. Из нее мы можем узнать что такое страх Божий, страх перед людьми,и применять это знание в своей жизни. И избавляться от страхов молитвенным подвигом,молитвенным правилом. В том числе и чтение Псалтири имеет большое значение.Не нужно думать о том, что один-два раза почитали Псалтирь и этим кончится.Нужно больше постоянства в этом правиле, и молиться словами святой Псалтири,чтобы Господь отнял этот страх и дал страх Божий, спасительный для нас и удерживающийот многих грехов, поползновений в грех, от нарушения заповедей Божиих.
 - Звонок из Первоуральска:«Раб Божий Александр. У нас при городской больнице в Первоуральске, в терапевтическомкорпусе есть небольшая церковь Пресвятой Богородицы. Мы ходили с женой тудана Крещение Господне 19 января, там не было Крестного хода. Считается ли с их стороны грехом, что они не сделали Крестный ход? И второй вопрос. Мы с женойездили в Екатеринбург 9 мая. Возле Храма-на-Крови ребята стояли, пиво пили.Мы им сделали замечание, они не отреагировали. Подошли к охраннику, он тожене отреагировал. Почему не принимаются никакие меры? Почему ребята стоят, пьютпиво, и охранник на это даже не реагирует?»
 - В Первоуральскепри больничном храме, конечно, нет возможности совершить Крестный ход, потомучто церковь находится в самой больнице, и там нет такой возможности. Где неттакой возможности, не делаются Крестные ходы, в этом нет большого греха. Естьи такое, что, с разрешения местной власти, делается большой Крестный ход дажевокруг больницы. Нужно посмотреть условия, возможности, чтобы делать Крестныйход вокруг всей территории больницы. Когда там построят настоящую церковь, будетпредусмотрена возможность совершать Крестные ходы.
 А то, что пьют перед храмом пиво, это конечно плохо. Никто не говорит, что это хорошо.Это воспитание нашей молодежи или наших людей. Если бы человек был воспитанв религиозном, нравственном духе, то он более благоговейно относился бы к святыненашей Церкви и имел большее представление о том, что он делает, давал отчетв своих действиях: что нужны страх Божий, уважение, доброе отношение к святыням.Тем более когда делают замечание, нужно смириться и сказать «спасибо», потомучто человек хочет добра. Опять вопрос о воспитании: если будем воспитывать другдруга в нравственной жизни и с духом кротости исправлять все наши недостатки,– создадим в обществе атмосферу добра и нам легче будет жить.

Беседовал игумен Димитрий (Байбаков)
Расшифровка аудиозаписи – Денис ДЕНИСОВ


© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Церковный календарь

4 августа — память Святой Равноапостольной Марии Магдалины

Ныне прославляемая святая Мария Магдалина, родом из Магдала, небольшого городка на берегу Галилейского озера, с тех пор, как милосердый Господь исцелил ее, освободив от мучивших ее семи бесов (Лк. 8, 2), всем сердцем предалась Ему, всюду следовала за Ним, слушала Его учение ненасытно, служила ему имением своим и трудами рук своих.

 
Образование и воспитание

Профессор протоиерей Сергий Вогулкин: «Бдите, воины Христовы!»

Каждый человек несет в себе искру Божию, но все ли знают и осознают это? Многие, даже не ведая, что творят, гасят в себе Божественный огонь, который вложен в них изначально в виде человеческой души.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс