Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №46 (415) → Вопросы на исповеди

Вопросы на исповеди

№46 (415) / 8 декабря ‘06

Азы православия

(Продолжение.

Начало в № 35–45)

 
Девятая заповедь блаженства

 Блажени есте,егда поносят вам, и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради.Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех.

 Любишь литы Иисуса Христа, своего Господа и Спасителя, избавившего тебя от смерти Своимикрестными страданиями и исполняешь ли Его святое учение? Простирается ли твоялюбовь к Нему и Его спасительному учению до готовности положить душу свою за верность своему Царю и Богу и Его святому закону, как делали то святые мученики?Уподобляешься ли ты святым мученикам в распинании, то есть обуздывании своейплоти со страстями и похотями ее, то есть с ненасытной жаждой к удовольст-виям,к неге, роскоши, ко гневу, мести, гордости, зависти и т. п. порокам?
 Вовек не забывай, что Господь обещает великие небесные блага всем верным Своим рабам,всем положившим за Него жизнь свою, или пострадавшим за Него мученически, или даже потерпевшим за Его святое имя и за верность Его учению какие-либо гоненияили неприятности: радуйтесь и веселитесь, яко мзда ваша многа на небесех (Мф.5, 3–12).
 Не виделтого глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовилБог любящим Его (1 Кор. 2, 9). За час блаженной жизни в раю человек отдал бывсю свою земную жизнь, если бы был в состоянии это сделать.
 Вот почемусвятые мученики с такой радостью шли на мучения за Христа: ни огонь, ни дикиезвери, ни острые мечи, ни голодная смерть, никакие пытки не могли заставитьих отречься от Иисуса Христа и любви к Нему. Вот почему святые подвижники в пустынях, вертепах и пропастях земных изнуряли себя трудами, постом и молитвоюв борьбе со страстями и похотями. Помни, что Господь не оставляет верных Своихслуг без Своей всесильной и благодатной помощи. Он как бы так говорит всякомуиз них: «Не унывайте и не отчаивайтесь, верные Мои последователи, возвещающиелюдям словом и делом правду Мою и с твердостью необоримой, до изгнания и смерти,стоящие за истину Мою, за заповеди Мои: Я буду вашей подпорой, вашей силой,вашим утешением, вашим блаженством внутренним при всех ваших злостраданиях,при всей трудной борьбе с греховными наклонностями вашей природы, поврежденнойгрехом, при всех напастях и скорбях, при всех истязаниях и мучениях за имя Мое.Якоже избыточествуют, то есть умножаются, страдания Христова в нас, тако Христомизбыточествует и утешение наше (2 Кор. 1, 5); потому что при всех скорбях, изгнаниях,мучениях — внутрь вас буду Я Сам, будет царство Мое, царство мира и радостив Духе Святом. Изгонят ли вас из отечества, но тому, кому Сам Бог сделался черезМеня Отцом, отечество — небо, как говорит апостол: наше житие на небесех есть(Филип. 3, 20), или, как говорится в молитве Моей: Отче наш, Иже еси на небесех:ибо где Отец, там и отечество; на небесах Отец, там и отечество, там соберутсяи все чада Его; имение ли отнимут у вас, – но у того, кто следует стопам Моим,есть имение лучшее, вечное, на небесах, а не преходящее, как сон, имение на земле; — лишат вас честного имени, чинов, отличий, но не лишат вас имени христианина,имени чад Божиих, звания наследника Божия и сонаследника Христова, печати дараДуха Святаго, а эти имена и отличия честнее всех имен и отличий мирских; лишат ли вас самой жизни, — но не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити;убойтеся же паче Могущего и душу и тело погубити в геенне (Мф. 10, 28). И словоГосподне сбылось в точности: изгнанники и мученики за имя Христово еще в земнойжизни, при всех гонениях, скорбях, лишениях, мучениях, торжествовали над своимигонителями, радовались и веселились, идя на лютые мучения, как будто шли братьцарство, имели царственный дух, царственное величие, непобедимое терпение, и своею верою и своим терпением посрамляли всех своих мучителей-царей и игемонов,— а по смерти наследовали самым делом царство небесное и теперь царствуют со Христом, по слову Его: Побеждающему дам сести со Мною на престоле Моем, якожеи Аз победи, и седох со Отцем Моим на престоле Его (Откр. 3, 21).

 Общее увещаниекающихся по руководству девяти заповедей блаженств
 Итак, следуйпо путям, ведущим к вечному блаженству: исполняй заповеди о блаженствах. Помни,что эти пути безошибочны и прямо ведут ко спасению, ибо они указаны Самим Господомнашим Иисусом Христом, Который есть истинный путь, истина и жизнь вечная. Знай,что в мире действует непрестанно нравственный закон Бога, по которому всякоедобро награждается внутренне, а всякое зло наказывается; зло сопровождаетсяскорбью и теснотой в сердце, а добро — миром, радостью и пространством сердца.Этот закон неизменен: он — закон неизменяемого, всесвятого, праведного, премудрогои вечного Бога. Делающие добро или исполнители этого нравственного или евангельскогозакона (он тоже — нравственный закон, только совершеннейший) будут непременнонаграждены вечной жизнью, а нарушители и не покаявшиеся в нарушении будут наказанывечной мукой.
Так как христианин должен руководствоваться в своей нравственной деятельностине только десятью заповедями закона Божия, но и высшим развитием и дополнениемв девяти изречениях о блаженствах, то вне всякого сомнения, что на исповедине только уместно, но и весьма необходимо испытать свою совесть по этим последним.

ВОПРОСЫ НА ИСПОВЕДИ
ПО РУКОВОДСТВУ ДЕВЯТИ ЦЕРКОВНЫХ ЗАПОВЕДЕЙ

Первая церковная заповедь

 Она предписываеткаждому молиться Богу с сокрушением и умилением сердца и исполнять уставы Церквиво все воскресные и праздничные дни, то есть слушать утреню, Литургию и вечерню(Лк. 18, 1; Ефес. 6, 18; Сол. 5, 17).

 1. Просишь лиу Бога Его всесильной и спасительной помощи, без которой ты и одну минуту не можешь прожить?
 Помни, сынмой, что молитва для христианской души то же, что пища для тела, что вода для дерева и рыбы.
 «Все людиимеют потребность в молитве не менее той, — говорит святитель Иоанн Златоуст,— какую имеют дерева в воде; ибо как они не могут приносить плодов, не принимаясока от корней, так и мы, не будучи напоеваемы молитвами, не можем приноситьв изобилии многоценных плодов благочестия». «Если ты лишишь себя молитвы, —говорит он же, — то сделаешь то же, как бы ты извлек рыбу из воды; ибо как водасоставляет жизнь рыбы, так жизнь твою составляет молитва. Через молитву, как через воду, можно воспарить, прейти небеса и приблизиться к Богу» («Христианскоечтение», 1835 г., ч. III, стр. 8).
 «Хитра и осторожна птичка, не дает поймать себя ловцам на просторе мира Божия, и когдавидит, что к ней приближается кто-нибудь и хочет схватить ее, сейчас взлетаетот земли вверх и таким образом избавляется от ловящих. Так и христианин долженбыть мудр и бдителен, чтобы не поймал душу его ловец бесплотный. Душа наша,как птичка небесная, диавол — злобный ловец, ищущий поглотить чью-либо душу.Как птичка, возлетая горе, тем самым спасается от ловца, так и мы, когда видимврага — диавола, ловящего нашу душу земными вещами, должны оставлять их немедленносердцем своим, ни на мгновение к ним не привязываясь, и возлетать горе своимипомышлениями ко Господу Иисусу, нашему Спасителю, и таким образом легко избавимсяот сети ловчи» («Моя жизнь во Христе» св. Иоанна Кронштадтского, т. I, изд.1894 г.).

 2. Молитесь ли вы, по заповеди апостольской, непрестанно?
 «Надо постаратьсяприобрести навык — не считать окончания молитвословия концом молитвы… а и после того считать долгом быть на молитве… Это исполняется памятованием о Боге, неотходным, с благоговением и преданием себя в волю Божию. Тогда у васбудет на душе… что отходя от молитвословия, вы не отходите от молитвы, — а только переменяете один вид ее на другой. Можно ходя и сидя творить молитвы,какие знаете на память, а иные исполнять или заменять Иисусовой молитвой».
 «Как толькооткроете глаза после сна, тотчас к Господу устремляйте мысль и будете с Ним…На сие и назначена молитва Иисусова. — Домашнее правило и в церкви бывание —к тому же направляет… И во время рукоделия тоже все с Господом следует быть…»
 «У святогоВасилия Великого спрашивали: как непрестанно молиться? Он отвечал: «Имей в сердцемолитвенное расположение и будешь непрестанно молиться. Руками работай, – а ум к Богу возноси». Апостолы всю землю обошли, сколько трудов!… А между темнепрестанно молились. И заповедь эту они писали. Дух веры, упования и преданностив волю Божию — вот что надо разогревать в сердце» (Свт. Феофан. См. «Душеполезноечтение» за 1895 г., т. I).

 3. Сердечно ли или внешне, формально совершаете молитву?
 «Помни, что не в словах и поклонах дело, а в возношении ума и сердца к Богу. Можно все словамолитв проговорить и много поклонов сделать, а о Боге совсем не вспомнить или вспомнить кое-как, с рассеянной мыслью и блужданием ума. И следовательно, не молясь, исполнить молитвенное правило. Выйдет кривляние и фиглярство пред Богом.Избави, Господи! Со страхом и трепетом надо совершать дело Божие — это и имейтев уме. Всячески старайтесь, чтобы где слова, там и ум был, или, как говоритсв. Лествичник, заключить ум в слова молитвы. Речь к Богу не языком произносится,а чувствами сердца. — Если будет так… это и будет истинная молитва».
 «Как пониматьвыражение: «сосредоточить ум в сердце»? Ум там, где внимание. Сосредоточитьего в сердце — значит установить внимание в сердце и умно зреть пред собою НевидимогоБога, обращаясь к Нему со славословием, благодарением, прошением, назирая притом,чтобы ничто стороннее не входило в сердце. Тут вся тайна духовной жизни.
 Покаянныечувства и слезы в молитве… это настоящее дело. Без покаянных чувств молитване в молитву. Так и считайте ее небывшею. Молитва без сих чувств есть то же,что выкидыш мертвый. Так у отцов. А слезы на молитве всячески старайтесь иметь.Приучите себя рыдать над собою, как над мертвым… Ибо главная мысль или место,где следует себя держать мысленно, — есть час суда, или тот момент, когда Господьготов произнести: приди или отойди! О! Господи, спаси же! И как не плакать,не будучи в состоянии утвердительно сказать, что Он не скажет: «отойди». Питаниемолитв, стояние на молитве и поклоны составляют молитвенное состояние, а молитва,собственно, идет из сердца. Когда этой нет – и никакой нет».
 «Старайтесьвсегда от сердца молиться; для сердца же такой закон: сердце сокрушенно и смиренноБог не уничижит» (Свт. Феофан Затворник).

 4. Изгоняешь ли из сердца своего, стоя на молитве, все житейские попечения?
 Вы сказали,что вас тяготит забота житейская до того, что и молиться не дает. Это — вражьенаваждение.
 Как нам нужныкров, одежда, пища и другие вещи, то нужно и добывать их: нужно потому и думатьоб этом и стараться. И в этом ничего нет грешного.
 Так Бог благоволилустроить нашу жизнь.
 Но к этому— безгрешному — враг, подкравшись, прививает грешное — эту непрестанную заботу,которая и голову тяготит и сердце гложет. Против этой болезни направлены всенаставления Спасителя о непопечении: не пецытеся, утренний —собою печется, и т.д. Не то сие значит, — чтоб ничего не делали, а то, чтоб, все делая, не томилисьизлишней заботой, которая ничего не придает, а только томит… Многозаботливостьгрешна тем, что все хочет сама устроить и добыть, без Бога, — тем, что послетого научает опираться надеждой на добытое и на прочие способы свои исключительно,без Божия промышления, — и через то и другое настраивает житейские блага почитатьглавной целью и настоящей жизнью конечной, не простирая помышлений о будущейжизни. Видите, какой дух богоборный движется в этой многозаботливости!…
 Возьмите же из сего побуждения к тому, чтоб бороться с сиим злом, как вы боролись бы,если б враг, подошедши, внушал вам душегубство. Если не станете бороться, заботасовсем вас съест, а станете бороться, она отойдет, как и всякая другая немощьдушевная, когда с нею борются.
 Как бороться?— Начинайте и научитесь… Начните прежде всего молитву очищать от сей заботы,а потом очистите и все дела свои, так что и дела будут у вас идти своим чередом,и заботы притом не будет.
 Как молитвуочищать от заботы? — Как только придет забота во время молитвы, — гоните ее;опять придет — опять гоните…
И так всегда… Никогда не держите заботы при молитве, как только сознаете,что она пришла. В этом борьба! — И увидите плод.
Еще перед молитвой положите не поддаваться заботе, если придет во время молитвы,— и оградите сим, утвердите такое намерение разным помышлением… Увидите плод,только рук не опускайте, а боритесь (Письма свт. Феофана Затворника).

 5. Ходишь лидля молитвы в праздничные дни в храм Божий? С усердием ли выстаиваешь все церковныеслужбы — Божественную литургию, утреню и вечерню?
 Знай, что в храме Божием, где одними устами возносят хвалы, благодарения и прошения к Богу, молитва твоя будет несравненно успешнее и благотворнее, нежели домашняя.Помни, что где двое или трое соберутся для молитвы во имя Иисуса Христа, там и Он посреди тех.
 Поревнуйхристианам первых времен Церкви, которые, несмотря ни на какие препятствия для их молитвенных собраний, собирались весьма часто, где только могли, обращаяв храмы не только дома, но и подземные пещеры и самые темницы, куда их бросалигонители. Они выносили из своих собраний такой богатый запас духовного утешения,духовной силы и бодрости, что способны были радоваться среди всяких житейскихопасностей и не ощущать страха от самых близких и страшных мучений.
 Не забывай,что Святая Церковь 80-м правилом VI Вселенского Собора отлучает от причастиятех мирян, которые без уважительной причины не придут в праздничные и воскресныедни в церковное собрание в продолжение трех недель сряду.

 6. Питаешь либлагоговейное уважение к святыне?
 Неуважениек святым храмам и другим священным предметам есть тяжкий грех.
Когда мы собираемся в храм, то должны всегда помнить слова: «Сними обувь твоюс ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая».
 Мы должны бы тоже произнести вместе с патриархом Иаковом: «Истинно Господь присутствуетна месте сем… Это не иное что, как дом Божий, это — врата небесные».
 Нас неприятнопоражает легкомыслие, тщеславие, пустая развязность, сонливость, рожденная от пресыщения, самонадеянное непочтение и неприличное поведение, часто огорчающеенас во время христианского богослужения.
 Много линайдется между массой молящихся в праздничный день в храме Божием таких, которыемогут сказать себе, что в данный момент они свободны от всяких греховных помыслови с чистым сердцем возносят свои молитвы к Господу?
Мы все должны помнить, что Бог находится в Своем священном храме и что каждый,желающий предстать пред Ним, как следует, должен явиться с чистыми руками и чистым сердцем и стоять во храме Божием с верою, бла-гоговением и страхом Божиим

(Продолжениеследует)

 

В других номерах:

Архипастырь

Архиепископ Викентий принял участие в праздновании 60-летия ФГУП «Центральный авторемонтный завод №5» Министерства обороны

Екатеринбург, 13 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Свою первую продукцию Центральный автомобильный завод №5 выпустил в 1946-м году.

 
Азы православия

Святитель Николай Сербский: Мысли о добре и зле

 Красотачеловека Люди выглядяткрасивыми только среди людей. Человек человеку кажется красивым. А больше никтона свете не замечает красоты человека.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс