Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №7 (424) → Митрополит Калужский и Боровский Климент, управляющий делами Московской Патриархии: «Школа призвана воспитывать в ребенке гражданина Великой России, укорененного в ее истории, вере и культуре. Без этого сами по себе знания могут обернуться против стр

Митрополит Калужский и Боровский Климент, управляющий делами Московской Патриархии: «Школа призвана воспитывать в ребенке гражданина Великой России, укорененного в ее истории, вере и культуре. Без этого сами по себе знания могут обернуться против стр

№7 (424) / 15 февраля ‘07

XV Рождественские образовательные чтения

Слово на XV образовательных Рождественских чтениях

Ваше Святейшество! Ваше Блаженство! Преосвященные
архипастыри, Ваши Превосходительства, уважаемые члены

президиума, дорогие отцы, братья и сестры!

 Рождественскиечтения — это свидетельство глубокого интереса к проблемам духовно-нравственногообразования и жизненной необходимости его развития, о чем просто и кратко сказалА.С. Пушкин: «Знать Россию — это знать её тело, её душу и её дух. Знать её историю,географию, статистику, её словесность и искусство, её веру».
 За 15 летэтот крупнейший в России Форум стал для многих школой, дающей возможность приобщенияк огромному опыту православной культуры, открытия для себя высших ценностейчеловеческого бытия, которые должны лежать в основании любой системы образования.
 Это времяразвития сотрудничества Русской Православной Церкви и Министерства науки и образованияРоссии, богословов и специалистов в области светской науки, пастырей и тех,кто служит, оберегая родину, поддерживает правопорядок, заботится о здоровьелюдей, сохраняет и развивает культуру. Проводимые в рамках Рождественских чтенийконференции, круглые столы, семинары способствуют развитию во многих регионахразных форм взаимодействия Церкви с системой школьного образования в областидуховного просвещения. Само возникновение этого соработничества является естественнойреакцией народного организма, стремящегося к сохранению в жизни общества христианскойнравственности и возрождению духовных традиций. Поэтому представители всех слоёви групп нашего общества обращаются к Церкви в поисках духовной опоры, всё яснеепонимая, что без неё невозможно ни жить, ни творить будущее нашего Отечества.
 Россия нуждаетсяв одухотворённых гражданах, умеющих грамотно использовать гуманитарный потенциал,суммарный опыт исторического развития народа.
 Нравственная,интеллектуальная и творческая личность, образованная и воспитанная на базе отечественныхпедагогических и научных традиций, в отличие от нефти и газа, неисчерпаемоебогатство, вложение в которое с лихвой компенсирует и исчерпание природных ресурсов,и изменения конъюнктуры цен на ресурсы на мировом рынке.
 Современноеобщество ориентируется почти исключительно на научное знание, однако сегоднястало очевидным, что этого недостаточно для решения надвигающихся на человечествоглобальных кризисов. Настало время для нового осмысления важности мировоззренческогознания, базирующегося на истинах Откровения.
 Действительно,разрешение подобных проблем невозможно без оздоровления духовного и нравственногосостояния человека, без укрепления семьи. Борьба с детским сиротством и распространениемнаркотиков, защита общества от наплыва порнографии, пропаганды насилия и жестокостив средствах массовой информации только тогда будет эффективной, когда будетопираться на восстановление христианских норм в общественных отношениях и нравственности.В связи с эти видится полезным расширение соработничества государства с религиознымиобъединениями, поскольку Церковь имеет богатый духовный потенциал поддержкиграждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
 Народнаямудрость гласит: «Сильный народ доверят обучение детей только мудрецам». В связис этим мы обращаемся к руководству Министерства науки и образования с предложениемоб объединении усилий по введению в образовательные программы основ духовнойкультуры и этики. При этом хотел бы отметить, что, несмотря на десятилетия государственногоатеизма, мощную пропаганду западных ценностей православная вера жива и сильнав нашем народе.
 Будущее любойстраны во многом решается за школьной партой. Надо иметь мужество каждому из нас спросить себя — кто завтра будет созидать Россию? Духовно и интеллектуальновозрастающая нация или духовно опустошенный народ, для кого деньги важнее чести,совести, у кого нет понятия любви к ближним, к Родине? Не ответив на это – бессмысленнопроводить бесконечные реформы образования. Именно поэтому мы сегодня, преждевсего, должны поставить вопрос о том, как спасти наших детей, сделать их невосприимчивымик злу и способными творить добро. А это можно достичь одним единственным способом– дать воспитание, основанное на духовных корнях жизни государства и его народа.Ибо, как гласит народная мудрость, плода без дерева не бывает, а гнилое дереводаёт гнилой плод.
 Образование,из которого исключено слово о Боге, дающее знания о природе и социальном мире,не даёт познания внутреннего мира человека, то есть мира свободы от греха, миранравственного. Для молодого человека нравственный закон без веры в Бога становитсяморалью, а мораль в таком случае воспринимается как отвлеченная, абстрактнаякатегория.
 Формулируясегодня главную цель отечественной педагогики, следует сказать, что школа призвана,в первую очередь, воспитывать в ребёнке гражданина Великой России, укоренённогов её истории, вере и культуре. Без этого сами по себе знания могут обернутьсяпротив страны, которая дала образование.
 Следует признатьсоциально опасным утверждение, что средняя школа должна соответствовать нуждамрыночной экономики. Образование не может и не должно являться придатком экономики,главной целью обучения должен быть нравственный и интеллектуальный рост учеников.Да, нам нужны физики и экономисты, бизнесмены и менеджеры, но мы должны не забывать,что Россия всегда славилась Пушкиным и Достоевским, преподобным Андреем Рублевыми Васнецовым, Чайковским и Глинкой, и ее создали люди сильного духа святые князьяАлександр Невский и Дмитрий Донской, святитель Алексий Московский, преподобныеСергий Радонежский, Серафим Саровский, праведный воин Феодор Ушаков и другие,чьи имена знает весь мир.
 При несомненнойважности поддержания на должном уровне высшей школы как научно-образовательногоучреждения всё же именно средняя школа должна быть признана государством базовыми ключевым образовательным институтом, определяющим культурный, нравственныйи интеллектуальный уровень всего народа. Государство обязано сделать всё, чтобысреднее учебное заведение могло дать ученику глубокие знания широкого спектрадисциплин, практические навыки и навыки саморазвития, что позволит сформироватьсамостоятельную личность, способную найти достойное место в быстро меняющемсямире.
 В связи с этим в школьном образовании обучение, основанное на усвоении специальных научныхзнаний, должно быть дополнено элементами мировоззренческих знаний, в основекоторых лежит система духовных ценностей. И при всем понимании светского характеранашего государства нужно ясно отдавать себе отчет, что в вопросах формированиямировоззрения, особенно при изучении теорий происхождения жизни на Земле и процессовразвития человечества, религиозный фактор является не менее важным, чем научный.Да и какая наука может доказать, как зарождалась жизнь на Земле тысячи лет назад.Поэтому Православная Церковь не может оставаться в стороне от процесса формированиясистемы духовно-нравственных ценностей в специальных, особенно естественныхдисциплинах.
 Современнаяроссийская школа, к сожалению, в своих исканиях чаще обращается к методикамтипа полового воспитания, которые наносят вред физическому и нравственному здоровьюучащихся и являются разрушающими для сознания детей в понимании ими семьи.
 Современныйкризис образования проявляется, прежде всего, в том, что школа всё более обособляетсяот других институтов общества. И в первую очередь, от родителей и семьи, откудав неё пришёл ученик, и где ожидают, что школа будет способствовать не разрушению,а созиданию семейных и родовых ценностей, будет учитывать волю родителей, их духовные и мировоззренческие предпочтения. В тоже время, школа обособилась от научной среды, которая по своему положению должна определять содержательнуюи методическую стороны образования. В результате, в школе появляются низкокачественныеучебники и учебные пособия, далёкие от истинных научных знаний и практики.
 В Россиинеобходимо построить систему воспитания и обучения на принципах нравственногопросвещения, создать школу, которая станет центром воспитания просвещённой нравственнойнации и вернёт себе позиции лучшей интеллектуальной школы мира.
 Возникаетвопрос: можно ли выстроить духовно-нравственное воспитание в нашей стране внеопыта православной педагогики? Считаем, что практически это невозможно. Потому,что нравственность вне её духовных корней невозможна. Более того, без духовногофундамента мы не сможем даже говорить с учениками о нравственности. Об этомнемало пишут отечественные и зарубежные педагоги. Этот вопрос обсуждался и на заседании Общественной Палаты, и она считает, что «Духовно-нравственный компонентобщего среднего образования необходим для развития личности, воспитания нравственности,ответственного и безопасного поведения школьников». Реальной каждодневной задачейгосударственной и общественной школы, в связи с этим, должно стать выстраиваниеобразования и воспитания на ценностях евангельской этики и морали, систематическоедуховно-нравственное совершенствование подрастающего поколения в духе отечественныхтрадиций.
 Мы просимМинистерство науки и образования признать культурологическую значимость преподаваниядуховной культуры и этики во всех школах страны, и чтобы в федеральном стандартебыла «Образовательная область духовно-нравственная культура и этика». Непонятныпопытки заменить предмет, дающий нравственные и этические установки поведенияподрастающего поколения на преподавание истории религий, в том числе и тех,которые никогда не были духовной основой нации. И здесь возникает вопрос, почему,когда мы говорим о введении ОПК, нам отказывают, ссылаясь на права меньшинства,и при этом забывают, что и у большинства тоже есть право изучать свою духовнуюкультуру. К примеру, в Калужской области в 2005 году родилось 9015 детей, а было крещено в наших храмах 8631. Почему же эти дети, когда пойдут в школу не могут изучать ту духовную культуру, о принадлежности к которой заявили их родители.
 В США сегоднянет урока по религии, а в Германии, Бельгии он обязателен. Можно конечно настаивать,что опыт США единственно цивилизованный. А для России лучше укрепиться в решенииидти собственным путём, соответствующим нашей культурной традиции.
 В образовательнойпрактике подавляющего большинства стран Европы наблюдается широкое участие священнослужителейи мирян, представляющих свои церкви, в преподавании основ религии в школах.У нас такие единичные примеры есть, но в целом наблюдается очень настороженноеотношение к присутствию в школе представителя Церкви.
 Мы предлагаемв сфере образования и науки идти по пути не противостояния, а синтеза двух типовзнания — научного и мировоззренческого и соответственно двух типов познания — пути разума и пути веры. Вспомним, сколько сделал М.В. Ломоносов, чтобы прославитьотечественную науку. И был глубоко верующим человеком. Он писал, что «наукаи религия суть две сестры, и одна без другой существовать не могут». Бог даётнам разум. И от нас требуется использовать его наилучшим образом.
 Большое значениедля воспитания подрастающего поколения имеет личность учителя. Из современнойвозрастной психологии известно, что с поступления в школу, т.е. с семи или дажешести лет у ребенка меняются авторитеты. Место родителей в значительной степенизамещает учитель. Сам образ учителя вызывает у ребенка доверие. Ребенок, придяиз школы домой, начинает говорить маме: «А мне так учительница сказала». Тот,кто дает знания об окружающем мире, становится и нравственным авторитетом. Еслиучитель подаст пример безнравственности, если слово его расходиться с деломи жизнь не является образцом для подражания, то привести это может к цинизмув мировоззрении его учеников. Просто проявленные учителем несправедливость или жестокость могут вызвать у ученика такую нравственную травму, последствия которойбудут сказываться всю жизнь.
 Духовно-нравственныйпотенциал российских учителей ещё достаточно высок, несмотря на разрушительныепроцессы последнего пятнадцатилетия. Но достойный многовековых традиций российскойпедагогики учитель должен иметь достойные условия труда и жизни. Быть в центревнимания государства и общества.
 Не менееважным и весьма полезным представляется организация школ продлённого дня, в которой после обеда уроки приобретают более вольную форму, проходя в школьныхтехнических и художественных мастерских, лабораториях, актовых и спортивныхзалах. Крайне важно, чтобы была предоставлена возможности творческого развитиядля всех учащихся, а не только из обеспеченных семей, имеющих возможность оплачиватьвнеклассное обучение своих детей.
 Данный вопросимеет особую актуальность, поскольку жизнь современной семьи зачастую устроенатаким образом, что родителям физически не хватает времени для общения с детьми.Чада остаются предоставленными сами себе, будучи вынуждены самостоятельно искатьсебе занятие, дабы развлечь свою праздность и таким образом по известной пословицепраздность становится матерью пороков. Здесь необходимо и нашим приходам выходитьна новый уровень работы с молодежью, не только в рамках воскресных школ послеслужбы в воскресенье, но и в другие дни, создавая при приходах кружки творчества.
 Несомненно,самая главная проблема, которая является угрозой для будущего нашей страны,— это кризис российской семьи. Причины этого кризиса лежат не столько в бедственномматериальном положении людей, сколько в духовной сфере, в их сознании. СвятейшийПатриарх Алексий II, оценивая состояние общества, сказал: «Первопричины всехбед и несчастий, постигших современный мир, коренится в человеческом сердце.Только одухотворенный верой мир начинает жить полноценной жизнью, а человекобретает истинный смысл своего существования и способность к самоотверженнойсозидательной деятельности».
 В условияхглобального демографического кризиса общество обращает свои взоры на Церковькак на одну из немногих сил, способных встать на пути распада традиционных общественныхотношений и связей, чреватых постепенным вымиранием нации.
 Фундаментсемьи закладывается с самого рождения будущих супругов, так как именно в семьеребенок усваивает правила взрослой жизни. Еще Наполеон говорил: «Воспитайтемне матерей, а я покорю мир». Он имел в виду нравственных, верующих матерей.В наши же дни ребенок часто воспринимает отрицательный опыт — безнравственноеповедение взрослых, сквернословие окружающих, растлевающую теле- и видеопродукцию,демонизированные компьютерные игры и т.п. Все это оказывает тлетворное воздействиеи на самого ребенка, на его будущую семью, на его потомство. Современная семьявоспитывает людей, не способных к подвигу семейной жизни, не имеющих активнойгражданской позиции.
 Сегодня дажекрепкие, счастливые семьи направляют все свои силы на достижение любыми средствамиземного благополучия, оставляя в пренебрежении самое главное — любовь, Евангельскуюверу и жизнь по этой вере. В этих семьях вырастают эгоисты с потребительскимивзглядами на жизнь, чуждые духовной жизни и нравственных устоев, основанныхна вере и любви.
 Важное значениев семье имеет мать. Она учит ребенка основам духовной жизни, передает ему своюлюбовь. Понимая особую значимость матери в наши дни в деле воспитания детей,их подвиг и жертвенность и в целях поддержания многодетных семей Святейший ПатриархАлексий учредил «Патриарший знак материнства», первое вручение которого состоялосьв конце прошлого года.
 В обращенииАрхиерейского собора по вопросам демографии первоосновой сокращения народонаселенияназваны, в первую очередь, «…отход от идеалов святости семейной жизни, чистотыотношений между мужчиной и женщиной». Здоровая семья является ключевой, фундаментальнойценностью для нормальной жизнедеятельности общества и государства, в частности,для позитивного демографического развития. Но в современном мире супружестворассматривается как нечто архаичное, ограничивающее свободу человека. Вместоосвященного Церковью брака допустимыми считаются такие отношения между людьми,которые воспринимаются с позиций христианского мировоззрения постыдными и аморальными,растлевающими личность. Как писал святитель Филарет Московский: «От нарушениянравственных законов семейной жизни происходят дурные последствия для детей,общества и государства».
 Сегодня мывсе заинтересованы в созидании социальной и экономической стабильности, построениигражданского общества, живущего в атмосфере мира и взаимоуважения. В связи с этим думается, что Церковь, власть и институты гражданского общества должныбыть соработниками и партнерами на этом поприще, ибо у нас общие задачи.

Патриархия. Ру

 
Архипастырь

Архиепископ Викентий совершил чин освящения крестильного храма в селе Кашино

 Екатеринбург,26 декабря, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».Храм во имя Святого СтрастотерпцаЦаревича Алексия был построен в уральском селе Кашино два года назад. Началисьпостоянные богослужения, но строительные работы не прекращались.

 
XV Рождественские образовательные чтения

Протоиерей Димитрий Смирнов: «В частях, которые курирует батюшка, нет ни дедовщины, ни побегов, ни суицидов»

 Тема взаимодействияЦеркви и армии на прошедших недавно в Москве XV Международных рождественскихчтениях была одной из главных и горячо обсуждаемых. Идею возрожденияинститута военного духовенства в России многие воспринимают неоднозначно.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс