Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №5 (422) → Святитель Николай Сербский: Мысли о добре и зле

Святитель Николай Сербский: Мысли о добре и зле

№5 (422) / 1 февраля ‘07

Азы православия

Наука о нравственности

Наука о нравственности не отличается от химии как науки.

Человек не может понять химию, пока не начнет экспериментировать. И науку о нравственности человек не может понять без упражнения.

Поэтому науку о нравственности лучше изучать постепенно и полученные знания сразу же проверять через применение, чем всю полностью выучить наизусть, но откладывать даже начало ее применения.

В совершенстве знать христианскую нравственность может лишь тот, кто живет по-христиански.

Замечания о телесном

Христос никогда не сделал ни одного замечания по поводу тела человека.

Он не сказал Закхею: «Как ты мал!» Не сказал Иуде: «Как ты безобразен!» Не сказал расслабленному: «Как ты расслаблен!» Не сказал прокаженному: «Какой от тебя дурной запах!»

Христос постоянно общался с действительностью в людях, то есть с душами. Это Душа душам говорила, Душа души лечила и поднимала.

Говорить о телах присутствующих людей Христос считал неприличным почти так же, как серьезные люди считают неприличным говорить друг другу об одежде.

Поэтому когда человек заговорит с тобой, ты не думай о его теле, не оглядывай его тело, а смотри в его душу, проверяй его душу, вживайся в его душу — и тогда будешь его понимать.

И когда ты говоришь с человеком, не думай ни о своем теле, ни о его теле, а думай о своей душе и его душе, повторяя про себя: «Это душа душе говорит, душа с душой общается».

И тогда ты почувствуешь присутствие Бога между вами. И будешь понятым и понимающим.

Открыватель Бога и человека

Христос пришел открыть не только Бога, но и человека.

И когда Христос открыл исторического человека, оказалось, что за ним такой ужас и мрак, такое зловоние, такие несчастья и немощи, что совестливые люди до последнего дня истории будут со стыдом читать евангельский бюллетень больного человечества.

Какая там тупость в постижении истины!

Какая отчужденность по отношению к близкому другу!

Какое субботническое шарлатанство в вере!

Какая парализованность в доброделании!

Какая жестокость в осуждении праведника!

Какой мышиный страх за свою власть, честь и за существование!

Напрасно ты говоришь: «Да это же только иудеи такими были!» Типы евангельской драмы представляют микрокосмическую квинтэссенцию всего, что было и что бывает в душе человеческой, и в обществе человеческом, и в истории человеческой.

Поэтому и можно сказать, что Христос пришел, чтобы открыть не только Бога, но и человека — Врача и больного.

Против рассеянности

«Совокупивый разстоящаяся естества» — говорится о Христе в одном из церковных ирмосов.

А это означает, что Христос собрал наше разделенное, раздробленное и рассеянное существо.

Все мы рассеяны, пока не обретем тот центр, в котором существо наше может собраться, как рассеянные лучи в одном фокусе. Для Иисуса Христа таким центром был Живой Бог в Нем.

Ни одного вопроса Иисус не решал, не заглянув сначала в этот центр Своего Существа. Он всегда говорил из этого центра. Поэтому Он постоянно был нерассеянным, собранным. В любой момент Он был целостным, без раздробленности и рассеянности.

Его непрестанные молитвы были непрестанным общением с центром и непрестанным погружением в центр — постоянным собиранием и сохранением Себя.

Делай и ты также, и будешь подобен Христу. А быть подобным Христу — значит быть прекраснее солнца и могущественнее Вселенной.

Три окна

Три окна прорублены в небе для духовного человека: через одно он оглядывает ум очами веры, через другое — оглядывает сердце очами надежды, через третье — оглядывает душу очами любви.

Кто смотрит на небо только через одно окно, тот видит одну треть неба. Кто смотрит на небо через второе окно, тот видит иную треть неба. Кто же смотрит на небо через все три окна, тот видит все небо.

Святая Варвара некогда прорубила три окна в башне, в которую заточил ее отец-язычник, таким образом свидетельствуя свою веру в Святую Троицу.

Чтобы созерцать Божественную Троицу в единстве, мы должны осознать сами себя как троицу в единстве.

Ибо только троица может созерцать Троицу.

Любовь не одинока

Любовь никогда не одинока. Любовь не может быть одинокой.

Проповедование Бога как Любви началось тогда же, когда и проповедование Бога как Троицы. До того проповедовался Бог как Судья, в лучшем случае — как праведный Судья.

Любовь же не может означать разделенности. Любовь не может означать двойственности. Проповедование Бога как Любви началось тогда же, когда и проповедование Троического Единства.

Молитва

Всякая истинная молитва — это борьба со смертью и отрицание смерти. И всякая истинная молитва — это борьба за жизнь и утверждение жизни.

Что есть истинная молитва? Это молитва, которая делает тебя сильнее смерти; это молитва, с помощью которой ты одерживаешь победу над страхом и ужасом смерти.

Когда встанешь после молитвы и, заглянув в себя, почувствуешь, как и прежде, страх смерти, знай, что молитва твоя не была истинной.

Когда же встанешь после молитвы и, заглянув в себя, почувствуешь безразличие к смерти, знай, что молитва твоя была истинной.

И когда встанешь после молитвы и, заглянув в себя, почувствуешь желание как можно скорее соединиться с истинной жизнью, знай, что молитва твоя была победительной.

До того как быть распятым на Кресте, Христос уже победил один раз смерть. Это произошло во время молитвы в Гефсимании.

Гефсиманская молитва — единственный из всех когда-либо явленных человечеству и оставленных в наследие образцов совершенной битвенной и победительной молитвы.

Над политикой и торговлей

Когда Христос используется как орудие земной политики, земной славы и богатства, Он перестает быть орудием спасения. Иными словами: когда Христос используется как средство получения низших благ, Он становится причиной потери высших благ.

Кто привлекает к своей торговле Христа, тот оказывается в самых опасных условиях торговли.

Кто поднимает меч против Христа, тот на острие меча держит свое сердце.

Двадцать столетий истории не увеличили значимость Христа, а подтвердили. К Его исполинскому величию и Его духовному целительству невозможно ничего прибавить, как и невозможно ничего убавить. Его безусловное послушание Отцу, Его смирение, унижение, страдание и человеколюбие история подтвердила как единственное надежное средство исцеления души и единственный способ верной победы.

Земля и географическая карта

Христианское понимание мира соотносится с кабинетными философиями так, как земля соотносится с географической картой.

Иногда, правда, карта выглядит красочнее и привлекательнее земли, но даже на самой лучшей карте ни источники воды не бьют, ни пшеница не произрастает.

 
Церковь и общество

Современный студент относится к вере очень серьезно, считает протоиерей Максим Козлов

 Молодые высокообразованные люди — сегодняшнее лицо Русской Православной Церкви, полагает настоятель домового храма Святой Мученицы Татианы при МГУ протоиерей Максим Козлов, передает «Интерфакс».  «Молодые люди, в отличие от пожилых, не задерживаются на бытовом уровне восприятия Православия.

 
Церковный календарь

6 февраля — память преподобной Ксении

 Преподобная Ксения, ныне прославляемая, в миру Евсевия, дочь знатных и богатых родителей, живших в Риме, с самого детства своего возлюбила Христа и желала посвятить всю свою жизнь на служение Ему. Но узнав, что родители устраивают ее замужество с одним равным ей по богатству и знатности юношей, что уклониться от союза с ним не удастся, Евсевия рассудила по слову апостольскому, что «несправедливо перед Богом слушать людей более, чем Бога» (Деян.

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475