Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №24 (441) → «Раскаиваться – хорошо, но не делать зла – еще лучше»

«Раскаиваться – хорошо, но не делать зла – еще лучше»

№24 (441) / 22 июня ‘07

Образование и воспитание

 В заголовокстатьи я вынесла слова французского писателя Гюстава Флобера. Очень хорошие,правильные слова.

Да вот только в реальной жизни не всегда получается следоватьэтому мудрому совету.
 А речь мы поведемо детях, нуждающихся не столько в обучении, сколько в воспитании. Этим и занятоРефтинское специальное государственное образовательное учреждение – специальноепрофессионально-техническое училище закрытого типа № 1 для детей и подростковс девиантным поведением. Что же это за дети, каким поведением они отличаются?Как они попадают сюда, и как им здесь помогают решать их проблемы?
 Мой собеседник –директор данного училища, педагог с тридцатилетним стажем Владимир НиколаевичХуторной.

 - Социальныепричины детских девиаций давно определены, но пока еще далеко не искоренены.Несмотря на обилие законодательных актов, мы все же не найдем в них единой нормыдля общества, то есть у нас отсутствуют четко прописанные нормы общественногобытия. Вот мое первое наблюдение.
 - ВладимирНиколаевич, каковы мотивы направления к вам в училище того или иного ребенка?
 - В девяностапяти случаях из ста их два: первый – наказание, второй – избавление от неугодного.И я делаю такой вывод: критерием соответствия нормам становится покорность или непокорность взрослым. А разве данный критерий может быть принят за норму? Получается,сколько людей, столько своеобразных «норм».
 - Для многихлюдей само понятие «девиантное поведение» видится синонимом патологии и преступления.
 - Да, этосложный вопрос, неизученный, в то же время именно нам предстоит сегодня решатьпроблемы, связанные с детскими девиациями. Это и заставляет заниматься анализом,иначе превратимся в учреждение, способное лишь осуществлять наказание, определенноесудами, без ресоциализации – возвращения их обществу.
 Наши дети– это чудо природы. Они – будущее России, вот в кого надо вкладываться рублеми духом, ибо им предстоит все познать и пережить… Первопричины детских девиацийкроются в семье – даже не так сильно зависят от социальных неурядиц в обществе.Если в семье нет нравственного стержня, то отрицательный результат не замедлитсказаться.
 - Добавим к этомууличный социум, не контролируемый родителями, который также отражается на развитииребенка и закладывает свое в неокрепшую детскую психику.
 - Действительно,подростки поступают к нам с разной педагогической запущенностью и с различнойкриминогенной направленностью – воровство, хулиганство, бродяжничество, грабеж,насилие, убийство. По сути дела, многим из них требуются условия совсем не наши,да вот только возраст не позволяет поместить их в другое учреждение. Конечно,в абсолютном большинстве случаев нам удается удалить из них «порчу». Но далеконе сразу – с каждым ведь нужно еще разобраться, понять причины, вникнуть в егоситуацию, найти подходы, запастись терпением и делать все, чтобы направить егона путь истинный.
 Мы по-прежнемустараемся заглянуть в душу ребенка и обращаем внимание на тех, с кем ему предстоитблизкое общение. А для чего? Для проектирования педагогического и реабилитационногопроцессов.
 - Что же вы предпринимаете,чтобы разбудить детскую душу?
 - В частности,мы проводим профильные сезоны, связанные с духовно-нравственным и военно-патриотическимвоспитанием, в основу которого заложили параллельное изучение истории и достопримечательностейУрала как опорного края державы.
 Каждый отрядизбрал род войск, ребята подготовили специальную форму одежды, символику, девизы,строевые песни и разработали план мероприятий по изучению истории военного искусстваизбранного рода войск. Вместе с воспитателями продумывали военно-спортивныесоревнования, показательные выступления. Мы организовали выезды в воинскую бригаду,чтобы дети могли увидеть условия прохождения службы, на стрельбища, где стрелялииз стрелкового оружия; познакомились с деятельностью военизированной пожарнойчасти.
 Масштабнопровели экскурсии и походы по местам боевой славы, посмотрели исторические и природные памятники Урала, встретились с интересными людьми.
 Наши пограничники,спасатели, связисты, спецназовны, казаки, медсанбатовцы выезжали на познавательныеэкскурсии в Екатеринбург. Посетили Храм-на-Крови и монастырь в честь СвятыхЦарственных Страстотерпцев на Ганиной яме, городские музеи.
 Когда нашапрограмма духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания была осуществлена,мы получили предложение сформировать на постоянной основе кадетский отряд казачьейсотни. Начало нового и столь ответственного для нас дела надо было отметитьторжественно, чтобы ребятам запомнилось это событие – принятие присяги, чтобыони почувствовали всю серьезность обязанностей, которые на себя взяли.
 - И как же прошелпраздник?
 - Этот деньстал настоящим Праздником с большой буквы. Начавшись молебном, подъемом флагов– российского, казачьего и нашего собственного, исполнением гимна России, онпродолжился самой процедурой приведения к торжественной присяге воспитанников-кадетов. Праздничный сценарий предусматривал выступление священника, который духовноокормляет наше училище, показательные выступления спецназовцев из воинской части,с которыми у нас сложились очень хорошие отношения, а также военно-спортивныесостязания отрядов под названием «Патриот». Состоялся и большой праздничныйконцерт, номера которого также были связаны с патриотической тематикой.
 В программебыли подвижные игры, дискотека, а завершился праздничный день настоящим воинскимсалютом, посиделками у костра и поздним ужином, приготовленном на полевой кухне.
 - Владимир Николаевич,понятно, что к Вашим воспитанникам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации,совершившим преступление, закон уже проявил гуманность, поручив их воспитательномуучреждению органов образования. Но это не может повторяться бесконечно – в противномслучае вседозволенность может привести к более тяжким и страшным последствиям.
 - В связис этим я особенно подчеркну, что в училище педагоги осуществляют круглосуточныйконтроль, главная цель которого – предоставление подросткам возможности осознать(самостоятельно или с помощью педагога), что они получили последний шанс вернутьсяк нормальной жизни и должны его использовать. Наши воспитанники обучаются в общеобразовательной школе и по программе начального профессионального образования– какой-либо профессии. Мы оказываем им медико-психологическую помощь на основекоррекции уважительного отношения к человеческим качествам: честности, трудолюбию,совестливости и доброте… А также, учитывая индивидуальные возможности личности,корректируем правосознание в направлении чувства собственного достоинства, способностик самообязыванию и самоуправлению, уважению и доверию к людям. Формируем среду,условия и приоритетную атмосферу для духовно-нравственного и правового воспитанияпо формированию в сознании ребенка основ нравственности, духовности и правосознания.
 Все эти направленияможно отнести к сдерживающим факторам, но по целому ряду причин применимы онине ко всем воспитанникам. Вот над ними, такими, и стоит подумать, как спастиих или от них.
 Даже СвященноеПисание предупреждает верующих, что надо иметь страх Божий. А праведный СимеонВерхотурский говорил: «…Молю вас, братия, внемлите себе иметь страх Божий и чистоту душевную, и любовь к людям».
 - Вот тут самоевремя поговорить, как поставлена у вас работа по духовно-нравственному воспитаниюподростков и какая ведется совместная работа со священнослужителями приходовРусской Православной Церкви.
 - Приведусамый последний пример. Буквально месяца три назад батюшка из села НовопышминскогоСухоложского района, священник Андрей Демидов, начал вести с детьми кружок по изучению церковного пения. Детям это очень понравилось, они с удовольствиемобщались со священником, с большим желанием занимались. В качестве поощрениябатюшка вывез детей не куда-нибудь, а в Екатеринбург, в Храм-на-Крови. Он там вел службу, а наш хор из пятнадцати мальчиков ему в этом помогал.
 По словамбатюшки, ребята выступили очень успешно. Но надо было видеть их просветленныелица после возвращения из поездки! Один мальчишка мне прямо так и сказал: «Я впервые побывал в таком красивом месте».
 У нас на территории собственный храм в честь Трех Святителей, причем многое в нем выполненоруками самих детей. Это и киоты для икон, и иконостас, и полочки для размещениядуховной литературы. И этот храм – не единственный. У нас имеется летняя база,«Хуторок». Так вот там, тоже при помощи ребят, мы строим красивейшую церковь.Буквально три недели назад духовник нашего училища священник Александр Падылиносвятил там пять церковных куполов. Так что уже нынешним летом у нас будет свояцерковь и на «Хуторке». Самое главное, мы не принуждаем детей работать на еестроительстве – у нас нет такого правила, работают дети только по собственномужеланию.
 Педагогика– такая материя, что какие-то одни догмы, которые приписаны в учебниках, невозможноиспользовать в реальной жизни, потому что через каждые пять-десять минут ситуацияпорой меняется. В экстремальных ситуациях должен сработать профессионализм педагогана уровне интуиции. А наши дети могут сказать мало красивых слов, но почувствовать,кто перед ними стоит, всегда могут интуитивно. Они махом определяют, кто и чегостоит.
 Так что вниманиемсвященнослужителей к деятельности нашего училища я за последние годы не обижен.Помимо нашего собственного батюшки, отца Александра, у нас часто бывают и другиесвященники. К примеру, настоятель асбестовского храма во имя Святого РавноапостольногоВеликого Князя Владимира отец Павел Алабушев: это под его руководством былиосвящены купола нашей будущей церкви на «Хуторке». Я очень люблю и ценю Свято-Троицкуюцерковь села Курьи Сухоложского района, Николаевскую церковь в бывшей деревнеПоварня, другие храмы соседних с нами городов.
В нынешнем году, после сорока лет совместной жизни, мы с женой обвенчались.Венчал нас отец Андрей Демидов. Я был поражен тому, как вели себя в храме моималенькие внуки. Они смотрели на все широко открытыми глазами, с удовольствиемобщались со священником.
 - А когда вашдуховник отец Александр приходит в училище, как с ним общаются воспитанники?
 - Очень хорошо.И – прежде всего это идет от них самих. Это очень ценно, потому что отношение,навязанное детям силой, вызывает у них негативную реакцию, отталкивает ту проблему,которую ты хочешь решить. Поэтому мы вместе с батюшкой стараемся создать такуюсреду, условия, а самое главное, атмосферу, при которой ребенок будет наблюдать,делать выводы. И эта атмосфера будет позитивно влиять на него тем, что она где-то чем-то его привлекла.
 Неважно,что сегодня ребенок не будет верующим, не скажет: «Я – верую». Важно, чтобывнутри себя он в конечном итоге осознал одно: Бог ему верит. Этот момент – оченьсложный и важный. Кричать, что я – верующий, мы можем на любом перекрестке,а когда что-то делаем, то нередко забываем о том, что есть Бог, которого не обманешь.
 Я приведутакой простой пример. Нынешней весной был я в Иерусалиме, и на меня была возложенаочень почетная миссия – привезти для нашего храма Благодатный Огонь, сходящийна Гроб Господень. Это очень трогательно и приятно. Не побывав там, я сегодняне смог бы так убедительно доказать, насколько это все ответственно, как этонадо прочувствовать, осознать.
 Везу Огоньвпервые в жизни в этой лампаде – раньше я никогда его не возил, не рассчиталкое-что… Пока летели в самолете, он у меня горел нормально, хорошо. А когдапошли на посадку, огонь начал у меня затухать. Я, конечно, занервничал, началсмотреть, подкручивать фитилек – только бы не потерять огонь. Схватил несколькосвечей, и тут же поджег от этого Огня. Думаю: если лампада затухнет, у меняесть свечи, от них потом я вновь зажгу лампаду.
 И пока я не передал в целости и сохранности в наш храм этот Благодатный Огонь, у менябыл такой груз на душе, такая ответственность. Казалось бы, какая проблема –ведь у меня есть освященные в Иерусалиме свечи и можно вновь поджечь лампадууже по приезде домой… И тут же думаю: «А кого я обману?» Я обману людей – а Бога-то не обманешь… Это же великий грех. И тогда меня такой пот пробил, что я приложил все усилия для того, чтобы довезти этот Огонь до места.
 Так простыпримеры, когда человек сам доходит до осознания того, что грешить – только самомусебе вредить. И когда это будет присутствовать в нашей жизни, тогда и мировоззрениенашего общества изменится в лучшую сторону.
 Поэтому я всегда с удовольствием общаюсь со священнослужителями, поддерживаю все их идеии начинания. Неважно, какое мероприятие проводится, но если нам предложениесделано, мы не отказываемся. Было предложение организовать кадетский казачийотряд, мы, как и положено, пригласили священника на казачий круг. Было приведениек присяге – на нем тоже присутствовал священник. Попросили попробовать создатьцерковный хор мальчиков из нашей возрастной младшей группы – мы пошли и на этотвариант.
 Церковноепение – нелегкое дело, но ребятам нравится. Среди них есть неверующие дети,но занимаются они с батюшкой с удовольствием. И, может быть, со временем, что-то у них в душе осядет.
 - В вашем училищномхраме совершаются богослужения, все ли ребята ходят на них?
 - Практическивсе наши воспитанники крестились по собственному желанию. Ребята не только присутствуютна богослужениях. Бывают случаи, когда они нуждаются в добром совете, в Исповеди– они напрямую общаются с отцом Александром. Помню, был к нам доставлен мальчишка– отбывать наказание за очень страшное преступление, за убийство. Он в самый же первый день сразу же сходил к батюшке на Исповедь.
 И этот случай– не единичный, я частенько наблюдаю, как ребята по собственной инициативе идутв храм, общаются со священником. Значит, это для них что-то значит, где-то этасреда, атмосфера, которую мы сформировали на принципе «не принуждать, но и не отпугивать» играет свою положительную роль.
 Надеюсь,что нынешним летом мы доведем до конца строительство церкви на своем «Хуторке».Я разговаривал с Владыкой Викентием, и он сказал, что сам приедет на освящениеэтого храма.

 Недавнов Центре «Учебная книга» вышла книга Владимира Николаевича Хуторного «Психолого-педагогическийпрорыв в хирургии обездоленных детских душ». Мы поздравляем его со столь знаменательнымсобытием в его многолетней педагогической деятельности.
 Как будтоспециально для директора и коллектива Рефтинского федерального государственногоспециального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантнымповедением написаны прекрасные строки Александра Сергеевича Пушкина:
 Покасвободою горим,
 Пока сердцадля чести живы,
 Мой друг,Отчизне посвятим
 Души прекрасныепорывы!

 Этим онии руководствуются в своей работе, в своей жизни.

Лидия ЕЖКОВА

 

В других номерах:

Духовные поучения

Митрополит Амфилохий (Радович): «миссия церкви в исторической перспективе»

 Жизнь Церкви(а Церковь – это Богочеловек Христос) силой присутствия Духа Святого, продолжаетсяуже многие века и зиждется на одной неизменной истине. Эта истина гласит: «Добро,которое не сделано добрым образом, не добро» (преподобный Симеон Новый Богослов)– вот главный принцип церковной жизни, принцип и неизменная позиция ее миссиив мире.

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс