Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №2 (419) → Протоиерей Алексий Мороз: «Не задумываться о смысле жизни – это глубоко неверная и порочная установка»

Протоиерей Алексий Мороз: «Не задумываться о смысле жизни – это глубоко неверная и порочная установка»

№2 (419) / 8 января ‘07

Азы православия

В этой теме:

Азы православия
Что нужно знать о святой воде

Беседа в прямом эфире православной телекомпании «Союз», 21декабря 2006 г.

 - Здравствуйтедорогие телезрители! В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой».

Сегодня наш разговор мы посвятим двум тайнам: тайне жизни и тайне смерти.
 Что для нас окажетсяболее таинственным: жизнь, о которой мы хоть что-то знаем, или смерть, о которойнам мало что известно? Сегодня у нас в гостях кандидат педагогических наук,член Союза писателей России, заместитель председателя Собора православной интеллигенциигорода Санкт-Петербурга протоиерей Алексий Мороз.

 Здравствуйте,батюшка!
 В чем заключаетсятайна жизни, и одно и то же ли тайна и смысл жизни?

 - Можно сказать,что смысл жизни для многих людей таинственен и до конца не понятен, особенноу тех людей, которые не нашли Бога, которые не нашли Христа, и не определилисьзачем они живут, куда они идут, и что ждет их за порогом этой временной, проходящейжизни. Хотя в Священном Писании мы сразу же находим такие слова, что сотворилГосподь Бог человека по образу Своему и по подобию. Человек создан по образуБожию, то есть наделен бессмертной душой, наделен умом, наделен свободой воли,наделен совестью, наделен способностью любить. Любить даже до смерти и смертикрестной. Вот это и делает его образом Божиим, это отличает его от мира животного.И мы видим дальнейшую установку, которая дана была человеку – уподобляться Богу.«Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный», – сказано в Священном Писании.То есть бесконечное духовное совершенство. И преподобные отцы наши, и СерафимСаровский, и Сергий Радонежский, говорили о смысле и цели жизни человека как о стяжании Духа Святого, как о становлении святым. Каждый из нас призван бытьсвятым. А кто такой святой человек? Это тот, кто дал Богу жить в себе, кто сталпроводником воли Божией в этом мире, кто уподобился Христу своими мыслями, чувствами,поступками, кто идет по дороге духовного совершенства. Этот смысл жизни, как смысл бесконечного духовного развития, как явления воли Божией здесь, на земле,через себя, является главным и глубинным смыслом жизни человеческой, его бытия.Если хотите, тайны бытия.
 В свете сказанногосовершенно становится понятна и тайна смерти. В народе бытует такое мнение:«Никто еще оттуда не приходил, никто еще толком не знает, что там есть и есть ли что вообще». Глубокое заблуждение. Приходил. И приходил, прежде всего, Христос.Христос Воскресе! Христос Воскрес! А до Своего Воскресения Христос воздвиг из гроба Четырехдневного Лазаря.
 В этом годумне пришлось в марте месяце побывать в Иерусалиме и быть в пещере ЧетырехдневногоЛазаря. И когда спускаешься вниз, проходишь по этим каменным сводам, дотрагиваешьсядо этих стен, думаешь: «А ведь они помнили мертвого Лазаря. Они помнили, как мертвый, обвитый пеленами, по слову Господню восстал и пошел». И не просто пошел,а жил еще 19 лет и был первым епископом острова Кипр.
 Мы видим:смерть побеждена жизнью, смерть побеждена Богом. Вот мы уже видим и воскресениеЛазаря, и Воскресение Христа, и также читаем в Евангелии, что после крестнойсмерти Христа и Его Воскресения многие святые воскресли и явились в городе многим.То есть мертвые восстали. И пошли, и проповедовали и говорили о ВоскресенииХриста. Также мы знаем, что ни раз и ни два были случаи, когда из загробногомира являлись умершие и рассказывали, и говорили, и наставляли людей, подвигаяих к более внимательной и глубинной жизни, жизни внутренней.
 К сожалению,в современном обществе распространена такая мысль, что не надо задумыватьсяо смысле жизни. Живи, как живется. Это глубоко неверная и порочная установка.Это установка нашей массовой культуры, массового сознания. «Пей пепси колу»,«дыши футболом», «сникерсни», «расслабься, не думай ни о чем». Живи по своимстрастям. Это идеология гедонизма, неоязычества, возрождение язычества. «Живипо своим страстям, исполняй свои прихоти и малейшие свои пожелания, влечениясвоей испорченной воли и влечение своей испорченной плоти». Хочешь пьянствовать– удовлетвори себя, не отказывай. Хочешь объедаться – объедайся. Хочешь – блуди,и в этом себе не отказывай. Главное, чтобы тебе было хорошо и комфортно.
 Это порочнаяидея нашей порочной цивилизации. Ведь вообще как была цивилизация задумана?Было задумано создать Царство Божие на земле без Бога. То есть удовлетворитьвсе страсти и прихоти человека таковым образом, чтобы ему не приходилось ничегохотеть иного, чтобы он полностью был удовлетворен во всем, только бы жил и радовался.Эта безумная идея породила и нашу цивилизацию, и наш комфорт в бесконечном развитии,всепоглощающем влиянии.
 Давайте посмотрим,а сделал ли комфорт человека счастливей? И мы тут узнаем, что нет. Мы, например,узнаем по статистическим данным, что 100 процентов жен современных «новых русских»больны истерией, что и сами они, зачастую – больные нервные люди. Деньги не приносят счастья. Вещи не дают радость душе. Потому что счастье и радость –это особое душевное состояние человека, которое может возникнуть только тогда,когда будет исполнен смысл его жизни. А известно, что человек создан Богом,и создан для Бога. И, как говорил Тертуллиан: «Душа каждого человека – христианка».Удовлетвориться, найти полный покой, внутренний мир, счастье, человек может,только найдя Бога, стяжав Духа Святого и соединившись с Ним в своей душе.
 Когда человексоединится с Творцом мира, когда он окунется в тот океан любви, которым являетсяБог, когда такая же любовь возникнет в его сердце ко всей твари, вот тогда толькоон может стать счастливым. А все остальное: наука, искусство, спорт – это всевременные суррогаты, которыми пытается человек заменить свою тоску по Богу,свою тоску по вечной жизни. Они никогда не могут дать ему не то что счастья,а даже глубокого полного внутреннего удовлетворения.
 - Отец Алексий,но ведь существуют такие люди, которые живут без Бога, но они живут по каким-то своим совестливым, праведным законам. По сути дела, они соблюдают десять заповедей,просто не отдают себе отчета в том, что это Божии заповеди, они не поклоняютсяБогу. Они, может быть, так делают не во славу Божию, но тем не менее живут нормальнойдобропорядочной жизнью. Что Вы можете сказать про таких людей?
 - Вы самисейчас сказали: «Они живут по своей совести». Давайте этимологически рассмотримсодержание слова. «Со-весть» – совместная весть. Весть, которая заложена в сердцекаждого человека Богом. Это та духовная матрица, ориентируясь на которую человекопределяет, правильно он поступил или нет, добродетельно или порочно.
 Есть выражение:«Человек с сожженной совестью». Человек, который постоянно нарушает голос своейсовести и повторяет грех, постепенно убивает голос Бога у себя внутри. В концеконцов, голос замолкает, и человек полностью предается порокам.
 Люди, в которыхжива совесть и которые руководствуются ею в своих поступках, они даже в какой-то мере исполняют Божий закон. Просто в силу сложившихся исторических, может быть,семейных традиций, они еще осознанно не пришли ко Христу. Но внутренне, еслиони руководствуются совестью, они живут по тем правилам и установкам, которыедал им Господь. Ведь что вообще такое законы Божии? Это не что-то искусственнонадуманное, выдуманное и спущенное Творцом в наш мир, чтобы человеку посложнеездесь жилось. Нет. Это законы духовного бытия. По этим законам устроен наш духовныймир.
 Как наш мирсуществует строго по законам материальным, мы все знаем с вами: законы тяготения,также и другие законы, и если мы их нарушаем, мы причиняем себе вред или гибнем.Потому что так устроен мир. Не потому что это плохо или хорошо, но он устроенпо этим законам. Хочешь жить – руководствуйся ими. Не прыгай с большой высоты,не пытайся ходить по огню, не пытайся дышать под водой – погибнешь. Мы руководствуемсяи – сохраняем свою материальную жизнь.
 Но точнотакие же законы есть в мире духовном. И когда Господь дал их человеку, Он сказал:«Милый, дорогой человек! Мир устроен так. Не нарушай их, иначе навредишь себе».
 А человекговорит: «Нет. Не наврежу». Ему говорят: «Не садись на сковородку – сгоришь».«Нет, – говорит человек. – Не сгорю, а погреюсь». Садится и сгорает. Так вот,чтобы жить в этом мире и не приносить себе страшные раны в духовном, а потоми в физическом плане, нужно руководствоваться законами Божиими. Потому что Тот,Кто сказал: «Не укради», Тот сказал и «Не убей», потому что любая добродетельдуховно возводит человека к Богу, открывает его для сил добра. А любой грехоткрывает его для сил демонических и в большей силе повергает его к злу. И не возможно угодить Богу, иметь счастье и жить правильной жизнью, если ты согрешаешьхоть против какой-нибудь одной заповеди.
 Есть многолюдей, которые добры, отзывчивы, но пьяницы. Пьяницы – и все. Все их добро перечеркивается,уничтожается этим грехом. А есть другие люди, которые не пьют, не курят, помогаютближним, но блудят и пребывают в этом смертном грехе и зачастую даже не считаютэто за грех. Но это грех смертный и через него нечистый дух имеет власть над подобной душой, и она так же гибнет, не может стяжать Духа Святого, не можетстяжать никаких добродетелей, пока этот грех не оставит. Это тот канал, тотпроводник, через который злые, темные силы овладевают душой человека, губятего. Но мало того, что они губят его. Они губят его потомство, они губят егород. Ведь мы знаем, что сказано в Священном Писании: «Благословение Господнедо седьмого колена праведника, а проклятье Божие для третьего-четвертого коленагрешника».
 Мы здесьпереходим к такой тайной, для многих телезрителей неизвестной области, как родовойгрех. Грех, который передается от поколения к поколению. Расположенность к этомугреху. По данным современных шведских ученых, если отец алкоголик, то вероятностьтого, что сын будет алкоголиком в 6 раз выше, чем в нормальной семье. А еслимать была алкоголичкой, то вероятность того, что дочка будет алкоголиком – в 3 раза выше. А если еще и дед был алкоголик, и сын был алкоголиком, то вероятностьтого, что внук будет алкоголиком – в 9 раз выше, то есть практически 90 процентов,что он будет алкоголиком и пьяницей.
 Таким образом,если какой-то грех закрепляется в поколениях: агрессия, злоба, блуд, пьянство– он передается уже наследственным образом. И проклятье такое ложится на родэтот. Если он не пресечется, этот грех, не остановится на ком-либо из потомковпокаянием, молитвой, может быть, принятием монашества, – такой род исчезаетс лица земли.
 Почему? А потому что он вырождается. Известно, что появляются психические заболеванияв этом роду. А когда возникают психические заболевания, человек сумасшедший,как правило, не имеет потомства.
 Второй момент,признак вырождения – это ненормальные сексуальные ориентации, когда человекне стремится к продолжению своего рода, а начинает устремляться в различногорода извращения. Естественно, такой человек не может иметь потомства. И он обреченна вырождение. Врожденные физические недостатки. Такие, как, например, «лошадинаястопа», и прочее. Это тоже в результате грехов рода родительского. Так род пресекается,он вырождается, исчезает с лица земли. И когда нам зачастую на экране телевизоровпоказывают извращенцев, прыгающих, пляшущих…
 - Это что, значит,в их родне были алкоголики?
 - Нет, не алкоголики. Проклятье лежит на этом роде. Этот род проклят. Мы не знаем, какойтам родовой смертный грех, но это, безусловно, результат родового смертногогреха. Это вырожденцы. От них не может быть потомства. Проклятье Божие явнолежит на этом роде. И когда нам предлагают их как пример для подражания, – ясно,что мы должны их отринуть. Это, наоборот, результат неправильной жизни несколькихпоколений этого рода.
 - Батюшка, многиегрехи происходят, потому что мы телесны, так скажем. Вот блуд, чревоугодие.Не проще было бы нас избавить от тела, и вот тогда бы не было, может быть, большинствагрехов? Зачем нам тогда дали тело, если именно через него мы грешим?
 - А как Высчитаете, гордость от чего?
 - Я думаю, что гордость отчасти тоже может быть. Красота телесная – это гордость, ум – этогордость.
 - Ум же этоне тело.
 - Ну, это всеравно, наверное, работа мозга, так скажем.
 - Не всегда.Гордость, тщеславие, самолюбие, зависть – это не телесные грехи. Это грехи душевные.А есть телесные грехи: чревоугодие, блуд, пьянство.
 А ненависть,злоба? Эти грехи опять же не телесные, да? То есть грехи не от тела. Грехи не от души. Грехи от произволения человека. Вначале человек был создан, как мызнаем, без всякого греха и без всякого зла. Ибо все, что сотворил Господь, как сказано в Священном Писании: «зело добро», то есть очень хорошо, беспорочно.Но человеку дана была свобода совести. Этим он и подобен Богу.
 Он можетпринять Бога или отринуть Его. Поступить так или иначе. И ничто не довлеет над его решением. Но за свое решение он отвечает своей жизнью. И вот восходим к первородному греху, когда наш праотец, прародитель Адам не выдержал дьявольскогоискушения. А дьявол искушал его знанием. Он говорил: «Сорви с этого древа добраи зла». «Нет, – говорила Ева, – нет! Господь сказал, что мы умрем, если вкусим».«Не умрете, – врал дьявол, воплотившийся в змея, – но будете как боги, ибо будетезнать, что такое добро и зло». И вот недоверие к Богу, желание самим, своимисилами взять то, что якобы скрывает Бог от человека, и послужило мотивом этогопреступления. Человек нарушил заповедь, сорвал яблоко, вкусил его, и что жеон увидел? Стал как Бог? Нет. Он просто увидел, что он голый, обнаженный, в нем проснулись страсти, и через эти страсти он стал подвластен дьяволу. Ибородоначальник всякого зла, всякого греха, всякой гордости есть дьявол. И когдачеловек начинает творить страсти, творить грехи, он начинает выполнять волюдемоническую, подпадает под демоническое влияние и становится орудием его злойволи здесь, на земле. Ведь как говорили святые отцы, и как писал наш известныйписатель Федор Михайлович Достоевский, – Бог и дьявол борются друг с другом,и место борьбы их – сердце человека.
 Человек самвыбирает в каждом своем поступке, в каждой своей мысли, с кем он: с Богом или с дьяволом. Я бы сказал несколько иначе: человек борется с дьяволом в своемсердце с помощью Божией. Он может выбрать или Бога, или мир падших духов. Выбравстрасти, человек выбирает страдания. Ведь слово «страсть» и происходит от слова«стра-дать», мучиться. И поэтому человек, увлекаясь каким-либо грехом, ища в нем наслаждения, псевдорадости, псевдосчастья, –на самом деле находит толькобеды, горе, страдания в этой жизни, а самое страшное – воздаяние в вечности.
 Мы сейчасперешли к одной из важных тем нашей сегодняшней беседы – смысл смерти.
 - Да. Зачем умиратьесли потом все равно будет воскресение?
 - Зачем умиратьи, главное, что с тобой будет после смерти? Так вот, дорогие мои, давайте вспомнимдля начала, что говорят об этом святые. Святой апостол Павел писал в своем посланииапостольском: «Для меня жизнь – Христос, а смерть – приобретение. И хотел быя разлучиться с этой моей телесной храминой и соединиться с любящим меня Господом,ибо это несравненно лучше, чем жить здесь, на земле. Но для вас нужно, чтобыя был здесь».
 Дальше. Мывидим обряд погребения у первых христиан. Они все одевались в белые одежды.Они с радостью и пением провожали усопшего в последний путь. Они понимали –кончился путь жизненных испытаний. Человек выдержал экзамен. Он подготовилсяк вечности. Он собрал себе добродетели. Он победил дьявола, потому то не пошелпо пути страстей и соблазнов. Он стал святым. Он выходит в вечную вечность.Прибавился еще один молитвенник на небесах за род христианский. И торжествуетпобеду человека над смертью и дьяволом.
 А смертьстрашна только в том случае, если человек жил во грехе, потому что когда умираетчеловек, живший во грехе, для него только начинаются все страдания и мучения,потому что человек берет с собой в вечную вечность то, что собрал в своем сердце,живя здесь, на земле. Все это только получает свое дальнейшее развитие.
 - Батюшка, простите.Звонок от телезрителя: «Здравствуйте! Батюшка, хочу Вам такой вопрос задать.У меня муж умер. Вещи, куртки остались. Можно сыну носить? И золотой крест,и цепочка? Можно ли нам носить эти вещи? Мне сказали, что золотой крест нельзяносить. Что это его был крест и цепочка тоже».
 - Я считаю,что можно носить. Надо просто освятить и окропить святой водой все это. Прочестьмолитву на освящение всякой вещи (она есть в каждом молитвослове) и спокойноносить, ни о чем не задумываясь. Потому что всегда дети носили вещи родителей,считали их реликвией и бережно относились к ним. Почему не рекомендуют носитьвещи неизвестных людей? Потому что, отчасти, бывает так, что вещи впитываютопределенную информацию, которая находилась в этом человеке и в его теле. Ведьсказано: «С преподобным преподобен будеши, а с неправедным и развратишися».
 Действительно,к вещам святых мы относимся с великим почтением, считаем их великой святыней,прикасаемся к ним, и от них получаем исцеление и помощь, потому что они пропитанытой Божественной энергией, Божественной благодатью, которая находилась на святом.
 А вещи людейстрастных, греховных, они могут нести в себе начатки этих страстей, которыемогут через вещи передаваться и другому человеку. Вот почему неизвестную намвещь, или вещь человека какого-то порочного носить не стоит. Не нужно это делать.
 - Бытует мнение,что, надевая чужой крест, ты как бы его крест берешь на себя.
 - Нет. Эточисто простонародное мнение. Никакого, конечно, отношения к реальности оно не имеет. Могу вам сказать, что, наоборот, фамильный крест всегда ценился. Как фамильные иконы, которые передавались от поколения к поколению. Фамильный крест,который носили твои дед и прадед, вот тот же, допустим, старинный золотой крест,всегда люди потом освящали, брали и носили на себе. И здесь еще и, наоборот,связывалась духовная связь с их предками и укреплялась эта связь. Особенно,если предки были верующими людьми. Ведь известно, что если человек перешел в иной мир, живя праведно, молясь Богу, то он имеет дерзновение перед Богом. И он молится и за своих потомков, и за весь свой род, и молитвы его оказываютблагое воздействие на весь род. И, конечно, если Вы вещи носите таких людей,что же в этом может быть плохого? Тем более, как говорится, отца, который любили сейчас любит своего сына, ибо Бог есть Бог живых, а не бог мертвых.
 У Бога нетмертвых. Все в Боге живы. Умершие видят и нашу жизнь, и участвуют в ней, еслиимеют такую возможность, своими молитвами, и в курсе происходящих событий. Мывсе едины. Смерти как уничтожения нет. Есть просто переход в вечность. А какойона будет?
 Вот простойпример: возьмем того же пьяницу. Когда-то, может быть, он был и хорошим, и добрымчеловеком, но постепенно круг интересов его сузился. Ему стало нужно толькоодно – достать, выпить, пережить ощущение алкогольного опьянения, потом опятьопохмелиться – и так бесконечно замкнутый, злой круг. Когда такой человек умирает,страсти еще больше усиливаются, ибо нет посторонних раздражителей. Страсть пьянства,мука похмелья становятся невероятно сильными и не могут удовлетвориться, иботела нет. И вот это страдание дикого похмелья будет с ним вечную вечность. Человекбудет гореть в пламени своих страстей.
 - А у него нетшанса больше…
 - Нет. Смертьподводит черту. Вот ежели в человеке много и доброго, но есть плохое и за негоидет молитва близких и молитва Церкви, – вот тогда, до Страшного Суда, действительно,у человека есть шанс. Ибо, почему наша Церковь молится за своих чад? Потомучто Господь, внимая молитвам Церкви, милостыне, молитве ближних, может изменитьзагробное состояние усопших, изменив состояние их души. Усилив добродетели,умирив страсти. Известно, что это оказывает огромную пользу усопшим – молитваЦеркви и молитва ближних.
 Но послеСтрашного Суда ничего изменить будет практически невозможно. Но у закоренелыхгрешников, которые в грехе закоренели и добра не знали, не стремились к нему,– изменить состояние будет врят ли возможно, ибо их состояние можно назватьхулой на Духа Святого.
 - Спасибо Вамза беседу! Благословите, пожалуйста, наших зрителей.
 - Бог да благословит всех телезрителей. Дай Бог вам крепости, силы, здравия, жизни по совести, по заповедям Господним и чтобы благословение Господне и помощь Божиявсегда были с вами. Храни вас всех Господь!

Беседовала Юлия ФАРБШТЕЙН.

Расшифровка аудиозаписи – Денис ДЕНИСОВ.

 

В других номерах:

Азы православия

Что нужно знать о святой воде

 ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИСВЯТОЙ ВОДЫ  Всю нашужизнь рядом с нами великая святыня – святая вода.

 
Церковный календарь

18 января — память священномученика Феопемпта, епископа Никомидийского, и мученика Феоны Волхва

 Воспоминаемыйныне святой Феопемпт был епископ Никомидии (в Малой Азии) и жил во второй половинеIII века, при римском императоре Диоклетиане. Он первый пострадал от гоненияна христиан в Малой Азии, отказавшись в присутствии самого императора кланятьсяидолам и приносить им жертвы.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс