Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №9 (426) → «Религиозное воспитание в эпоху постмодерна». Выступление председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на XV Рождественских чтениях

«Религиозное воспитание в эпоху постмодерна». Выступление председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на XV Рождественских чтениях

№9 (426) / 1 марта ‘07

XV Рождественские образовательные чтения

Выступление председателя Отдела внешних церковных связейМосковского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на XV Рождественских чтениях

 Процессрелигиозного воспитания не является одномерным. Он включает в себя несколькоизмерений, которые в равной степени необходим для формирования целостной личности.

Иными словами, в религиозном воспитании важно то, что в современной педагогикеназывается холистическим, то есть целостным подходом. Какие же аспекты включаетв себя холистический подход применительно к воспитанию в духе религиозной традиции?Несомненно, в процессе религиозного воспитания очень важно привитие навыковблагочестия, религиозного образа жизни, в том числе во внешних формах и проявлениях.Ребенка нужно приучать ходить в храм, соблюдать посты, знать и любить церковнуюкультуру. Его нужно наставлять в Священном Писании и Законе Божием. Однако может ли только этим исчерпываться религиозное воспитание? — Убежден, что нет. Этолишь одна из сторон воспитания, которая не может быть единственной. Вспомним,что корнем слова «образование» является «образ». С точки зрения нашей традиции,– это образ Божий в человеке. Подлинное воспитание как раз и должно способствоватьпроявлению, раскрытию этого образа в жизни человека. Человек, получивший такоеобразование, думает и действует в соответствии с началом, заложенным в негоБогом; в каждом своем поступке и суждении он пытается соответствовать мировоззрению,в котором центральное место занимает Бог. Главным вопросом воспитания, такимобразом, становится вопрос формирования мировоззрения.
 Именно такойхолистический подход к воспитанию важен в современной России. Сегодня, согласностатистике, свыше 60% населения нашей страны тем или иными образом связываютсебя с православной традицией. Однако процент тех, кто регулярно ходит в храм,значительно меньше. В связи с этим важно понять, что следование определеннымнормам жизни, диктуемым православной традицией, — это не только принятие «православнойбытовой субкультуры», которая связана с внешними формами религиозной жизни:бытом, лексиконом, способом одеваться и т.д. Религиозное воспитание не можетбыть направлено лишь на включение человека в эту субкультуру. Само по себе этовключение, конечно, важно, однако недостаточно, поскольку значительное количествонаших соотечественников, которые хотя и идентифицируют себя с Православием,тем не менее, не достаточно воцерковлены и поэтому окажутся невосприимчивымик такому религиозному воспитанию. Тому большинству наших соотечественников,которые не ведя пока активной церковной жизни, тем не менее ассоциируют себяс православной традицией, важно получить некую мировоззренческую опору в жизни.Это и должно стать целью современного религиозного образования и воспитания.
 В связи со сказанным, мне представляется важным разделить задачи религиозного воспитания.С одной стороны, подрастающему поколению необходимо прививать любовь к православнойкультуре во всех ее проявлениях, включая богословие, богослужение, иконописьи т.д. Эту задачу должны взять на себя воскресные школы, кружки и иные приходскиеорганизации. С другой стороны, упор должен делаться на формирование мировоззрениямолодежи согласно тем фундаментальным принципам, которые лежат в основе нашейправославной традиции.
 Задача формированиямировоззрения чрезвычайно сложна, особенно в наше время, которое еще иногдахарактеризуют как эпоху постмодерна. Для постмодерна характерно отрицание какой-либоидеологии и единого мировоззрения. Сегодня многие у нас сетуют: страна не имеетсвоей идеологии. Раньше идеология была, и она служила началом, объединявшимобщество. Сегодня же общество, оставшись без идеологии, как многим кажется,лишается консолидирующего начала. Однако все дело в том, что в наше время, эпохупостмодерна, идеология отступает на задний план, и каждый человек самостоятельнорешает, что ему надо. На фоне отсутствия идеологии возникают новые силы, которыеобъединяют людей. Сюда может быть отнесена, например, мода — в самом широкомсмысле этого слова, обозначающем моду не только на одежду, но на определенныйобраз или стиль жизни, который включает в себя следование неким интеллектуальными эстетическим стандартам. В эпоху постмодерна определяющую роль в жизни людейиграет не идеология и даже не определенные философские воззрения, но поведенческиеи эстетические стандарты.
 Далеко не всегда эти стандарты обогащают внутренний мир человека. Чаще, наоборот, онибывают разрушительными. Яркий пример навязывания человеку определенных стандартовпредставляет современные электронные СМИ. Задумаемся, что означает колоссальноеколичество транслируемых сегодня развлекательных телепрограмм, совершенно несоизмеримоес реальными потребностями тех, кто эти программы смотрит на телевидении? С однойстороны, это свидетельствует о духовном вакууме, который такими программамизаполняется. С другой стороны, эти программы формируют определенные стереотипы,создают иллюзию некоего идеального мира – блестящего, самодостаточного, мирабез страданий, где даже смерть является не более чем развлечением. Огромнуюроль в том, что человек подпадает под очарование этого иллюзорного мира, играетреклама. Реклама, помимо ввода человека в виртуальную псевдореальность, пробуждаетв душе потребительские чувства, которые также формируют определенное – далеконе самое правильное – отношение к жизни, некий поведенческий стандарт.
 На фоне отсутствиякакой-либо идеологии и даже невозможности самой идеологии, подмененной модойна определенный стиль жизни и поведения, сформированный телевидением и рекламой,Церковь на сегодняшний день остается единственной силой, которая способна формироватьжизненное мировоззрение, потому что она может затрагивать самые глубокие сторонычеловеческой души, недоступные ни идеологии, в которой рано или поздно всегданаступает разочарование, ни модной поп-культуре, которая всегда скользит по поверхности и неспособна даже близко подойти к ответу на фундаментальные вопросычеловеческого бытия. Чтобы понять, почему в наше время возник кризис идеологиии почему именно религиозное мировоззрение может его заполнить, необходимо обратитьсяк истории. Еще в конце XVIII и особенно в XIX веке идеологии возникали как попыткивытеснения религиозного мировоззрения, в рамках «укрощения религии». Идеологии,по сути, становились некими суррогатами религии; они занимали место религии,превращаясь в секулярную псевдорелигию. В отличие от религии, однако, идеологияне имеет глубокой укорененности в человеческом естестве, не может охватить собойвсех сторон человеческого бытия.
 Идеологиине могут удовлетворять требованиям человеческой природы, созданной по образуБожию, потому что никакая идеология не способна проявить и раскрыть этот образв человеческой жизни. А почему?! Потому что идеологии не могут одновременноудовлетворить требованиям свободы и нравственности, ибо свобода и нравственность— от Бога, именно в этих силах и способностях особо отображается в человеческойприроде образ Божий. Идеологии, как показывает исторический опыт, стремятся либо к ограничению человеческой свободы (тоталитаризм), либо к минимизации или даже игнорированию нравственного начала (либеральный секуляризм). Идеологиямне дано объединить одно и другое в синтезе, преображающем человеческую личность.
 Поэтому раноили поздно приходит конец всякой идеологии, что мы и наблюдаем в наше время.Преодолеть кризис идеологии можно лишь вернувшись к тому, что идеология попыталасьсобой подменить — религиозному мировоззрению. То же относится и к современноймассовой культуре, или поп-культуре, которая также представляет из себя некийсуррогат мировоззрения — безусловно, более примитивный, чем идеология. Раноили поздно и такая культура исчерпает себя, как исчерпали себя идеологии. Подобноидеологии, поп-культура обречена оставить после себя в душах людей лишь пустоту.Религиозное мировоззрение может стать реальной альтернативой и поп-культуре,и идеологии. Поэтому важно, чтобы современный человек, особенно в период своегоформирования как личности, имел возможность получать религиозное воспитание,которое способно уберечь его от множества кризисов, связанных с разочарованиемв идеологии и современной культуре.
 Основнойсредой, где закладываются основы мировоззрения подрастающего поколения, являетсяшкола. Именно благодаря школе молодой человек может научиться преодолевать соблазныэпохи постмодерна, получить в противовес поп-культуре – с которой он соприкасаетсячерез телевидение, глянцевые журналы и рекламу, – нравственный стержень, на основе которого сформируется его мировоззрение. Поэтому мы считаем очень важным,чтобы в школах осуществлялось преподавание Основ православной культуры. И мыне понимаем логики Министерства образования, которое пытается сейчас ликвидироватьрегиональный компонент образования, в рамках которого во многих регионах Россиипреподаются Основы православной культуры. Представляется очевидным, что попыткиликвидировать региональный компонент направлены прежде всего против этого предмета,поскольку в ответ на возражения из регионов: а как же быть с преподаванием местнойистории и культуры, — из министерства отвечают, что все это останется, а Основправославной культуры уже не будет. Такая политика министерства противоречитволе самих регионов, пожелавших ввести данный предмет в школьный курс, а такжепозиции авторитетных общественных организаций – таких, как Общественная палата.Нам сейчас очень важно выступить за сохранение возможности преподавать Основыправославной культуры в школах, и начинающиеся Рождественские чтения — это тавысокая трибуна, с которой это может быть сделано.
 Помимо школы,Церковь должна выполнять свою воспитательную функцию в сотрудничестве с наукой,особенно гуманитарной, образованием, литературой и искусством. Примером такогосотрудничества является деятельность Всемирного русского народного собора. На мой взгляд, наиболее весомым и полезным для общества плодом соработничестваЦеркви и общественных сил, вовлеченных в деятельность собора, стала принятаяв апреле прошлого года Декларация о правах и достоинстве человека. В этом документепредставлена оценка таких фундаментальных категорий современной общественнойи политической жизни, как права человека и свобода. Причем оценка этих категорийдана именно с точки зрения православного мировоззрения.
 Хотя многиеиз здесь присутствующих имели возможность ознакомиться с текстом Декларации,этот документ еще не был представлен церковной аудитории. Пользуясь случаем,я хотел бы предложить сейчас вашему вниманию основные мысли Декларации. В первуюочередь, в ней утверждается ценность любого человека как носящего в себе образБожий; также констатируется наличие у всякого человека свободы, которой егонаделил Бог. Наряду с этим, в Декларации говорится о том, что человек долженуметь различать между добром и злом. Проводить такое различие ему помогают врожденноенравственное чувство и религиозная традиция. Однако мало знать различие между добром и злом – нужно еще на деле применять это знание, сознательно устраняясьот злых дел и творя добрые. Необходимой предпосылкой выбора в пользу добра и устранения от зла является Богом данная свобода выбора, используя которую, человекдостигает высшей свободы — свободы от греха. В Декларации по этому поводу сказаноследующее: «Мы различаем две свободы: внутреннюю свободу от зла и свободу нравственноговыбора. Свобода от зла является самоценной. Свобода же выбора приобретает ценность,а личность — достоинство, когда человек выбирает добро. Наоборот, свобода выбораведет к саморазрушению и наносит урон достоинству человека, когда тот избираетзло». Декларация, таким образом, не отрицает идею свободы, но связывает ее с нравственной ответственностью: «Права и свободы, — я вновь цитирую документ— неразрывно связаны с обязанностями и ответственностью человека. Личность,реализуя свои интересы, призвана соотносить их с интересами ближнего, семьи,местной общины, народа, всего человечества». Наконец, в религиозном контекстевысший смысл приобретает и идея прав человека. Права человека — это не самодостаточнаявеличина; она обусловлена нравственным содержимым: «Мы — за право на жизнь и против «права» на смерть, — декларирует Всемирный русский народный собор, —за право на созидание и против «права» на разрушение. Мы признаем права и свободычеловека в той мере, в какой они помогают восхождению личности к добру, охраняютее от внутреннего и внешнего зла, позволяют ей положительно реализоваться в обществе».
 Подавляющеебольшинство людей положительно восприняли идеи Декларации. Они нашли откликдалеко за пределами Всемирного русского народного собора и даже за пределамиРоссии и Русской Православной Церкви. В частности, в мае прошлого года нами,совместно с Папским советом по культуре, в Вене была проведена конференция «Датьдушу Европе». Участники этой конференции, в том числе с католической стороны,поддержали идеи, выраженные в Декларации, и приняли собственное коммюнике, котороесозвучно с Декларацией ВРНС. В частности, здесь идея прав человека увязываетсяс идеей нравственной ответственности. Именно в этом залог решения проблем, которыестоят сегодня перед Европой и в целом перед человечеством. Чтобы проиллюстрироватьсозвучность Декларации русского собора и православно-католического коммюнике,позволю себе процитировать один абзац из послания конференции: «Народы Европы,если они не вдохновятся глубокими нравственными принципами, характерными как для европейских религиозных традиций, так и для многих светских течений мысли,— не смогут достойно ответить на вызовы, которые ставит современный мир. Толькопрочное соединение принципов свободы и нравственной ответственности поможетобеспечить настоящее и будущее Европы, ее общественное благо». В июле того жегода в Москве состоялся Всемирный саммит религиозных лидеров, на который собралисьлидеры основных мировых религий. На саммите было принято коммюнике, котороепо основным своим мыслям также совпадает с идеями, выраженными в ДекларацииВРНС. В частности, религиозные лидеры заявили: «Человек – венец творения Всевышнего.Поэтому права личности, их защита и соблюдение на национальном, региональноми международном уровне являются важной заботой для нас. Тем не менее, наш опыттакже показывает, что без морального стержня, без понимания наших обязанностейни одна страна или общество не свободны от конфликтов и упадка. Грех и порокразрушают и личность, и общество. Поэтому мы убеждены, что закон и общественныйуклад должны в плодотворном согласии соединить приверженность правам и свободамс пониманием нравственных устоев, лежащих в основе человеческого общежития».Не только религиозные общины, но и часть секулярного сообщества выразила заинтересованностьидеями, озвученными в Декларации.
 В частности,мы это видим на примере Совета Европы, который пригласил Святейшего ПатриархаМосковского и всея Руси выступить в Страсбурге. Надеемся, что обсуждение Декларации,в том числе с представителями светского сообщества, будет продолжаться, и идеи,выраженные в ней, найдут еще более широкую поддержку. Данная Декларация содержитвзгляд православного человека на процессы, проходящие в современном обществе.Поэтому важно, чтобы она изучалась в школах, в том числе общеобразовательных.
 Подводя итогсказанному, можно с уверенностью утверждать, что нравственный кризис, которыйпоразил наше общество, может быть преодолен путем сотрудничества здоровых общественныхсил. Консолидирующую роль в этом процессе должна играть Церковь. Особое вниманиеи Церкви, и тех государственных и социальных институтов, с которыми она сотрудничает,должно быть уделено формированию мировоззрения у подрастающего поколения – не скоропреходящих идеологий, не поведенческих стереотипов, определяемых массовойкультурой, но убеждений, которые, сочетая свободу с нравственной ответственностью,возвышали и преображали бы человека, а через человека — и общество. Поэтомуборьба за возможность воспитания на этих началах есть борьба за будущее Россиии в каком-то смысле борьба за будущее всего рода человеческого.

Патриархияю.Ру

 
Архипастырь

Архиепископ Викентий совершил благодарственный молебен об успешном завершении трудового года в Свято-Георгиевском храме Дегтярска

 Екатеринбург,29 декабря, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».Год назад в Дегтярске был построенхрам во имя Святого Великомученика Георгия Победоносца. Церковное строительствостало возможным при помощи усердных трудов благодетелей. Помог коллектив предприятия«Уралавтоматика-инжиниринг», на территории которого возведено новоецерковное здание.  Хотя Свято-Георгиевскийхрам построен на заводской территории, молиться в нем могут все жители промышленногоДегтярска. Молитвенное помещение рассчитано на 150 человек.

 
Церковь и общество

В ближайшие дни на Ярославском вокзале откроется православная часовня

 На Ярославскомвокзале Москвы завершается реконструкция часовни во имя преподобного СергияРадонежского. Именно с этого вокзала паломники отправляются в Троице-Сергиевулавру, где хранятся мощи святого.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс